Забастовка голливудских сценаристов: какие фильмы и сериалы станут жертвами. Покойся с миром, Голливуд

Забастовка голливудских сценаристов: какие фильмы и сериалы станут жертвами. Покойся с миром, Голливуд

Стачка по-голливудски: популярные американские телесериалы могут исчезнуть из эфира

Конфликт между Гильдией сценаристов Америки (WGA) и Альянсом кино- и телепродюсеров (AMPTP) может оставить зрителей в США и по всему миру без любимых телепередач. Стороны должны разрешить противоречия до 1 мая, иначе сценаристы обещают начать забастовку. В таком случае студии не смогут продолжать съёмки сериалов, а вечерние шоу придётся снять с эфира. Ситуацию весьма осложняет тот факт, что американское телепроизводство находится на пике — количество передач, снятых по тому или иному сценарию, только в этом сезоне достигло 455.

Перспектива забастовки пугает как зрителей, так и глав телевизионных конгломератов, ведь похожие события десятилетней давности привели к потере рабочих мест, рейтингов и прибылей для телеканалов.

100 дней сценаристов

Предыдущая забастовка сценаристов началась 5 ноября 2007 года, продлилась до 12 февраля 2008-го и серьёзно повлияла на американскую телеиндустрию. Тысячи сотрудников съёмочных групп потеряли рабочие места, а несколько телепередач на телеканалах ABC, Fox и NBC были вынуждены заморозить съёмочный процесс и впоследствии были сняты с эфира. Более 50 передач вышли в укороченной версии, а популярные вечерние шоу транслировались в повторах. Убыток из-за забастовки с четвёртого квартала 2007-го до конца 2008 года составил $2,1 млрд.

Тяжёлая доля

Несмотря на так называемый пик телевидения, многие сценаристы недовольны тем, что контракты с ними заключаются по старым правилам, из-за чего они несут финансовые потери. Так, распространение стриминговых сервисов привело к тому, что сезоны в сериалах стали короче — от 8 до 13 серий вместо стандартных 22 за сезон — именно такое количество изначально значилось в правилах. Также длиннее стали и перерывы между сезонами, занимающие до календарного года, что оставляет авторов без заработка более длительные промежутки времени. Ещё сильнее усугубляет положение то, что контракт AMPTP запрещает сценаристам работать на других телевизионных передачах, даже если их основной проект находится на «каникулах», сообщает The Hollywood Reporter.

Под угрозой

Гильдия сценаристов разрешила своим членам провести забастовку в случае провала переговоров с AMPTP. Это значит, что съёмки новых сезонов различных телесериалов могут быть приостановлены на неопределённый срок — до достижения соглашения с ассоциацией продюсеров. В числе таких киносаг — «Ходячие мертвецы», «Американская история ужасов» и «Звёздный путь: Дискавери». С эфира незамедлительно будет снята целая линейка комедийных вечерних шоу, таких как Saturday Night Live, шоу Стивена Колберта, Джимми Фэллона, Джона Оливера и The Daily Show.

В безопасности на данный момент находятся телепередачи, написание сценариев и съёмка которых были завершены до 2 мая: «Твин Пикс», «Американские боги», «Очень странные дела», «Оранжевый — хит сезона» и «Тёмное дитя».

Больше всего от возможной забастовки выиграют главные конкуренты авторских и комедийных сериалов — реалити-шоу, познавательные и спортивные передачи. Также, чтобы заполнить пробелы в эфирной сетке, телеканалы могут привлечь программы сценаристов, не являющихся членами гильдии, например, написанные авторами из Канады, Британии и Австралии. Забастовка также не повлияет на программы компании WWE, у которой есть свои сценаристы, и мультипликационный сериал «Южный парк», создатели которого — Трей Паркер и Мэтт Стоун — не являются членами гильдии.

Учитывая, какие убытки принесла предыдущая забастовка, ожидается, что AMPTP согласится с требованиями Гильдии сценаристов. В 2007 году у продюсеров был и другой рычаг влияния — тогда зрители были менее требовательны и относительно спокойно могли перенести целый сезон повторов и реалити-шоу. Теперь же конкуренцию телевизионным монополиям составляют стриминговые сервисы Netflix, Hulu и Amazоn, которые сразу займут освободившуюся нишу.

Забастовка голливудских сценаристов: какие фильмы и сериалы станут жертвами

Если кинематографисты не договорятся, пострадают зрители

Гильдия сценаристов США накануне проголосовала по вопросу новой забастовки: 96% из 6310 её членов высказались «за». Это означает, что как только президиум гильдии объявит о начале забастовки, сценаристам придётся остановить работу на неопределённый срок. Похожая забастовка случилась десять лет назад – в 2007-м: тогда сценаристы бастовали на протяжении 100 дней. 2 мая истекает контракт, заключённый между Гильдией сценаристов и Альянсом кино- и телепродюсеров (AMPTP), что даёт возможность пересмотреть условия сотрудничества. Пока заинтересованные лица будут проводить переговоры, сценаристы не будут работать над сценариями к будущим полнометражным фильмам и сериалам. Какие из проектов, выход которых запланирован на ближайшее время, могут пострадать?

Читать еще:  Конспект НОД по ИЗО в средней группе на тему: «Красивые цветы. Конспект нод по изо в средней группе

Забастовка голливудских сценаристов: какие фильмы и сериалы станут жертвами

В 2007 году Гильдия сценаристов США требовала увеличить гонорары от продажи фильмов и сериалов на домашних носителях (DVD, Blu-Ray), а также любого контента через интернет (посредством онлайн-кинотеатров). Забастовка, начавшаяся 1 ноября 2007-го, продлилась до 12 февраля 2008 года. Студии, потерявшие в итоге сотни миллионов долларов, были вынуждены остановить производство многих новых телесериалов (некоторые из выходивших в эфир получили заказ лишь на сокращённые сезоны), а также отложить на неопределённый срок съёмки потенциальных блокбастеров. В 2017-м Гильдия вновь подняла тему улучшения условий работы сценаристов: она требуют пересмотра размера гонораров, авторских отчислений и детальной проработки системы социальной защиты.

Глава MARVEL – Кевин Файги – в интервью изданию The Wrap заявил, что студия заранее подготовилась к потенциально возможной забастовке:

Самый яркий пример проблем, причинённых Голливуду предыдущей забастовкой сценаристов, – фантастический боевик «Трансформеры: Месть падших» начали снимать без готового сценария, что, конечно, повлекло за собой финансовые и репутационные риски: многие поклонники считают второй фильм киносерии худшим из всех. Популярные сериалы, выходившие в то время, вместо привычных 20-24 эпизодов получили сильно сокращённые сезоны («Доктор Хаус», «Остаться в живых» и другие). В этом году проблемы могут возникнуть у таких топовых проектов, как «Ходячие мертвецы», «Игра престолов», «Сверхлюди» (новый сериал MARVEL), многих сериалов Netflix, «Стартрек: Дискавери» да и в целом у большинства новых проектов, которые совсем скоро американские телеканалы будут представлять зрителям. В США большинство новинок в обязательном порядке проходит так называемую стадию «пилотного эпизода»: снимается первая серия, которую оценивают не только заказчики (телеканал), но и рекламодатели, представители зарубежных дистрибьюторов, пресса и зрители. Если реакция положительная, то обычно заказываются дополнительные эпизоды, затем начинаются съёмки, а дальше, по мере выхода серий в эфир, заказ дополняется ещё каким-то количеством эпизодов. Зачастую, новые сериалы с высокими рейтингами получают заказ сразу на полный сезон, но бывают исключения.

Трейлер фильма «Трансформеры: Месть падших» – его начали снимать без законченной версии сценария

Не пиши мне больше: Чем грозит бунт голливудских сценаристов

В Голливуде гражданская война: Гильдия сценаристов (WGA) пошла против Ассоциации агентств (ATA), представляющей интересы большинства сценаристов гильдии. Пострадать могут зрители. Рассказываем, в чем суть конфликта десятилетия и почему он может положить конец сериальному буму.

Утром 13 апреля американские сценаристы и шоураннеры стали массово увольнять своих агентов и отчитываться об этом в Twitter (хештег #IstandwithWGA). От услуг агентов отказались авторы таких сериалов, как «Ходячие мертвецы», «Американская семейка», «Белая ворона», «Диета из Санта-Клариты», «Как я встретил вашу маму» — перечислять можно бесконечно. Гильдия американских сценаристов, инициировавшая этот своеобразный Брекзит, насчитывает тысячи членов, именно они работают над всевозможными прайм-тайм- шоу и голливудскими фильмами. Прежде в истории Голливуда никогда такого не было — все творческие работники тут всегда общаются с работодателями через своих агентов.

Что такое Гильдия сценаристов?

Коротко напомним предысторию. В 1921 году десять голливудских сценаристов, недовольных уменьшением ставок со стороны крупнейших студий, объединились и создали Screen Writers Guild — гильдию сценаристов, которая тогда представляла собой профессиональное сообщество, члены которого скорее делились опытом ремесла, чем боролись за свои экономические интересы. Еще раньше, в 1912 году, на другом побережье сформировалась Authors’ League of America, которая представляла интересы писателей, журналистов и драматургов. В 1933 году обе организации стали координировать свои действия — выбрали президентов и начали переговоры со студиями Голливуда. Чуть позже, в 1954 году, произошло окончательное слияние, и появилась та самая гильдия, Writers Guild of America, объединяющая авторов с Запада и Востока, со штабами в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

Читать еще:  Лесные пожары «Человека называют властелином природы, но мудрость с которой мы властвуем, от природы не дается. Этому надо учиться.» Николай Иванович Лобачевский

Главная задача гильдии — создавать трудовые стандарты для индустрии и защищать авторские и экономические права авторов. Гильдия контролирует минимальные уровни ставок, отчисления с проката, правильное указание авторов в титрах. Работая со сценаристом из гильдии, ты не можешь выдумать свои условия или платить меньше указанного минимума, все это четко урегулировано в подписанных соглашениях. Так, например, на фильмах с бюджетом меньше 5 млн долларов автор не может получить за сценарий (с тритментом) меньше 62 тыс. долларов.

Все студии-мейджоры и большая часть независимых производственных студий в Голливуде давно подписали контракты с WGA и работают только с авторами из гильдии. Членство в ней строится на системе баллов, которые даются за проделанную работу с этими студиями (их называют signatory studios). Чтобы войти в гильдию, необходимо за три года набрать 24 балла. За сценарий сериала (от 30 до 60 минут) дается, например, 8 баллов, как и за короткометражный сценарий фильма. За полнометражный можно получить сразу все 24, а если вас наняли просто его переписать, то за это положено 12 баллов. При вступлении в гильдию автор платит разовый взнос 2500 долларов и затем 1,5% от заработка в год. Сейчас WGA насчитывает около 20 000 авторов.

В чем причина конфликта между гильдией и агентами?

Клиенты и продюсеры всегда недовольны работой агентов. Сценаристам кажется, что им маловато платят, а продюсерам — что их заставляют переплачивать. Но сейчас конфликт между клиентами (сценаристами) и агентствами, оказывающими посреднические услуги, вышел на принципиально новый уровень.

Главная претензия гильдии — это размеры package fees. Тут требуется некоторое разъяснение. Почти все ТВ- и многие кинопроекты укомплектовываются творческими работниками, интересы которых представляет одно агентство. То есть агент продает студии команду целиком. Для сериала это шоураннер, сценарист и режиссер/актер. И если на обычной сделке агент получает 10% с клиента, то в случае пакетной сделки (package deal) агентство берет процент только со студии, причем трижды: 3% от бюджета эпизода, 3% с чистой прибыли каждой серии и до 10% с валовой прибыли проекта. Таким образом, агент по итогу зачастую зарабатывает гораздо больше клиента, которого он представляет.

Керри Доэрти, одна из сценаристок сериала «Обученные», обращает внимание на то, что агенты, в общем, и не нужны — 75% членов WGA нашли свою последнюю работу самостоятельно

Гильдия утверждает, что это создает критический конфликт интересов: агенту нет смысла выбивать из студии большую ставку для сценариста, потому что его доход от этого больше не зависит.

Но есть вещи и похуже пакетных сделок. Агентства начали создавать аффилированные продакшен-компании. Вообще, по закону агенты не имеют права быть продюсерами или выступать со стороны продакшена, потому что это тоже является прямым конфликтом интересов. Получается, что агентство, как всякий продюсер, владеет частью интеллектуальной собственности, укомплектовывает кадрами свои же проекты. Таким образом, вместо того чтобы отстаивать авторов, они оказываются по другую сторону баррикад и становятся заинтересованы, наоборот, в максимальном ущемлении интересов своих клиентов в свою пользу.

Гильдия американских сценаристов (WGA) требует упразднить обе эти практики и вернуться к прежним схемам сделки, где агент получает только процент с клиента, а не со студий и не может выступать одним из продюсеров проекта, даже через аффилированные компании. Существующий с 1976 года договор между гильдией и ATA истек 6 апреля, а еще 25 марта WGA подготовила текст нового соглашения, Code of Conduct, который категорически запрещает агентам принимать участие в любом продакшене и пакетных сделках.

Надо ли говорить, что ассоциация против? Для агентов это означает сильное снижение прибыли. Начавшиеся еще в феврале переговоры ничем не закончились, и гильдия дала время агентствам до 13 апреля, выдвинув ультиматум: если они не подпишут Code of Conduct, то ровно в полночь все сценаристы будут вынуждены покинуть своих агентов. Компромисса достичь не удалось.

Читать еще:  Экзюпери биография краткая. «Стоит только подрасти, и милосердный бог оставляет вас на произвол судьбы»

Это ведь не первый случай, когда гильдия идет на крайние меры?

Конечно. Несмотря на то, что сценаристы всегда за кадром и мало кто знает их имена, именно они оказываются той силой, которая меняет индустрию изнутри. WGA вообще славится своей принципиальностью и жесткостью в ведении переговоров. Сценаристы оказались самой протестующей профессией в Голливуде — с момента появления гильдии, они бастовали шесть раз.

Самая длинная забастовка началась в марте 1988-го и продлилась 153 дня. Тогда гильдия не могла договориться с Альянсом кино-и телепродюсеров (Alliance of Motion Picture and Television Producers, AMPTP), в который входит больше 350 ТВ- и кинопродакшенов, включая все большие студии и телеканалы, требуя повышения авторских отчислений (residuals) с часовых сериалов и большего креативного контроля для авторов. Через пять месяцев изнурительных переговоров компромиссы были достигнуты, и сценаристы наконец смогли вернуться к работе.

Но самым важным считается стодневный протест в 2007—2008 годах, результаты которого до сих пор оказывают влияние на Голливуд.

Все началось с одного из сценаристов «Остаться в живых», который увидел рекламу написанного им сериала в App Store, где эпизод можно было скачать за 1,99 доллара. «А я же ничего с этого не получаю!» — подумал он. Через год 12 тысяч сценаристов вышли на митинг против произвола продюсеров.

Тогда контент только начал активно распространяться через различные стриминговые платформы, но никаких договоренностей об отчислениях за такой вид проката у гильдии и продюсеров не было, поэтому когда пришел момент перезаключать трехлетний контракт с AMPTP, этот вопрос стал ключевым, хотя и не единственным. Не сумев договориться с оппонентами вовремя, все члены гильдии проголосовали за забастовку.

Производство сериалов и фильмов остановилось. Сейчас трудно посчитать, сколько именно проектов пострадало в этот период. «Во все тяжкие», «Остаться в живых», «Теория Большого взрыва», «Побег», «Студия 30», «Гриффины» — все они лишились запланированных эпизодов. Каналы лишились оригинального контента для эфира, и, помимо бастующих сценаристов, без работы оказались тысячи людей. По итогам этой забастовки штат Калифорния потерял больше 2 млрд долларов и 37 700 рабочих мест.

Что теперь будет?

Учитывая абсолютную неожиданность ситуации, никто не знает, что будет дальше. WGA, пытаясь минимизировать потери для ее членов, временно передала полномочия агентов адвокатам и менеджерам сценаристов, что сразу вызвало угрозы судебных исков со стороны крупных агентств, потому что по закону полномочия юристов и агентов четко разделены.

Типовое уведомление об увольнении агента, заполненное Кёртисом Килом, одним из сценаристов «Зачарованных» и «Игры в ложь»

Авторам разрешено продолжить работу с агентами на уже существующих проектах, но этот скандал сильно усложнит поиск новой работы, потому что по правилам ни один продюсер или студия не принимают сценарии без агентов, чтобы избежать возможных проблем с авторским правом. Чтобы как-то помочь своим членам, гильдия даже создала специальный софт, чтобы у сценаристов была возможность отправлять сценарии напрямую шоураннерам, но насколько это будет продуктивно, пока является загадкой даже для совета директоров WGA.

Очевидно только одно: если этот конфликт затянется надолго, то, когда истекут существующие контракты и закончатся написанные сезоны, нас ждет серьезный кризис контента, сопоставимый с тем, что разразился в 2007—2008 годах. Совсем работа не остановится: множество мелких агентств все-таки подписали новый договор с гильдией. Кроме того, сценаристы проявляют цеховую солидарность — более успешные и раскрученные начали помогать менее опытным и известным найти контракты, но насколько такая практика будет эффективной, пока никому не понятно. Однако совершенно точно пострадают большие ситкомы и полицейские процедуралы, выход которых назначен на осень. Студии сейчас как раз нанимают для них команды, а ни одно из четырех основных агентств, работающих с крупным продакшеном, не договорилось с WGA.

Источники:

http://russian.rt.com/world/article/383335-serialy-amerika-zabastovka
http://www.filmpro.ru/series/news/55813
http://www.kinopoisk.ru/article/3350983/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии