Высказывание ф де ларошфуко. Франсуа VI де Ларошфуко – афоризмы, цитаты, высказывания

Высказывание ф де ларошфуко. Франсуа VI де Ларошфуко – афоризмы, цитаты, высказывания

Афоризмы Франсуа де Ларошфуко

Французский писатель, мемуарист, автор знаменитых философских афоризмов Франсуа VI де Ларошфуко родился 15 сентября 1613 г. в Париже.

Ларошфуко принимал деятельное участие в политической жизни Франции, был противником Ришелье и Мазарини, играл видную роль в движении «фронды», стоял в центре больших интриг.

Участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа.

После смерти Ришелье в 1642 г. он снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини.

Чувство ненависти к Мазарини связано и с любовью к герцогине де Лонгвиль, которая в течении долгих лет играла важную роль в жизни Ларошфуко, но разочарованный в своей привязанности Ларошфуко стал мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с мадам де Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти.

В 1652 г. под Парижем армия фрондеров потерпела решительное поражение от королевских войск. Ларошфуко был серьезно ранен и едва не потерял зрение. Война принесла Ларошфуко разоренье, и он отошел от политической деятельности.

В 1662 г. опубликовал «Мемуары», куда вошли лучшие воспоминания о временах Фронды, где подробно описываются политические и военные события.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко.

Результатом обширного жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» – сборник афоризмов – это плод большой эрудиции, знатока античной философии, читателя Декарта и Гассенди. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 г.

Изысканный стиль, меткость, лаконичность сделали «Максимы» Ларошфуко, наиболее известными и популярными среди сборников афоризмов. Их автор вошел в историю как тонкий наблюдатель, остроумный и проницательный философ, обладающий безупречным стилем, но явно разочарованный в жизни.

В начале 1680 г. состояние здоровья Ларошфуко ухудшилось, стало ясно, что он умирает. Мадам де Лафайет проводила у него каждый день. В ночь с 16 на 17 марта в 1680 г. в возрасте 66 лет он скончался в Париже на руках старшего сына.

Франсуа де Ларошфуко. Лучшие афоризмы

Афоризмы и изречения знаменитого французского писателя и философа.

Франсуа де Ларошфуко

Франсуа VI Де Ларошфуко, герцог де Ларошфуко (Фр. Francois VI, Duc De La Rochefoucauld)
(15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж)
Знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежал к южно-французскому роду Ларошфуко.
Деятель войн Фронды. При жизни отца (до 1650) носил титул учтивости принц де Марсийак. Правнук того Франсуа де Ларошфуко, который был убит в ночь святого Варфоломея.
Главное сочинение писателя – «Максимы» (Maximes), сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 году. Пять изданий, каждое последующее из которых дополнялось автором, появились ещё при жизни Ларошфуко.

Избранные фразы Франсуа де Ларошфуко

Мы не можем вторично полюбить тех, кого однажды действительно разлюбили.

Тот, кого разлюбили, обычно сам виноват, что вовремя этого не заметил.

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел.

Окончательно соскучившись, мы перестаём скучать.

Нам легче полюбить тех, кто нас ненавидит, нежели тех, кто любит сильнее, чем нам желательно.

Пока люди любят, они прощают.

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается. Но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.

Любовь одна, но подделок под неё — тысячи.

Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.

Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств.

Когда люди уже не любят друг друга, им трудно найти повод для того, чтобы разойтись.

Вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее других.

В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные напротив, обладают способностью много говорить — и ничего не сказать.

Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большую страсть, подобно тому как ветер гасит свечу, но раздувает пожар.

Верность, которую удаётся сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.

Начало и конец любви имеют одинаковый признак: любящим неловко оставаться наедине.

Лучше смеяться, не будучи счастливым, чем умереть, не посмеявшись.

Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает.

Почти все порядочные женщины — это спрятанные сокровища, которых никто не нашёл только потому, что никто не искал.

Большинство порядочных женщин — это закрытые клады, которые целы только потому, что их никто еще не искал.

Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным.

Ветер задувает свечу, но раздувает костёр.

Иной раз прекрасные творения более привлекательны, когда они несовершенны, чем, когда слишком закончены.

Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого.

Любовь покрывает своим именем самые разнообразные человеческие отношения, будто бы связанные с нею, хотя на самом деле она участвует в них не более, чем дождь в событиях, происходящих в Венеции.

Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.

Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться.

Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным.

Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.

Как естественна и вместе с тем как обманчива вера человека в то, что он любим!

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособен к великому.

Мы всего боимся, как и положено смертным, и всего хотим, как будто награждены бессмертием.

Читать еще:  Первый памятник древнерусской литературы дошедший до нас. «Памятники древнерусской литературы

Несравненно легче подавить первое желание, чем удовлетворить все.

Изящество для тела — это то же, что здравый смысл для ума.

Большинство женщин сдается не потому, что сильна их страсть, а потому, что велика их слабость. Вот почему обычно имеют такой успех предприимчивые мужчины, хотя они отнюдь не самые привлекательные.

Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, нежели маленькую неверность.

Мы всегда любим тех, кто восхищается нами, но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы.

Кто очень сильно любит, тот долго не замечает, что он-то уже не любим.

Тот, кто излечивается от любви первым, — всегда излечивается полнее.

Старость — вот преисподняя для женщин.

Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.

Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того, как растет любовь, уменьшается благоразумие.

В любви обман почти всегда заходит дальше недоверия.

В любовных приключениях есть все, что угодно, кроме любви.

Женщине легче преодолеть свою страсть, нежели свое кокетство.

Женщины не сознают всей беспредельности своего кокетства.

Когда женщина влюбляется впервые, она любит своего любовника; в дальнейшем она любит уже только любовь.

Любовники только потому никогда не скучают друг с другом, что они все время говорят о себе.

Люди, которых мы любим, почти всегда более властны над нашей душой, нежели мы сами.

Мало на свете женщин, достоинства которых пережили бы их красоту.

Можно найти женщин, которые никогда не имели любовников; но трудно найти таких, которые имели бы только одного.

Непреклонная строгость поведения противна женской натуре.

Нет таких людей, которые, перестав любить, не начали бы стыдиться прошедшей любви.

Очарование новизны в любви подобно цветению фруктовых деревьев: оно быстро тускнеет и больше никогда не возвращается.

Порою легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду.

Счастье любви заключается в том, чтобы любить; люди счастливее, когда сами испытывают страсть, чем, когда ее внушают.

Бывают в жизни положения, выпутаться их которых можно только с помощью изрядной доли безрассудства.

В великих делах нужно стараться не столько создавать события, сколько пользоваться теми, которые представляются.

В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать.

Вкусы меняются столь же часто, сколь редко меняются склонности.

В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.

В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим.

В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.

Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

Долговечность наших страстей не более зависит от нас, чем долговечность жизни.

Если хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и что их трогает, избегать споров о вещах, им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.

Желание вызвать жалость или восхищение — вот что нередко составляет основу нашей откровенности.

Зло, как и добро, имеет своих героев.

Иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках.

Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером; у остальных же кажущаяся мягкость — это чаще всего просто слабость, которая легко превращается в озлобленность.

Как мало на свете стариков, владеющих искусством быть стариками!

Как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам так глуп.

Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому.

Куда полезнее изучать не книги, а людей.

Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания.

Люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи.

Может ли человек с уверенностью сказать, чего он захочет в будущем, если он не способен понять, чего ему хочется сейчас.

Мудрый человек понимает, что проще воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться.

Мы менее стараемся быть счастливыми, чем казаться такими.

Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим.

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы бываем счастливы, обладая тем, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви.

Нам почти всегда скучно с теми, кому скучно с нами.

На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.

Насмешка бывает часто признаком скудности ума: она является на помощь, когда недостает хороших доводов.

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в самом себе.

Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать — когда ее нет.

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует — наслаждаться ею, а когда начинает капризничать — терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам.

Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.

Только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником.

У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора.

Физический труд помогает забывать о нравственных страданиях.

Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется.

Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже.

Нас мучит не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами.

Читать еще:  Валентин катаев краткая биография для детей. Краткая биография катаева валентина для детей самое главное

Умеренность в жизни похожа на воздержание в еде: съел бы еще, да страшно заболеть.

Демократия умирает не из-за слабости законов, а из-за слабости демократов.

Франсуа VI де Ларошфуко – знаменитые цитаты

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский моралист, принадлежал к древнему французскому роду Ларошфуко. До смерти отца (1650) носил титул принц де Марсийак.

Воспитывался при дворе, с юности замешан был в разные интриги, враждовал с герцогом де Ришелье и только после смерти последнего стал играть видную роль при дворе. Принимал активное участие в движении Фронды и был тяжело ранен. Занимал блестящее положение в обществе, имел множество светских интриг и пережил ряд личных разочарований, оставивших неизгладимый след на его творчестве. В течение долгих лет в его личной жизни играла большую роль герцогиня де Лонгвиль, из любви к которой он не раз отказывался от своих честолюбивых побуждений. Разочарованный в своей привязанности, Ларошфуко стал мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с мадам де Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти. Последние годы Ларошфуко омрачены были разными невзгодами: смертью сына, болезнями.

Вернейший способ быть обманутым – это считать себя хитрее других.

  • Притворяясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем поистине утонченную хитрость, потому что обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас.
  • Невелика беда – услужить неблагодарному, но большое несчастье – принять услугу от подлеца.
  • То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным.
  • Наше раскаяние – это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.
  • Лесть – это фальшивая монета, которая имеет хождение только из-за нашего тщеславия.
  • Наше душевное спокойствие или смятение зависят не столько от важнейших событий нашей жизни, сколько от удачного или неприятного для нас сочетания житейских мелочей.
  • Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.
  • Ум служит нам порою лишь для того, чтобы смелее делать глупости.
  • Для того, чтобы воспользоваться хорошим советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе.
  • Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.
  • Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться всем, что предлагает судьба.
  • Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
  • У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора.
  • Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.
  • В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать.
  • Судьба все устраивает к выгоде тех, кому она покровительствует.
  • Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.
  • Необычайное удовольствие, с которым мы говорим о себе, должно было бы внушить нам подозрение, что наши собеседники его отнюдь не разделяют.
  • Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.
  • Изящество для тела – это то же, что здравый смысл для ума.
  • Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется.
  • Только стечение обстоятельств открывает нашу сущность окружающим и, главное, нам самим.
  • Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.
  • На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.
  • Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособен к великому.
  • Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать.
  • Мы всего боимся, как и положено смертным, и всего хотим, как будто награждены бессмертием.
  • Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников.
  • Мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы.
  • У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка.
  • Мы потому возмущаемся людьми, которые с нами лукавят, что они считают себя умнее нас.
  • Мы нередко относимся снисходительно к тем, кто тяготит нас, но никогда не бываем снисходительны к тем, кто тяготится нами.
  • Воздавать должное своим достоинствам наедине с собою столь же разумно, сколь смехотворно превозносить их в присутствии других.
  • Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
  • Ум ограниченный, но здравый в конце концов не так утомителен в собеседнике, как ум широкий, но путаный.
  • Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.
  • Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.
  • Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит.
  • Порою из дурных качеств складываются великие таланты.
  • Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны.
  • Одним людям идут их недостатки, а другим даже достоинства не к лицу.
  • Не может отвечать за свою храбрость человек, который никогда не подвергался опасности.
  • Трусы обычно не сознают всей силы своего страха.
  • Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.
  • Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.
  • Высшая ловкость состоит в том, чтобы всему знать, истинную цену.
  • Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду, но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя.
  • С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует – наслаждаться ею, а когда начинает капризничать – терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам.
  • Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить.
  • Ум всегда в дураках у сердца.
  • В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.
  • Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств.
  • Мы браним себя только для того, чтобы нас похвалили.
  • Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.
  • Иные упреки звучат как похвала, зато иные похвалы хуже злословия.
  • Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.
  • Нам почти всегда скучно с теми людьми, с которыми не полагается скучать.
  • У нас всегда достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.
  • Нам следовало бы удивляться только нашей способности чему-нибудь еще удивляться.
  • О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.
  • Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть.
  • То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины – доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть.
  • Бывают в жизни положения, выпутаться их которых можно только с помощью изрядной доли безрассудства.
  • Как раз те люди, которые во что бы то ни стало хотят всегда быть правыми, чаще всего бывают неправы.
  • Опаснее всего те злые люди, которые не совсем лишены доброты.
  • Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания.
  • Нередко нам пришлось бы стыдиться своих самых благородных поступков, если бы окружающим были известны наши побуждения.
  • Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным.
  • Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
  • Только у великих людей бывают великие пороки.
  • Мы так нетерпимы к чужому тщеславию, что оно уязвляет наше собственное.
  • Иной раз нам не так мучительно покориться принуждению окружающих, как самим к чему-то себя принудить.
  • Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется.
  • Чаще всего вызывают неприязнь те люди, которые твердо уверены во всеобщей приязни.
  • Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.
  • На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с определенного расстояния. Иных можно понять, рассматривая их вблизи, другие же становятся понятными только издали.
  • Постоянство не заслуживает ни похвал, ни порицаний, ибо в нем проявляется устойчивость вкусов и чувств, не зависящая от нашей воли.
  • В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить – и ничего не сказать.
  • Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
  • Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.
  • Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.
  • Наши прихоти куда причудливей прихотей судьбы.
  • Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.
  • Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.
  • Жажда заслужить расточаемые нам похвалы укрепляет нашу добродетель; таким образом, похвалы нашему уму, доблести и красоте делают нас умнее, доблестнее и красивее.
  • Чем бы мы ни объясняли наши огорчения, чаще всего в их основе лежит обманутое своекорыстие или уязвленное тщеславие.
  • Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом.
  • Любовь правильнее всего сравнить с горячкой: тяжесть и длительность той и другой нимало не зависят от нашей воли.
  • Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.
  • Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому; таким образом, постоянство оказывается непостоянством, но ограниченным, то есть сосредоточенным на одном предмете.
  • Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать – когда ее нет.
  • В дружбе, как и в любви, чаще доставляет счастье то, чего мы не знаем, нежели то, что нам известно.
  • Люди, которых мы любим, почти всегда более властны над нашей душой, нежели мы сами.
  • Нам почти всегда скучно с теми, кому скучно с нами.
  • Существует такая степень счастья и горя, которая выходит за пределы нашей способности чувствовать.
  • Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье – к несчастному.
  • Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи.
  • Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что у нас их несколько.
  • Когда нам удается надуть других, они редко кажутся нам такими дураками, какими кажемся мы самим себе, когда другим удается надуть нас.
  • Читать еще:  Кто ведет передачу 60 минут на канале. Ольга Скобеева и Евгений Попов муж и жена, как давно, есть ли дети

    Источники:

    http://best-aphorisms.ru/fransua-de-laroshfuko
    http://intelife.ru/frazy/lichnosti/item/241-fransua-de-laroshfuko-luchshie-aforizmy
    http://www.kabanik.ru/page/la-rochefoucauld-famous-quotes

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии