Занятие по худ литре в старшей группе. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в мир литературы
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в мир литературы»
по ознакомлению с художественной литературой
«Путешествие в мир литературы» для детей
среднего дошкольного возраста.
Цель: Развитие представлений о разных жанрах литературы. Знакомство с загадками.
Задачи: Способствовать усвоению содержания знакомых литературных
Развивать связную речь, чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книге.
Средства: «Книговик» с подбором иллюстраций к русским народным сказкам, стихами, загадками. Набор героев к сказке «Теремок». Стихотворение «Помощница» А.Барто в аудиозаписи.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание детских стихотворений.
Словарь: Иллюстрация.
Ход занятия:
Организационный момент:
– Солнце утром рано встало,
Всех ребяток приласкало (руки вверх, ладони скрещены)
Дружно к солнышку тянитесь
И друг другу улыбнитесь (руки через стороны вниз, улыбнуться)
Солнца лучики поймайте
Всем вокруг скорей раздайте.(руки вперед, к себе резким движением, снова вперед)
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по интересному миру литературы. Мы с вами побываем в стране сказок, загадок и в мире стихов. А путешествовать нам поможет, угадайте кто.(читаю загадку)
– Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
Правильно, конечно же, это книга. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги с самого раннего возраста становятся нашими друзьями. И сегодня к вам в гости пришел мой друг Книговик. Надеюсь, вы с ним тоже подружитесь, потому что все кто любит книги становятся его друзьями.
Но Книговик – это не простая книга, а необычная. Страницы у него не сшиты, а складываются как в коробочку, поэтому их можно пакапливать много- много. Давайте посмотрим, что же сегодня Книговик приготовил нам для нашего путешествия в мир литературы. ( Достаю первую страницу).
Ребята, Книговик принес с собой наши любимые сказки. Но он хочет, чтобы вы ему напомнили, что же такое эти сказки (ответы детей). Правильно,сказка это то, чего не бывает на самом деле, в сказках бывает волшебство, звери в сказках умеют разговаривать. Хорошо, что такое сказка мы с вами вспомнили. А теперь пора заглянуть в гости к сказкам. Для этого послушайте строчки из сказок и угадайте, про какую сказку идет речь, а тот, кто узнает сказку, пойдет и подберет иллюстрацию к ней. А для того, чтобы очутится в сказке нужно произнести волшебные слова. Физкультминутка: Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы ногами топ-топ.
А потом вокруг себя.
Чтобы в сказке очутится,
Надо низко поклониться.
( проводится Д/и «Угадай сказку».)
– Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти, маленькие дети? (козлята из сказки « волк и семеро козлят»).
– Маша в коробе сидит
Далеко она глядит
Кто несет ее ответь , быстрыми шагами?
А несет ее медведь вместе с пирогами. ( «Маша и медведь»).
– У Аленушки -сестрицы
Унесли братишку птицы.
Далеко они летят,
Далеко они глядят. ( «Гуси-лебеди»).
– Ах, ты Петя-простота
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. ( « Кот, лиса и петух».)
– В этом домике на тесно,
Всем зверушкам хватит места.
Что за дом среди дорог?
Этот домик…. («Теремок».)
Воспитатель: Правильно, это теремок, только зверушек в нем я что-то не вижу. Кто нам поможет? (Книговик.) Ребята, а Книговик мне сказал, что вернуть зверушек в сказку нам помогут загадки о них. Только некоторые слова в них потерялись, и если мы найдем это слово, то отгадаем загадку. (Достаю страницу с загадками.)
Где ты, рыжая … (лиса)
– Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха.
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый… (волк)
– На лугу по кочкам
Только где же ушки,
Кто это… (лягушки)
– Всех важней она в загадке.
Хоть и в погребе жила.
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (мышка)
– Кто большой и косолапый
Мед достал из улья лапой?
Скушал сладость и реветь
Как зовут его… (медведь)
– В стайке живет, корову мамой зовет? (бычок)
Воспитатель: Молодцы, всех героев отгадали, никого не забыли? Давайте еще раз вспомним всех героев, только называть их будем ласково как в сказке. Кто же первый прибежал в теремок? Правильно, мышка.
– Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить, да поживать
Да жильцов к себе пускать.
А потом прискакала лягушка. Как ее в сказке называют? (лягушка-квакушка)
Прискакал и зайчик, зайчик-побегайчик. Ребята, а зайчика то у нас нет.Я забыла про него загадку, может вы мне поможете?( дети придумывают загадку про зайчика).
– Кто всегда грызет морковку
Прыгает и скачет ловко?
Быстрый маленький трусишка
Это серенький … (зайчишка).
А потом пришла лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь и бычок. ( Дети замечают, что бычка в этой сказке нет.)
Воспитатель: А что же нам теперь делать? Давайте отправим бычка в свою сказку «Бычок – смоляной бочок», наверное, в этой сказке ему будет неуютно. (Дети подбирают иллюстрацию к сказке и помещают бычка.)
Книговик хвалит детей, какие они молодцы, сколько сказок знают, умеют отгадывать загадки.
Воспитатель: Конечно, наши ребята молодцы. Но они еще и сами умеют загадки загадывать. (Ребенок читает загадку в стихах).
А, сейчас послушайте, куда же еще Книговик предлагает нам отправится. (звукозапись стихотворения А.Барто «Помощница».)
– Что вы сейчас прослушали? Правильно, стихотворение. Стихи бывают коротенькие, например такие стихи вы рассказывали, когда были совсем маленькие. А бывают большие стихи, как только что вы прослушали. В стихах некоторые последние слова созвучны, или мы их называем слова-друзья. Стихи в книжках очень легко узнать, они записываются в столбик. Рассказывать стихи нужно громко, с выражением.
( Дети читают стихи).
Воспитатель: Молодцы, замечательно читаете стихи. Но я открою вам небольшой секрет, стихи можно не только рассказывать, но используя их можно поиграть в пальчиковую игру. (проводится пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали».)
А теперь давайте вспомним еще знакомые стихи , но только слова из них выпали, помогите мне их вставить.
( Д/и «Вставь слово».)
– Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался… (вскачь)?
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и громко… ( топал)
– Маша варежку надела:
Ой, куда я пальчик… ( дела )?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … (попал )
– Мама спит, она устала
Ну, и я играть не… ( стала)
Я волчка не завожу,
А уселась и … (сижу ).
Воспитатель: А сейчас давайте еще поиграем в подвижную игру со стихами.
Проводится подвижная игра на стихи:
– Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть, который час.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон.
( Дети в соответствии со стихами сначала идут как мышки, на цыпочках, затем бегут на место.)
Воспитатель: Вот наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? А посмотрите, какая улыбка у нашего друга Книговика. Он очень рад, что мы выполнили все его задания. Он хочет, чтобы вы еще раз вспомнили, где сегодня побывали. ( В стране сказок, загадок и в мире стихов). Как мы узнавали сказки? ( По строчкам из сказок, по иллюстрациям). Что помогло нам вернуть героев в сказку «Теремок»? ( Загадки.) А во что мы так весело играли? (В игру с пальчиками и подвижную игру). А что помогло нам в них играть? (Стихи). А как вы думаете играть в игры интереснее со стихами или без них? Конечно же, со стихами. Замечательно. Книговик говорит, что вы стали его самыми лучшими друзьями и приглашает вас в круг:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой.
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой .
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» ( в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
– расширять знания детей о русских народных сказках;
-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
– учить детей анализировать сказку;
– учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
_ воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
– воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
– развивать интерес к русским народным сказкам;
– приобщать детей к истокам русской культуры;
– развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
– развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
– обогащать эмоции детей.
Методы и приемы:
Наглядный (показ, демонстрация);
Словесный : Аудиозапись сказки и демонстрация иллюстративного материала. Диалог в ролях.
Игровой: организационный момент; физкультминутка, заключительная часть
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, игрушек, чтение русских народных сказок, Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Работа с родителями.
Словарная работа: холсты, наливные,
Подготовка к занятию. Выставка русских народных сказок, иллюстрации к сказки, книга со сказкой «Хаврошечка», пальчиковый театр.
Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Воспитатель: Этот клубочек не простой, а волшебный. Он нам поможет попасть всказку. Для этого надо сказать волшебные слова.
Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток,
Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи на сказочную поляну.
Воспитатель: . И вот мы на сказочной поляне . Что вы видите на сказочной поляне ? Книги. О чем эти книги ? Вам знакомы эти сказки? Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Дети: Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д.
Воспитатель: Ребята. А о чём обычно рассказывается в сказках?
Дети: О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Воспитатель: Можно ли по иллюстрации догадаться, о чём эта сказка?
Дидактическая игра «Узнай сказку назови героев».
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с новой сказкой , а
в ней вам встретятся незнакомые слова: холсты, яблочки наливные. Как вы их понимаете ? (Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком, сочные)
Садитесь по удобнее и слушаем сказку которая называется
Воспитатель: Какие сказочные слова вы услышали в сказке?
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.
Воспитатель: как вы думаете, почему сказка начинается слов: «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей
Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: Кто был другом в этой сказке Ховрошечке?
Как помогала Ховрошечке ?
Дети: Помогала выполнять ей тяжёлую работу: (Коровушка) Ховрошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберёт.
Воспитатель: Как узнала мачеха об этом?
Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Трехглазка всё увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.
Воспитатель: На кого из героев сказки вы хотели быть похожими?
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся ёж в клубочек,
Потому что он продрог
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Воспитатель: А теперь тихонечко садитесь
А теперь я предлагаю быть вам артистами .
Вспомните как жаловалась Хаврошечка на свою жизнь коровушке?
Хаврошечка. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.
Коровушка. Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Диалог повторяется 2-3 раза. Перед каждым новым выступлением дети – слушали хором приговаривают: «Спи глазок, спи другой!».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад Клубочек волшебный верни нас в детский сад.
Ты катись, катись клубочек с вражка на мосток, только сильно не спеши путь дорогу укажи в детский сад.
Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы!
Эта книжка со сказкой «Хаврошечка» будет жить нашем в книжном уголке. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели: 1. Познакомить детей с искусством прядения и ткачества, опираясь на наглядный материал музея. 2. Вызвать уважение к нелегкому труду ткачихи.
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературному произведению.
Темой занятия является чтение произведения С. Аксакова “Аленький цветочек”. Цель занятия: воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству.
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.
Цель: Показать, что воздух есть вокруг нас; способы его обнаружения. Развивать воображение, активизировать речь детей, через практическую деятельность, вве.
1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.3.Воспитывать интерес к культуре своего народа.
Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию.
Занятие по знакомству с художественной литературой в старшей группе
Старшая группа
Тема: “В гостях у писателя С. Я. Маршака”.
Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи, артистические способности дошкольников.
Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
Оборудование: книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя, атрибуты костюмов для чтения-драматизации стихов, схематические рисунки для заучивания наизусть, поделки оригами, цветные карандаши.
Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений С.Я. Маршака. Словесные игры и упражнения на развитие темпа, тембра, мелодики речи и логического ударения. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений “Усаты – полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Багаж”, “Урок вежливости” и их инсценировка. Изготовление с детьми поделок оригами “кошка”
Ход занятия
Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки.
Сейчас дети нашей группы выступят перед вами. А вы посмотрите, послушаете и вспомните названия этих произведений.
1) Стала девочка учить котенка говорить:
– Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– Скажи: лошадь.
А он говорит: мяу!
– Скажи э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все “мяу” да “мяу”!
Вот какой глупый котенок!
2) Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
3) Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.
4) Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.
А теперь взгляните на эти иллюстрации. Узнаете, к каким сказкам или стихотворениям они нарисованы?
Источники:
http://a2b2.ru/methods/29976_konspekt_zanyatiya__po_oznakomleniu_s_hudozhestvennoy_literaturoy__puteshestvie_v_mir_literatury/
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2016/04/24/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-po
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628993/