Ян ван Эйк – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge. Биография яна ван эйка

Ян ван Эйк – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge. Биография яна ван эйка

Ян ван Эйк

Биография

Ян ван Эйк – яркий представитель изобразительного искусства эпохи раннего Северного Возрождения. Голландский художник положил начало направлению под названием «art nova». Он был в числе первых авторов, подписывавших картины. Его работы отличала подробность изображения деталей и невероятная точность, заставлявшая экспертов думать, что художник использовал в работе оптические приборы.

Детство и юность

Биография живописца остается загадкой, так как не обнаружено документов, подтверждающих многие факты. Исследователям остается только делать предположения и строить гипотезы. Например, точная дата появления Яна ван Эйка на свет неизвестна. Принято считать, что он родился в период с 1385 по 1390 годы. Его родиной мог быть городок под названием Маасейк или другой провинциальный населенный пункт, Лимбург. Сегодня оба города принадлежат территории Бельгии.

Портрет Яна ван Эйка

Знаменитый художник воспитывался с братьями Губертом и Ламбером, а также с сестрой Маргаритой. С именем Губерта ван Эйка связано много споров. Некоторые ученые считают, что живописи Яна учил именно он. Старший брат передавал младшему свои навыки и участвовал в создании некоторых произведений.

Исследователи предполагают, что своеобразный «семейный дуэт» мог быть успешным. Но в противовес им регулярно выдвигаются версии о том, что брат не был причастен к творчеству ван Эйка и мог не существовать вовсе. Дело в том, что данные книги и источники зачастую расходятся, поэтому выстроить реалистичную картину событий непросто.

Портрет Губерта ван Эйка

Первые работы художника не сохранились, но есть подтверждения того, что его карьера началась в 1422 году. В это время Ян ван Эйк стал придворным живописцем графа Иоганна III Баварского и жил в Гааге. По современным меркам, художник был молод, но подобного статуса мог добиться только искусный мастер. К тому моменту портретист успел обзавестись учениками и собственной школой.

Живопись

Авторская манера Яна ван Эйка была отражением позднего средневековья в сочетании с реализмом. Искусствоведы отмечают в работах художника отпечаток вдохновения произведениями Томмазо да Модена и Робера Кампена. Экспериментатор ван Эйк удивлял поклонников невероятной точностью, реалистичностью изображения материалов и света.

Гентский алтарь

Некоторые искусствоведы предполагают, что творческую деятельность художник начинал с миниатюр. Его авторству приписывают работы «Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», датированные 1415-1417 годами. Одной из известнейших работ художника стал Гентский алтарь, расположенный в бельгийском Генте, в соборе Сент-Бавон. Полиптих состоит из 12 дубовых створок с изображениями. Существует мнение, что Ян работал над ним с братом Губертом.

Произведение было представлено публике в 1432 году. Оно описывает день Возвещения, в который к деве Марии пришел Гавриил. Также на нем изображены Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель. Интерьер алтаря представляет собой «Поклонение ягненку», пейзаж, который педантичный в работе над деталями ван Эйк создал с невероятной точностью. Соседние картины изображают Адама и Еву, ангелов и Бога Отца.

Картина Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»

Живописец уделял особое внимание религиозной тематике и часто изображал Мадонну. Первой работой этого направления стала «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином», датированная 1433-м. Годом позже ван Эйк создал «Мадонну каноника Ван дер Пале» и в 1436-м явил публике «Мадонну канцлера Ролена», считающуюся одним из искуснейших творений автора. В 1439 году из-под его кисти вышла «Мадонна у фонтана».

В качестве наследия ван Эйк оставил много портретов, выполненных с подчеркнутой объективностью и графической точностью. Его непревзойденная манера порождала домыслы о том, что художник использует оптические приборы, позволяющие точно передать особенности внешности каждой изображаемой персоналии.

Картина «Портрет мужчины в красном тюрбане», предполагаемый автопортрет Яна ван Эйка

Убедиться в проработке деталей можно, ознакомившись с его работами: «Портрет мужчины в красном тюрбане», «Портрет жены Маргарет ван Эйк», «Чета Арнольфина». Последнее, Джованни Арнольфини и его невесты – картина, по значимости не уступающая Гентскому алтарю.

Особенность работ ван Эйка заключалась в том, что он стал изображать героев по пояс, а не по грудь, как это было принято раньше, и в повороте в 3/4. Художник сосредотачивался на индивидуальности каждого изображаемого персонажа.

Картина Яна ван Эйка «Чета Арнольфина»

Интересный факт: некоторые исследователи утверждают, что ван Эйк был человеком, открывшим масляную живопись. Он не был первопроходцем, но серьезно повлиял на становление этого направления в изобразительном искусстве. Вероятно, портретист создал новый вид смеси, в которую входила темпера. Светоносность красок художника скептики объясняют этим предположением.

Читать еще:  Алтайский музыкальный инструмент камус. Конные походы по горному алтаю - гостевой двор - чолмон - народные музыкальные инструменты алтая

Благодаря продуманности композиции работы ван Эйка выглядят единым целым с нужной толикой символизма и особенностью изобразительной манеры. Перспектива, используемая в работах вкупе со светопередачей, создавала особенный пластический эффект.

Личная жизнь

Ян ван Эйк был женат. О его личной жизни, как и о происхождении, известно немного. В 1430-е годы вместе с супругой художник перебрался в Брюгге, где купил дом. В 1434-м в семье появился первенец, крестным которого стал герцог Филип III. Исследователи уверяют, что у ван Эйка было 10 детей.

Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка

О внешности супруги живописца исследователи судят по портрету, созданному им самим. Ян написал картину незадолго до смерти и, судя по всему, собирался преподнести супруге на день рождения. Женщина на картине не идеализирована. Маргарет не была привлекательной, но ее облик хранит печать благородства и глубины.

Любопытно, что это изображение жены художника после его кончины было передано Гильдии художников. Вплоть до 18 века организация выставляла его на обозрение публике в день Святого Луки – национальный праздник художников. Картина считалась образцом мастерства.

Смерть

Ян ван Эйк скончался 9 июля 1441 года в Брюгге, где провел остаток дней. Точная причина смерти художника не освещается. Его могила располагалась на территории церкви Святого Донациана вблизи дома, принадлежавшего живописцу.

Памятник Яну ван Эйку в Брюгге, Бельгия

Спустя год после кончины брат Яна, Ламбер, попросил у герцога разрешения на перезахоронение тела ван Эйка и получил разрешение. Кроме того, покровитель назначил пожизненное содержание вдове художника.

Ян ван Эйк – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge. Биография яна ван эйка

Ван Эйк (van Eyck) Ян, нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.

Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый “Гентский алтарь”, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (“Тимофей”, 1432, “Портрет мужчины в красном тюрбане”, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.

Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, “Гентский алтарь” открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью. Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене “Поклонение Агнцу” в центре алтаря.

Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р.Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в “Мадонне канцлера Ролена” воспринимается как собирательный образ Вселенной.

Читать еще:  Как научится делать фокусы начинающих. Примеры простых и легких фокусов для детей в домашних условиях

Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи , используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.

Творчество художника ван Эйка, ярчайшим образом воссоздававшее красоту и живое многообразие мироздания, в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина).

«Ян ван Эйк был здесь»: Как творил художник, с которого началась эпоха Северного Возрождения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Художник нидерландского Возрождения

Ян ван Эйк, во многом благодаря которому и возник нидерландский Ренессанс, родился в городке Маасэйк близ Маастрихта в провинции Лимбург. Точный год его рождения неизвестен – предполагается, что художник появился на свет с 1385 по 1390 годы. На занятия ван Эйка, безусловно, оказало влияние то, что его старший брат Хуберт был востребованным художником. Он и давал Яну уроки рисования. Впоследствии братья много работали вместе, выполняя заказы на роспись алтарей в соборах.

Младший ван Эйк, помимо живописи – своего главного занятия, интересовался географией, геометрией, химией, и благодаря своим способностям был на хорошем счету у знати. Он поступил на службу к графу Иоганну Баварскому, чей двор находился в Гааге, а позже стал придворным бургундского герцога Филиппа III Доброго. В 1427 году ван Эйк был направлен герцогом в Португалию, чтобы написать портрет его будущей невесты, принцессы Изабеллы. Художник создал два изображения, одно было отправлено Филиппу морем, другое – сушей, но до настоящего времени оба портрета не сохранились. Сам ван Эйк вернулся во Фландрию уже со свадебным кортежем.

Одним из самых значительных творений ван Эйка считается алтарь Собора Святого Бавона в Генте, над росписью которого начинал работу брат Хуберт. В 1426 году старший ван Эйк скончался, и завершал работу над алтарем уже младший Ян. Как отмечают искусствоведы, даже если бы ван Эйк не создал за свою карьеру ничего, кроме Гентского алтаря, в истории он все равно остался бы одним из величайших представителей Раннего Возрождения. На 24 панелях алтаря изображены 258 фигур, а все произведение демонстрирует новый, ванэйковский стиль живописи, который позже разовьется у других нидерландских художников и станет визитной карточкой Северного Возрождения.

Отходя от средневековых традиций в изобразительном искусстве, ван Эйк, сохраняя на большинстве своих работ религиозную тематику, делал ставку на реализм. Большое внимание он уделял деталям, которые, с одной стороны, придавали сюжету точность, объективность, а с другой – часто носили выраженный символический характер. Библейские персонажи и фигуры святых у ван Эйка оказывались помещенными в повседневную, «земную» обстановку, где каждый элемент был изображен тщательно и с любовью. В этом смысле отмечается влияние на творчество ван Эйка другого нидерландского художника, Робера Кампена, в настоящее время называемого родоначальником традиций Северного Ренессанса.

Кампен считается вероятным автором картин Флемальского алтаря и алтаря Мероде, выполненных с куда большей реалистичностью, чем все созданные к тому времени произведения соборной живописи. К сожалению, установить точное авторство работ художников Раннего Возрождения сложно, так как до XV века обычая подписывать свои картины не существовало.

Читать еще:  Традиционная музыка китая. Китайские национальные музыкальные инструменты Деревянные духовые инструменты

Символизм и загадки картин ван Эйка

Здесь новатором опять же стал Ян ван Эйк – одна из первых картин с подписью художника носит название «Портрет четы Арнольфини». Это, вероятно, самое узнаваемое произведение нидерландского мастера – и репутация эта заслужена как удивительным качеством письма, создающим эффект трехмерности пространства, погруженности в интерьер на холсте, так и неоднозначной трактовкой происходящего на картине, равно как и смысла отдельных интригующих деталей.

Ван Эйку приписывается слава изобретателя масляных красок – на самом же деле он усовершенствовал состав, которым пользовались художники того времени. Краски на основе масел делали уже с XII века, но эти краски долго высыхали, а высохнув, быстро теряли цвет, растрескивались. Широкие интересы ван Эйка и его знания в области химии помогли художнику усовершенствовать состав, благодаря чему стало возможным наносить краски слоями, как плотными, так и прозрачными. Многослойные мазки позволяли добиться объемности изображения, игры света и тени – это стало особенностью фламандской манеры письма.

По всей вероятности, на картине изображен купец Джованни ди Николао Арнольфини в момент заключения брака. Произведение до настоящего времени вызывает споры и различия в трактовке сюжета. Несомненно, во всяком случае, то, что эта работа ван Эйка – первый парный портрет в истории европейской живописи. Интересна подпись, которую сделал художник. Она размещена не внизу картины, а между изображениями люстры и зеркала. Довольно неожиданны слова «Ян ван Эйк был здесь» – это напоминает не столько подпись автора, сколько свидетельство присутствия при некоем официальном событии.

Другие вопросы возникают, например, при взгляде на фигуру невесты – по всей видимости, не являющейся беременной, несмотря на кажущиеся признаки, на скинутую обувь, отражение в зеркале за спиной мужчины и женщины и еще на ряд символов, разгадка которых интересна и спустя более половины тысячелетия с момента создания картины.

Старые сюжеты и новая живопись

Значительная часть наследия ван Эйка посвящена религиозным сюжетам, среди них – большое количество изображений девы Марии. Мадонны ван Эйка помещены в весьма реалистичные интерьеры, где тщательно написана каждая деталь. При этом автору свойственно нарушать пропорции – как на картине «Мадонна в церкви», где фигура Марии кажется неестественно большой в интерьере храма.

«Мадонна канцлера Ролена» прославила советника Филиппа Доброго, канцлера Бургундии и Брабанта. Вероятнее всего, картина была заказана для фамильной часовни сыном Ролена. На полотне изображены три фигуры – Дева Мария, Младенец Иисус и сам канцлер. Но внимание зрителя не может не обратиться к пейзажу, который благодаря окну разделен на три части: за фигурой канцлера видны дома и городские постройки, за Мадонной – церкви. Эти две части разделяет река, проводя границу между светским и духовным. Берега реки символически соединены мостиком.

Начиная с 1431 года художник жил в Брюгге, где построил дом и женился. Крестным отцом первого из десяти детей ван Эйка и его жены Маргариты был герцог Филипп Добрый. Умер художник в 1441 году.
О творческом пути ван Эйка нидерландский искусствовед Карел ван Мандер отозвался так:
«То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».

Северное Возрождение имеет свои характерные черты. В отличие от мастеров итальянского Ренессанса ван Эйк и его последователи шли скорее по пути создания нового искусства, а не возрождения античных традиций. На картинах голландца во внешнем облике человека читается его личность, а вся композиция является гармоничной и продуманной, благодаря единству пространства. Ван Эйк открыл для живописи и ряд приемов – таких, как поворот три четверти. И, бесспорно, его творчество – кладезь сведений о быте, моде, традициях тех времен, своего рода документалистика периода Возрождения.

Картины прошлых веков, ставшие зеркалом ушедшей эпохи, в свою очередь порой хранят тайны зеркал – часто неразгаданные.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://24smi.org/celebrity/24380-ian-van-eik.html
http://artchallenge.ru/gallery/ru/50.html
http://kulturologia.ru/blogs/200119/42005/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии