«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Достоевский).

«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Достоевский).

«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Достоевский).

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение. “Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. ” (Ф.М. Достоевский) (По книге И.Э. Бабеля “Конармия”)

Революция 1917 года в России завершила идейную борьбу в начале XX века. Победило материалистическое миропонимание с его установкой, что человек должен сам творить свою новую жизнь, разрушив старый уклад до основания и отодвинув в сторону целесообразные законы эволюции. Русский философ Иван Ильин писал о революции: «Она была безумием, и притом разрушительным безумием… что она учинила с русским образованием… с русской семьею, с чувством чести и собственного достоинства, с русской добротой и с патриотизмом». Революция разделила людей по идейной направленности, приведя Россию к Гражданской войне. Гражданская война стала живой иллюстрацией страшного пророчества евангелиста Матфея: «…И друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга». И наступит время, о котором пророчествовал Ф.М. Достоевский: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
Одним из летописцев этих страшных лет стал Исаак Эммануилович Бабель (1894–1941) и его обличительная книга «Конармия».
Композиционно «Конармия» — сборник, состоящий из 36 новелл, связанных общей темой — Гражданской войной и общим героем. Таким героем стал красноармеец Лютов, работник штаба дивизии, участник боев, наблюдатель и судья кровавых событий. Лютов — человек образованный, он говорит по-французски, изучал латынь на юридическом факультете, знаком с европейской культурой, гуманист, безуспешно пытающийся разобраться в происходящем. Ведь Лютов вполне сознательно оказался среди красных казаков, будучи уверен, что война осуществит интернационал добрых людей. Но действительность разбивает его уверенность. Как и все классические летописцы, Лютов не комментирует происходящее, как он сам сообщает, «не приукрашивая, и передаю дословно, в согласии с истиной». В «согласии с истиной» в новелле «Письмо» Лютов воспроизводит письмо мальчика — красноармейца Курдюкова. Воспроизводит со страшной достоверностью, начинающейся словами: «Каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежды, так что даже холодно» до слов, воспроизводящих истинную сущность Гражданской войны, поделивших людей на красных и белых. Эта бесчеловечная линия раздела прошла и через семью Курдюковых: отец остался на стороне белых, а сыновья перешли на сторону красных. И когда Федор Курдюков попал в плен к отцу, то «папаша начали Федю резать, говоря — шкура, собака красная, …и резали до темноты…». Васе Курдюкову пришлось быть свидетелем и другой жуткой казни, когда уже один из братьев — Сенька — мстил отцу за смерть брата.

— Хорошо вам, папаша, в моих руках?
— Нет, — сказал папаша, — худо мне.

Какие еще комментарии нужны, если люди поставлены в условия, при которых сын убивает отца, а отец — сына. Рассказ завершается описанием старой семейной фотографии, как было, пока не пришла в их жизнь Гражданская война. А был Тимофей Курдюков, плечистый, с расчесанной бородой, а рядом с ним крохотная крестьянка с застенчивыми чертами лица, и стояли около родителей их сыновья — Федор и Семен.
«Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца», — написал Лютов в новелле «Путь в Броды». «Разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде», — именно так видит Лютов окружающий мир. Он видел, что человеческая жизнь в революции обесценена. И Лютов оказался именно таким рефлексирующим и образованным героем, чтобы в его миропонимании наиболее достоверно совместились два взгляда на кровавые события: критический с позиции культуры, и простой, бесхитростный, тех, кто убивал, грабил.
«Красный» генерал из крестьян Матвей Павличенко, не зная грамоты, сочиняет письмо якобы от Ленина: «Именем… народа и для основания будущей светлой жизни приказываю Павличенко, Матвею Романовичу, лишать разных людей жизни согласно его усмотрению». Так примитивный служака Павличенко понимает приказ большевиков: убивать всех, кто контра. Рассказывая о Павличенко, Лютов не может не понимать, что дурные и зверские инстинкты, дремлющие в человеке, оживают сразу, как только будет услышан клич: «Кто не с нами, тот против нас». Постепенно Лютов приходит к пониманию, что «революция — это хорошее дело для хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». Вот для того, чтобы раз и навсегда понять суть происходящего и освободиться от ложных иллюзий, Лютову понадобилось быть в гуще событий. При этом сохраняя в себе лучшие человеческие качества: любовь, дружбу, честность, доказывая верность слов Ф.М. Достоевского: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…»

Читать еще:  Почему умер ван гог. «Печаль будет длиться вечно»: как на самом деле умер Винсент Ван Гог

«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф. М. Достоевский) (Итоговое сочинение)

Лучшие произведения русских классиков всегда отличались глубокой верой в добро, изначально заложенное в душе человека. В нравственный императив. Являющийся, по мнению немецкого философа Иммануила Канта, доказательством существования Бога. Русские писатели не верили и не хотели верить в то. что зло – нормальное состояние людей. Напротив, зло, как и война, по определению Л. Н. Толстого. «противное человеческому разуму и всей человеческой природе» событие.

Эту традицию классиков в решении вечной философской проблемы добра и зла продолжает писатель двадцатого века М. А. Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита».

Его герой Иешуа Га-Ноцри, художественное осмысление образа Иисуса Христа, убеждён в том, что «злых людей нет на свете». Все люди для него добрые. И Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, которого в Ершалаиме называют «свирепым чудовищем» и который подписал смертный приговор Иешуа. И Левий Матвей, бывший сборщик податей, который вначале так неприязненно отнёсся к бродячему философу и даже оскорблял его. И Иуда из Кириафа. Который пригласил к себе в дом Иешуа, зажёг светильники и задал ему провокационный вопрос про государственную власть с тем.

Чтобы предать его. И кентрион первой кентурии Марк Крысобой, который ударил Иешуа бичом. Чтобы тот называл Понтия Пилата не «добрым человеком», а игемоном. Мечтатель-философ Иешуа уверен в том, что, если бы он поговорил с Марком Крысобоем, тот бы резко изменился, стал бы мягче и добрее. Он верит в чудодейственную силу слова, которое, как лакмусовая бумажка. Проявляет в человеке всё самое лучшее и доброе. Что изначально заложено в человеческой душе. Ведь послушал же его Левий Матвей, «стал смягчаться, наконец, бросил деньги на дорогу» и пошёл вместе с Иешуа, ставшим для него Учителем.

Если Иешуа в романе- носитель добра, то Воланд – носитель зла, демонических сил, Князь тьмы, сатана.

Автор помещает его в современную ему московскую действительность тридцатых годов. Воланд является в Москву вместе со своей свитой единственно с одной целью: узнать, изменились ли люди внутренне. С этой целью он устраивает в театре Варьете сеанс чёрной магии. В середине концерта на людей сыплется откуда-то прямо с потолка денежный дождь. Отталкивая друг друга, зрители ловят заветные червонцы, глаза их возбуждённо блестят. А когда конферансье Жорж Бенгальский называет этот «деньгопад» случаем массового гипноза, публике эта речь не понравилась. На вопрос Фагота, что сделать с надоедливым Бенгальским, кто-то на галерке сурово сказал: «Голову ему оторвать!». Кот Бегемот мгновенно исполняет это пожелание. «Ради бога, не мучьте его!» – прозвучал из ложи женский голос, а публика попросила простить несчастного конферансье. Кот водружает голову бедного конферансье на место. Воланд делает вывод: «Люди как люди. Любят деньги… легкомысленны… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их…». Итак, даже сам князь тьмы утверждает, что люди не злы по своей природе, грешны, но в них есть добро и милосердие.

Читать еще:  Почему избушка на курьих ножках так называется. Сказка про избушку на курьих ножках и её деток

Соотношение добра и зла в романе Булгакова раскрывается по-новому. Добро и зло не противоборствуют, а сосуществуют и даже сотрудничают друг с другом, словно два ведомства с различными функциями. Добро в лице Иешуа Га-Ноцри осуществляет функцию прощения и милосердия. Зло в лице Воланда карает грешников и тем самым ведёт их к исправлению.

Таким образом, роман Булгакова и его герой Иешуа Га-Ноцри доказывают, что зло изначально не заложено в натуре человека, что все люди изначально добрые.

Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского (8 стр.)

Эти бездарные исполнители закона решительно не понимают, да и не в состоянии понять, что одно буквальное исполнение его, без смысла, без понимания духа его, ведет прямо к беспорядкам, да и никогда к другому не приводило.

(Записки из Мёртвого дома)

ЗАНЯТИЕ

Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие.

(Преступление и наказание)

ЗАПРЕЩЕНИЕ

Каждая запрещённая мысль, тотчас же, чуть запрещена, ставится на пьедестал самими же запретителями.

(Из записных книжек)

ЗАУРЯДНОСТЬ

В самом деле, нет ничего досаднее, как быть, например, богатым, порядочной фамилии, приличной наружности, недурно образованным, неглупым, даже добрым, и в то же время не иметь никакого таланта, никакой особенности, никакого даже чудачества, ни одной своей собственной идеи, быть решительно “как и все”.

Умный“обыкновенный” человек, даже если б и воображал себя мимоходом (а пожалуй, и всю свою жизнь) человеком гениальным и оригинальнейшим, тем не менее сохраняет в сердце своем червячка сомнения, который доводит до того, что умный человек кончает иногда совершенным отчаянием; если же и покоряется, то уже совершенно отравившись вогнанным внутри тщеславием.

ЗДОРОВЬЕ

Если хорош желудок, то всё хорошо.

(А.Г. Достоевской, 28 июля 1879 г.)

Повторяю – самое лучшее запастись здоровьем.

(E. А. Штакеншнейдер, 15 июня 1879 г.)

ЗЕМЛЯ

Все должны иметь право на землю и лишь это право нарушено, то является сотрясение и распадение общества.

(Из записных книжек)

Я хочу, я жажду в сию минуту целовать, обливаясь слезами, лишь одну ту землю, которую я оставил, и не хочу, не принимаю жизни ни на какой иной.

(Сон смешного человека)

ЗЛО

В осуждении зла непременно кроется любовь к добру.

(Два лагеря теоретиков)

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

(Дневник писателя 1877)

ЗЛОДЕИ

В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем.

ЗНАМЕНИТОСТЬ

О, берегитесь медицинских знаменитостей: все они с ума сошли от самомнения и от заносчивости, уморят.

(А. П. Философовой, 11 июля 1879 г.)

ЗНАНИЕ (знания)

Вы приобрели много знаний не по уму, так что за недостатком-то ума и не знаете, как справиться с этими знаниями.

(Из записных книжек)

Жажда знаний и науки никаким образом не может уничтожиться в обществе.

(Книжность и грамотность)

Жизненное знание и сознание… приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе.

(Преступление и наказание)

Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казённую форму, а сообразно натуре того человека.

(Книжность и грамотность)

Узнав хоть несколько, видишь необычайное.

(Неустановленному лицу, 15 января 1880 г.)

Я знаю всё, но не знаю ничего хорошего.

ЗОЛОТАЯ СРЕДИНА

Золотая средина – это нечто трусливое, безличное, а в то же время чванное и даже задорное.

(Маленькие картинки. В дороге)

ЗОЛОТО

Вместе с грязью выбросить и золото.

(Объявление о подписке на журналВремяна 1863 г.)

ИДЕАЛ

Без великодушных идей человечество жить не может.

(Дневник писателя 1876)

Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Даже можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме ещё пущей мерзости.

Читать еще:  Танцевальная терапия — когда болит все, кроме души. Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Были бы только высшие идеи, или начало высших идей, то прочее всё приложится.

(Л. В. Григорьеву от 21 июля 1878 г.)

Идеал ведь тоже действительность, такая же законная, как и текущая действительность.

(Дневник писателя 1873)

Идеал через страдание переходит, как золото через огонь.

(С. А. Ивановой, 17 августа 1870 г.)

Кто хочет быть выше всех в царствии Божием – стань всем слугой. Вот как я понимаю русское предназначение в его идеале.

(Дневник писателя 1876)

Частный человек не может угадать вполне вечного, всеобщего идеала, – будь он сам Шекспир, – а следственно, не может предписывать ни путей, ни цели искусству.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)

ИДЕЯ

Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные “высшие” идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают.

(Дневник писателя 1876)

Вы представить не можете, какая грусть и злость охватывают всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на улицу, и вы вдруг встречаете её уже на толкучем, неузнаваемую, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят!

Если идея верна, то она способна к развитию, а если способна к развитию, то непременно со временем должна уступить другой идее, из неё же вышедшей, ее же дополняющей, но уже соответствующей новым потребностям нового поколения.

(Ряд статей о русской литературе. Введение)

Если иную идею произнести, выговорить словами, то выйдет ужасно глупо.

(Дневник писателя 1876)

Идеи летают в воздухе, но непременно по законам; идеи живут и распространяются по законам, слишком трудно для нас уловимым; идеи заразительны, и в общем настроении жизни иная идея, иная забота или тоска, доступная лишь высокообразованному и развитому уму, может вдруг передаться почти малограмотному существу, грубому и ни об чем никогда не заботившемуся, и вдруг заразить его душу своим влиянием.

Какая грусть и злость охватывает всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на улицу, и вы вдруг встречаете ее на толкучем, неузнаваемом, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят.

Как бы ни была плодотворна сама по себе чья-нибудь захожая к нам идея, но она лишь тогда только могла бы у нас оправдаться, утвердиться и принести нам действительную пользу, когда бы сама национальная жизнь наша, безо всяких внушений и рекомендаций извне, сама собой выжила эту идею, естественно и практически, вследствие практически сознанной всеми ее необходимости и потребности.

(Об издании ежемесячного журналаЭпоха”, литературного и политического, издаваемого семейством М. М. Достоевского)

Натягивать идею за уши.

(Необходимое литературное объяснение по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов)

Национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение.

(Дневник писателя 1877)

не вы съели идею, а вас съела идея.

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество.

(Дневник писателя 1876)

Подъём духа нации ради великодушной идеи – есть толчок вперёд… Конечно, мы можем ошибаться в том, что считаем великодушной идеей; но если то, что мы почитаем святынею, – позорно и порочно, то мы не избегнем кары от самой природы: позорное и порочное несёт само в себе смерть и, рано ли, поздно ли, само собою казнит себя.

Источники:

http://picakin.ru/essay163.php
http://www.kritika24.ru/page.php?id=65245
http://dom-knig.com/read_257381-8

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии