Зима крестьянин торжествуя комментарии. Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя

Зима крестьянин торжествуя комментарии. Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя

Анализ стихотворения Пушкина “Зима! Крестьянин торжествуя”, как сделать?

Литературное чтение. Русский язык. 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10­ ­-11 классы. Итоговые сочинения, тесты, Олимпиада. задания. ЕГЭ. Стихи русских поэтов для детей 1-2 класса, 3-4 класса.

Как сделать анализ стихотворения по плану, отрывок из “Евгения Онегина”.

  1. Тема стихотворения ( о чём произведение).
  2. Главная мысль стихотворения (чем автор хотел с нами поделиться, о чём рассказать, о каких впечатлениях).
  3. Определите рифму 1 и 2,3 четверостишья.
  1. Напиши что обозначают слова Ямщик, Салазки. Кибитка, Плетётся рысью.

На все пункты плана отвечать правдивой информацией, давать полные и красивые ответы.

Всё что нужно для полного ответа вы найдёте здесь. Стихотворение.

Перед нами отрывок из романа А. С. Пушкина в стихах “Евгений Онегин”.

Это лирическая зарисовка, темой которой является зимний день. Мы видим три картины: плетущуюся медленно крестьянскую лошадку, мчащуюся кибитку и мальчика, который преобразился в коня и катает в санях собаку. Мы всё это представляем зримо.

Все радуются зимнему дню – это и есть главная мысль.

В 1-ой строфе (4 строчки) рифмуются слова “торжествуя – почуя”, “путь – как-нибудь” – это перекрёстная рифма;

во 2-ой строфе (строки 5-8) – “врывая – удалая”, “облучке – кушаке” – это рифма парная;

в третьей строфе (строки 9-12) – “мальчик – пальчик”, “посадив – преобразив” – это кольцевая рифма.

Завершающие две строчки (13 и 14) рифмуются по типу парной “смешно – в окно”.

Так написан весь роман “Евгений Онегин”, и этот приём назван “онегинской строфой”.

В стихотворении есть устаревшие слова:

В любом случае этот отрывок из “Евгения Онегина” можно считать очень красивым поэтическим обрамлением пушкинского “романа в стихах”. Это красота видения первого снега, красота поэтического мышления, одновременно сводящего в целое природу и жизнь, это то вдохновение, которое охватывает любого человека, когда он читает эти умопомрачительные строки. Только жаль бедную лошадку, которую совершенно не радует первый снег, ибо придется ей катать всю зиму сани, с неё будет течь десять потов, а господа с дамами радоваться, визжать и петь шампанское. Очень интересно описан дворовый мальчик, который, решил сам стать лошадкой, вот почему посадил он в сани свою милую собачку Жучку, Интересно и описание эпизода, когда за шалуном следит мама и грозится наказать его. Всё неимоверно достоверно, чувственно и красиво, и поэтому уже больше двухсот лет русские люди с восхищением читают именно этот отрывок о начале зимы, вникая в красоту пушкинского описания и пушкинского видения.

Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин “Зима. Крестьянин, торжествуя…”. Три вида рифмы – три разных образа»

Цели урока: познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”, с особенной формой рифмовки – “онегинская строфа”.

Задачи: рассмотреть виды рифмы (парная, перекрестная, охватная) в “онегинской строфе”, их сочетание и содержательность; учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства; прививать любовь к чтению;

Читать еще:  Какие два фриза были в древнегреческом парфеноне. Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения С. Маршака “Как поработала зима!”.

На доске оформлена выставка детских рисунков.

Вопросы по прочитанному:

– Какой вид рифмы использует автор в каждой строфе?

– Что вы скажите о рифмах?

– Какое настроение создает каждая рифма?

– Почему поэт использует в одном стихотворении разные виды рифм?

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. (Три вида рифмы – три разных образа).

3. Актуализация опорных знаний.

Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты.

Рассказ учителя о раннем творчестве Пушкина.

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина (1745-1818г.г.), была первой наставницей А. С. Пушкина в русском языке. По словам П.И.Бартенева, “. любила вспоминать старину, и от нее А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии”.

Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне.
Об отдаленной старине.
Могучих предков правнук бедный.
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина.

В сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни, видел хороводы и другие народные увеселения.

Интерес будущего поэта к народному творчеству окреп благодаря няне Арине Родионовне. Яковлева Арина Родионовна (1758 – 1828),крепостная. В 1799 году получила вольную, но предпочла остаться в семье Пушкиных. Когда–то она вынянчила мать Пушкина, а теперь нянчила всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно рассказывала их своему питомцу.

4. Объявление темы и цели урока.

На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать задачи урока. (Учиться выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать словарный запас)

5. Изучение нового материала.

1) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”. (Аудиозапись)

2) Проверка восприятия. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? (Словесное рисование)

Читать еще:  Как нарисовать 3 д рисунок карандашом. Как это сделано, как это работает, как это устроено

3) Словарная работа. Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть, а это будет вашим домашним заданием. Почему? Потому

что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов. В известной детской песенке Р.Кудашевой “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок…”

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Почему торжествует крестьянин?

«Пушкиным все до сих пор восхищаются.
А вдумайтесь только в отрывок из его “Евгения Онегина”, помещённый во всех хрестоматиях для детей: “Зима. Крестьянин, торжествуя. “.
Что ни строфа, то бессмыслица!
А, между тем, поэт, очевидно, много и долго работал над стихом.
“Зима. Крестьянин, торжествуя. “.
Почему “торжествуя”? – Быть может, едет в город купить себе соли или махорки.
“На дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя. “.
Как это можно “чуять” снег?! Ведь она бежит по снегу — так при чем же тут чутьё?
Далее: “Плетется рысью как-нибудь. “.
Это “как-нибудь” — исторически глупая вещь. И попала в поэму только для рифмы.
Это писал великий Пушкин, несомненно, умный человек, писал потому, что был молод и, как киргиз, пел вместо того, чтобы говорить».

И кто бы вы думали такой ворчливый? ) Лев наш Николаевич Толстой )
А. В. Жиркевич «Первое посещение Толстого» .

Итак, раз уж сам Лев Николаевич в недоумении, давайте разбираться )

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь.

(“Евгений Онегин”, пятая глава)

Чему же радуется крестьянин? ) У современного читателя возникают разные версии.

Зима началась, можно отдохнуть от работы.

Снег выпал, кончились грязь, бездорожье.

Снег прикроет озимые, будет урожай.

Можно ездить в лес за дровами.

Собственно, все ответы верные, кроме того, что про Рождество: его отмечали 25 декабря, а на дворе третье января.

«Почему “торжествуя”? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему “обновление пути” по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?

Пушкин знал крестьянскую жизнь, и всё, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.

“Торжество” крестьянина относится не к “обновлению пути” по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

Читать еще:  Особенности сюжета и композиции поэмы. Особенности сюжета и композиции поэмы гоголя мертвые души

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом “на третье в ночь” спасен урожай.

Малопонятны сейчас и следующие слова – “снег почуя”. Почему лошадь “чует снег”, а не видит? Почему она “плетется рысью как-нибудь”? По этому поводу я обратился к известному литературоведу и одновременно мастеру конного спорта, автору книги “Железный посыл” Д. М. Урнову. Вот что он мне ответил в письме. Привожу с любезного согласия Д. М. Урнова текст его ответа мне.

«”Как-нибудь” означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота – земля незасыпанная, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает. Это – обычное дело со всякой лошадью, необязательно крестьянской. Лошади, как правило, подслеповаты, всякое пятно под ногами кажется им ямой. Некоторые из них ни за что не пойдут через тень, лужу, а начнешь понукать – прыгнут, именно как через яму, а так не пойдут. Кроме того, как я уже сказал, лошадь очень не любит, когда дорога зыбкая, нога у нее ползет, куда-то уходит, проваливается. И вот выезжаешь по первому снегу, и начинает лошадь упираться. Иногда упирается она буквально, останавливается перед какой-нибудь чернеющей на снегу палкой и не идет (еще вчера по грязи мимо той же палки шла как ни в чём не бывало!), но вообще это конники так говорят – “упирается”, то есть идет неохотно, и Пушкин, много в деревне ездивший, это, конечно, хорошо знал.

“Снег почуя” – лошадь прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное – чутьё”.

Очень часто у читателя вызывает недоумение – как это можно “плестись рысью”. В современном русском языке рысь ассоциируется с быстрым бегом лошади. Но это с точки зрения знатока лошадей не совсем так. Рысь – это родовое понятие. Бывает медленная рысь. С неё, по разъяснениям Д. М. Урнова, рысь начинается: “трюх-брюх”. Лошадь трусит рысцой, потом – “средняя рысь” и, наконец, “мах” – быстрая рысь.

Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни».

«Именно в эту пору можно было наконец вывезти заготовленные дрова из леса. А чтобы дрова не завалило большими снегами, их старались привезти в деревню как можно быстрее».

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2766216-analiz-stihotvorenija-pushkina-zima-krestjanin-torzhestvuja-kak-sdelat.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622713/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d5bdab9c6e2a400ac0d3f64/5d9c4702c7e50c00afe2fdbe

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии