Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества. Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию

Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества. Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию

Традиционные схемы русской народной вышивки

На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

  • В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Читать еще:  Какие два фриза были в древнегреческом парфеноне. Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице

Золотое шитье

Орнаменты славянских народов и их обозначение

Обережная вышивка славян, схемы и значение:

  • Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
  • Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
  • Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
  • Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
  • Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
  • Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.

Рожаница — схема вышивки

Вышивка в русском народном костюме

Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.

Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:

  • на краю рукава;
  • по низу изделия;
  • по вороту.

Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.

Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.

Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.

Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

Особенности техники

Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.

«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.

Крестецкая народная вышивка

Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

Мотивы геометрического орнамента в русской народной вышивке

Орнаментация предметов обихода русского крестьянства с давних пор связана с выполнением разных обрядов, которые сопровождали все этапы жизни человека.

Узоры, украшавшие утварь и одежду людей, несли в себе определенную информацию.

Огромное внимание уделялось украшению текстильных бытовых предметов.

Особенно богато орнаментировалась одежда, полотенца, подзоры, связанные со свадебным обрядом, погребальным и родильным ритуалами, а также с праздниками, входящими в цикл сельскохозяйственных работ. Мотивы орнаментов до последнего времени были традиционными, часто архаичными.

Большим смыслом наполнены композиции геометрического орнамента. Безусловно, геометрический орнамент – это наиболее ранняя форма орнаментации. Неудивительно, что на семантике геометрических изображений отразились сакральные представления наших предков. Можно предположить, что позднейшее значение орнамента как оберега от злых сил было первоначально только одной из его функций.

В мифопоэтических и религиозных системах распространенными геометрическими символами являются крест, круг, квадрат или ромб. Причем их изображения часто комбинируются, перетекают друг в друга, синтезируются.

Главная идея круга и квадрата – разграничение пространства внутреннего и внешнего. Крест подчеркивает идею центра и основных направлений, идущих изнутри вовне. Крест может выступать как модель человека, антропоморфного божества, так же, как геометризированный вариант мирового древа. Крест может обозначать и солярный знак – перекрещивающиеся лучи.

Во многих историко-культурных традициях крест символизирует жизнь, бессмертие, активное мужское начало. В большинстве языков названия креста принадлежат мужскому роду.

С классом изображений креста связана также и свастика – один из религиозных знаков древнеиндийского культа (др. индийское svastika – связанное с благом).

Чаще загнутые концы креста направлены по часовой стрелке, иногда они приобретают округлую форму. Свастику рассматривают как солярный символ, знак света и щедрости, обозначающий благоприятный, счастливый объект.

Круг выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Мотив связан с суточным годовым движением солнца, отсюда широко распространенное словосочетание «круглый год».

Круг часто символизирует само солнце, в разных видах искусства изображается в виде многоугольника, ромба, квадрата, связывается с женским началом.

Основным значением квадрата в разных источниках являются порядок, истина, мудрость, честь, земля. Квадрат и круг образуют горизонтальную плоскость для «мирового древа». Во многих культурах картины «модели мира» вписывают в квадрат, что позволяет судить о соотнесении квадрата и космоса. Часто квадрат противопоставляется кругу.

Производная от квадрата – ромб, вероятно, также был связан с символом земли и плодородия. «Судя по месту в различных композициях, он мог обозначать землю, растение и женщину одновременно» [1, 13].

Космическое значение крестообразных, квадратных, круглых фигур как языческих символов раскрыто на многих образцах искусства народов мира. Эти языческие, солярные образы присущи и орнаменту русской вышивки.

Архаические сюжеты русской народной вышивки, дошедшие до нас в большом количестве вариантов, позволяют проследить устойчивость определенных черт, увидеть в них повторяющиеся, общие места.

Таким образом, можно говорить о традиционных мотивах, сохраненных поколениями мастеров, отчасти потерявших в сознании людей свой смысл. Но в сочетании с другими источниками – терминология узоров, фольклор, – эти мотивы доступны для исследователей. Часто в понимании языка орнамента большую роль играет его название, а оно, в свою очередь, может происходить от техники выполнения от материала или от места происхождения.

Геометрические узоры вышивки имеют разные названия: «шашецки», «клубоцки», «пояски», «веревоцки» (Олонецкая губерния); «городки», «кубики», «оконца», «крестам», «кругам» (Новгородская губерния), «ластоцкино гнездецко» (Тверская губерния) и многие другие, характерные для определенной местности. Один и тот же мотив в разных губерниях мог носить разное название. Так, Рязанский «репей», «арепей» в Вологодской губернии – «крючья», «козелки», этот же мотив в Тверской губернии – «большой и малый вьюн» и «кривонога» – в Воронежской губернии.

Читать еще:  Гуашь. Свойства и виды гуаши, техники работы с гуашью, подходящие для нее кисти и рабочие поверхности

Имеют названия узоры, связанные с небесной сферой: «луна», «месяцы», «круги», «солнце» (Олонецкая губерния); «звездоцкам» (Новгородская губерния). Многие узоры со временем приобрели жанровый характер, но первоначально они отражали не бытовые сюжеты, а были связаны в основе своей с древними мифологическими представлениями. Черты, устойчиво повторяющиеся в разных вариантах орнаментации текстильных изделий, позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения мастериц, а глубоко традиционными.

Один из самых распространенных и постоянных мотивов в вышивальных композициях – круг-розетка. Сложное квадратное построение с розеткой или звездой в центре, возможно, в основе своей восходит к солярному символу, судя по его серединному положению в композициях, где он окружен растениями и птицами. Крупная розетка – солнце помещается в центре и как бы освещает окружающую природу. Графическим символом солнца в вышивке были: крестообразная розетка и круг с крестом, чаще всего лучистый. По условиям техники круг превращался в многогранник, ромб или даже квадрат. При этом сохранял свое название – «круг», примером может служить новгородский мотив «кругам».

Вообще русские крестьяне представляли себе солнце как блестящий круг, огненный шар, плывущий по небу. Поэтому частично в геометрических символах отражено движение: в вихревой розетке, в круге с завитками-лучами, в кресте с загнутыми концами. Многие авторитетные исследователи считают, что они символизируют солнце [4, 248], а изображение ромба с четырьмя точками внутри – символ вспаханного поля [1, 11]. Со временем геометрические мотивы утратили свое первоначальное мифологическое значение и превратились в обычный декоративный элемент.

Круг, розетка, звезда могли осмысливаться населением и как другие небесные светила. Древний земледелец придавал большое значение фазам луны, связанным с земледельческим циклом. Например, олонецкий узор «круги» осмысливался как месяцы. Древнее значение розетки со временем переосмысливается, в растительных мотивах оно дается как обобщенный образ цветка. Крест, связанный в композициях архаического типа с язычеством, позднее осмысливается как символ православия.

Помимо мотива центральной розетки, круга, креста, как символов солнца, других небесных светил, интересен мотив гребенчатого ромба. В разных районах он назывался по разному: «головки», «крючья», «козелки», «ромб с крючками» или «гребенчатый ромб» – один из древнейших мотивов народного искусства. Чаще всего этот мотив ассоциируется у исследователей как образ земли плодоносящей. Также варьируется его значение как символа плодородия, женского начала. Терминология, скорее всего, связана с более поздней интерпретаций узора. Возможно, в сознании вышивальщиц он ассоциировался с головой, покрытой волосами, отсюда название – «головки».

Мотив «грабельки» многими учеными интерпретируется как символ распаханного, засеянного поля, но что означало в действительности это изображение, сказать сложно. Изображение прямоугольника в вышивке, вероятно, связано с неполным изображением ромба, квадрата, а также может символизировать геометрический вариант древа жизни.

Промежуточное положение между геометрическим и изобразительным орнаментом занимают вышитые узоры, составленные из мотивов гуськов, оленей, женских фигур, порой настолько геометризованных, что они теряют сходство с конкретным прообразом. Очень похожие друг на друга узоры этого типа выполнялись в технике браного ткачества, вышивке крестом, белой строчкой, цветной перевитью (Калужская область). Строгой ритмичности орнамента способствует не только одинаковая ширина отрезков, строящих сильно геометризованные фигуры, равенство углов, под которыми пересекаются его линии, идущие только по диагоналям, но и то, что ширина просветов фона равна ширине элементов узора, благодаря чему фон становится орнаментальным.

Мотив геометризованной женской фигуры – наиболее частое явление в русской вышивке, он образует бесчисленное множество вариантов. Примером может служить зигзагообразная полоса, образованная из треугольников, куда вписаны женские фигуры или полуфигуры то вверх, то вниз головой, которые заключают в себе фигуры меньшего размера.

Иногда орнаментальная полоса может быть заменена просветом фона, расположенного в виде зигзага. Также узоры выполнялись преимущественно в технике строчки-перевити и цветной перевити, они характерны для центральных областей России, хотя встречаются они и на Севере.

Вышивки русского Севера, в отличие от совершенно одинаковых фризовых фигур центральных и южных районов, часто имеют различные очертания. Некоторые ученые связывают такие изменения с результатом наложения мотива женщины-богини и мотива древа жизни.

Орнаменты архаического типа справедливо признают выдающимся явлением народного искусства. Это один из важных источников для раскрытия особенностей древнего мировоззрения их создателей. В орнаментике выделялись олицетворенные силы природы, определявшие благополучие земледельца. После крещения Руси культ великих богов (высшая мифология) оказался наименее устойчивым, однако, не исчез полностью, в частности отголоски его сохранились в орнаменте вышивок (образ богини, образ мирового древа).

Образы низшей мифологии, в том числе и геометрические символы, прочно обосновались в народном искусстве и, не смотря на то, что постепенно теряли в сознании населения свое значение, живут и по сей день.

И если первоначальные представления древних охотников, рыболовов и ранних земледельцев были со временем утрачены, тем не менее, представление о благожелательности этих образов сохранялось.

В вышивке в геометрических мотивах представлены все силы природы, все ее стихии. Красота ее в поэтической форме отражена в северных причитаниях невесты, где она говорит о «шитой-браной» рубашке, которую она вышивала три ночки (ивановскую, петровскую и ильинскую), на которой «вышивано хорошее всхожее красное солнышко, утренняя заря, младой полуночный светел месяц, реки, все озера глубокие (Каргопольский уезд, Архангельская губерния).

Первоначальная семантика сложных древних сюжетов вышивки забыта населением, что показали исследования В.В. Стасова, Г.С. Масловой и многих других исследователей русского народного искусства и быта [2, 167-169]. Понять первоначальную семантику этих сюжетов для ученых представляется возможным, лишь опираясь на сравнительный анализ верований, обрядов, фольклора русской деревни XVIII – начала XX вв., а также разнообразных исторических свидетельств и древних иконографических памятников.

Орнаменту русской вышивки свойственна непрестанная изменяемость, его мотивы неоднократно в течение многовековой жизни подвергались переработке. Архаические сюжеты многих лицевых вышивок позволяют проследить устойчивость определенных черт, выявить общие закономерности изображения. В лицевых вышивках это изображения древа, женщины, всадников в окружении птиц, зверей, представленных в определенной композиционной трактовке. Все части сложной композиции отражают соподчиненность персонажей, обращение к центральной антропоморфной, большей частью женской фигуре, которая застыла в благословляющей позе.

Читать еще:  Рисование смешариков. Как поэтапно нарисовать карандашом смешариков: подсказки для начинающих

Таким образом, постепенное вытеснение обрядности, замена языческих ценностей христианскими привели к изменению семантики. По утверждению Г.С. Масловой [2, 168], до нас дошли лишь «осколки» древних изображений. Так, например, хорошо сохранившаяся композиция с идолоподобными фигурами на подзоре начала девятнадцатого столетия сочетается с крупными фигурами пав, с которыми сюжет не связан и являются более поздним привнесением в орнамент.

Геометрический орнамент как наиболее древний содержит неисчерпаемый материал для исследователей. С художественной точки зрения привлекательны его выразительность и лаконичность. К сожалению, многие смысловые связи, обусловливающие построение геометрического орнамента, утрачены. В связи с этим геометрический орнамент часто используется как декоративная отделка, отягощенная при этом лишними деталями, в результате чего становится набором случайных элементов.

Только анализируя орнамент с точки зрения его композиции, раскрывая его смысловое содержание, можно добиться от обучающегося народному искусству вышивки осознания красоты народного орнамента и грамотного применения геометрических мотивов в творческих работах.

  1. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ. – М., 1965.
  2. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1978.
  3. Работнова И.П. Русская народная вышивка. – М., 1957.
  4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.
  5. Malakhova

Geometrical ornamental motives of the Russian national embroidery

Abstract. In article semantics of a geometrical ornament of Russian national embroidery is analyzed in the possibilities of its use in creative works of the pupils.

Key words: Russian national embroidery, geometrical ornament, semantics of anembroidery.

Значение рисунков на рушниках

Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.

Особенности традиционной вышивки

При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:

  • отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
  • использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
  • настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.

При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.

Узоры и их символизм

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:

  • солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;

  • земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;

  • воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;

  • огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);

  • мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;

  • знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.

Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:

  • птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;

  • цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
  • знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);

  • семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.

Отличия русского, украинского, белорусского рушников

Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.

Однако базовые отличия существуют:

  • в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
  • украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
  • в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.

На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:

Белоруссия Россия Россия Украина

Еще примеры орнаментов на рушниках:







Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.

Источники:

http://tkanix.guru/rukodelie/russkaya-narodnaya-vyshivka
http://rukodelkino.com/vishivka/8690-motivy-geometricheskogo-ornamenta-v-russkoy-narodnoy-vyshivke.html
http://weddy.club/organizatsiya-svadby/traditions/uzori-na-rushnike.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии