Занятия в доу по изо. через игровую ситуацию содействовать развитию воображения, творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

Занятия в доу по изо. через игровую ситуацию содействовать развитию воображения, творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

елена мастяева
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет в первую очередь Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в образовательной деятельности педагога. В связи с новыми требованиями изменилась система построения работы в детском саду, где одной из решаемых задач стало создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Стандарт выделяет основные принципы для развития воображения и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста:

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) сотрудничество Организации с семьёй;

5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

6) развитие воображения и творческой активности.

Тема «Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности» актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Каждый педагог должен решать, поставленные перед ним конкретные задачи в профессиональной деятельности.

К результатам деятельности педагога можно отнести:

– наличие у детей интереса к познанию;

– проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности;

– наличие у детей творческих способностей;

– формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.).

Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и в семье.

В основном процессе работе) педагог должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть хороших результатов, надо иметь помощников – необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями, воспитателями и администрацией детского сада.

При разработке системы выделить три блока, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определенному этапу развития.

Все этапы развития включают систему игр, в которых предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

В первом блоке главной целью является развитие невербального воображения на основе заданных элементов. В рамках этого блока предлагаются игры, содержащие разные приемы: воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, игры с опорой на реальность. Все эти игры сопровождаются пояснениями взрослого, интересным рассказом, иногда показом. Для повышения интереса детей игры могут проходить в виде конкурсов.

Например, в игре в «Кляксы» взрослый показывал, как можно поставить кляксы, демонстрирует способ получения симметричных клякс. После завершения подготовительной работы детям предлагается увидеть в каждой кляксе, как можно больше изображений предметов. Задание вызывает у ребят эмоции радости и интереса, что в свою очередь сосредотачивает внимание ребенка на физических действиях, вызывающих эти эмоции. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулирует воображение и увлечение игрой в «Кляксы».

В игре с опорой на реальность «Фоторобот» дети представляют себя детективами, которым предстоит составить фоторобот человека, придумать ему имя, профессию, рассказать о его характере. Для этой игры нужно изготовить стимульный материал: портреты с репродукций (плакатов, обложек, журналов, разрезанные на полосы – отдельно лоб, подбородок, глаза, нос, рот (по количеству детей).

Во втором блоке основной целью является развитие невербального воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры, направленные на создание самостоятельных образов, которые предполагают самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.

Первая игра-беседа является вводной для дальнейшего развития невербального воображения. В ней активную роль играет взрослый, а дети становятся помощниками в его творчестве. Постепенно дети начинают действовать примерно так, как им показывают на первом занятии, то есть переходят с позиции пассивных наблюдателей и помощников на роль творцов, художников, созидателей.

Эффективным приемом в создании самостоятельных образов являются наводящие вопросы. Благодаря этим вопросам происходит активизация внимания, мышления и речи, развивается воображение.

Для формирования пространственной ориентировки, общей моторики, образного мышления, что в свою очередь способствует развитию творческого воображения, в старшей возрастной группе предлагается детям работать со схематическими изображениями человечка: игра «Придумай зарядку». Перед началом игры необходимо показать схематическое изображение человечка, выполняющего определенные движения, для того, чтобы выяснить умеют ли дети анализировать схему предмета. После завершения предварительной работы детям предлагается придумать и схематически изобразить комплекс упражнений для утренней зарядки. Чтобы повысить эффективность работы, в заключении игры ребята обмениваются рисунками и стараются правильно выполнить упражнения, изображенные другими детьми.

Развитию невербального и эстетического восприятия способствует проведение серии игр с красками автора О. М. Дьяченко: «Три краски», «Натюрморт», «Рисунок пальцами», «Музыка». В игре «Музыка» дошкольникам предлагается послушать музыкальное произведение (П. И. Чайковского «Времена года»). Затем изобразить образы, навеянные музыкой, используя всего лишь четыре краски – красная, синяя, зеленая, желтая. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительное, оригинальное изображение и подобрал к нему походящее название.

Все игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов и самостоятельных образов способствуют активизации невербального воображения. Эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного включения речи – это рисование, конструирование, пластические упражнения, психогимнастика.

В третьем блоке работа должна быть направлена на развитие вербального воображения. Цель работы: развитие самостоятельного словесного творчества ребенка. В играх отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Примером такой игры является игра «Шкатулка со сказками». Дети садятся в круг, в центре круга стояла «шкатулка со сказками», в ней кружки разного цвета. Дети поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирают персонажей или предметы и сочиняют сказку. Все, что придумывается детьми на занятиях, записывается, и результаты творческой деятельности собираются в библиотеку «Юный сочинитель».

Для развития активного творческого воображения детей старшего дошкольного возраста главное место занимают игры-путешествия.

Игры – путешествия включают разнообразный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий должны быть составлены таким образом, что дети читают стихи, поют песни. Дети обыгрывают их, ритмически оформляют. Это, в свою очередь влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.

Игры-путешествия предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка сопровождается описанием предметов, явлений, подбираются образные, точные выражения. В этих играх допускаются бесконечные импровизации с учетом знаний детей принимаются любые дополнения и предложения детей. Примером такой игры является игра «Путешествие к осени».

Игры-путешествия закрепляют знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, таких понятиях, как «деревня», «город», «транспорт»: развивают интерес к сказкам, мультфильмам. Особенностью этих занятий является наличие домашних заданий, которые рассчитаны на активную помощь родителей.

Для развития творческого воображения в эти занятия можно включить психогимнастику, которая направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основной акцент делается на обучение элементам техники выразительных движений, на развитие у детей различных психических функций (внимания, память, воображение, а также на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Читать еще:  Музыкант Олег Аккуратов: «В США нам аплодируют особенно громко. О музыке как образе жизни

Каждый этюд в психогимнастике сопровождается музыкой.

Каждое психогимнастическое упражнение включает в деятельность воображение (мысли, образы, чувства (эмоции, движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным компонентом, активизируется деятельность психических функций –мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев взрослого подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Можно внести изменения в тематические недели. Например, включить в планирование темы: «Мир профессии художника», «Я – фотограф».

На практике психолог должен уметь организовать продуктивную совместную деятельность с детьми, включить родителей в педагогический процесс. В средства обучения необходимо включить (если уже используется в работе, то применять в большем объеме):

– создание тематических портфолио в группе («Взгляд в будущее», «Кем я стану»);

– тематические беседы (о путешествиях, о временах года)

– чтение рассказов и стихотворений, придумывание сказок, изменение окончаний сказок;

– рассматривание различных иллюстраций; фотовыставки;

– экскурсии в парк, лес, деревню, по городу.

– создание творческих работ, связанных с временами года (рисунки, коллажи, аппликации, поделки и т. п.);

– приглашение родителей (специалистов) для рассказа детям о своей профессии;

дидактические игры («Обобщение» – подобрать инструменты специалистам, «Фоторобот», «Модельер».)

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Новое типовое положение о ДОУ (не введено в действие, но уже опубликовано) Коллеги, предлагаю познакомиться с новым типовым положением о ДОУ. Обращаю Ваше внимание, что оно пока НЕ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ! Приказ.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения и творческой активности детей старшего дошкольного возраста» (Практическая часть)
консультация на тему

Консультация для воспитателей. Практическая часть.

Скачать:

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Бузаева В.В. – воспитатель

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным – то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра – упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель:учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

Читать еще:  Гуашь. Свойства и виды гуаши, техники работы с гуашью, подходящие для нее кисти и рабочие поверхности

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель:учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель:учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель:учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель:учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает – «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает – «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит – «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце – плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Подготовка матерьялов и проведение открытого урока воспитатель Лысенко Т.А. Задачи: учить детей р.

СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и.

Данный материал размещен для воспитателей.

Представлен опыт работы в организации и развитии детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, роль педагога, методические приемы. Подробно описаны психологические ситуации для реш.

Повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста.

Семинар для воспитателей «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО»

Светлана Подсинева
Семинар для воспитателей «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО»

Семинар для воспитателей

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного

возраста на занятиях по изобразительной деятельности”

Необходимость изменения системы образования дошкольников в настоящее время актуальна и значима. Основные идеи обновления содержания дошкольного воспитания, право воспитателя на творчество, изменения стиля общения заслуживают внимания. Пришлось обращаться к различным формам профессиональных знаний. Так были соединены ТРИЗ и практика обучения и воспитания дошкольников.

Используя элементы ТРИЗ в своей работе, я поставила себе основную цель – воспитание ребенка- дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. А как мы знаем, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при активизации этих процессов.

Исходя из этого, в своей работе я ориентируюсь на следующие основные направления:

развитие творческого воображения и логического мышления

– формирование качеств творческой личности, культуры общения и поведения чувств.

Эту работу я начала со средней группы и продолжила в старших группах.

Все указанные направления взаимосвязаны и решаются в комплексе на каждом занятии. Занятия с элементами ТРИЗ носят интегрированный характер и теснейшим образом связаны со многими разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду». Они включают в себя игровые элементы, часто полностью построены на них, что позволяет сделать процесс познания и развития интересным, естественным, а главное, более продуктивным.

Читать еще:  Ирина антоновна директор год рождения ее. Из мемуаров Каретниковой о директоре Пушкинского музея Антоновой: Психическое заболевание сына – трагедия в центре ее блестящей жизни

В ИЗО-деятельности детям давались следующие задания:

«Нарисовать автомобиль без колёс», где дети вместо колёс рисовали квадраты, пирожки, гусеницы, присоски, роликовые коньки, лыжи, санки. Моделировали сами автомобиль на свой лад. Примеры детских работ:

Следующее задание: «Придумай и нарисуй необычную машину».

«Нарисуй топор для ленивого», где дети рисовали топоры с педалью и пультом, на пружине, на длинной ручке, певучий топор, электрический, «хитрый топор», «разноцветку» и др.

Рисование на тему: «Нарисуй, о чем ты мечтаешь?» «Весёлые кляксы», «На что похожи эти кляксы» – для младшего возраста.

– Рисование по точкам.

– Рисование по х-варианту.

«Ладошки-загадки».

«Что я вижу с закрытыми глазами».

На занятиях по математике и развитию речи я использовала игру «Цифры и буквы», где детям предлагалось рассмотреть знак, изображённый во весь альбомный лист и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи, а в дальнейшем зафиксировать его.

Экологическое воспитание проводится с использованием аудиокассет

«Времена года» П. И. Чайковского

«Голоса домашних и диких животных», где дети прослушивают аудиозапись и придумывают фантастические образы, домики для них, города, где они живут, дают им необычные названия, а им помогают в этом сказочные и необычные герои: Лесовичок, мягкие игрушки и другие.

На занятиях так же использую карточки-схемы для создания фантастического растения, фантастического животного, где дети по определённой схеме рисуют тот или иной предмет.

При знакомстве с фруктами и овощами использую моделирование маленькими человечками, где дети изображают твёрдые, жидкие, парообразные вещества. Например: «Как сварить компот?»«Как сварить суп?»

Перечислю перечень дидактических игр:

1) На развитие логического мышления игра «Логическая цепочка», где дети из перепутанных карточек выкладывают последовательно цепочку. Сюда входят следующие задания:

«Во что превратится яйцо?»

«Чем будет зёрнышко?»

«Кем будет ребёнок?»

«Кем будет котёнок?»

«Кем будет телёнок?»

В дальнейшем из этих карточек-цепочек дети придумывают рассказы.

2) Игра «Золушка» представляет собой перемешанный природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи и др. Детям предлагается перебрать в разные ёмкости. Игра направлена на развитие ловкости, внимания.

3) Игра «Город волшебных теней» для младшего и среднего возраста, где мы учим детей узнавать как реальные, так и самые сказочные предметы. Игра способствует развитию творческого мышления.

4) Игра «Дом загадочных частей», где дети берут любую карточку, которая выглядывает из окошка, и создают систему /целый предмет/.

5) Игра «Чудесные вещи» способствует созданию «системы» с помощью вопросов воспитателя. Например: создание домашнего помощника:

– Из чего он будет сделан?

– Как он будет двигаться по квартире?

– Какие звуки он будет издавать при общении?

– Какой аромат он будет издавать?

– Чем хорош такой робот?

– Как можно улучшить его качество?

– Какие чудесные услуги сможет оказывать?

– Какое имя будет у него?

б) Игра «Хорошо-плохо» включает в себя положительные и отрицательные стороны объекта.

7) Игра “А если бы. ” – «Если бы не было дождя».

Выше приведена лишь часть материала с использованием элементов ТРИЗ. Мы движемся вперёд и всё глубже проникаем в эту систему воспитания и развития дошкольников.

Также ведётся работа с родителями, способствующая формированию интеллекта, развитию творческой личности. Мною используются следующие формы работы:

– дни открытых дверей;

– открытые занятия;

– практические семинары,

С помощью родителей изготавливаем пособия, необходимое оборудование.

Таким образом, ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни.

Развивая у детей творческое воображение, фантазирование, я способствую развитию логического мышления, памяти.

Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположного тому, что уже познано.

Программа по развитию творческого воображения детей в изодеятельности:

1. Развивать абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность.

2. Учить детей рисовать по представлению, ориентироваться на листе бумаги.

3. Обучать детей разнообразной технике рисования различными предметами.

4. Учить создавать новые образы путем преобразования имеющихся представлений.

Содержание программы Младшая группа возраст детей 3-4 года Средняя группа возраст

детей 4-5 лет Старшая группа возраст детей 5-6 лет Подготов. группа возраст детей 6-7 лет Всего

1. Использование «пальчиковой живописи», когда краска наносится пальцами, ладошкой. 2 1 3

2. Использование разнообразных предметов, когда краска наносится на кусочек поролона или бумаги, целлофан, веревку, кусочек моркови или картофеля и др. 1 1 1 3

3. Рисование симметричных предметов (деревьев, цветов, бабочек) путем складывания бумаги. 2 1 1 4

4. Рисование по мокрой бумаге. 1 1 1 3

5. Аппликация из ткани. Сочетание аппликации и рисования (коллаж). 1 1 1 3

6. Лепка из бумаги. 2 1 3

7. «Кляксография» 1 1 1 3

8. Рисование различных предметов по описанию (загадки-шутки). 1 1 2

9. Дорисовывание линий, предметов неопределенной формы до конкретного образа. 1 1 1 3

10. «Говорящие рисунки» (явления природы, приметы времен года). 1 1 2

11. Рисование по контуру руки. 2 1 1 4

12. Рисование по точкам. 2 1 1 4

13. Рисование сказочного домика, фантастических животных, растений. 1 2 3

ИТОГО 10 10 10 10 40

Список использованной литературы:

1. “Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет”, Рисуем и познаём окружающий мир. Конспекты занятий, К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин, издательство “Гном и Д”, Москва, 2005 г.

2. “Яркие ладошки“, рабочая тетрадь для детей 3-4 лет, Н. В. Дубровская, издательство “Детство – Пресс”, Санкт-Петербург, 2004 г.

3. “Рисунки, спрятанные в пальчиках”, наглядно-методическое пособие, Н. В. Дубровская, издательство “Детство – Пресс”, Санкт-Петербург, 2006 г.

4. “Нетрадиционные техники рисования в детском саду”, Г. Н. Давыдова, часть 2, Москва, 2007г.

5. “Ознакомление с природой и развитие речи, интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет”, Л. Г. Селихова, издательство “Мозаика – Синтез”, Москва, 2006 г.

6. “Мой родной дом” Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, М. А. Арапова-Пискарёва, издательство “Мозаика – Синтез”, Москва, 2007 г.

Развитие творческого воображения детей посредством нетрадиционных техник рисования Предоставляю вашему вниманию публикацию на тему: “Развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники рисования” Формирование.

Индивидуальная образовательная программа воспитателя «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» Индивидуальная образовательная программа педагога МДОБУ Ирбейский детский сад №1 «Золотой ключик» Коростелевой Олеси Константиновны.

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Цель: Познакомить родителей с основными приемами работы, используемые.

Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста» Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста» Полготовила: -Здравствуйте,.

Развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации Актуальность Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с разнообразным художественным материалом “Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с разнообразным художественным материалом” Развитие творческого потенциала.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной.

Влияние развивающих пособий на формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста 31.01. 2018 года на базе МБДОУ Хоринский детский сад “Березка” прошел районный семинар по теме “Развитие творческих способностей в разных.

Влияние развивающих пособий на формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста Влияние развивающих пособий на формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста Бизиборд, одна из придумок Марии Монтессори.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-sistema-raboty-po-razvitiyu-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-vobrazhenija-i-tvorcheskoi-aktivnosti.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/24/konsultatsiya-dlya-vospitateley-razvitie-voobrazheniya-i-tvorcheskoy
http://www.maam.ru/detskijsad/seminar-dlja-vospitatelei-razvitie-tvorcheskogo-vobrazhenija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-na-zanjatijah-po-izo.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии