Зачем нужна любовь в жизни человека? Урок по русской словесности “Джек Лондон. Любовь к жизни” (7 класс)
Урок по русской словесности “Джек Лондон. Любовь к жизни” (7 класс)
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Урок Вн. чт. Джек Лондон. «Любовь к жизни»
Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»
Обучающие: сформировать знания о жизни и творчестве Д.Лондона ; на примере рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать бороться за жизнь до последнего; анализировать прочитанное; выражать впечатления от текста, ориентироваться
Развивающие: развивать навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом.
Воспитательные: воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудную минуту.
Эпиграф:
Насколько человек побеждает страх.
Настолько он человек.
(Томас Корлейль, англ. писатель и историк)
I . Организационный момент
II . Знакомство с творчеством Д.Лондона
1. Вступительное слово учителя:
Ребята! Нам сегодня предстоит поразмышлять о героях Дж. Лондона. Необходимо будет выяснить: Какие они? Что движет ими? Что дороже всего на свете? Что такое настоящий человек? Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.
2. Рассказ биографии (сопровождается презентацией)
Джек Лондон (1876–1916), американский писатель[Слайд 2 ].
Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. [Слайд 3 ].
Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать.
Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. [Слайд 4 ].
Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.
В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу “Сын волка». В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год.
Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году. [Слайд 5 ].
– Мы видим, что Лондона ничто не сломило, потому что он был, на мой взгляд, настоящим человеком. Эпиграфом к уроку я взяла слова: [Слайд 6 ].
III . Работа по рассказу «Любовь к жизни»
1. Чтение рассказа учителем
2. Анализ рассказа:
– Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа Дж. Лондона. Посмотрите на начало рассказа. Какими автор показывает нам героев?
(Герои рассказа уже несколько дней в пути. Они очень устали.
«устали и выбились из сил, лица выражали “терпеливую покорность”, “плечи оттягивали тяжелые тюки”, “шли сгорбившись, низко нагнув головы, не поднимая глаз”, говорят “равнодушно”, голос “звучит вяло” ) .
-Вроде бы в такой момент они должны поддержать друг друга, но что мы видим? Почему Билл бросил товарища? [Слайд 7 ].
(Один из них попадает в беду, а другой – Билл – оставляет своего товарища, испугавших, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь).
– Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.
– Билл ушёл, но главное – для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. (читаем)
(«… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, – оставалось только лечь на землю и умереть”).
Вывод: И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е . есть смысл жить.
-Герой оказывается в сложной экстремальной ситуации.
– Что же такое экстремальная ситуация? [Слайд 8 ].
– (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.
Герой попадает в сложную ситуацию.
– В чем сложность его положения? (Неизвестность; боль (вывих ноги); голод; одиночество) .
-Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?
– Одиночество – неприятное чувство.
Проследим по тексту , как ведет себя наш герой, оставшись один:
(“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)
– Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)
(«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, — и в его глазах появилось выражение страха»)
– Природа, окружающая героя, не предвещает ему ничего хорошего. “Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни тр авы – ничего кроме беспредельной и страшной пустыни, – и в его глазах появилось выражение страха”.
– Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный? (Для усиления горестного состояния человека).
Но герой не сдается , стремится к своей цели, преодолевая трудности.
– Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? (находят и зачитывают эпизоды)
Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом).
Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью).
Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание – есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом).
Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд. («Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)
– На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.
Пересказ фрагмента «Победа волка над человеком »
– Какими показаны волк и человек?
– клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу;
– человек ждёт и сжимает челюсть волка;
– другая рука хватает волка;
-волк подмят под человека;
-человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.
– Человек пытается выжить! Только ли человек?
– Зверь тоже.
Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк?
(Это символ смерти , которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти. )
– Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа).
– А что такое сила духа?
(Сила духа – внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков).
– Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?
Вывод: благодаря расчету, силе духа , терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.
– Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? ( докажите.)
Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, – голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик.
Встреча с лисицей, с медведем . “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен …” . Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.
– Найдите слова автора, прямо называющие человека животным?
“Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть!
Эпизод с костями : “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.
– И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
(Эпизод с Биллом). [Слайд 9 ].
Фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?
(Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото).
– Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям? Подтвердите свои слова фрагментами из текста.
(расчетливость (эпизод со спичками, в еде, в борьбе с волком, с золотом, путь к кораблю: “ Он сел и задумался о самых неотложных делах… ” ;
терпение (в борьбе с волком, с голодом);
рассудок (“ желудок словно уснул ”, но наш герой все равно продолжает искать себе пищу, что им движет? – разум: он должен чем-то питаться, чтобы не умереть);
“По временам рассудок мутился, и он продолжал брести дальше, как автомат”, “ Шел, не разбирая времени, и ночью, и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Эта сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед”.
– Бесстрашие;
-сила воли.
– Что (кто) придало силы духу человеку? ( Цель, близость цели : сначала это был Билл, потом корабль).
– Мы видим, автор не называет человеком это существо, сравнивает с червяком, который продвигается, корчась и извиваясь. Но от той “терпеливой покорности”, какую мы видели в начале рассказа, не осталось и следа: пусть двадцать шагов в час, пусть ползком, но человек идет вперед.
1. Обобщающие вопросы :
– Как вы думаете, почему рассказ назван “Любовь к жизни”?
– Любовь к жизни помогает герою выжить.( Любовь к жизни ) [Слайд 11 ].
Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть – уснуть. Смерть – это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”
– Как Вы понимаете эти слова?
( «Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».
Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)
– Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему?
Какие уроки можно извлечь из этого произведения?
2. Вывод. [Слайд 12 ].
«Любовь к жизни» – это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное – преодолел себя, свой страх, свою боль.
V . Домашнее задание: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (читать, пересказывать)
Джек Лондон Рассказ «Любовь к жизни» Что такое любовь к жизни? – презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАлександр Сытин
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Джек Лондон Рассказ «Любовь к жизни» Что такое любовь к жизни?” — Транскрипт:
1 Джек Лондон Рассказ «Любовь к жизни» Что такое любовь к жизни?
2 Джек Лондон (1876–1916)
3 В 1897 году на севере Америки, в Клондайке, нашли золото. Дикие просторы Аляски, страны Белого безмолвия, пустынной и холодной, вдруг показались землёй богатой и щедрой тысячам бедняков и тем, кого называют прирождёнными романтиками. В 1897 году на севере Америки, в Клондайке, нашли золото. Дикие просторы Аляски, страны Белого безмолвия, пустынной и холодной, вдруг показались землёй богатой и щедрой тысячам бедняков и тем, кого называют прирождёнными романтиками. Американец Джек Лондон, тогда ещё начинающий писатель, был из их числа. Но прежде, чем стать золотоискателем, Лондон перепробовал множество профессий: он был разносчиком газет, рабочим на консервной фабрике, матросом на шхуне, гладильщиком в прачечной, кочегаром. Нужда помешала ему завершить учение. Его университетом стала сама жизнь. И он горел желанием рассказать о ней миру. Американец Джек Лондон, тогда ещё начинающий писатель, был из их числа. Но прежде, чем стать золотоискателем, Лондон перепробовал множество профессий: он был разносчиком газет, рабочим на консервной фабрике, матросом на шхуне, гладильщиком в прачечной, кочегаром. Нужда помешала ему завершить учение. Его университетом стала сама жизнь. И он горел желанием рассказать о ней миру.
6 На Аляске Лондон не разбогател, но он собрал там ценнейший материал для своих рассказов, которые познакомили американцев с Севером. Оледенелые бревенчатые поселения, сорокаградусная стужа, долгие полярные ночи, споры, где побеждает сильнейший, жизнь, полная смертельного риска, в таких условиях жили и боролись герои «Северных рассказов». На Аляске Лондон не разбогател, но он собрал там ценнейший материал для своих рассказов, которые познакомили американцев с Севером. Оледенелые бревенчатые поселения, сорокаградусная стужа, долгие полярные ночи, споры, где побеждает сильнейший, жизнь, полная смертельного риска, в таких условиях жили и боролись герои «Северных рассказов».
7 Какой рельеф вы представили по рассказу?
8 Каков климат местности, по которой шёл герой?
9 Что вы можете сказать о природной зоне, описанной в рассказе? Тундра и лесотундра территория, открытая для свободного проникновения воздушных масс с Северного Ледовитого океана. Плюс к этому низкие средние температуры лета и зимы, плюс большое количество озёр, рек, ручьёв. Следовательно, почва насыщена влагой, но из-за низких температур она оттаивает в летний период только на несколько десятков сантиметров от 10 до 30 см. А на остальной территории вечная мерзлота. Тундра и лесотундра территория, открытая для свободного проникновения воздушных масс с Северного Ледовитого океана. Плюс к этому низкие средние температуры лета и зимы, плюс большое количество озёр, рек, ручьёв. Следовательно, почва насыщена влагой, но из-за низких температур она оттаивает в летний период только на несколько десятков сантиметров от 10 до 30 см. А на остальной территории вечная мерзлота.
10 Может ли здесь вырасти большое дерево? Какие растения мог встретить герой рассказа в пути?
11 Какие животные здесь водятся?
12 Волки приходят сюда лишь летом на совсем короткий период.
13 А теперь посмотрим, какой путь проделал герой в этих условиях. Не забудьте учесть, что он был истощён, очень ослаб, нёс груз 12 килограммов. Вспомним, что последние километры он преодолевал с большим трудом и проходил в день 2–3 мили (1609 метров), а затем и вовсе делал по 20 шагов в час. А теперь посмотрим, какой путь проделал герой в этих условиях. Не забудьте учесть, что он был истощён, очень ослаб, нёс груз 12 килограммов. Вспомним, что последние километры он преодолевал с большим трудом и проходил в день 2–3 мили (1609 метров), а затем и вовсе делал по 20 шагов в час.
14 Итак, изначально маршрут золотоискателей был намного длиннее: они собирались идти к югу до Большого Медвежьего озера. Переправившись через него, они хотели устремиться на восток, до Гудзонова залива там было наибольшее на то время количество факторий (поселений). В районе реки Диз у путешественников был схрон с запасом продуктов питания. Они уже два месяца в своём нелёгком странствии. Но прошло две недели, как герой сбился с пути, поэтому маршрут изменился. Итак, изначально маршрут золотоискателей был намного длиннее: они собирались идти к югу до Большого Медвежьего озера. Переправившись через него, они хотели устремиться на восток, до Гудзонова залива там было наибольшее на то время количество факторий (поселений). В районе реки Диз у путешественников был схрон с запасом продуктов питания. Они уже два месяца в своём нелёгком странствии. Но прошло две недели, как герой сбился с пути, поэтому маршрут изменился. Путешественники вышли к устью реки Коппермайн, которая впадает в залив Коронации. И там совершенно случайно оказалось китобойное судно «Бедфорд» с представителями научной экспедиции на борту. Учёные и спасли героя рассказа. Путешественники вышли к устью реки Коппермайн, которая впадает в залив Коронации. И там совершенно случайно оказалось китобойное судно «Бедфорд» с представителями научной экспедиции на борту. Учёные и спасли героя рассказа. Устье реки Коппермайн в 1-ой половине 19 века
15 Пейзаж Пейзаж в художественном произведении – это описание природы. Пейзаж в художественном произведении – это описание природы. Для чего автор вводит в рассказ описание природы? Для чего автор вводит в рассказ описание природы?
16 Роль пейзажа в художественном произведении 1. Помогает представить место и время действия, условия, в которых развивается действие. 2. Помогает понять состояние героя, его чувства, настроение. 3. Содержит авторскую оценку происходящего.
17 Задания по тексту: I-й отрывок: «Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом…» I-й отрывок: «Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом…» Какой цвет преобладает в пейзаже и почему? Какой цвет преобладает в пейзаже и почему? Почему в этом пейзаже нет солнца? Почему в этом пейзаже нет солнца?
18 Задания по тексту: II-й отрывок: «Он проснулся озябший и больной…» II-й отрывок: «Он проснулся озябший и больной…» Что изменилось в пейзаже? Что изменилось в пейзаже?
19 Задания по тексту: III-й отрывок: «Долгое время он лежал неподвижно…» III-й отрывок: «Долгое время он лежал неподвижно…» Какие изменения в природе помогают понять состояние героя? Какие изменения в природе помогают понять состояние героя?
21 Почему герой рассказа оказался победителем? Почему герой рассказа оказался победителем? В чём смысл рассказа «Любовь к жизни»? Почему он так называется? В чём смысл рассказа «Любовь к жизни»? Почему он так называется? Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» от них отличается? Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» от них отличается?
22 Рассказ «Любовь к жизни» рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таким страшным испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное герой преодолел себя, свой страх, свою боль. Рассказ «Любовь к жизни» рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таким страшным испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное герой преодолел себя, свой страх, свою боль.
23 Домашнее задание Выбрать отрывок из рассказа «Любовь к жизни» и подготовить его выразительное чтение. Выбрать отрывок из рассказа «Любовь к жизни» и подготовить его выразительное чтение. Объяснить, почему именно этот отрывок выбран. Объяснить, почему именно этот отрывок выбран.
Конспект уроку з літератури для 6 класу на тему: “Джек Лондон “Любовь к жизни”. Сильный характер в экстремальной ситуации”
- .docx docx
- .pptx pptx
- Jack London’s Love of Life Trailer.mp4 mp4
Тема: Джек Лондон «Любовь к жизни». Сильный характер в экстремальной ситуации
Цель: 1) углубить знания учащихся о творчестве Джека Лондона, помочь понять содержание текста;
2) развивать навыки анализа художественного текста, умения высказывать собственную точку зрения, делать выводы;
3) воспитывать жизнелюбие, уважение к целеустремлённым людям, сострадание, уверенность в своих силах.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: картинки, презентация, листы контроля, карточки.
Ход урока
Насколько человек побеждает страх,
настолько он человек.
Пока человек жив, он никогда не должен
Здравствуйте все, кто с нетерпением ждёт каникул, здравствуйте те, кто сегодня в хорошем настроении, здравствуйте те, кто хочет узнать на уроке что-нибудь новое и кто будет хорошо и активно работать на уроке.
А теперь протянем правую ручку и достанем удачу, протянем левую – и достанем успех. Они нам сегодня на уроке пригодятся.
- Актуализация опорных знаний.
«Шкала времени». С помощью ключевых слов вспомните, что мы узнали о писателе на прошлом уроке и разместите карточки в хронологическом порядке.
Карточки: Сан-Франциско (1876), Джон Чейни (1876), фабрика (1890), золотая лихорадка (1897), устричный пират (1891), «Софи Сазерленд» (1893), «Тайфун у берегов Японии» (1893), «Сын волка» (1900), 50 тысяч долларов (1909), ранчо (1905), Глен-Эллен (1916)
Рефлексия. С помощью одного слова (прилагательного или существительного) дайте характеристику писателю. Каким он был? (оптимист, авантюрист, любил жизнь, сильный )
Слово сильный мне тоже понравилось. Я включила его в тему урока.
«Облако слов» (на доске и перед детьми на столах). Найдите слова, спрятавшиеся в этом облаке. Сформулируйте тему урока.
Тема: Сильный характер в экстремальной ситуации. Запишите тему урока в тетрадь.
Обратите внимание на эпиграфы, которые написаны на доске. Выберите один, тот, который вам понравился, и тоже запишите в тетрадь.
Просмотр трейлера к фильму «Любовь к жизни»
– Что мы с вами увидели?
– Посмотрите внимательно на тему урока. Как в ы думаете, на какие вопросы нам нужно обратить внимание, чтобы раскрыть её? (Сильный человек, экстремальная ситуация, поступки героя, физическая сила и т.п.)
- Работа над темой урока.
- «Ассоциативный куст». Рассмотрим понятие «экстремальная ситуация». Давайте дадим определение этого понятия. С чем для вас ассоциируется это понятие? (опасность, испытание, неожиданность и т.п.) Запишите на листочках определения, приклейте на лист.
Словарь даёт такое определение (на экране):
Экстремальная ситуация (от лат. e xtremus – «крайний») – ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.
Слабые стороны. Как вы думаете, какие слабые стороны характера человека могут проявиться в экстремальной ситуации? (трусость, нерешительность, неумение принять решение, физические ограничения)
Сильные стороны. А сильные стороны характера человека могут открыться, когда он попадает в экстремальную ситуацию? Какие? (изобретательность, терпение, умение найти выход, сила духа, выносливость)
Рефлексия. Как вы думаете, почему мы остановились на понятии «экстремальная ситуация»?
Сколько героев в рассказе?
Одинаково ли они ведут себя в сложившейся ситуации?
На экране – картина
– Что происходит на картине?
– Почему я так думаю?
– Где происходят события, изображённые в рассказе Джека Лондона?
– Совпадают ли ваши представления о природе Северо-Западной Канады с тем, что вы увидели на картине?
– Когда происходят события?
– Как вы думаете, что чувствует герой?
– Какие цвета преобладают в описании природы?
– Как цвет передаёт настроение?
– Чтобы чувствовали вы, если бы оказались на его месте?
– Как вы думаете, а что же всё-таки помогает герою выжить? (стремление выжить, желание жить, любовь к жизни)
Герою через многое пришлось пройти. Меняется ли он под воздействием сложившихся обстоятельств?
«Работа по группам».
- Герой попадает в сложную ситуацию. В чём сложность его положения? Что пришлось пережить герою рассказа? (физическая боль, голод, предательство друга)
- Что победил герой? (страх – одиночества, что Билл его бросит, остаться без огня, что его растерзают дикие животные; волка, смерть)
- Что в результате он осознал? (жизнь важнее золота)
- Какие качества героя проявились в этой ситуации? (сила духа, выносливость, расчётливость, терпение)
Мы с вами рассмотрели поведение героя в экстремальной ситуации.
– А сколько героев в рассказе? Давайте сравним их.
- «Диаграмма Венна» (на парте перед детьми и на экране).
– Что общего у героев? (золотоискатели, возвращаются домой, оказались в экстремальной ситуации, голодные, устали, выбились из сил)
– Чем отличаются герои? Охарактеризуйте их поступки.
Герой надеется на встречу с Биллом. Почему? (даёт надежду)
Бросил мешочек с золотом.
Билл бросил товарища. Как вы думаете, почему?
До конца не бросил золото.
Всё, что осталось – обглоданные кости.
– Найдите и прочитайте отрывок «Последняя встреча героя с Биллом» (стр. 283)
– Как вы думаете, зачем мы сравнили двух героев? (Вернуться к теме)
– Какие стороны характера проявили герои? (сильные и слабые стороны).
– Какие чувства вызывают у вас герои?
- Обобщение изученного.
- Посмотрите на картинку.
– «6 почему?» (Работа в парах) Задайте друг другу по 3 вопроса, так чтобы каждый последующий вопрос вытекал из ответа вашего собеседника.
– Почему на картинке изображён волк? Потому что он шёл следом за человеком.
– Почему он шёл следом за человеком? Он был голоден.
– Почему сразу не напал на человека, если он был голоден? Он выжидал, когда человек ослабеет.
– Почему он выжидал, если человек был слаб и болен? Волк тоже был слаб и болен.
– Почему всё-таки вступили в схватку, если оба были слабы и больны? Оба хотели жить.
– Почему победил человек, если оба хотели жить? Человек оказался сильнее.
– Зачем Джек Лондон изобразил противостояние человека и волка? (поборол страх, выжидал, желание выжить, мобилизовал все силы, победил смерть)
– Как вы думаете, символом чего является волк? Что идёт следом за человеком в образе волка? (смерть)
– Подберите антоним к слову смерть. (жизнь)
– Как вы думаете, а что является символом жизни в рассказе? (корабль)
– Почему рассказ называется «Любовь к жизни»? Любовь к жизни помогает герою выжить.
– Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»? Он говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию.
- «Подбор афоризмов». Какой из афоризмов наиболее точно соответствует идее и настроению нашего урока?
- Но никто не придумал, ей-богу,
Ничего, что прекрасней, чем жизнь. (Расул Гамзатов) - Самое дорогое у человека – это жизнь. (Н.А. Островский)
- Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день. (А. Блок)
- Трудности порождают в человеке способности, необходимы для их преодоления. (У. Филлипс)
– Прочитайте ещё раз эпиграф, который вы выбрали?
– Каким образом эпиграф перекликается с содержанием рассказа Джека Лондона?
– Что мы можем взять для себя из этой истории? Чему нас научила эта история?
Домашнее задание: составить и записать советы, которые герой мог бы дать человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации.
Источники:
http://infourok.ru/urok-po-russkoy-slovesnosti-dzhek-london-lyubov-k-zhizni-klass-262536.html
http://www.myshared.ru/slide/953281/
http://naurok.com.ua/konspekt-uroku-z-literaturi-dlya-6-klasu-na-temu-dzhek-london-lyubov-k-zhizni-silnyy-harakter-v-ekstremalnoy-situacii-113062.html