0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Знакомство ребёнка с изобразительным искусством. Эстетические качества у детей мы воспитываем средствами музыки

Роль музыки в эстетическом воспитании.

Введение.

На современном этапе развития перед обществом стоит первостепенная задача — воспитать всесторонне гармонично развитую личность. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

ЭСТЕТИКА (от греческого – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром, а также – как область художественной деятельности людей. Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства, а также на развитие у ребенка способностей к творчеству, искусству и созиданию. Начинается оно с первых лет жизни детей. К эстетическому воспитанию дошкольников относится развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, труду, общественной жизни. Предметом данного вида воспитания является — развитие в детях с помощью средств искусства художественного восприятия внешнего мира. Эстетическое восприятие– это совокупность чувств и эмоций, проявление радости, недовольства, печали, счастья, удовольствия. В процессе эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т.к. она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Ведь музыкальные впечатления, полученные ребенком в период раннего и дошкольного детства, остаются в его памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Музыка – самый эмоциональны вид искусства, она имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, тем самым является «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский.

Музыкадолжна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности детей (в том числе образовательную), служить развлечением и отдыхом.

Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Цикл «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБУЧАЛОЧКИ» Е.Железновой является замечательным проектом музыкального развития детей раннего возраста.

Детская музыка русских (А.Лядов, Н.Ребиков, Гречанинов) и современных композиторов в прекрасной оранжировке; вариативность исполнения каждого музыкального номера; возможность использования в индивидуальной и коллективной работе и в разных условиях (домашнее музицирование, занятия в детском учреждении, индивидуально и в группе) – все это делает музыкальные обучалочки незаменимым и богатейшим инструментарием в гармоничном развитии детей раннего и дошкольного возраста.

Основные признаки музыкальности:

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности.

Эстетическое отношение детей к окружающему, к природе, достигается в том числе и средствами музыкального искусства. Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке.

В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию, через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей.

Прежде всего, у детей развивается способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. С помощью изобразительных средств и особенностей музыкального языка, музыка может отражать окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания. Педагог знакомит детей со средствами музыкальной выразительности:темпом, тембром, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Дошкольники учатся различать эти средства, узнавать звучание различных музыкальных инструментов, персонифицировать их в оркестре и ансамбле, и связывать это с содержанием музыкального произведения, особенностями художественного образа.

Читать еще:  Отметить одну из особенностей композиции комедии. План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: «Особенности композиции комедии Н.В

Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы, окружающего мира, персонажам сказок и театральных постановок. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе, и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.).

Развитие у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами окружающей действительности и художественным воплощением ее образов в музыке.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

Роль музыки в эстетическом воспитании.

Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки. Музыка связывает, «породняет» человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем — через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого «родства» к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие «себя во всем и всего в себе». Происходит, согласно учению о становлении человека, «выход за пределы» (Гегель, Энгельс, Вернадский). «Выход за пределы» означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и отношениями детей, с их восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все «внемузыкальные» проявления и интересы ребенка.

Музыка — одно из важнейших средств эстетического воспитания дошкольников.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии.Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни, самый мощный и эмоциональный вид искусства.

Эстетическое воспитание– это не только расширение кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмом, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.

Эстетическое воспитание совершенствует природу человека, возбуждает высокие чувства, приучает пользоваться сокровищницами искусства.

1. «Основы эстетического воспитания/под. ред. М. А. Кушвеава – М., 2005

2. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников», — М., Просвещение 2005,-322 с.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». 2-е изд. – М., Академия 2007

4. Метлов Н.А. «Музыка-детям», — М., Просвещение — 2005

Консультация на тему: «Эстетическое воспитание ребенка средствами литературы, изобразительного искусства и музыки».

Галина Левина
Консультация на тему: «Эстетическое воспитание ребенка средствами литературы, изобразительного искусства и музыки».

В настоящий момент, нет, пожалуй, другой области педагогики, где существовал бы такой разрыв огромных возможностей и мизерных результатов, такая растрата воспитательного потенциала, как в эстетическом воспитании средствами литературы, изобразительного искусства и музыки.

Сущность художественного освоения мира человеком из воспитательных программ под давлением методов преподавания. В результате выпускники становятся не развитыми эстетически людьми. Их опыт не позволяет им всерьез допустить, что искусство и эстетическое воспитание представляет собой насущную необходимость для становления личности. Эти люди становятся родителями – замыкается круг, программируется появление новых поколений эстетически не развитых людей.

Читать еще:  Литературно общественные течения второй половины 19 века. Литература в России во второй половине XIX века

Прежде всего осознать цель всеобщего эстетического воспитания, главная цель которого – формирование у каждого:

1) высокого (эстетического) уровня эмоционально – ценностного отношения ко всем явлениям жизни;

2) творчески – эвристические способности;

3) образно – ассоциативное мышление.

Стремясь развить у детей эстетическое отношение к миру, мы отнюдь не завышаем их возможности.

В детском саду дети много рисуют, но сама программа механистична, работа детей оценивается не по художественной образности, а по техничности, чистоте исполнения. А ведь искусство должно быть выражением чувств, а не техникой.

Детям говорят: березку рисуют так, елочку так — … дальше — больше, указывают каким цветом. Тем самым задается штамп. Ребенку облегчают задачу. А необходимо развивать умение видеть реальную жизнь. Не нужно облегчать, нужно, наоборот, усложнять.

В Японии дети к шестому классу знают 240 оттенков цветов. А мы не развиваем эту способность, даже не знаем, сколько оттенков цвета видят дети. Детям навязывают стереотипы, считая это чем – то положительным.

Развитие зрительной системы не менее важно, чем слуховой: 90% информации поступает через зрение, а этот канал мы менее всего развиваем. Кстати, необходимо ещё и родителей воспитать, потому что и они ещё много не понимают. Их самих так учили и они стараются упростить ребенку задачу.

Конечно, спокойнее воспитать всех немного одинаковыми, а нужно воспитывать творческие личности иначе они будут плохими гражданами, плохими отцами и матерями, плохими работниками, потому что у них не будет творческого, личностного отношения к жизни, не будет личной позиции.

Всё начинается с детства…

Консультация для родителей «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду» Консультация для родителей: «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду» Гармоническое.

Нравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки «Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки»Тема моего инновационного опыта «Нравственно патриотическое.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Приобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства Приобщение учащихся к кубанским традициям через декоративно-прикладное и изобразительное искусства. Происходящие в нашей стране глобальные.

Самообразование по теме «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца» II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность темы: Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями.

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается.

Уголок изобразительного искусства . Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творчества детей, способствует возникновению.

Воспитание дошкольников средствами искусства. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие у детей любви к прекрасному в процессе ознакомления их с искусством.

Воспитание ребенка средствами музыки Воспитание ребенка средствами музыки 1 слайд Воспитание ребенка средствами музыки – это тема никогда не потеряет своей актуальности.

Знакомство детей с искусством

Жизнь и искусство находятся в тесной связи. Искусство помогает видеть действительность, в свою очередь наблюдения жизни помогают понять произведения искусства. Вот почему в воспитании эстетических чувств у детей наши педагоги широко используют и природные богатства, и произведения искусства.

Стремясь научить детей видеть прекрасное в природе, мы усиливаем их впечатления поэтическими образами литературы, живописи, музыки, скульптуры и других видов искусства.

В течение года воспитатели отмечают каждое необычное явление в природе. Вместе с детьми находят причинную связь этих явлений, отмечают их красоту, учат присматриваться к окружающему.

Наша задача состоит не только в том, чтобы научить ребенка воспринимать красивое, видеть его, чувствовать и понимать, но главным образом в том, чтобы эстетические впечатления вызывали желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным посильным участием в создании этого прекрасного, чтобы чувство прекрасного могло оказать действенное влияние на поведение ребенка, воспитать в нем бережное отношение к природе.

Живописное природное окружение нашего города дает богатейший материал для формирования эстетических эмоций ребенка, воспитания его вкуса и наблюдательности, расширения опыта и знаний. Эти впечатления отражаются в различных видах: в игре, рисовании, драматизации.

Изобразительное искусство обогащает детей впечатлением, способствует развитию органов чувств, мышления, воображения, делает наблюдения более целенаправленными и глубокими.

Поэтому педагоги с чувством большой ответственности относятся к выбору художественных произведений и продумывают методику ознакомления с ними, чтобы предмет искусства доставлял эстетическое переживание, радость, удовольствие.

Читать еще:  Как желтков влюбился в веру. Характеристика Желткова из "Гранатового браслета": что особенного в этом герое? Описание внешности поклонника Веры

Большое значение воспитатели придают знакомству с предметами быта, так как с ними дети ежедневно встречаются дома, в дошкольном учреждении. Благодаря тому, что мы систематически направляем внимание на красоту окружающих нас предметов, ребята учатся бережно относиться к вещам.

Чтобы закрепить накопленные впечатления от целого ряда художественных предметов, мы объединяем их и устраиваем в студии изобразительной деятельности выставки скульптур, художественных предметов быта, хохломских изделий, фарфора и др. Таким выставкам придаем большое значение. Дети приучаются замечать красоту предметов, разглядывать их, сравнивать между собой по форме, цвету, узору. Таким образом развивается внимание и умение выбирать наиболее интересное и красивое.

Знакомство с произведениями искусства оказало большое влияние на изобразительную деятельность детей. Поднялась их общая культура: они стали более внимательны друг к другу, а чувства — тоньше.

При изображении предметов ребята правильно передают их общую форму и мелкие детали, многие характерные особенности.

Выбирая темы для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, мы стараемся это делать так, чтобы детям было интересно, весело, чтобы занятия не были оторваны от жизни детей, от полученных ими впечатлений, от их переживаний, опираемся на ранее приобретенные умения и знания, учитываем возможности малышей.

Эстетические качества у детей мы воспитываем средствами музыки.

Она, воздействуя на человека, заставляет волноваться, переживать, восхищаться, грустить. С особой силой, глубиной музыка влияет на ребенка в силу его особой эмоциональности, что позволяет развивать музыкальную восприимчивость и привлекать к практической деятельности: пению, музыкально-ритмическим движениям.

Используя песенный материал, педагоги воспитывают любовь к своей стране, родной природе, организованность, теплое отношение друг к другу, к людям других стран и национальностей.

Многое зависит от отношения самого педагога к данному произведению, от его преподнесения. Яркий, образный, эмоциональный показ песни музыкальным руководителем во многом влияет на последующее успешное исполнение ее детьми.

Обучение детей навыкам правильного пения, слушания музыки и движениям под музыку проводится при организации любых режимных моментов. Совместное планирование работы педагога и музыкального руководителя способствует широкому использованию музыки в повседневной жизни. Большое внимание мы уделяем сочетанию словесного пояснения с непосредственным исполнением. Мы знаем, что слово помогает ребенку осознать содержание, а музыка, воздействуя на чувства, в свою очередь вызывает определенные мысли.

Уметь увлечь слушателей, вызвать ответные переживания — это искусство, которым уже способны в известной мере овладеть дети дошкольного возраста.

Чтение литературных произведений развивает и обогащает ум, делает его более восприимчивым к красоте, помогает глубже познавать действительность, эмоционально развивает человека. Поэтому большое внимание в своей работе уделяем художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Мы стремимся сделать жизнь детей полной, интересной, содержательной. Этому во многом способствуют сказки, рассказы, стихи, которые дети слушают или заучивают наизусть, выразительно читают.

Яркие художественные образы, эмоционально воздействующие на ребенка, помогающие понять окружающее, воспитывающие вкус к художественному слову, играют неоценимую роль в эстетическом воспитании.

Большое значение в эстетическом воспитании имеет окружающая ребенка обстановка. Поэтому наш коллектив старается создать уют не только внутри помещений, но и на территории Центра.

Первое, чему коллектив уделяет внимание, — это постоянные чистота и порядок. Групповые и спальные комнаты нашего дошкольного учреждения оформлены в современном стиле. Мы стремимся, чтобы в помещениях нашего Центра преобладали светлые, спокойные тона, способствующие психоэмоциональному благополучию детей.

Важным направлением мы считаем воспитание культуры поведения. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность, жизнерадостность.

В содержании культуры поведения дошкольников выделяем следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Овладение культурой еды — нелегкое для дошкольников дело, но осуществляя формирование этих навыков, мы добиваемся, чтобы ребята кушали с удовольствием, аппетитом и опрятно. Большую помощь в этом нам оказывает специально оборудованное помещение для приема пищи — столовая. Веселый поваренок, расположенный на стене столовой, дает возможность ребятам оценить вкусовые качества пищи и сделать определенные выводы поварам. Столовая помогает нам не только прививать детям культуру еды, но воспитывает у них и навыки культурного поведения в общественных местах.

Воспитывая у детей привычку следить за своим внешним видом, проводя беседы с родителями об удобной, простой одежде, мы не меньше требований предъявляем к внешнему виду педагогов и всего обслуживающего персонала.

Источники:

http://poisk-ru.ru/s43921t6.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-na-temu-yesteticheskoe-vospitanie-rebenka-sredstvami-literatury-izobrazitelnogo-iskustva-i-muzyki.html
http://vscolu.ru/articles/iskusstvo-i-skazka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector