За что наказан пилат в романе мастер и маргарита. В чем состояло наказание Понтия Пилата? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)
В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
История Понтия Пилата и Иешуа составляет сюжет «романа в романе» — произведения, написанного Мастером. Так сложно построен роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором писатель дает свою версию библейских событий. Они отличаются от оригинальных: в них есть сцена допроса Иешуа — Христа — Пилатом и сцена казни. Но образ Пилата интересует Булгакова не меньше образа бродячего философа. Он раскрывается не сразу — вначале Пилат мучается тяжелой мигренью и не слишком внимателен к арестованному. Но затем мы видим, как он озадачен, как его обуревает целая гамма чувств: интерес к проповеднику, нежелание быть его палачом, страх немилости императора Тиверия. Он пытается спасти Иешуа, даже угрожает первосвященнику, утвердившему помилование другого осужденного, затем старается облегчить Иешуа муки смерти на кресте. Наконец, он приказывает Афранию убить Иуду, отомстив ему за предательство.
Для чего он это делает? Почему так важны для Пилата последние слова казненного? Он жадно читает записки Левия Матвея — разобрав слова о том, что нет большего порока, чем трусость, он вздрагивает, понимая, что это слова о нем. И тоскливая для него мысль о чьем-то непременном бессмертии не дает ему покоя. Воланд говорил Мастеру, что «рукописи не горят». Но не горят и слова, записанные Левием на пергаменте, и получается, что слова Воланда относятся и непосредственно к Пилату. Его трусость сохранена на скрижалях истории, его бессмертие — не бессмертие подвига Иешуа, а бессмертное чувство вечной вины.
Пилат пытается уйти от себя, от своей совести, убеждая себя в том, что этой «пошлой казни» не было, но теперь он неотделим от Иешуа как виновник его гибели. Путешествие с Иешуа по лунной дорожке будет сниться Пилату как освобождение от страшной реальности, но тем более жестоко возвращение в нее и осознание все того же чувства вечной вины — перед Историей.
Булгаков дает Мастеру возможность простить своего героя и завершить роман одним словом: «Свободен!», позволив Пилату пройти рядом с Иешуа по лунной дорожке. Но суд Истории не так великодушен, и имя Понтия Пилата, свирепого правителя Иудеи, осталось в ней навсегда как имя убийцы, осудившего Христа на мучительную казнь.
Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В недавнем советском прошлом все у молодых людей было заранее предрешено: школа, получение специальности, работа до пенсии. Казалось бы, ни о каком нравственном выборе речи не было. Хотя случались из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смущение общественности. Таланты, конечно, всегда выделялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обывателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали ханжество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и смущающие покой выходки. Такой необъяснимой выходкой стало явление известного поэта Ивана Бездомного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездарности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но ненадолго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита явились из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.
Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выигравшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто тысяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бросил свою комнату. и нанял у застройщика, в переулке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. » Встретив свою любовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Мастера. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испытал на себе все гонения общественности, он стал врагом и будущее для него было определено. В него вселился страх, он возненавидел свой роман — он заболел.
Маргарита до встречи с Мастером ждала его, искала. Она сразу поняла, что встретила своего единственного, и мир перестал существовать без него. Теперь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу историю, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила ситуации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надежда на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мастер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчике. Опустошенные и раздавленные жизнью, они понимают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком роман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однажды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем самым доказывая себе, что все написанное — бред и абсурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.
Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совершена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало нестерпимую тоску. » Понтии Пилат старается исправить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обречен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».
Все герои романа М. Булгакова: жители и гости советского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно промелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызывают уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Каждому человеку рано или поздно приходится определиться с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 168 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
За что был наказан Понтий Пилат (“Мастер и Маргарита”)?
Понтий Пилат был наказан за умытые руки и бездействие – тем самым Понтий Пилат (по версии романа который написан как “евангелие от Воланда”, не путать с канонической евангельской версией!)предпочел остаться в стороне, как от зла, так и от добра.
Понтий Пилат в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” не был сильно наказан: после смерти он видел Иешуа, но муки совести за то, что он не вмешался из конъюнктурных соображений в происходящее, терзали его и на том свете.
Давно я читал указанный бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”, и многое уже и не помню так явно, так как честно Вам признаюсь, уже на протяжении многих лет занимаюсь изучением первоисточников, и поэтому бывает, что просто нет времени на переработку “ремейков”, и так далее (если можно так выразиться). То есть есть слово создателя всевышнего, и что оно несет нам в головы, почему звучит и к чему призывает, вот в чем смысл моего существования.
Но вопрос интересен, и под разными ракурсами и точками зрения можно смотреть на него и на ответ.
Лично мне даже больше было бы интересно, не то, за что был наказан Понтий Пилат, этот персонаж в романе и человек в истории, а то, что подразумевал и чувствовал сам автор и сам творец. Чем мотивировался писатель, когда создавал сей шедевр, и чем мотивировано бытие вселенной.
Так же безусловно понятен и тот факт, что о фактическом существовании участников Библейских событий можно неустанно спорить. И конечно же не секрет, что многие сомневаются, и в подлинности данных событий, и скорее склонны думать, что они носят вымышленный или иносказательный смысл, но это как посмотреть опять же.
В любом случае, М.А. Булгаков видел священный знак, идущий как свет с небес, и берясь за перо, он вкладывал в появляющиеся на бумаге буквы, все то, что чувствует истосковавшаяся душа. И не сразу видно и понятно, о чем, или о ком эта тоска. Ведь взоры наши всегда были устремлены в черноту вселенной, туда откуда и мы пришли, туда, откуда первородно все возникло сущее в пространстве.
Ибо есть грех, а за грех есть наказание. Вот за грех и был наказан Понтий Пилат, а то что это олицетворяло, так бессмертная память ему и создателю.
Что бы истинно понять ответ на вопрос, достаточно посмотреть, кем же был Понтий Пилат. А был римским префектом, прокурором Иудеи.
Одно лишь то, что человек обремененный таким саном и званием, несет на себе печать бремени и наказания. Ведь не судим лишь тот, кто не судит. И это нам известно не по наслышке. Безусловно, этот человек был чрезвычайно и полезен, в том числе, выполняя массу государственных функций. Но в целом, он лишь был как и многие другие, жестоким и кровожадным. А куда ему было деваться в те далекие времена, когда все так было устроено, да и в наши дни некоторым от этого не уйти. Вот и идет информация о каре небесной в той или иной форме, что дает нам надежду на улучшение порядков и положения, ведь не все живут одинаково.
«Образ Понтия Пилата наказание за трусость»
1. Место романа в творчестве писателя.
2. Образ Понтия Пилата.
3. Преступление и муки совести.
4. Образ Мастера.
5. Воздаяние.
Трусость — мать жестокости.
М. де Монтень
Роман «Мастер и Маргарита» стал венцом творчества М. А. Булгакова. Это произведение дошло до читателей много лет спустя после смерти автора. Его можно с полным правом назвать уникальным произведением. Писатель сначала задумывал роман как апокрифическое «евангелие от дьявола». Но с годами замысел стал более сложным. В романе сочетаются сложнейшие философские и религиозные вопросы, а также фантастические и сатирические мотивы. Особого внимания заслуживает проблема нравственного выбора героев, тема ответственности за свои поступки.
В романе эта тема раскрывается благодаря Понтию Пилату и Мастеру. Эти люди достойны обвинения в трусости. Но может ли быть обвинен в трусости «жестокий пятый прокуратор Иудеи» Понтий Пилат? Ведь когда-то он отважно бросался в атаку, за ним шла вся конница. Да, этого нельзя отрицать. Но насколько изменился Понтий Пилат, когда стал прокуратором Иудеи. Теперь он облечен властью. Казалось бы, он должен быть мудрым и смелым. Но страхи и сомнения довлеют над ним. Когда перед Понтием Пилатом оказался бродячий философ, прокуратор сразу же начинает думать о «законе об оскорблении величества». И представляет человека с «запавшим беззубым ртом», язвой на лбу и золотым венцом на
Понтий Пилат боится гнева императора. Именно поэтому он не хочет спасти бродячего философа. Гибель невинного человека не кажется прокуратору Иудеи таким уж страшным преступлением. Намного страшнее ему кажется навлечь на себя гнев императора. Что это, если не трусость? Каждый несет ответственность за свои поступки. Понтий Пилат не исключение. Но нельзя обмануть свою совесть. И после смерти Иешуа Понтий Пилат пытается загладить свою вину. Он посылает убийц к доносчику, который стал причиной гибели бродячего философа. Это опять показывает, что для Понтия Пилата ничего не значит чужая жизнь. Разве смерть доносчика сможет искупить вину самого Понтия Пилата? Нет, прокуратору не будет от этого легче. Он просто предпринимает в своих глазах попытку оправдаться.
Можно ли назвать раскаяние прокуратора искренним? Или оно фальшивое, лицемерное? Хочется думать, что это не так. Понтий Пилат страдает от страшных головных болей. Только Иешуа мог ему помочь. Головная боль — это своего рода расплата. Не случайно голова перестает болеть, когда прокуратор понимает, что правильно разрешил ту или иную проблему.
После гибели Иешуа Понтий Пилат задумывается над тем, что должен был бы пожертвовать своей карьерой, чтобы спасти бродячего философа. Но сделать уже ничего нельзя. Трусость прокуратора оказалась главной причиной трагедии. Понтий Пилат идет против своей совести, совершает жестокий поступок, обрекая на гибель невинного человека.
Тема трусости так или иначе затрагивает и Мастера. Он создает удивительное произведение об Иисусе Христе и Понтии Пилате. Но, увы, религиозная тематика в обществе запрещена. И у Мастера не хватает сил, чтобы защитить, отстоять свое творение. По сути своей, мастеру не хватает смелости, он добровольно сдается, отправляется в сумасшедший дом, когда после ареста видит, что его квартира занята. Мастер повинен в грехе трусости. Он совершает предательство по отношению к себе самому, сжигает роман. Можно ли сравнить трусость мастера и Понтия Пилата. Ведь по существу оба этих человека больше всего боялись наказания со стороны власть имущих. Но что теряли эти люди? Ведь Понтий Пилат совсем не боится смерти, готов отравиться. Но в то же время одно упоминание об императоре вызывает у него сильнейший страх. Мастер боится не за себя, а за Маргариту, которую любит больше всего.
В финале романа раскаявшийся Понтий Пилат оказывается достойным света. А мастер вознагражден только покоем. Он не сожалеет о том, что сжег роман, не видит своего греха. И поэтому он оказывается недостоин рая.
Источники:
http://studopedia.net/11_45537_v-chem-sostoyalo-nakazanie-pontiya-pilata-po-romanu-ma-bulgakova-master-i-margarita.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/298528-za-chto-byl-nakazan-pontij-pilat-master-i-margarita.html
http://www.allsoch.ru/sochineniya/14991