Выставка ватикана в пушкинском. Третьяковка покажет в музеях ватикана русское искусство по-новому

Выставка ватикана в пушкинском. Третьяковка покажет в музеях ватикана русское искусство по-новому

Третьяковка покажет в Музеях Ватикана русское искусство по-новому

Российский музей представляет «Русский путь. От Дионисия к Малевичу» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX–XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Читать еще:  Онлайн проверка лотерейных билетов золотая подкова. Как играть в лотерею «Золотая подкова» — правила, проверка билета, отзывы

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881–1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

От нашего Рима к вашему: Третьяковка привезла свои шедевры в Ватикан

Третьяковская галерея представила в Ватикане выставку «Русский путь: от Дионисия до Малевича» — ответ на экспозицию «Roma Aeterna: Сокровища пинакотеки Ватикана», открывшуюся в 2016 году в Третьяковке и вызвавшую тогда настоящий ажиотаж: всю зиму к Инженерному корпусу стояли очереди. Будет ли такой же интерес в Риме — предсказать сложно. Но и по набору работ, и по кураторской концепции это художественное высказывание получилось не менее сильным.

Принципиальная договоренность об обменных выставках была достигнута в 2013 году на исторической первой встрече президента Владимира Путина и папы Франциска I. Чуть позже выяснилось, что Россию в этом музейно-государственном диалоге будет представлять Третьяковка, а не, скажем, Эрмитаж, для которого итальянская живопись роднее — именно потому, что ответным шагом должна была стать демонстрация русского искусства. Когда было найдено финансирование (его обеспечил благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт») и определен главный куратор (Аркадий Ипполитов из Эрмитажа), образ проекта стал вырисовываться более конкретно.

Было решено показать в Ватикане не просто полсотни шедевров, охватывающих период от XV до XX веков, но с их помощью рассказать о русском духе и духовности, провести итальянцев и туристов по нашей истории и этапам искусства. Идея дороги, а, может, даже крестного хода здесь подсказана самим пространством: крыло Карла Великого — часть архитектурного комплекса храма Святого Петра, построенная Джованни Лоренцо Бернини в XVII веке и представляющая собой узкую поднимающуюся галерею. Таким образом, для зрителя осмотр выставки оказывается в буквальном смысле восхождением к храму.

И начинается оно, как и заявлено в названии, с Дионисия. «Распятие» — далеко не единственная великая икона из собрания Третьяковской галереи на выставке. С ней соседствуют «Святая Троица» Паисия, новгородский триптих XV века «Спас на престоле» / «Богоматерь» / «Иоанн Предтеча» и другие шедевры древнерусского искусства. Поднимаясь дальше, зритель оказывается перед картинами передвижников. Но и они «срифмованы» с иконами.

Читать еще:  Об абсолютном слухе за акуловым маслом. Абсолютный музыкальный слух относится к каким способностям? Общие и специальные способности

Например, «Всюду жизнь» Николая Ярошенко оказывается рядом с «Богоматерью Киккской» Симона Ушакова — и мы замечаем, что головы персонажей, кормящих птиц из-за решетки, наклонены так же, как и у Богородицы на иконе. Причем единственная женская фигура кажется чуть ли не буквальной аллюзией на Деву Марию. Не менее неожиданная пара — «Неутешное горе» Ивана Крамского и «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати» XVII века. Здесь пересечение не только в экспрессии образа матери, оплакивающей ребенка, но даже в деталях: в руках у Богородицы на иконе — белый платочек, как и у героини Крамского.

Это заставляет по-новому взглянуть на произведения, знакомые с детства. Причем параллели не выглядят натяжкой, но раскрывают религиозную основу искусства передвижников, которую в советские годы упорно не замечали. Так, например, картина Ильи Репина «Перед исповедью» до недавнего времени всем была известна как «Отказ от исповеди», пока ей не вернули авторское название. И сразу образ народовольца, затравленно поднимающего взор на священника, обрел иной смысл. Даже «Крестный ход в Курской губернии» того же автора сегодня читается иначе. Что и говорить о пейзаже Левитана «Над вечным покоем» (все эти знаковые работы в Ватикан тоже привезли).

Финальная часть экспозиции посвящена авангарду, и наряду с «Купанием красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, дерзко сопоставленным с изображением Георгия Победоносца («Чудо Георгия о змие» XVI века), «Вводом в мировой расцвет» Павла Филонова и «Демоном сидящим» Михаила Врубеля, здесь представлен «Черный квадрат» Малевича (авторское повторение 1929 года). И взгляд о него спотыкается.

Известно, что оригинальный «Черный квадрат» в 1915 году висел на выставке футуристов «0.10» в красном углу, как икона. И сегодня зритель ждет, что этот великий манифест окажется финальной точкой экспозиции, озаглавленной «От Дионисия до Малевича». Но — нет.

— Моей принципиальной позицией было, что «Черный квадрат» не должен быть в конце. Русский путь на нем не заканчивается, — пояснила «Известиям» гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это действительно точка, символически поставленная после иконы «Страшный суд». Обнуление. Может, даже метафора небытия, пустоты. Но после нее следует иное — образы Мадонны-матери (Дейнека, Петров-Водкин, «Владимирская Богоматерь»), а в финале восхождения — Богоматерь на троне, на фоне храма («О Тебе радуется» XVI века) — кульминация светлого начала.

От Дионисия до Малевича: русское искусство пришло в Ватикан

ТАЛЛИНН, 16 дек — Sputnik, Ирина Тихомирова. В Ватикане проходит выставка русского искусства “Русский путь. От Дионисия до Малевича”. Это ответный жест Третьяковской галереи на экспозицию “Roma Aeterna. Шедевры из пинакотеки Ватикана” в Москве.

Квинтэссенция русского искусства выражена в особой подборке коллекции: древнерусское искусство представляют иконы таких мастеров прошлого, как Дионисий и Паисий, искусство XIX века — произведения Крамского и Левитана, Нестерова, Репина и многих других. Светскую часть коллекции составляют картины самых известных в Европе русских художников: Малевича, Гончаровой, Кандинского, Филонова. Также присутствуют работы Петрова-Водкина, Кустодиева, Дейнеки, Юона.

Читать еще:  Рисование в средней группе конспекты занятий зима. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в средней группе.Тема: "Здравствуй зимушка - зима "

Куратором выставки является Аркадий Ипполитов, петербургский искусствовед, специалист по итальянскому искусству, хранитель кабинета итальянской гравюры Государственного Эрмитажа. С ним сотрудничал Святой Престол в период организации московской выставки, а в преддверии организации этой экспозиции Третьяковки Ватикан высказал пожелание, чтобы ее куратором стал петербуржец Ипполитов.

Картины общаются между собой

На выставке, организованной Святым Престолом, побывала Александра Мурре, директор Кадриоргского художественного музея. Она прибыла в Рим по приглашению Аркадия Ипполитова, с которым музей Кадриорга давно сотрудничает в деле реализации художественных выставочных проектов.

Выставка “Русский путь. От Дионисия до Малевича” сформирована по принципу неожиданных аналогий. Выбор куратора исходил из места, где проходит выставка, и являет собой некое послание, заложенное в произведениях русских мастеров.

В галерее картины размещены таким образом, что они находятся в зримом диалоге — временами в споре, временами в согласии. Однако, возможно, центр экспозиции — “Явление Христа народу ” кисти Александра Иванова, полотно, которое и в Третьяковской галерее не оставляет равнодушным ни одного посетителя.

Александра Мурре в беседе со Sputnik Эстония, делясь своими впечатлениями от посещения ватиканской экспозиции, заметила, что произведения общаются не по живописной или исторической оси. Диалог, задуманный куратором, имеет глубокий философский смысл и провоцирует зрителя на размышления о духовных параллелях, подводит к открытиям.

Здесь соседствуют произведения, относящиеся к совершенно разным эпохам и стилям: например, с одной стороны галереи расположен “Спас Нерукотворный”, а напротив — портрет Федора Михайловича Достоевского, с одной стороны — “Троица” Паисия, копия “Троицы” Андрея Рублева (оригинал никогда не покидает пределов родной Третьяковки), а с другой — “Тройка” художника Василия Перова.

Иконе XVI века “Апокалипсис” противопоставлен “Черный квадрат” Казимира Малевича, “Купание красного коня” Кузьмы Петрова-Водкина — рядом с иконой “Георгий Победоносец”, а “Неутешное горе” Ивана Крамского — напротив иконы “Не рыдай Мене, Мати”. Таким образом возникает ассоциативный ряд, который может быть прочитан зрителем очень по-разному.

Особый путь русского искусства

Эта выставка, по мнению Мурре, не рассказывает об особенностях русского искусства и не является выставкой религиозного искусства. Ее название особенно емко отражает ее суть: “Русский путь” — как избранность, миссионерство, как путь развития, служения русской культуры, духовности. Это путь от распятия — к иконе, от жертвы — к искуплению. Начинает его в залах галереи “Распятие” Дионисия, а заканчивает мажорной нотой икона “О Тебе радуйся”.

“Конечно, искусство России XIX века — оно другое. В то время художники Франции боролись за новые формы в искусстве, а их русские собратья — художники-реалисты, передвижники — боролись за лучшую жизнь. Они верили, что их искусство что-то изменит, что красота действительно спасет мир. Они не писали картины только ради искусства, в их труде было нечто, о чем писал Достоевский, — миссионерство русского народа”, — подытожила Александра Мурре.

Источники:

http://www.theartnewspaper.ru/posts/6281/
http://iz.ru/814194/sergei-uvarov/doroga-k-khramu-tretiakovka-privezla-svoi-shedevry-v-vatikan
http://m.ee.sputniknews.ru/society/20181216/14206819/vystavka-russia-iskusstvo-Vatikan.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии