Яковлев. Учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему: Урок – социализация по литературному чтению “Право на жизнь” Ю.Яковлев III
Урок – социализация по литературному чтению “Право на жизнь” Ю.Яковлев
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Данный материал позволяет познакомить учащихся с очерком Ю Яковлева “Право на жизнь”. Также этот учебно-методичекий материал можно использовать во внеклассной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Вентана-Граф»
Карточки с фамилиями авторов очерков и их названиями
1. Речевая разминка
Молодец, если читаешь
очень много разных книг!
-Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение).
2 .-Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока Знаний (при соотнесении цифр и порядковых номеров букв в словах получается слово «очерк»).
-Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово «очерк»).
3 . –Ребята, а что такое «очерк»? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников)
1 . –Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения!
Каждый человек имеет _______.
У меня есть _________________!
Знаешь ли ты свои ___________?
-Верно, это слово – «права».
-Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева «Право на жизнь» и расширим для себя понятие «право».
3. -Юрий Яковлевич Яковлев – российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома». Так говорил Юрий Яковлев.
4. -Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева «Право на жизнь» (чтение учителя).
-Вам понравился очерк?
-О ком этот очерк? (после ответа учащихся «О детях!» вывешивается плакат с изображением ребенка )
-Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта учащихся, правильный ответ: права детей ).
-А какой документ охраняет вас?
«Конвенция о правах ребенка» в виде обрамляющего кольца).
6.(- А теперь сфокусируйте взгляд на поле
ответьте на вопросы (фронтальная беседа):
-Что значит – «человек счастлив»?
-Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита?
-Почему взрослому человеку легче постоять за себя, чем ребенку?
-Найдите разницу между словами «ребенок» и «несмышленый младенец»?
-Объясните выражение: «сосредоточен в матери».
-Как автор приветствует родившегося ребенка?
-С чем автор сравнивает конвенцию?
-Как автор указывает на важность права на жизнь?
-Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика)
-Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь!
7.- Найдите значащее слово в 1 абзаце (права)
-Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита)
-Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова «права» и «защита» написаны с промежутком).
-Какой знак вы предлагаете поставить между этими словами?
-Я с вами согласна, это знак «равно»!
-Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнем.
Представьте себе, что вы – куклы–марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз.
– Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами – марионетками и вами можно было манипулировать.
6. – Какой же главный документ, защищающий вас, детей? («Конвенция о правах ребенка»; выставляется брошюра)
– В толковом словаре я нашла значение этого слова
Конвенция – международное соглашение по какому-либо вопросу.
– А еще вас защищают эти документы: «Декларация прав человека», «Семейный кодекс», «Конституция Российской Федерации» (выставляются брошюры).
-Конвенция – сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу.
Конвенция основана на 4 важнейших принципах.
-Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа)
– Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности».
– Второй принцип Конвенции: «Наилучшее обеспечение ребенка».
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия».
– Третий принцип: «Право на жизнь, выживание и развитие».
– Четвертый принцип Конвенции: «Уважение взглядов детей».
«Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его».
7. – Вот вы – дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка).
– Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам.
– А чем же является конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный – «Защитой!»)
– Как предложите ее изобразить?
-Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция.
8 .- А в школе ваши права защищает социальный педагог.
1 .-У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка).
– Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее?
– А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся)
– Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность).
– Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски)
-А теперь давайте встанем в круг! Я хочу поделиться с вами чудесным стихотворением!
Урок — социализация по литературному чтению Право на жизнь Ю.Яковлев
Урок – социализация
Оборудование:
учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Вентана-Граф»
Карточки с фамилиями авторов очерков и их названиями
1. Речевая разминка
На доске текст:
Молодец, если читаешь
2 0 1
очень много разных книг!
3 0 1 1
-Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение).
2.-Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока Знаний (при соотнесении цифр и порядковых номеров букв в словах получается слово «очерк»).
-Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово «очерк»).
3. –Ребята, а что такое «очерк»? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников)
Оч
1. –Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения!
На доске:
Каждый человек имеет _______.
У меня есть _________________!
Знаешь ли ты свои ___________?
-Верно, это слово – «права».
-Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева «Право на жизнь» и расширим для себя понятие «право».
3.-Юрий Яковлевич Яковлев – российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома». Так говорил Юрий Яковлев.
4. -Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева «Право на жизнь» (чтение учителя).
-Вам понравился очерк?
-О ком этот очерк? (после ответа учащихся «О детях!» вывешивается плакат с изображением ребенка)
-Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта учащихся, правильный ответ: права детей).
-А какой документ охраняет вас?
«Конвенция о правах ребенка» в виде обрамляющего кольца).
6.(-А теперь сфокусируйте взгляд на поле
чтения и )
ответьте на вопросы (фронтальная беседа):
-Что значит – «человек счастлив»?
-Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита?
-Почему взрослому человеку легче постоять за себя, чем ребенку?
-Найдите разницу между словами «ребенок» и «несмышленый младенец»?
-Объясните выражение: «сосредоточен в матери».
-Как автор приветствует родившегося ребенка?
-С чем автор сравнивает конвенцию?
-Как автор указывает на важность права на жизнь?
-Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика)
-Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь!
7.-Найдите значащее слово в 1 абзаце (права)
-Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита)
-Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова «права» и «защита» написаны с промежутком).
-Какой знак вы предлагаете поставить между этими словами?
-Я с вами согласна, это знак «равно»!
Физкультминутка.
-Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнем.
Представьте себе, что вы – куклы–марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз.
– Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами – марионетками и вами можно было манипулировать.
6. -Какой же главный документ, защищающий вас, детей? («Конвенция о правах ребенка»; выставляется брошюра)
-В толковом словаре я нашла значение этого слова
Конвенция – международное соглашение по какому-либо вопросу.
– А еще вас защищают эти документы: «Декларация прав человека», «Семейный кодекс», «Конституция Российской Федерации» (выставляются брошюры).
-Конвенция – сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу.
Конвенция основана на 4 важнейших принципах.
-Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа)
– Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности».
-Второй принцип Конвенции: «Наилучшее обеспечение ребенка».
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия».
-Третий принцип: «Право на жизнь, выживание и развитие».
-Четвертый принцип Конвенции: «Уважение взглядов детей».
«Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его».
7. – Вот вы – дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка).
– Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам.
– А чем же является конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный – «Защитой!»)
– Как предложите ее изобразить?
(кругом)
-Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция.
8.- А в школе ваши права защищает социальный педагог.
1.-У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка).
– Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее?
– А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся)
– Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность).
– Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски)
-А теперь давайте встанем в круг! Я хочу поделиться с вами чудесным стихотворением!
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
получи, чтоб им гордиться
имя личное свое.
Очень трудно самому,
жить на свете одному!
Правом с мамой жить и с папой
пользуйтесь всегда, ребята.
Есть еще такое право-
помнить, думать и творить
и другим свои раздумья
если хочешь, подарить.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуйся – учиться
На родимом языке.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
Будь ты слабым, или сильным
Белым, черным – все равно.
Ты родился быть счастливым
Это прао всем дано.
Урок — социализация по литературному чтению Право на жизнь Ю.Яковлев
Урок – социализация
Оборудование:
учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Вентана-Граф»
Карточки с фамилиями авторов очерков и их названиями
1. Речевая разминка
На доске текст:
Молодец, если читаешь
2 0 1
очень много разных книг!
3 0 1 1
-Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение).
2.-Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока Знаний (при соотнесении цифр и порядковых номеров букв в словах получается слово «очерк»).
-Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово «очерк»).
3. –Ребята, а что такое «очерк»? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников)
Оч
1. –Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения!
На доске:
Каждый человек имеет _______.
У меня есть _________________!
Знаешь ли ты свои ___________?
-Верно, это слово – «права».
-Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева «Право на жизнь» и расширим для себя понятие «право».
3.-Юрий Яковлевич Яковлев – российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома». Так говорил Юрий Яковлев.
4. -Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева «Право на жизнь» (чтение учителя).
-Вам понравился очерк?
-О ком этот очерк? (после ответа учащихся «О детях!» вывешивается плакат с изображением ребенка)
-Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта учащихся, правильный ответ: права детей).
-А какой документ охраняет вас?
«Конвенция о правах ребенка» в виде обрамляющего кольца).
6.(-А теперь сфокусируйте взгляд на поле
чтения и )
ответьте на вопросы (фронтальная беседа):
-Что значит – «человек счастлив»?
-Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита?
-Почему взрослому человеку легче постоять за себя, чем ребенку?
-Найдите разницу между словами «ребенок» и «несмышленый младенец»?
-Объясните выражение: «сосредоточен в матери».
-Как автор приветствует родившегося ребенка?
-С чем автор сравнивает конвенцию?
-Как автор указывает на важность права на жизнь?
-Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика)
-Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь!
7.-Найдите значащее слово в 1 абзаце (права)
-Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита)
-Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова «права» и «защита» написаны с промежутком).
-Какой знак вы предлагаете поставить между этими словами?
-Я с вами согласна, это знак «равно»!
Физкультминутка.
-Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнем.
Представьте себе, что вы – куклы–марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз.
– Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами – марионетками и вами можно было манипулировать.
6. -Какой же главный документ, защищающий вас, детей? («Конвенция о правах ребенка»; выставляется брошюра)
-В толковом словаре я нашла значение этого слова
Конвенция – международное соглашение по какому-либо вопросу.
– А еще вас защищают эти документы: «Декларация прав человека», «Семейный кодекс», «Конституция Российской Федерации» (выставляются брошюры).
-Конвенция – сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу.
Конвенция основана на 4 важнейших принципах.
-Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа)
– Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности».
-Второй принцип Конвенции: «Наилучшее обеспечение ребенка».
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия».
-Третий принцип: «Право на жизнь, выживание и развитие».
-Четвертый принцип Конвенции: «Уважение взглядов детей».
«Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его».
7. – Вот вы – дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка).
– Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам.
– А чем же является конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный – «Защитой!»)
– Как предложите ее изобразить?
(кругом)
-Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция.
8.- А в школе ваши права защищает социальный педагог.
1.-У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка).
– Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее?
– А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся)
– Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность).
– Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски)
-А теперь давайте встанем в круг! Я хочу поделиться с вами чудесным стихотворением!
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
получи, чтоб им гордиться
имя личное свое.
Очень трудно самому,
жить на свете одному!
Правом с мамой жить и с папой
пользуйтесь всегда, ребята.
Есть еще такое право-
помнить, думать и творить
и другим свои раздумья
если хочешь, подарить.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуйся – учиться
На родимом языке.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
Будь ты слабым, или сильным
Белым, черным – все равно.
Ты родился быть счастливым
Это прао всем дано.
Источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/11/06/urok-sotsializatsiya-po-literaturnomu-chteniyu-pravo-na-zhizn
http://profhelp.net/3407277/
http://profhelp.net/3407277/