1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взгляд на войну и мир с позиции народных интересов (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Взгляд на войну и мир с позиции народных интересов (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея «Война и мир». По словам И. С. Тургенева, «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем».

«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года», — говорил Лев Толстой.

Главный герой романа — народ. Народ, брошенный в ненужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины и разгромивший в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.

В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством массовых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. «Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания», — писал Толстой.

Отечественная война 1812 г. для России была справедливой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направились к ее центру — Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые русские люди — крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие — враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населения.

Толстой говорит, что «для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов». Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнездо Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.

Но омерзительны отдельные представители чиновно-аристократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: «Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и «приехали нас учить — славные учителя!» Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: «. наибольших для себя выгод и удовольствий. Трутневое население армии». К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей.

Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты «в первый раз дрались там за Русскую землю», что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины «два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы».

Еще более полно «мысль народная» ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей — все те, кого можно назвать «русскими душой».

Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изображает Кутузова.

Кутузов — подлинно народный полководец. Таким, выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. «Кутузов, — пишет Толстой, — всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат». Кутузов для России — свой, родной человек. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели — очищению родной земли от захватчиков. «Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа», — говорит писатель. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.

Читать еще:  Оскар певец. Исполнитель одной песни: где сейчас певец Оскар и чем он занимается Певец оскар голубой

Кутузов — носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает «необычайная сила проникновения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе». Только признание в нем этого чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

И солдаты, и офицеры — все воюют не за Георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

С большим знанием дела описывает Толстой славные действия русских партизан и их командиров — Денисова и До-лохова. В центре повествования о партизанской войне — образы Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа, и Платона Каратаева, олицетворяющего «все русское, народное, круглое, доброе». Толстой пишет: «. благо тому народу, который в минуту испытания. с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».

Кульминационным моментом Отечественной войны явилась Бородинская битва. Если при описании сражений, происходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенграбенское), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колонны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и испытывал ужас.

Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага.и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, влияют на исход военных действий, тем более, что со стороны французов война носила захватнический характер, со стороны русского народа война была национально-освободительной.

Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о великих событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и которая осветила немеркнущим светом его гениальное творение.

Cочинение «Война и мир»

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением «Война и мир». Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную». Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества.

С. П. Бычков писал: «По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы».

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско-исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека.

Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может. По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было «идею», а также желания или власть отдельных, пусть даже и «великих» исторических деятелей». “Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, — пишет Толстой. — Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли». Перед историками Толстой ставит задачу «вместо отыскания причин. — отыскание законов». Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют «стихийно-роевую» жизнь народа.
По его мнению, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни — тем более — результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму. Однако внутренний, объективный смысл изображаемого в «Войне и мире» вплотную подводил к осознанию этих закономерностей.

Читать еще:  О происхождении словесного искусства. Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста

Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью». Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль — «мысль народную» — Толстой доказывает на примере войны 1812 года.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная.

Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!» А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным» становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, в патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только воодушевлён всеобщим чувством, но и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, — просто они очень немногословны.

«Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», — вот и всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В романе «Война и мир» Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: «Историческая сторона романа в её нравственно-победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в «Войне и мире» ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой «не нужен».

Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны. Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием — его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ».

По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость.

Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: «Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Сплоченность с народом, единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя».

Читать еще:  Clean Bandit: "Наша музыка — танцевальная, меланхоличная и контрастная". Возникновение группы Clean Bandit Солистка группы clean bandit

Народная война в романе «Война и мир»

Вступление

Понятие «народная война» включает себя основное лексическое ядро – «народ». А народ, значит, крестьяне, мужики, люди, не принадлежавшие высокому классу. То есть народная война – это борьба народных масс без привлечения генералов и полковников, без определенных четко спланированных действий (чаще это спонтанные решения), без конкретных идей. Но народная война в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. – это война не одного народа, а война целой нации. Здесь воют вместе и дворяне, и крестьянские партизаны, и офицеры, и ополченцы. Толстой показывает всех в единой цели – одержать победу на французскими войсками любой ценой.

Герои народной войны

В романе Льва Толстого «Война и мир» достаточно подробно описываются действия главнокомандующих, офицеров, простых солдат во время сражений. Мы можем наблюдать, как движется враг, слышать свист пуль, чувствовать запах дыма от вылетающих из пушки ядер. В отечественной войне 1812 года участвуют все. «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят», – говорит один из героев романа Пьеру Безухову.

Мы видим на поле боя главнокомандующего русской армией – Михаила Иларионовича Кутузова, князя Андрея Болконского, графа Николая Ростова, маленького Петю Ростова, командующих войсками Багратиона, Барклая де Толе, капитана Тушина, Денисова и многих других военных людей. К ним подключаются партизанские отряды, иногда сформированные самостоятельно мужиками-крестьянами. Но рядом с ними воюют люди невидимого фронта. Это Наташа Ростова, княжна Марья Болконская, жители Москвы, покидавшие город только потому, что не желали подчиняться французскому императору, купец Ферапонтов, отдавший все свое имущество солдатам: «Тащи, а то все сам спалю. » Теперь мы можем с уверенностью сказать, что Л.Н.Толстой действительно описал в своем романе «Война и мир» народную войну. Только все вместе, общими усилиями, мыслями, чувствами русский народ остался непобедим.

Партизанское движение народной войны

По мнению Льва Толстого особую роль, можно сказать даже главную, сыграло партизанское движение. После оставления Москвы французы двигались огромной армией по дорогам отступления. Но с каждым днем войско их таяло не только от холода, голода и болезней, страшнее всего для них были партизаны, которые развернули в это время активную деятельность. Они ждали повсюду, и, в конце концов, французская армия была разбита полностью. Жалкие остатки неприятельского войска (всего около 10000 солдат) были взяты в плен. Партизаны хорошо сделали свое дело. Они помогли русской армии выстоять, помогли удержать свои позиции, помогли разбить врага.

Партизаны были разные: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов…» Толстой связывает их воедино. Да, они разные, но цель у них одна – спасти русскую землю, и в этом они все вместе. Люди войны в произведении «Война и мир» испытывают единое чувство патриотизма, чувство русского человека, желающего победить.

Писатель дает нам описание некоторых партизанов подробно, так как, например, Тихон Щербатый. Примкнувший к отряду Денисова, Тихон вел активную партизанскую деятельность. Он «был самым нужным человеком» в отряде. Его хитрость, ловкость, сноровка, бесстрашие, хорошая физическая сила, точность выполнения поставленных целей давала русской армии результаты. Но таких, как Тихон, было много. Толстой описывает их кратко, или просто не дает никакого описания. Это и не важно, важно другое: чувство единства всех людей, к какому социальному сословию они не принадлежали.

О народе в романе «Война и мир»

«Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью», – высказывается сам Л.Н.Толстой в романе. Искреннее отношение к русскому народу писатель показывает и через своих героев. Главнокомандующий Кутузов восклицал: «Чудесный, бесподобный народ!» Его единение с народом подчеркивается Толстым в его характеристике, в отеческом отношении к своим солдатам, в слезах, которым Кутузов часто давал волю в различных ситуациях.

Николай Ростов признает силу «нашего русского народа», без которого он уже себя и не мыслит. Андрей Болконский объясняет Безухову, отчего зависит успех военной кампании: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции…От того чувства, которое есть во мне, в нем, в каждом солдате». И это чувство истинного патриотизма, а не чувство «своего Тулона» (о чем изначально думает князь Андрей), приходит к Болконскому с пониманием силы народа, веры в народ, единения с народом.

Вывод

В моем сочинении на тему «Народная война в романе «Война и мир» высказана мысль Л.Н.Толстого о том, что русский народ силен в единстве своем, и именно это единение помогло одержать победу в Отечественной войне 1812 года. Это подтверждается в его великом произведении – романе «Война и мир».

Источники:

http://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/vzglyad-na-voynu-i-mir-s-pozicii
http://mysoch.ru/sochineniya/tolstoi/_story/voina_i_mir/Voinaimir/
http://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/narodnaya-voyna-v-romane.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector