Все мы вышли из шинели гоголя достоевский. Как и какими мы вышли из гоголевской «Шинели»

Все мы вышли из шинели гоголя достоевский. Как и какими мы вышли из гоголевской «Шинели»

Все мы вышли из шинели гоголя достоевский. Как и какими мы вышли из гоголевской «Шинели»

«Все мы вышли из гоголевской «Шинели»

Эта фраза, впервые встречающаяся у французского литературоведа Эжена де Вогюэ (указываю источник для того, чтобы вы не ошиблись: фраза принадлежит не Достоевскому!), отражает значение этой небольшой повести в мировой литературе.

Звучит высокопарно, но именно здесь со всей полнотой поставлена главная проблема, волнующая человека на протяжении многих веков. Это проблема «маленького человека». Конечно, она не одна, есть здесь проблемы и нравственные, и этические, но все же на первом плане, как бы мы сказали сегодня, среднестатистический человек. Проблема «маленького человека»

Тезисы, которые я сформулировала в виде вопросов и ответов, чтобы вам было удобнее поместить их в материалы для сочинений.

      • Кто Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести? Мелкий чиновник в канцелярии, занимающийся переписыванием документов, незаметный, тихий, не привлекающий к себе никакого внимания. Сослуживцы издевались над ним, а герой в ответ только говорил: «Зачем вы меня обижаете?», а за этими словами слышалось: «Я брат твой» (так пишет Гоголь).
      • Что у него есть в жизни? Ничего. Живет в маленькой квартирке, питается скудно, все его интересы сводятся к переписыванию бумаг.
      • Как он сам к этому относится? Акакия это совершенно не тяготит. Он другой жизни и не знал, ничего не имел, и герой счастлив. Гоголь не скрывает духовного убожества интересов и жизни героя.
      • Что поколебало привычный ход жизни маленького чиновника? Износилась шинель в хлам. Акакий перестал пить чай по вечерам, ходил в халате, чтобы не изнашивать другую одежду дома, передвигался на цыпочках, дабы не истерлась подошва на башмаках, и наконец деньги на новую шинель были накоплены. Новая шинель стала смыслом жизни.
      • Как изменилась жизнь героя после приобретения новой шинели? Его заметили, Акакий даже приглашен на вечер к начальству. Но ужас! Когда он возвращался, шинель с плеч сдернули. Акакий было попытался обратиться за помощью к начальнику, но тот его выгнал. Герой простудился, заболел и умер. Читатель понимает, что умер Акакий не от болезни, а от горя.

Вот такая печальная история. Что хотел сказать Гоголь читателям? Какова идея повести?

    • Автор осуждает общественную систему, в которой человек заметен только тогда, когда занимает пост.
    • Гоголь не скрывает убогости героя, но испытывает к нему и презрение, и жалость одновременно. «Маленький человек» — прежде всего ЧЕЛОВЕК, и достоин уважения и сострадания.

Финал повести

Как вы поняли, «Шинель» — повесть непростая. Остается главная ее загадка – финал. В конце Гоголь рассказывает о призраке, сдергивающем шинели, пальто и шубы с людей. Успокоился он только тогда, когда проделал то же самое с начальником, грубо вышвырнувшем Акакия на улицу.

Почему Гоголю надо вводить такую фантастическую историю? Здесь литературоведы расходятся во мнениях. Не думаю, что нужно излагать все точки зрения, скажу о той, которая, на мой взгляд, следует из всего творчества великого писателя.

Ранее я говорила, что для Гоголя главным в человеке была душа, что он всегда смотрел дальше социального и в обществе, и в человеке.

Призрак, срывающий шинели с прохожих, могучий и страшный, — это не нашедшая добра и справедливости в мире и вырвавшаяся из оков душа Акакия.

Эта версия принадлежит великому русскому писателю В.Набокову.

Читать еще:  Жанр первооткрывателем которого является шуберт. Франк шуберт краткая биография для детей самое главное

Внимание, ЕГЭ! Материал по «Шинели» — отличная иллюстрация к текстам с проблемой добра, справедливости, милосердия (отношение к герою людей вокруг и самой системы), с другой стороны – иллюстрация к текстам о духовном убожестве человека, сосредоточившегося на одной материальной цели.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Все мы вышли из гоголевской шинели

Все мы вышли из гоголевской шинели
Авторство ошибочно приписывается Ф. М. Достоевскому, который однажды произнес эту фразу в беседе с французским литератором Э. де Вогом. Последний понял ее как собственные слоба писателя и так ее и привел в своей книге «Русский роман» (1886).
Но в действительности эти слова принадлежат, как доказал советский литературовед С. А. Рейсер (см.: Вопросы литературы. 1968. № 2) французскому критику Эжену Вогюэ, опубликовавшему в «Rftvue des deux Mondes» (1885. № 1) статью о Достоевском. В ней он говорил об истоках творчества этого русского писателя.
В настоящем виде это выражение вошло в оборот после того, как в России вышла книга Эжена Вогюэ «Современные русские писатели. Толстой — Тургенев — Достоевский» (М., 1887).
Употребляется: для характеристики гуманистических традиций классической русской литературы.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое “Все мы вышли из гоголевской шинели” в других словарях:

Вогюэ, Эжен Мельхиор де — У этого термина существуют и другие значения, см. Вогюэ (значения). Эжен Мельхиор маркиз де Вогюэ Eugène Melchior vicomte de Vogüé … Википедия

Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Гоголь, Николай Васильевич — (1809 1852) один из величайших писателей русской литературы, которого влияние определяет ее новейший характер и достигает до настоящей минуты. Он родился 19 марта 1809 года в местечке Сорочинцах (на границе Полтавского и Миргородского уездов) и… … Большая биографическая энциклопедия

Гоголь, Николай Васильевич — Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Фотопортрет Н. В. Гоголя из группового дагерротипа С. Л. Ле … Википедия

Гоголь — Гоголь, Николай Васильевич Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский[1] … Википедия

Н. В. Гоголь — Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский[1] Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***… … Википедия

Н.В. Гоголь — Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский[1] Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***… … Википедия

Николай Васильевич Гоголь — Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский[1] Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***… … Википедия

Читать еще:  Что иностранцам нравится в русских. Что на самом деле иностранцы думают про русские стереотипы

Николай Гоголь — Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский[1] Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***… … Википедия

Мы все вышли из Шинели Гоголя

Помните, как мы на уроках литературы писали сочинения: «Образ маленького человека в русской классике»? Писали, писали… И о чём же мы там — в согласии с учебником и словами учительницы — толковали?

О том, что русские классики очень любили и жалели маленького человека, о том, что пушкинский Станционный смотритель, и гоголевский Акакий Акакиевич, и титулярный советник Мармеладов у Достоевского, и прочие, и прочие — все они, униженные и оскорблённые, все достойны и любви, и жалости наших великих, и что вообще жалость к ним — это необходимое свойство настоящего человека…

И строчили мы это бездумно, порою даже не читая ни Пушкина, ни Гоголя, ни Достоевского, — лишь бы отписаться вовремя, лишь бы заработать за свою писанину не ниже тройки. И у большинства из нас так в голове и осталось: «Маленький человек… гуманизм… чувства добрые… угнетение… жалость…»

А я у вас теперь спрошу: с какой это стати Гоголь, заканчивая свою «Шинель», превратил жалкого, забитого, обобранного Акакия Акакиевича — не в кого-нибудь, а в злого демона? Заметьте: даже не в разбойника с большой дороги (как того же своего несчастного капитана Копейкина) — а прямо-таки в духа тьмы? Помните: «Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным мертвецом. Но ужас… превзошёл все границы, когда… рот мертвеца покривился и, пахнувши страшно могилою, произнёс такие речи: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник!» И ещё: «Привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «Тебе чего хочется?» — и показало такой кулак, какого и у живых не найдёшь». Представляете себе Акакия Акакиевича с этаким кулачищем? Вот вам и маленький человек, вот и относись к такому с позиций человеколюбия и гуманизма…

Почему же Гоголь закончил свою повесть столь неожиданной и столь ужасной метаморфозой? А может быть, он с самого начала — того… Может быть, он и не считал Башмачкина достойным любви и жалости, может быть, он вполне сознательно вёл повествование от жалкого шинеленосителя к петербургскому ночному вурдалаку?

Или вспомним другого «маленького человечка», «униженного и оскорблённого» — пьяненького, трогательного отца Сонечки Мармеладовой… Чем он лучше ожившего мертвеца — Башмачкина? Разве он не упырь? — он, посылающий на панель родную дочь, святую свою Соню, лишь бы не лишиться возможности ежедневно сосать водочку? Если это не вурдалак, то кто же более достоин сего звания?

Что-то не так с нашим пониманием проблемы маленького человека в русской классике. Что-то не сходится.

Вот признайтесь, положа руку на сердце (обращаюсь к людям, любящим русскую литературу): кто вам более симпатичен: Башмачкин, без шинели не чувствующий себя человеком, или, скажем, Раскольников — страшно заблуждающийся, грешный, сбившийся с пути, — но такой живой, такой горячий сердцем, такой рвущийся из низкого мира к чему-то высшему… Герой, герой в высоком смысле этого слова, — человек, рухнувший во грех, но способный подняться и по-настоящему, по-Божиему, возвыситься! Совсем по-святоотечески: «Герой в бою не тот, кто не получает ран, но тот, кто, упав от раны, поднимается и вновь идёт в бой».

Читать еще:  Проанализируйте отношения раскольникова с соней мармеладовой. Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание

А способен ли подняться Башмачкин? Раскольников, помимо своего рокового свидания с процентщицей, постоянно делает что-то доброе: помогает Мармеладову и его семье, помогает своей сестре, а прежде, как известно из рассказов о нём, помогал некой чахоточной девушке… Но кому помогал Башмачкин? Кому он хоть слово доброе сказал? Душа его плотно укутана заветной шинелью — и больше о ней сказать нечего. Это человек с шинелью вместо души.

И да, Акакию Акакиевичу не повезло. Украли шинельку-то. Но сколько мы видели — и видим вокруг — акакиев акакиевичей, которым повезло? Не только не потеряли они шинельку, но прибавили к ней ещё с десяток — и роскошнейших! Поистине сейчас везучих Башмачкиных так много, что порою хочется сказать, что современным миром правит великий Акакий Акакиевич, то есть такой Акакий, которому сверх шинели достались ещё и иномарка, и загородные апартаменты, и высокий пост в крупной компании, и высокое чиновничье кресло — и т.д., и т.п. И при всех этих многочисленных и разнообразных шинелях современный Акакий остался всё тем же гоголевским Башмачкиным — убогим, ничтожным, с усохшею душою и прокисшим сердцем. Отними у него шинельку-то, отними эту электронную, цифровую, полированную, с золотым напылением, иностранную, столичную, высокодоходную, высокочиновную шинельку — и ничего ведь у бедолаги не останется, совсем ничего, и придётся ему поспешно преставиться и пополнить собою число жутких и отвратительных ночных призраков, которые носятся по ночным улицам и пугают честной народ.

…Как сам-то Гоголь относится к своему «униженному и оскорблённому» герою? С любовью? Не знаю. Не знаю. Не чувствую я в духовной ткани повести хотя бы искры любви автора к своему творению. Скорее уж видится мне усиленное стремление полюбить. Гоголь как бы сам требует от себя любви, как бы насильно подталкивает самого себя к Акакию: «Ну же. Ну же. Полюби его! Он вовсе не так плох, как кажется! Полюби его чёрненьким — беленьким-то его всяк полюбит!» Но нет, не получается. Вместо любви выходит только плохо скрытая брезгливость. Зато, когда Гоголь описывает Тараса Бульбу или Андрия — там любовь его льётся широко и светло, там он себя не насилует, и читатель в любви автора к героям нисколько не сомневается.

Или Достоевский: кого он любит — Раскольникова или Мармеладова? Скажем так: Раскольникова любит — сердцем, а Мармеладова — только умом. И есть в «Преступлении и наказании» ещё один герой — чиновник Лужин, отвратительно самодовольный тип, которого Достоевский ненавидит уже открыто, не скрывая своей ненависти… Но кто такой этот Лужин? Лужин — это всего лишь Мармеладов, которому повезло.

Повторюсь: мы живём в мире победившего Акакия Акакиевича. А он, победив, учит всех нас, неразумных: «Нет в мире ничего превыше шинели! Нет никакой души — есть шинель! У кого шинель роскошнее — тот прав, тот мудр, тот властен решать судьбу прочих малошинельных! Человек — это только то, на что надевается шинель, и не более того!»

А вы говорите: жалость… Жалость — добрая вещь, но она добра только тогда, когда направлена на человека. Помните притчу, как человек подобрал под мостом маленького, жалкого, дрожащего чертёнка-заморыша, принёс домой, обогрел, накормил… И чем кончилась эта история — помните?

Источники:

http://samarus-school.ru/vse-my-vyshli-iz-gogolevskojj-shineli.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/491/%D0%92%D1%81%D0%B5
http://www.proza.ru/2019/12/09/1921

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии