Что меня поразило в произведениях губарева. Скромное обаяние картин валентина губарева

Что меня поразило в произведениях губарева. Скромное обаяние картин валентина губарева

Скромное обаяние картин Валентина Губарева

Художник Валентин Губарев живет в Минске. Рисует он на самые простые и незамысловатые темы, но каждая из его картин – это целый мир, который кажется знакомым и в то же время, если хорошенько приглядеться, содержит в себе множество деталей, делающих его необыкновенно притягательным.

Скромное обаяние неразвитого социализма

Он очень востребован на западе, особенно во Франции. Вот рассказ художника, как его нашли французы:

Двадцать лет назад раздался звонок из Москвы: «Валентин Губарев жив?» Я думаю: «Боже мой, ведь обычно после смерти художника картины дорожают. Что же сказать-то? Сознаться, что жив или…» Но как человек честный все-таки говорю после некоторой паузы: «Ну, жив». Оказывается, французы нашли каталог со старой выставки, где была моя работа, и заинтересовались. Раздумывали целый год, потом предложили сделать выставку в галерее Les Tournesols, что значит «Подсолнухи» .

И ещё немного о той первой выставке.

На открытие пригласили официантов, приодели их якобы в белорусские костюмы — этакий сербско-хорватско-финско-мордовский стиль. Потешно, но и колоритно для меня как для художника. Или вот еще видение с выставки: благообразная пара лет под восемьдесят. Он явно голубых кровей, она — княгиня, изысканная, с седыми буклями, в золотых очочках. И вот эта дама пришла в майке огромного размера, на которой нарисована тройка лошадей и написано по-русски «Тройка», а ее спутник в вышитой рубашке, подпоясанный веревочкой. Это потому что они хотят соответствовать теме.

До перестройки его картины на выставки не брали, герои были нетипичные.

Помню, рисую народную сказку, а меня спрашивают в издательстве: «Что это у коров рога в разные стороны?» Я понял, что даже рога надо рисовать, чтобы у всех в одну сторону.

И вот перестройка грянула:

Бежит ко мне искусствовед: «Губарев! Валентин!» Я чуть не упал от радости — вот уже и по фамилии меня знают искусствоведы. А она говорит: «Вашу работу опять отклонили. Нам нравится, но резолюция такая: неуместная ирония». Будто печать на мои картины поставили.

Из чего состоит человек? Шестьдесят процентов прошлого, тридцать — настоящего, десять будущего — то, о чем он мечтает. У каждого свой расклад, но примерно так. Я не фантаст, по сути, листаю альбом своей жизни, рисую то, к чему имею прямое отношение. У меня искусство не лабораторно выведенное, а природное, экологически чистое.

Уже двадцать лет я мог бы жить во Франции. Но я и сам вижу, что, грубо говоря, навоз моего творчества — это наше бытие: поминки, праздники, проводы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ КАРТИН ВАЛЕНТИНА ГУБАРЕВА

Биография Валентина Алексеевича Губарева проста и необычна одновременно. Родился он в послевоенном 1948 году, в Нижнем Новгороде. Учился в Московском полиграфическом институте. Позже женился и в 1975 году переехал в Минск. Еще во время учебы начала проявляться его ярко индивидуальная манера рисования. За карикатурными чертами персонажей просматривался особый взгляд на мир. Именно это клеймо «нетипичности», поставленное деятелями советской культуры на его самобытных работах, на долгое время сделало их безвестными… Но вдруг, в 1993 году судьба делает непредвиденный зигзаг удачи. Вот как об этом шутливо рассказывает сам художник:

Читать еще:  Произведения джека лондона. Джек Лондон: биография, личная жизнь, интересные факты, книги

Оказывается, французы наткнулись на каталог какой-то выставки, где была его работа, заинтересовались ею и рискнули сделать персональную выставку в галерее «Les Tournesols»(«Подсолнухи»). Ко всеобщему удивлению и радости, выставка неизвестного художника прошла очень успешно. С тех пор, уже более 20-ти лет художник имеет эксклюзивный контракт с одной из престижнейших галереей. Кроме того, активно сотрудничает с галереями Швейцарии, Германии, США, с успехом участвует в аукционах Christie (Лондон), Drouot Richelieu и Jaschen (Париж).

Картины Валентина Губарева обладают невероятной притягательной силой и обаянием. На них эмоционально и позитивно реагируют даже далекие от искусства люди. В его произведениях кроется некое простодушие и ирония, озорство и грусть, глубокая философия и юмор. На его картинах — множество действующих лиц, деталей и предметов, как на балконе панельной пятиэтажки, заваленном вещами нескольких поколений жильцов. Но, как точно подмечают ценители его картин: “много всего, но ничего лишнего”.

Возможно поэтому его называют «белорусским Брейгелем». Сравните, например, картину нидерландского живописца (1559-го года)

с современными работами Губарева

И дело тут не в отдаленном сходстве художественных приемов, композиционных постановок или использования древних традиций «смеховой народной культуры». Важнее всего – это фантастически образный язык «наива», который избрал художник Губарев для коммуникации со зрителем. В том же стиле «примитивизма» выражали свои замыслы великие художники Анри Руссо, Нико Пиросманишвили, Мартин Рамирес, Анна Мэри Мозес, более известная творческому миру, как «бабушка Мозес». А так же и современные, но не менее известные «бабушки» — Екатерина Медведева и Мария Примаченко.

Примитивизму не важны соблюдения правил и догм живописи. Тут более важны искренность передаваемых чувств и непосредственность изображения. А это вполне удается Валентину Губареву. Сюжеты его картин так же просты и незамысловаты на первый взгляд, как народный фольклор. Они сохраняют характерные черты ушедшей эпохи, которая с юмором изображается в бытовых зарисовках. В них запечатлелось медлительное бытие провинциальных городков, с их позабытыми, уже хрестоматийными атавизмами: куры в палисаднике, консервация в погребе, полированная мебель, отрывной календарь и гитара с бантом на стене, пирамиды пуховых подушек, ковры с тонконогими оленями…

Слегка озорничая, автор дает некоторым своим работам соответствующие названия. Обратите внимание на «Лампочку в 200 ватт» или «Красное, крепленое». Гротеск и юмор наименований его картин невольно напоминают о добродушной сатире немецкого карикатуриста Герхарда Глюка, тоже старательно подбирающего названия к своим картинам (статья о его творчестве).

Но губаревские наименования произведений бывают не только ироничны и шутливы. Они могут создавать сложный культурный подтекст. Не зря у художника на книжных полках уживаются академические издания по искусству, альбомы авангардистов, книга Дейла Карнеги, а рядом — кулинарная книга и сонник.

Например, наименование его картины « Скромное обаяние неразвитого социализма » , на которой изображен тесный, как коммуналка дворик, где бок о бок живут его персонажи, — перекликается с названием франко-испанского фильма 1972 года « Скромное обаяние буржуазии » ( режиссер Луис Бунюэль ), повествующий о ровно противоположном: о пустой праздности жизни буржуа.

Читать еще:  Характеристика образа Холдена Колфилда в романе «Над пропастью во ржи» Джерома Селинджера (Школьные сочинения). Главный герой романа «Над пропастью во ржи» Холден Колфилд

В зависимости от меры образованности и эрудированности, каждый может создавать целые цепочки ассоциаций в отношении произведений автора. Вот, к примеру, картина «Обозреватель» в «шапке» этой статьи, не вызывает у вас воспоминания о советском фильме «Полеты во сне и на яву»? Или о полете над Витебском двух влюбленных с картины Марка Шагала?…

Несомненно и то, что творчество Валентина Губарева понятней и доступнее тем зрителям, кто так или иначе знаком с менталитетом жителей постсоветского пространства (тот менталитет, который не снимешь в одночасье, как ковер со стены, и не спрячешь в сундук).

Иностранцы могут часами стоять перед его картинами, отыскивая в них явные и тайные смыслы. Потом идут к мастеру, чтобы сверить свои ощущения с его творческим замыслом. Губарев подшучивает над возникающими ситуациями: «Французы в живописи хорошо разбираются, но в нашей жизни ни фига не понимают. Вот муж с женой смотрят картину, на которой я нарисовал маленькую хлебопекарню с трубой. Обязательно спросят, не Чернобыль ли это. Или вот работа « Победители последнего урожая «. Там сидят бабы, обхватив ляжками огромную морковь. Мне кажется, очень эротичная картина. Но подходит ко мне иностранец и шепотом спрашивает: «Скажите, я правильно разгадал смысл? Это парад на Красной площади, везут ракету СС-20?» Или вот изобразил я мужиков и баб с цыплятами у красной кирпичной стены. Так это для французов, оказывается, не что иное, как политбюро у Кремлевской стены» .

Ограниченный своей тематикой, блог «ARTотека еды» приводит примеры произведений художника, связанные с едой. Но авторская палитра намного обширнее и значительней. «Погуглите» его замечательные произведения, которые он рисует в своей мастерской, расположенной на тихой улице города, где деревья — выше домов, где на третий этаж ведет скрипучая деревянная лестница, а зимой топится настоящая русская печь. Где художник начинает работать на заре, а кисти старается откладывать попозже: чтобы промелькнула ночь и утром снова можно приняться за любимое дело…

«Лампочка в 200 ватт»

«Второй признак целомудренности»

Забавный случай с этой картиной: ее продали во французской галерее после того, как автор закрасил слово «зидан» на майке крошечного рыбака, сидящего в глубине картины,спиной к зрителям…

«Домашняя запеканка с карамелью»

«Ангелочки любят колбаску»

В статье использовались материалы из интервью Валентина Губарева «Российской Газете»,

Искусство

Родом Валентин Губарев из города Горький. В 1975 году он переехал в Белоруссию, где и живёт по сей день. Его картины относятся к так называемому жанру “наивного искусства”. Но меня они поражают точностью обстановки тех лет. Я узнаю все эти шкафчики, люстры и занавески из своего детства. Давайте посмотрим несколько картин художника.

1. Зимний вечер в Сморгони.

Вы видите комнату в маленьком деревянном доме. За окном – такие же домишки. И эта обстановка мне очень хорошо знакома. Практически всё то же самое было в доме у моей бабушки, которая жила на окраине Саратова. Потом, когда снесли её деревянный домик и переселили в новый 9-этажный дом, со всей этой обстановкой расстаться так и не решились.

Читать еще:  Сравнение научного и художественного текста. Разница между художественной и научной литературой

Так и оставались там – и железная кровать, и сундук, и даже коврик над кроватью с вышитой картинкой. Но на коврике, привезённым от бабушки, был не олень, а, как ни странно, именно три богатыря, которые висят справа на стене. Кстати, я до сих пор не понимаю, почему отказались от модели старых советских пододеяльников, в которых так удобно было вставлять одеяло.

И радио, стоящее на маленькой полочке, я тоже помню. И всё-таки, каким безмятежным счастьем веет от этой картины Валентина Губарева. И неспешно падающий снег за окном только усиливает это ощущение.

2. Её величество.

Конечно, все картины художника пронизаны каким-то грустным юмором. Вы видите уже немолодую женщину, которая перед зеркалом снимает накрученные на ночь бигуди. Она живёт не в бедной, по советским меркам, квартире.

На стене – уже настоящая картина в рамке. Да и кровать такую надо было ещё достать. Женщина занимает, видимо, какую-то руководящую должность и привыкла управлять. Может, она директор магазина. Но живёт она, по всей вероятности, вдвоём с рыжим котом. А то вряд ли бы она позволила себе сидеть в таком виде.

3. Утренние грёзы.

А вот квартира одинокого мужчины. В комнате ничего лишнего. Главная ценность – шкаф с книгами. Мужчина пьёт перед работой чашку чая и читает какую-то книгу. Наверное, он работает инженером на заводе. И, возможно, он уже вырос до ведущего инженера, и на работе его ценят и уважают.

Но жизнь проходит, и каждый день одно и то же. Мы не видим выражение лица этого мужчины. Но у лежащего слева котика хорошо заметно выражение тоски, которое, видимо, накатывает на хозяина этой квартиры.

Мужчина уже не ждёт каких-то перемен от жизни, и весь погрузился в свои грёзы и мечтания. Вы видите впереди то, что ему привиделось – пальмы, море и солнце.

Скорее всего, он никогда не был в таких местах и понимает, что вряд ли будет. Наверное, об чём-то таком написано в книге, которую он читает за завтраком. Сейчас он прочитает ещё страничку и отправится на свою привычную работу.

4. В гости к шурину.

Ещё одна сцена из жизни маленького городка. Видимо, выходной день. Муж с женой идут навестить брата жены. Муж одной рукой держит купленный женой тортик. На голове у жены эти ужасный мохеровый берет, который был очень популярен одно время.

Но другой рукой муж незаметно проверяет что-то, лежащее во внутреннем кармане пальто. Конечно, это припрятанная бутылка, которую мужчины незаметно от жён собираются распить.

Всё как всегда. Тихая, размеренная и такая предсказуемая жизнь. Наше недавнее прошлое. И ещё – на улице нет машин! Этих гудящих, ревущих, и зачастую извергающих ужасную музыку, от которой подпрыгивает мебель в квартирах.

Эта жизнь уже начинает забываться. Она вызывает разные чувства и эмоции у тех, кто её застал. А вы хотели бы хоть на несколько дней вернуться в ту жизнь?

Источники:

http://lamp.im/skromnoe-obayanie-kartin-valentina-gubareva/
http://www.art-eda.info/skromnoe-obayanie-kartin-valentina-gubareva.html
http://art.mirtesen.ru/blog/43693799933/Obayanie-sovetskogo-proshlogo-na-kartinah-Valentina-Gubareva

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии