Запрещенные произведения искусства во время оттепели. Литература периода “оттепели”: основные особенности

Запрещенные произведения искусства во время оттепели. Литература периода “оттепели”: основные особенности

Общая характеристика литературы «оттепели»

Особенности литературы периода «позднего сталинизма»

Поздний сталинизм – 1946-1953. Конец 40-х-начало 50-х годов, время позднего сталинизма, ознаменованы предельным, максимальным падением уровня литературы в СССР. А смерть И.А. Бунина в 1953 году была воспринята в качестве символического конца старой литературы зарубежья. Таким образом, обе основные ветви русской литературы эволюционируют по нисходящей от 20-х к 50-м годам, а во второй половине века вновь медленно поднимаются, достигая неплохого уровня, но едва ли сопоставимого с уровнем классики XX столетия. Видимо, последствия исторических потрясений, репрессий и войн слишком тяжелы.

тема войны — Твардовский — Василий Тёркин, Шолохов — Судьба человека, Симонов — Дни и ночи, Живые и мёртвые, Солдатами не рождаются, Катаев — Сын полка, Фадеев — Молодая гвардия, Корнейчук — Фронт, Леонов — Нашествие.

Леонов — Русский лес.

Пастернак, Ахматова, Заболоцкий

вторая волна эмиграции — Набоков, Газданов, Алданов, Поплавский, Берберова, Одоевцева, Елагин, Нароков, Моршен

Советские писатели надеялись, что партия расширит пределы относительной творческой свободы, дарованной им во время войны, однако постановление Центрального комитета по вопросам литературы от 14 августа 1946 покончило с этими надеждами. Искусство должно вдохновляться политически, заявил советский политик А.А.Жданов, и «партийность» и социалистический реализм должны быть руководством для писателя.

Общая характеристика литературы «оттепели»

ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ – условное название периода литературы Советского Союза 1950-х- начала 1960-х. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие “культ личности”, смягчение цензурных и идеологических ограничений — эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов оттепели.

В начале 1950-х на страницах лит-х журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. (напр, повесть Ильи Эренбурга Оттепель). Большая роль литер-х альманахов.

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, “офицерская проза”, несла важное понимание правды о прошедшей войне.

В 1956 вышли роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым и повести Павла Нилина Жестокость, Сергея Антонова Дело было в Пенькове. В романе Дудинцева прослеживается трагический путь изобретателя в условиях бюрократической системы. Главные герои повестей Нилина и Антонова привлекали живыми характерами, их искренним отношением к событиям вокруг себя, поисками собственной правды.

А.Т Твардовский возгл журнал «Новый мир» – там обужд серьезн-е проблемы, напр, оптимального руководства сельским хозяйством (цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни) -> начало направления «деревенской прозы» (Ефим Дорош, Вл. Тендряков, Ф. Абрамов). + были альманахи “Литературная Москва” под редакцией Эммануила Казакевича и “Тарусские страницы” под редакцией Николая Оттена

Несмотря на атмосферу обновления, писатели соцреализма пытались «возникать» и дискутировать ->дискуссия Всеволода Кочетова, гл редактор журнала “Октябрь” с “Новым миром”.

“Молодежная проза” печаталась в журнале “Юность”(ред Валентин Катаев). Ставка на молодых и неизвестных – у них исповедальная интонация, молодежный слэнг, искренний приподнятый настрой (пример: повесть Василия АксеноваЗвездный билет, где описан новый тип советской молодежи, впоследствии названный критиками “звездными мальчиками”. Это новый романтик, жаждущий максимальной свободы, полагающий, что в поисках себя имеет право на ошибку.).

Появление новых авторов – Юрия Казакова, Фазилия Искандера. Продолжает развиваться жанр научной фантастики (Иван Ефремов — Туманность Андромеды (1958), Сердце Змеи (1959), братья Аркадий и Борис Стругацкие — Извне (1959), Страна багровых туч (1959), Путь на Амальтею (1960), Полдень, XXI век (1962), Далекая радуга (1962), Трудно быть богом (1964))

Осознали себя как писатели в 1960-1980-х – Юрию Трифонов, Солженицын, Венедикт Ерофеев, Иосиф Бродский.

Расцвет поэзии: с 1955 стал проводиться День поэзии, с 1956 – выходить альманах с одноименным названием. в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту. Поэты Рождественский и Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина.+ авторская песня – Окуджава.

Читать еще:  Жизнь и смерть лидера рок-группы Nirvana Курта Кобейна (50 фото). Курт Кобейн – биография и личная жизнь

Было много непубликуемых писателей, к-е объединялись в группы: в Ленинграде объединение поэтов при университете (В.Уфлянд, М.Еремин, Л.Виноградов и др.) вдохновлялось поэзией обэриутов, кружок при Ленинградском технологическом институте (Е.Рейн, Д.Бобышев, А.Найман) – акмеизм (тут был и молодой поэт Иосиф Бродский, к-й в 1964 был привлечен к суду за “тунеядство”), московская “лианозовская группа” (Г.Сапгир, И.Холин, Вс.Некрасов), кружок студентов института иностранных языков в Москве (поэт Станислав Красовицкий) студенческое объединение поэтов и художников СМОГ (В.Алейников, В.Делоне, А.Басилова, С.Морозов, В.Батшев, А.Соколов, Ю.Кублановский, Губанов и др.).

Публикациям некоторых авторов за границей («тамиздат») придавался статус чуть ли не государственной измены, что сопровождалось принудительной высылкой, скандалами, судебными разбирательствами и т.д. 1958 – скандал по поводу присуждения Нобелевской премии Борису Пастернаку за напечатанный за границей роман Доктор Живаго. Писателю пришлось отказаться от премии. 1965 – скандал с писателями Андреем Синявским (повести Суд идет, Любимов, трактат Что такое социалистический реализм) и Юлием Даниэлем (повести Говорит Москва, Искупление), с конца 1950-х публиковавшими свои произведения на Западе. Они были осуждены “за антисоветскую агитацию и пропаганду” на пять и семь лет лагерей. Владимиру Войновичу после публикации на Западе романа Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина пришлось покинуть СССР, т. к. надеяться на издание своих книг на родине он уже не мог.

После прихода к власти Брежнева считается, что “оттепель” закончилась. Критика была дозволена в рамках, не подрывающих существующий строй. Шло переосмысление роли Ленина — Сталина в истории — предлагались разные интерпретации. Критика Сталина шла на убыль.

Переосмысление наследия начала века – Илья Эренбург — воспоминания Люди, годы, жизнь (1961-1966). Многие впервые узнали о существовании таких исторических фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Фальк, Модильяни, Савинков и др. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом.

Вырабатывалась самоцензура. Внутренний цензор подсказывал автору, какие темы можно поднимать, а какие не стоит. Отдельные элементы идеологии воспринимались как формальность, условность, которую необходимо учитывать.

II. Особенности литературы периода «оттепели» (лекция)

ЛИТЕРАТУРА «ОТТЕПЕЛИ»

В середине 50-х годов начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – немногим более 10 лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. Название «оттепель» этот период получил с легкой руки Ильи Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.

Что же происходило в стране?

Во-первых, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956, в котором был намечен курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. Во-вторых, связанное с этим ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А.Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака,

М. Цветаевой. Изданные в 60-е годы произведения этих писателей до сих пор занимают важное место в литературе. Приоткрылся «железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Хэмингуэя, Камю, Фолкнера, с итальянскими фильмами, вообще с западной культурой, несколько лет находившейся под запретом в Советском Союзе.

Сам дух времени был «оттепельным». Вот что об этом времени вспоминал Олег Ефремов, известный актер и режиссер: «Создавая «Современник», мы чувствовали себя вместе – не только внутри коллектива, но и вне его. Значит, моему поколению помогла обрести голос некая общественная атмосфера. От нас чего-то ждали, сейчас я понимаю – нас прямо-таки подталкивали вперед и требовали, чтобы мы удержались вместе. И каждый чувствовал – душой, телом, локтем, нервами: я не один!» такая атмосфера способствовала рождению значительных произведений во всех видах искусства: в кино – «Иваново детство» и «Андрей Рублев»

Читать еще:  Травма отвергнутого — маска беглец — шизоидный тип. Типология характеров по Лиз Бурбо и биоэнергетическому анализу Александра Лоуэна

А. Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая; постановки спектаклей в «Современнике» и «Таганке», «Ленкоме» и «БДТ»; в изобразительном искусстве – скульптура Эрнста Неизвестного: в музыке – произведения Д Шостаковича., А. Шнитке и другие.

Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократической свободы, ослабив цензуру, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Открывались областные книжные издательства, стали популярными толстые журналы «Новый мир», «Звезда», «Иностранная литература».

Зарождались новые литературные направления, получившие названия «лейтенантская», «деревенская», «городская» проза. Произошел настоящий «поэтический бум», связанный прежде всего с именами

А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадуллиной, Е. Евтушенко,

Б. Окуджавы (их впоследствии назвали последними романтиками). Расцвел жанр авторской песни, произошел взлет фантастики (И.Ефремов, братья Стругацкие).

Но в это же время была организована травля Б. Пастернака, суд над Бродским, был арестован роман Гроссмана « Жизнь и судьба», учинялся разгром «бульдозерной выставки».

Характерны слова Н.С.Хрущева: «Творческая активность в сфере литературы и искусства должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм, должна наполнять сердца бодростью, развивать социалистическую сознательность и групповую дисциплину».

Этапными произведениями этого периода стали «Судьба человека» М.Шолохова, «Районные будни» В.Овечкина, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

II. Особенности литературы периода «оттепели» (лекция)

Читатели оказались захваченными настоящим лирическим половодьем. В нем виделся писателям глубокий смысл, начало освобождения от жесткого регламента, поворот к человеку, его внутреннему миру.

Происходило новое открытие обыкновенных и, казалось, забытых литературой человеческих чувств: любви, жалости, страдания, недовольства собой, разочарования.

Нельзя не отметить усиления внимания литературы к быту, к деталям повседневной жизни. Открылись простые, казалось бы, вещи: « на подоконнике стоит женщина, моет окна, и синие стекла светятся. Мальчишка ест мороженое. Девушка несет вербу», «с улицы доносятся голоса детей, гудки машин, шум весеннего дня». Все это – голоса самой жизни, которую познавала литература, преодолевая стереотипное представление о том, что является «главным» и «второстепенным» и «как нужно» изображать советского человека.

Сегодняшнему читателю многое в произведениях той поры покажется очевидным и способно вызвать недоумение: в чем же здесь новизна и почему такая отечественная полемика? Действительно, нужно ли доказать, что жизнь людей многообразна, что внутренний мир человека сложен и загадочен. Но в годы оттепели все это приходилось доказывать и отстаивать. Писателям, стремившимся сказать всю правду, сколь бы трудной и неудобной она ни была, пришлось вести настоящую битву за право на всестороннее изображение действительности. Не только внешние факторы препятствовали, но и сложным был тот идейный и психологический поворот, который переживал каждый писатель.

Оттепель в искусстве

Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности.

После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

Изменения в культурной жизни страны первыми затронули литературу. Деятелям литературы и искусства Хрущевская оттепель принесла определенную свободу действий. Контроль государства над творческим процессом ослабел, что способствовало появлению произведений на темы, которые раньше считались запретными: например, о жизни в сталинских лагерях. Произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов (Юность, Иностранная литература, Наш современник и др.). Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Тема незаконных репрессий впервые была поднята в романе В. Дудинцева «Не хлебом единым», повести В. Грассмана «Все течет». Другим значительным произведением на эту тему стал «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. Проблемам нравственных деформаций в обществе были посвящены рассказы Д. Гринина, А. Яшина, Ю. Германа и др. Проводились литературные вечера известных писателей и поэтов. Получил популярность жанр авторской песни, с которой выступали поэты Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.

Читать еще:  Сколько эминем читает в минуту. Эминем побил собственный рекорд! Кто еще попал в Книгу Гиннесса

Изменения затронули также кинематограф, изобразительное и музыкальное искусство. В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (появилось цветное кино). По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах «Летят журавли» (М. Калатозова), «Баллада о солдата» (С. Чухрая), «Судьба человека» (С. Бондарчука), в которых также утверждалась окопная правда. Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов. Основные кинорежиссёры оттепели — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

В 1955-1964 годах на территорию большей части страны была распространена телетрансляция. Телестудии открыты во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах.

В 1957 г. был учрежден Союз художников СССР. Было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг., проводились выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. В этот период продолжали активно работать советские художники М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы – Е. Вучетич, С. Коненков и др. Ленинских премий были удостоены М. Аникушин за памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, А. Кибальников за памятник В.В. Маяковскому в Москве. В 50-е гг. Значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны симфонии «Десятая и Одиннадцатая» Д. Шостаковича, балеты «Спартак» А. Хачатуряна, «Тропою грома» К. Караева, мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, и скрипач Д. Ойстрах.

Но, несмотря на процессы либерализации, затронувшие культуру, начинается новое идеологическое наступление на интеллигенцию. В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры. Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман «Доктор Живаго», запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные.

Таким образом, развитие культуры в период хрущевской оттепели носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой – в условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры находились в жестких рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что породило в дальнейшем духовный кризис в обществе.

Источники:

http://megaobuchalka.ru/12/17507.html
http://poisk-ru.ru/s38741t6.html
http://studwood.ru/1252840/istoriya/ottepel_iskusstve

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии