0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Юкио мисима биография. Ценные бумаги: юкио мисима: националист с ликом кинозвезды (2010)

Юкио Мисима

Биография

Японская литература XX века насчитывает много прославленных и значимых имен, но особое место традиционно отводится писателю и драматургу Юкио Мисиме. Библиография автора включает романы «Исповедь маски» и «Золотой храм», которые вошли в классику мировой литературы и благодаря стилю, демонстрировавшему слияние Востока с западной современностью, номинировались на Нобелевскую премию в 1968 году.

Детство и юность

Юкио Мисима, которого по-настоящему звали Кимитакэ Хираока, родился 14 января 1925 года в токийском районе Йоцуя, находившемся на месте современного японского города Сидзюку.

Юкио Мисима в детстве / Village of Yamanakako

Его отец Адзуса Хираоки был крупным правительственным чиновником и высокообразованным интеллигентным человеком, а мать Сидзуэ Хаши происходила из рода любителей литературы, издревле служивших клану Маэда из княжества Кага. У мальчика были бабушки, дедушки, а также младшая сестра Мицуко, которая в 17-летнем возрасте умерла от тифа, и брат Тиюки, появившийся на свет в 1930 году.

В детстве Мисима был разлучен с ровесниками и воспитывался старшим поколением, которых опекали члены династии Арисугава, бывшие наследниками младшей ветви японского императорского рода.

Только в 12-летнем возрасте Юкио переехал в дом родителей, но жизнь от этого легче не стала. Отец, испытывавший страсть к военной дисциплине, не допускал увлечения гуманитарными предметами и регулярно делал набеги на детскую в поисках сочинений и литературы.

Мать, напротив, оберегала Мисиму от агрессии мужа и первой читала новые произведения сына, написанные по ночам и в перерывах между уроками в школе и лекциями в университете. Именно творчество давало юноше силы для учебы, и он оказался в числе студентов, получивших возможность сделать блестящую карьеру в Министерстве финансов, которая через год закончилась при полном согласии внезапно смягчившегося отца.

Книги

В 1945 году, после капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны, Мисима полностью посвятил себя творческой деятельности и начал сочинять короткие пьесы, стихи и эссе. В 1946 году Юкио завершил работу над дебютным романом «Воры» и попал в ряды знаменитых писателей, живших на Востоке в сложный послевоенный период.

Писатель Юкио Мисима / Bungakukan

Полученный статус закрепился после выхода полуавтобиографической книги «Исповедь маски», повествовавшей о противостоянии общества и молодого гомосексуалиста. Благодаря несвойственным для Японии темам и стилю Мисима в одночасье стал популярным, и созданные произведения начали издавать за рубежом.

В итоге, став ведущим представителем японской литературы, Мисима решил познакомиться с другими странами и в качестве сотрудника токийской газеты отправился в путешествие, которое частично отразилось в романе «Шум прибоя», основанном на древнегреческой легенде о Дафнисе и Хлое. Под влиянием немецкого интеллектуала Томаса Манна и азиатского эстета Мори Огая автор начал наблюдать за окружающими событиями и сочинил роман «Золотой храм».

Писателю было трудно принять противоречивые отзывы критиков и публики, усилившиеся после отказа от постановки недавно законченной пьесы «Кото радости». Это случилось из-за того, что в конце 1950-х – начале 1960-х годов Мисима увлекся политикой и в сдержанной форме протестовал против радикалов.

Однако благодаря разгромным статьям, опубликованным в Японии, имя Юкио стало знакомо европейской и американской публике, что гарантировало успех задуманной тетралогии «Море изобилия», состоявшей из романов «Весенний снег», «Несущие кони», «Храм на рассвете» и «Падение ангела». Это привело и к нескольким номинациям на Нобелевскую премию по литературе, проигранным гватемальскому коллеге Мигелю Астуриасу и собственному учителю Ясунари Кавабате.

Личная жизнь

Творческая и неутомимая натура писателя требовала того, чтобы рядом с ним находилась женщина, понимающая и близкая по характеру и духу, поэтому Мисима сочетался браком только в 1958 году. Ёко Сугияма идеально подходила мужчине по всем параметрам, поскольку была не далека от искусства и являлась дочерью популярного японского художника.

Писатель Юкио Мисима / Pank Magazine

Семья оказалась прочной, и благодаря стабильному доходу Юкио с женой и двумя детьми построил имение в викторианском стиле и обосновался под его крышей на долгие 12 лет.

После смерти, вызвавшей много разговоров, журналисты покопались в личной жизни писателя и выяснили, что время от времени он посещал заведения для гомосексуалистов и состоял в отношениях с коллегой, подтвердившим это интимными письмами. Семья не смогла перенести такое оскорбление и восстановила честное имя Мисимы через Японский суд.

Смерть

К концу жизни Мисима с головой окунулся в политику и стал заклятым врагом ультралевых и националистов за приверженность самурайскому кодексу Бусидо и основание военной организации «Татэ-но кай» («Общество щита»).

25 ноября 1970-го самые фанатичные члены предприняли попытку государственного переворота, провал которой заставил писателя исполнить древний ритуал харакири, завершившийся смертью по причине колотой раны в животе. Помощники, присутствовавшие рядом с Юкио, должны были предотвратить агонию самоубийцы и отрубить ему голову, но, по словам очевидцев, сделать это удалось лишь с 3-го раза.

Таким образом, писателю не удалось показать миру красоту самурайской смерти, а остаться человеком, который, согласно цитате, угодил в ловушку противопоставления и навсегда остался неизлечимым.

Цитаты

  • «Ошибаются те, кто считает мечты игрой интеллекта. Нет, мечты — нечто противоположное, это бегство от разума».
  • «Прошлое не всегда тянет назад. В нем рассыпаны немногочисленные, но мощные пружины, которые, распрямляясь, толкают нас в будущее».
  • «Простота — наивысшая точка соприкосновения жизни и искусства. Тот, кто презрительно относится к простоте, вызывает только жалость, ибо тем самым он признает свое поражение. Если человек боится простоты, значит, он далек от зрелости».
Читать еще:  Биография с т аксакова краткое содержание. Задание по литературе (6 класс): краткая биография С.Т

Библиография

  • 1949 – «Исповедь маски»
  • 1950 – «Жажда любви»
  • 1953 – «Запретные цвета» («Запретные удовольствия»)
  • 1954 – «Шум прибоя»
  • 1956 – «Золотой храм»
  • 1957 – «Оплошность добродетели»
  • 1959 – «Дом кёко»
  • 1960 – «После банкета»
  • 1963 – «Школа плоти»
  • 1963 – «Моряк, которого разлюбило море»
  • 1964 – «Шелк и проницательность»
  • 1965 – «Смерть и сталь»
  • 1966 – «Патриотизм»

Тетралогия «Море изобилия»:

  • 1968 – «Весенний снег»
  • 1969 – «Несущие кони»
  • 1969 – «Храм на рассвете»
  • 1970 – «Падение ангела»

Рубрика Персона

СТАТЬЯ Жизнь и смерть под маской: Юкио Мисима и Красота

Писатель трижды попадал в списки претендентов на Нобелевскую премию по литературе, между тем настоящее его имя – Кимитакэ Хираока – известно далеко не всем. Псевдоним появился в 1941 г. при написании первого произведения, повести «Цветущий лес».

Юкио Мисима. 1948

«Юки» в переводе с японского то значит снег, Мисима – название местности, откуда открывается красивейший вид на заснеженную вершину вулкана Фудзияма. Однажды Мисима обнаружил судьбоносную вещь – анаграмма иероглифов псевдонима дала новые слова, охарактеризовавшие всё творчество и весь жизненный путь: «зачарованный смертью дьявол».

«Театр убийств»

Смерть окружала Мисиму с самого раннего детства – его кроватка располагалась в вечно закупоренной комнате бабушки, которая была главным воспитателем и надзирателем мальчика. На пятом году у мальчика появилась болезнь, характеризующаяся самоинтоксикацией, прислушиваясь к себе, он мог определить, насколько сильным будет следующий приступ, как близко подведёт он его к смерти. Болезнь была долгой, и, судя по всему, именно она сформировала утонченные, извращенные и кровавые представления о красоте, о той Красоте, которая будет манить писателя его всю его жизнь.

Мисиму влекла красота мужского физически развитого тела, красота молодости и здоровья, которых он сам не имел.

Но картина не может быть полной без темных мазков: апофеоз чувственного восприятия – красота, предаваемая самой ужасной, жестокой, кровавой смерти.

Именно такое видение Красоты он передает читателю в романе «Исповедь маски», первом серьезном произведении, принесшем ему мировую известность.

Получив начальное образование в привилегированной школе Гакусюин, где учились дети знатных семей, в том числе императорской, Мисима, блестящий ученик, поступает в школу юриспруденции при Токийском Императорском университете. Это дело не вызывает у него интереса, но он заканчивает учебу.

С началом Второй мировой войны юношу все больше обуревают страсти, жажда той самой Красоты – крови и смерти. Он был уверен, что будет убит во время налетов, даже не поступая в армию. Но смерть обходит его стороной и он разочаровывается. В «Исповеди маски» он вскоре напишет: «Весь следующий год я пребывал в смутно-оптимистическом настроении. Учил свою юриспруденцию, с постоянством заведенного механизма курсировал из дома в университет и обратно. Никто не обращал на меня внимания, и я платил окружающим той же монетой. На лице моем теперь постоянно блуждала отрешенно-мудрая улыбка молодого монашка. Я и сам не знал – жив я или уже умер. Казалось, я забыл обо всем на свете. Даже о своей несбывшейся мечте совершить естественное, ненарочитое самоубийство – самоубийство войной».

Разочарование в войне приводит к тому, что в 1945 Мисима уклоняется от призыва в армию под предлогом слабого здоровья.

В сентябре 1948 писатель заключает первый издательский контракт на написание романа, в 1949 в свет выходит «Исповедь маски», один из наиболее известных произведений автора.

Исповедь Маски (первое издание)

Биографический жанр, использованный в романе – весьма традиционный для японской литературы.

Но неожиданная особенность – произведение предваряет эпиграфа, строки из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «». Красота – это страшная и ужасная вещь. ». К творчеству русского писателя молодого Мисиму привели духовные поиски, тем более, что в своих произведениях Достоевский также пытается постичь и осмыслить Красоту.

Читателю может показаться, что в «Исповеди маски», не в силах больше продолжать фарс, молодой автор раскрывает себя публике, бесстрастно препарируя собственные чувства и юношеские переживания. Книга действительно производит фурор, как настоящий вызов общественному мнению. Мисима становится более известным и популярным, чем Осаму Дадзая.

В записке Мисимы редактору от 2 ноября 1948 года говорится:

«Это будет моя первая автобиографическая повесть. Я не собираюсь писать современный „роман о себе“, к которым мы так привыкли. Я поверну на себя скальпель психологического анализа, заострившийся на моих фиктивных персонажах. Я попробую препарировать себя живьем. Я надеюсь достичь в этом научной аккуратности, стать, говоря словами Бодлера, одновременно и осужденным, и палачом».

Однако, книга, называющаяся исповедью маски, вовсе не предполагает откровения лица, человека, носящего маску. Мисима умело отвлекает внимание от того, что скрывается под маской, а маска – есть то, каковым писатель хочет быть воспринятым и увиденным.

Мисима хочет казаться коварным, хочет быть холодным, безразличным ко всему, что происходит вокруг. Истинное лицо проявляется, когда он говорит, что хочет, мечтает быть таким как все. Примерно с середины романа этот мотив так и сквозит между строк.

Совершенное произведение искусства

В 1950-х Мисима отправился в кругосветное путешествие, которое становится для писателя очень плодотворным. Настоящий переворот в его душе производит Греция, куда он попадает в 1952 г.

В мраморных статуях античных богов и атлетов писатель открывает для себя новое «бессмертие красоты».

Читать еще:  Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать? Как пережить поражение любимой футбольной команды? Сразу после игры.

Аполлон Бельведерский. Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Болезненного, хилого, одолеваемого мрачными видениями молодого человека, неудержимо влечет к солнцу, физическому и духовному здоровью, гармонии тела и души.

«Греция излечила меня от ненависти к самому себе, от одиночества и пробудила во мне жажду здоровья в ницшеанском смысле», – писал позже Мисима.

По впечатлениям от поездки в Грецию был написан роман «Шум моря» (1954) – наиболее светлая его книга, наполненная ярким солнечным светом. Никогда – ни прежде, ни после – Мисима не писал так просто и поэтично о нормальном, здоровом человеческом чувстве. Юные герои находятся в полной гармонии с морем, солнцем – всем окружающим миром. Автор специально оговаривает, что рыбак Синдзи «ни разу не задумывался о смерти», т.е. был полной противоположностью самому автору. Лишенная и тени извращенности, история стала гимном жизни. К этому времени относится запись в дневнике писателя: «мои мысли о смерти заросли плющом, словно старый замок, в котором никто больше не живет». «Шум моря» пользовался колоссальным успехом и был экранизирован уже через несколько месяцев после выхода в свет книги. Однако позднее Мисима признался или сделал вид, что роман – розыгрыш и обман.

В то время писателем овладевает идея о том, что «создать прекрасное произведение искусства и стать прекрасным самому – одно и то же». Он решает «создать из себя полную свою противоположность» – как физически, так и духовно.

Начав с занятий плаванием, переходит к культуризму, фехтованию на саблях и каратэ. Успехи Мисимы в спорте были поразительными, он очень ими гордился. Опыт физического самосовершенствования частично описан в эссе «Солнце и сталь». Позже, когда в 1963 году в энциклопедии статью о культуризме снабдят его фотографией, он назовёт этот день самым счастливым в своей жизни.

Враждебная Красота

Однако, каким бы мощным не был душевный подъем, обойти тему смерти и Красоты Мисима не может и в своем новом романе «Золотой храм» (1956), как, впрочем, и во многих других произведениях.

В основу сюжета «Золотого храма» положен реальный факт сожжения древнего храма Кинкакудзи послушником в 1950 г. У Мисимы храм становится символом Красоты, рядом с которой нет места существам, запутавшимся в своих внутренних исканиях. Из-за Красоты, считает Мисима, человек терпит душевные муки. И для того, чтобы избавиться от них, Красоту нужно уничтожить.

«Встретишь Будду — убей Будду, встретишь патриарха — убей патриарха, встретишь святого — убей святого, встретишь отца и мать — убей отца и мать, встретишь родича — убей и родича. Лишь так достигнешь ты просветления и избавления от бренности бытия», – именно эту цитату из книги «Риндзайроку» вспоминает Мидзогути, послушник из романа, когда начинает сомневаться в том, стоит ли поджигать Кинкакудзи, уничтожать олицетворенную им Красоту.

«Красота оказывает негативное влияние на человека», – делает вывод писатель и литературовед-японист Александр Чанцев в статье «Этика и эстетика Мисимы Юкио». По его словам Красота околдовывает, подчиняет себе, притягивает к себе все желания и устремления героев, выхватывает человека из его привычного окружения и противопоставляет свою жертву миру людей и их переживаний. Раз, столкнувшись с такой Красотой, герои впадают в зависимость сродни наркотической. Однако, поработив человека, Красота все равно не открывает ему своей истинной сути, поскольку она самодостаточна и не подчиняется никаким законам и принципам.

Тема Красоты продолжает развитие в 1960-х, когда стремление возрождать национальные традиции подтолкнуло Мисиму к участию в военно-патриотических выступлениях.

В 1963 г. Мисима писал:

«Я начинаю понимать, что юность, цветение юности – ерунда и стоит немного. Но это вовсе не означает, что я с приятностью ожидаю старости. Остаётся лишь одно: смерть – мгновенная, вездесущая, всегда стоящая рядом. По-моему, это единственная подлинно соблазнительная, подлинно захватывающая, подлинно эротическая концепция».

Увлекаясь самурайскими обычаями, образом жизни, историей, он сам уже становится в душе самураем и уже начинает понимать, что должен убить себя сам.

Юкио Мисима (внизу) и Синтаро Исихара в 1956 году

В 1966 году писатель публично заявил о своей солидарности с правыми радикалами. По своим политическим взглядам он был монархист, сторонник традиционных ценностей, противник «мирной» конституции, по которой Япония не имела права иметь свою армию, а сохраняла только силы самообороны. В 1968 Мисимой была создана военизированная студенческая организация ультраправого толка Татэ-но кай – «Общество щита», которую писатель содержал на собственные средства.

Утром 25 ноября 1970, перед смертью, Юкио написал записку: «Человеческая жизнь не беспредельна, я же хочу жить вечно. Мисима Юкио».

В этот день он собирался выступить перед солдатами с призывом возродить Японию, её культуру, традиции, боевой дух. Он знал наверняка, как отреагирует на это Штаб обороны.

Мисима был освистан. Самурай, над честью которого надругались, мог предпринять только одно. Юкио Мисима совершил обряд сеппуку, то есть вскрытие брюшной полости по форме конверта и последующее отсечение головы.*

Послужило ли «Общество Щита» только удачной декорацией для самоубийства, остаётся загадкой, ведь о писателе знали слишком мало даже те, кто считали себя хорошим приятелем Мисимы.

Вот что говорит о его характере Джордж Джин Нейтан, литературный и театральный критик:

«У Мисимы был великий талант давать человеку почувствовать себя его ближайшим другом, ближе которого уже нет никого. Однако у всех, кто считал себя таковым, не возникло даже намека на подозрение о его самоубийстве, которое он планировал около года. После того как все это произошло, каждый из его друзей был вынужден признать свою близорукость и одновременно тот не вполне приятный факт, что он знал о Мисима лишь то, что тот желал, чтобы он знал. Многие из людей, имевших ко всему этому отношение, почувствовали себя в некотором роде использованными, даже преданными; им не хотелось вспоминать или говорить о происшедшем».

Писатель, переводчик и литературовед-японист Григорий Чхартишвили, более известный бод псевдонимом Бориса Акунина, так пишет о жажде смерти Мисимы: «Вот всё, что мы знаем о нём,– и вряд ли когда-либо узнаем больше: смерть была единственной его мечтой. Смерть представала перед ним, прикрывая свой лик многообразными масками. И он срывал их одну за другой – срывал и примерял на себя. Когда же ему удалось сорвать последнюю из масок, перед ним, должно быть, предстало истинное лицо смерти, но мы не знаем, способно ли было даже оно привести его в трепет. До этого момента желание умереть заставляло его неистово стремиться к новым маскам, ибо, обретая их, он постепенно становился всё прекраснее. Следует помнить, что у мужчины жажда стать красивее совсем иной природы, чем у женщины: у мужчины это всегда желание смерти. »

Как пишет японовед Дональд Кин: «Наиболее совершенным произведением искусства Мисимы стал он сам». А, значит, Мисима просто был обязан сжечь этот Храм, уничтожить эту Красоту, которой к несчастью, или счастью, оказался сам. ■

Читать еще:  План анализа сцены драматического произведения. Анализ драматического произведения (на примере комедии А

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Юкио Мисима: биография, интересные факты, видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Юкио Мисима: биография, интересные факты» — о жизни выдающегося японского писателя и драматурга.

Юкио Мисима

О смерти этого писателя, возможно, известно больше, чем о его жизни. Независимо от того, читаете ли вы ранние работы, как «Исповедь маски» или последнюю тетралогию «Море изобилия», ощущение человека, пытающегося выработать определение самого себя, не покидает. Многие считают его одним из величайших японских писателей ХХ века.

Он родился в 1925 г., его поколение участвовало во Второй мировой. Он вырос готовым умереть за императора, о чем пишет в «Маске».

В подростковые годы он наблюдал, как Япония участвовала в конфликте на континенте. Война с Китаем уже началась, мальчики готовились сражаться, играть свои роли и выполнять свой долг.

В юности он был хилым и смертельно бледным. Болезнь освобождала его от обычных хлопот в жизни. Зачем беспокоиться о квалификации, получать работу или находить жену, если суждено умереть молодым?

Но слабое здоровье — неправильно диагностированный туберкулез после простуды — помешало ему присоединиться к армии. Он так и не оправился от чувства вины за то, что ему было предоставлено освобождение. Он пережил войну, но с тех пор болезненно относился к воинскому духу и смерти.

Его первый роман «Святой вор» был о самоубийстве. Его «Исповедь» стала тонко завуалированной полуавтобиографией о том, как молодой человек примирился с гомосексуализмом, избегая службы во время войны. Это переросло в тему, которая преследовала его в течение следующих 20 лет.

«Исповедь маски» стала бестселлером и сделала его знаменитым. Вскоре последовали другие романы, его номинировали на Нобелевскую премию трижды. Однако, когда его друг и учитель Ясунари Кавабата стал Нобелевским лауреатом в 1968 г. Мисима понял, что он никогда уже не удостоится подобной чести.

Часто бывает трудно отделить жизнь творца от его работы, а с Мисимой это почти невозможно. Он был переведен на английский и другие языки на раннем этапе и стал мировой знаменитостью.

Работа над телом

Юкио много путешествовал, писал сценарии и даже пел. Он взращивал собственный образ плейбоя, занялся бодибилдингом и полуголым фотографировался с мечами. Его любовь к классическим признакам мужественности, казалось, только усиливалась в этот период.

В дополнение к физической подготовке он опубликовал книги по этике самураев, бодибилдингу, национализму и о японской армии. В 1968 г. он сформировал крайне правое общество Татенокаи среди молодежи.

Сэппуку

В 1970 г. Юкио и четверо членов Татенокаи пытались подстрекать Силы самообороны к государственному перевороту, свергнуть правительство и воссоздать империю. Его речь с балкона перед войсками, как только командира связали в своем кабинете, была встречена смехом.

Мисима и один из его последователей вслед за этим совершили сэппуку (харакири) и были обезглавлены третьим участником. Таким образом, молодежь, которая была лишена возможности умереть за императора на войне, все же закончила свое путешествие в духе греческой трагедии.

Голова Юкио Мисимы

Незадолго до своей смерти Мисима завершил заключительную часть своего «Моря».

Часто трудно отделить творца от его работы. С Мисимой это почти невозможно. В то время как навязчивые идеи привели его к высмеиванию и презрению, неопределенному отношению после смерти, он по-прежнему остается одним из самых влиятельных писателей Японии.

В этом видео дополнительная информация — Юкио Мисима: биография

Факты из жизни

  • настоящее имя Хираока Кимитакэ;
  • родился и умер в Токио;
  • сын государственного чиновника;
  • дед писателя был губернатором Южного Сахалина в 1908—1914 гг.;
  • до 12 лет воспитывался в доме бабушки;
  • окончил школу с отличием и получил серебряные часы из рук японского императора;
  • по воле отца обучался на юридический факультете в императорском университете;
  • в 33 года женился на 18-летней Йоко Сугияма, дочери известного японского художника;
  • текст предсмертной записки Мисимы: «Жизнь человеческая ограничена, но я хотел бы жить вечно».

Видео → Юкио Мисима: биография (кратко)

Если вам понравилась статья «Юкио Мисима: биография, интересные факты, видео», поделитесь в социальных сетях.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/104106-iukio-misima.html
http://aesthesis.ru/magazine/april17/misima-mask
http://damy-gospoda.ru/yukio-misima-biografiya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector