Гос архив литературы и искусства. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития, характеристика архивных фондов

Гос архив литературы и искусства. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития, характеристика архивных фондов

Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития, характеристика архивных фондов – реферат по культурологии

  • Тип: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Все рефераты по культурологии »
  • Язык: Русский
  • Дата: 8 апр 2015
  • Формат: RTF
  • Размер: 14 Кб
  • Страниц: 17
  • Слов: 3003
  • Букв: 20837
  • Просмотров за сегодня: 1
  • За 2 недели: 13
  • За все время: 360

Тезисы:

  • Российский государственный архив литературы и искусства: путеводитель / Ред.
  • Характеристика архивных фондов РГАЛИ.
  • Архив литература искусство фонд.
  • Архив был создан в 1941 г. как Центральный государственный литературный архив.
  • Основную массу фондов архива составляют личные фонды деятелей культуры.
  • Федеральная архивная служба России: Краткий справочник.
  • Чмыхало А.Ю. Архивное дело: пособие / А.Ю. Чмыхало.
  • Место расположения архива – г.Москва.
  • Подавляющее большинство хранящихся в РГАЛИ документов является их историко-культурная ценность.
  • В его 3012 фондах насчитывается свыше 1 млн.

Похожие работы:

186 Кб / 45 стр / 7232 слов / 53870 букв / 10 авг 2019

11 Кб / 14 стр / 2221 слов / 15437 букв / 30 апр 2014

0 байт / 15 июн 2014

17 Кб / 19 стр / 3579 слов / 20680 букв / 29 фев 2016

28 Кб / 43 стр / 7137 слов / 48473 букв / 29 сен 2014

8 Кб / 3 стр / 1017 слов / 6773 букв / 8 июл 2007

6 Кб / 11 стр / 976 слов / 7741 букв / 30 дек 2015

11 Кб / 13 стр / 2151 слов / 15071 букв / 7 дек 2015

46 Кб / 25 стр / 7343 слов / 45767 букв / 14 апр 2007

38 Кб / 49 стр / 8211 слов / 60161 букв / 27 апр 2016

Актуальные рефераты по культурологии

Электронная библиотека студента StudentLib.com © 2016-2020

На этой странице Вы можете скачать бесплатно реферат по культурологии на тему «Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития, характеристика архивных фондов»

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) — крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства – Российский государственный архив литературы и искусства. Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.

История организации РГАЛИ

Архив был основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея — Гослитмузея (ГЛМ) — как Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ.

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Появление нового архива с одобрением встретили и поддержали деятели культуры и общественность.

Читать еще:  Сценарий игровой – развлекательной программы для детей младшего школьного возраста. «Ярмарочный театр Петрушка»

Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул.

Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина. Из Московского областного архива – материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве – фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского.

Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново – архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского – архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы – материалы В.Г. Короленко, из Киева – Н.В. Гоголя и др.

Интенсивно пополняясь документами по истории русской литературы и искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда же в архив были переданы материалы К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и некоторые другие.

Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов:

научно-справочной литературы (библиотеки).

К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

Читать еще:  Храм парфенон размеры план. Архитектурное и художественное оформление парфенона древней греции

К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии – 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США – автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии – письма И.Е. Репина.

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года РГАЛИ был включен, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов и др., в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Российский государственный архив литературы и искусства

История архива

Если вы интересуетесь творческими поисками или подробностями биографии художников, музыкантов, архитекторов и других деятелей культуры, хотите поработать с дневниками, уникальными фотографиями или рисунками, то ваш путь лежит по адресу: улица Выборгская, дом 3, корпус 2. Изначально архив создавался как литературный. В 1941 году сюда передали коллекции Государственного литературного музея, а также некоторые материалы из Третьяковской галереи, Исторического музея, Архива Октябрьской революции и других музеев и частных архивов, имевших отношение к искусству и литературе.

Семь лет спустя его переименовали в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, а после 1992 года первое слово в названии сменилось на «Российский». Неудивительно, что литературная часть архива наиболее масштабна.

Среди ее сокровищ самый древний документ – рукописная книга XIV века «Пасхальная Агада» с описанием ритуала пасхального седера на древнееврейском языке. Другие древние произведения датируются XVI–XVII веками. Тут же содержатся материалы о жизни и творчестве замечательных деятелей русской культуры – от Пушкина и Лермонтова до Розанова и Солженицына.

Особую ценность представляет «Остафьевский архив», хранящий документы нескольких поколений семьи Вяземских. В нем рукописи князя Петра Вяземского, друга Пушкина, автографы выдающихся деятелей – от Петра I и императрицы Екатерины II до английского поэта Джорджа Байрона и французского писателя Оноре де Бальзака. На хранении в РГАЛИ находится часть архива Достоевского. Благодаря ему можно представить, как создавались классические произведения русской литературы «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток». Серебряный век представлен творческим наследием Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Пастернака, а также Бунина, Андреева и других выдающихся писателей и поэтов. Многие документы из литературных архивов того периода долгое время были засекречены. Они стали доступны исследователям и широкой публике в конце 1980-х – начала 1990-х годов. Часто эти материалы были либо привезены из-за рубежа, либо некогда выведены из общего хранения за их «антисоветскую направленность».

Читать еще:  Варвара турова о модных местах, бардаке и настоящих джазменах. На скриншоте Варвара Турова объясняет своему бывшему работнику из…: kassian

Не менее богатая коллекция документов, хранящихся в РГАЛИ, касается истории русского театра. Здесь вы найдете архивы Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества; личные архивы Мейерхольда и Яблочкиной, Собинова и Петипа. Помимо фотографий, запечатлевших сцены различных постановок, можно увидеть эскизы декораций и костюмов, режиссерские сценарии пьес, прочесть заметки режиссеров о спектаклях и репетициях или записи, раскрывающие актерское видение. Особенность РГАЛИ в том, что он совмещает функции музея и архива. На хранении в фондах находится огромный изобразительный материал – картины, фотографии, плакаты, графика и т. д.

Особые коллекции

Есть и еще один нюанс. В свое время многих художников запрещали выставлять в музейных залах по идеологическим и политическим причинам. В архиве их работы были спасены и сохранены для потомков. Таким образом, например, уцелели творения русских авангардистов.

В РГАЛИ находится бесценная коллекция Владимира Татлина и Алексея Крученых, работы таких мастеров авангарда, как Любовь Попова, Надежда Удальцова, архитекторы братья Александр и Виктор Веснины. За счет личных архивов пополнилась коллекция графики и плаката, например здесь можно увидеть 400 оригинальных плакатов Маяковского. Графика поступила сюда еще при создании архива из разрозненных собраний книжных издательств и редакций художественных журналов. Тогда же Третьяковская галерея передала хранившиеся в ее фондах документы мастерской ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, Российской академии художеств, а также личные архивы некоторых художников. В дальнейшем изобразительный отдел архива пополнялся за счет различных поступлений. Например, благодаря искусствоведу и коллекционеру Илье Зильберштейну здесь можно взглянуть на акварели Бенуа, театральные эскизы Добужинского, рисунки Коровина, Лифаря, Ремизова.

Из деятелей кино свое наследие оставили архиву Яков Протазанов и Иван Мозжухин, Михаил Ромм и Лев Кулешов, Дзига Вертов и Роман Кармен. Несомненное украшение собрания – пять тысяч рисунков режиссера Сергея Эйзенштейна. Чрезвычайно богаты музыкальная коллекция и собрание кинофотодокументов (к примеру, именно здесь хранится одна из лучших коллекций русской фотографии). Уникально собрание личных вещей и предметов, принадлежавших выдающимся деятелям культуры и искусства. Среди них грушевый ларец Марины Цветаевой, ее серебряный перстень и чернильница, а в архиве Николая Бердяева – портмоне и бумажник, часы и портсигар.

Родственники поэта Константина Симонова передали на хранение в архив весь интерьер его рабочего кабинета. РГАЛИ регулярно устраивает выставки, ведет большую просветительскую и исследовательскую работу. Его собрание постоянно пополняется.

Но самой важной задачей сотрудники полагают создание электронной базы документов, мечтая потягаться с ведущими мировыми архивами не только объемами фондов, но и новыми технологиями. Возможно, уже скоро благодаря этому нововведению мы сможем читать дневники Лермонтова или изучать редкую партитуру Мусоргского, не выходя из дома.

Источники:

http://studentlib.com/referat-221071-rossiyskiy_gosudarstvennyy_arhiv_literatury_i_iskusstva_istoriya_vozniknoveniya_i_razvitiya_harakteristika_arhivnyh_fondov.html
http://studwood.ru/534565/kulturologiya/rossiyskiy_gosudarstvennyy_arhiv_literatury_iskusstva_rgali
http://www.culture.ru/institutes/6104/rossiiskii-gosudarstvennyi-arkhiv-literatury-i-iskusstva

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии