Врубель годы жизни и смерти. Михаил Врубель: от иконы до демона, история нового стиля

Врубель годы жизни и смерти. Михаил Врубель: от иконы до демона, история нового стиля

Михаил Врубель: от иконы до демона, история нового стиля

  • Год рождения: 5 марта 1856
  • Дата смерти: 14 апреля 1910
  • Страна: Россия

Врубель – фамилия польская, но к моменту рождения Михаила уже три поколения предков художника жили в России, выбрав военную стезю. Михаил рано остался без матери, семья переезжала с места на место, вслед за отцом, офицером казачьего войска.

Увлечение живописью проявилось рано. Отец всячески поощрял увлечение младшего сына. Водил его на занятия в художественные школы и студии. Когда пришла пора выбирать себе профессию, будущий мастер полностью покорился воле отца, который считал, что будущее сына должно быть связано с “пользой для общества”. Врубель поступает в Петербургский университет на юридический факультет.

Университет был окончен, но юристом будущий художник не был ни одного дня. Он с большим трудом прошел все трудности годовой воинской повинности и вопреки желанию отца поступил в Академию художеств.

С художниками Врубель познакомился еще будучи студентом-правоведом. Всякий свободный час Михаил проводил в Эрмитаже, изучая работы великих мастеров. В художественной “тусовке” Петербурга он давно стал своим, успевая учиться не только в классах академии, но и в мастерских своих друзей.

Педагоги Врубеля отмечали его острое чувство формы, цвета, умение передать самую сложную фактуру. Его главный учитель Чистяков считал Михаила самым талантливым из своих учеников. Именно этот профессор рекомендовал молодого мастера для реставрации фресок в средневековом монастыре под Киевом.

Киевский период жизни Врубеля тесно связан с изучением канонов Византийской живописи. Художник работает с упоением, забывая обо всем на свете. Но скоро увлечение сменяется метаниями. Мастер то бросает работу и уезжает из Киева, то возвращается и принимается за реставрацию. Подобные метания не могли понравиться заказчику. К творческим метаниям добавляются финансовые проблемы.

В свои работы художник вносил свое понимание библейских сюжетов. Церковь отказалась от услуг Врубеля, и только после его смерти признала его правоту и философскую трактовку церковных росписей.

После киевского периода в жизни художника наступает период московский. Работы Врубеля не пользуются популярностью, заказчиков у него нет. Счастливая встреча с известным меценатом Саввой Морозовым позволяет художнику отчасти решить финансовые проблемы.

В этот период мастера занимает демоническая тема. Его серия “демонов” до сих пор считается самыми известными произведениями мастера, хрестоматийными для искусства модерна рубежа XIX и XX веков.

Несмотря на неоспоримую гениальность и новаторство работ, в них уже можно разглядеть признаки того недуга, который прервет творческую деятельность художника.

Покровительство Мамонтова позволяет Врубелю активно работать в своей манере, не считаясь со вкусами публики. Художник оформляет несколько оперных спектаклей, пробует свои силы в архитектуре, керамической пластике. Критика часто отзывалась о работах Врубеля резко и незаслуженно уничижительно.

XX век принес мастеру две большие трагедии: умирает его отец, а долгожданный сын рождается в серьезным дефектом – заячьей губой. К личным трагедиям добавляются жесточайшая творческая депрессия.

В 1902 году художника помещают в психиатрическую клинику. Состояние его постоянно ухудшается и родственники с друзьями готовятся к самому худшему. Однако, усилия профессора Бехтерева возымели успех. Спустя год Врубель уезжает на отдых в Крым. И хотя работать он практически не может, но появляется надежда на выздоровление. Надежда рухнула в один момент: Врубель теряет сына.

Небольшие периоды прояснения, сменялись безумием. Последнее событие, которое мастер сумел воспринять – избрание его академиком в 1905 году.

Последующие пять лет художник лишь существовал, являясь постоянным пациентом различных клиник.

Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля

В 1957 году Москва готовилась встречать Международный фестиваль молодёжи и студентов. Городские власти старательно приводили в порядок центр города, разбирая «малые архитектурные формы». В каком-то сарае на задворках Большого театра был обнаружен огромный рулон холста — почти 8 метров высотой и весом 300 килограммов. На нём было какое-то изображение… Чтобы развернуть холст, потребовалось перекрывать движение по проспекту Маркса (сейчас — Охотный ряд). Сотрудники Третьяковской галереи осмотрели картину, подняли глаза и… увидели то же точно изображение на майоликовом панно, украшающем фасад гостиницы «Метрополь». Перед ними была «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля, на протяжении четырёх десятилетий считавшаяся безнадёжно утраченной…

Докиевский период

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

Сама фамилия Врубель — польская, от слова wróbel — «воробей». Предки Михаила Александровича происходили из Западной Белоруссии (фактически из Польши), а в России делали военную карьеру.

Как и в нынешние времена, военные часто переезжали. Из Омска отца перебросили в Астрахань, в 1860-65 годах семья жила в Харькове, а потом — в Саратове. Мать художника умерла в 1859 году, в дальнейшем его воспитанием занималась мачеха — Елизавета Вессель-Врубель. «Пока не украинец» Николай Ге: История удивительных совпадений

Ещё в Саратове Михаил начал заниматься рисованием, в гимназию же пошёл в Петербурге, где отец учился в Военно-юридической академии. Занятия рисованием продолжались в школе при Обществе поощрения художников. В 1870 году семья направилась в Одессу, где будущий художник учился в Ришельевской гимназии. В 1874 году Врубель поступил на юрфак Петербургского университета, но не смог защитить конкурсную работу и вышел из него со званием «действительного студента».

В школьные и университетские годы интересы Врубеля были разносторонними, но он больше тяготел к театру, музыке и литературе, чем к живописи. Ему, например, посчастливилось познакомиться с Модестом Мусоргским и родственниками Михаила Глинки.

В 1880 году, отбыв воинскую повинность, он поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Павла Чистякова и некоторое время у Ильи Репина. Во время учёбы он подружился с Валентином Серовым. Академию Врубель тоже не окончил, хотя его работа «Обручение Марии с Иосифом» была отмечена второй серебряной медалью Академии. Перелом в судьбе наступил в 1883 году. К Чистякову в поисках исполнителя работ в Кирилловской церкви приехал Адриан Прахов. Чистяков представил ему Врубеля…

Читать еще:  Что развивает рисование у ребенка - зачем нужно? Почему детям полезно рисование? Что дает ребенку рисование.

Кирилловская церковь

Судя по позднейшим воспоминаниям Прахова, он брал Врубеля целенаправленно.

С одной стороны, ему понравились его работы, да и мнение известнейшего педагога, учителя целой плеяды будущих звёзд (Васнецова, Репина, Сурикова, Поленова), Павла Чистякова дорогого стоило. С другой стороны, статус Врубеля был невысок, и его гонорар можно было уместить в пределы не слишком богатой сметы.

Решение оказалось правильным. Более того, в Кирилловской церкви Врубель выполнил основной объём работ. Чего стоит только прорисовка ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков. А ведь он реставрировал старые фрески, рисовал новые и сделал четыре главные иконы для иконостаса. Кроме того, он занимался реставрацией фигуры ангела в куполе Софийского собора. «Наиталантливейший язычник». Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России

Одно из самых значимых произведений Врубеля при росписи Кирилловской церкви — фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов» на сводах хора. В этой вполне зрелой работе соединились и классические византийские принципы, и традиции древнерусского искусства, и новые модерновые мотивы.

Изображение во многом портретное. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы Ершовой (она вышла замуж за одного из художников-участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы — с протоиерея Петра (Лебединцева), преподававшего в Ришельевской гимназии, второй апостол от правой руки — с киевского археолога Виктора Гошкевича, третий апостол — с настоятеля Кирилловского прихода Петра (Орловского), который, собственно, и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество, четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — с Адриана Прахова. Ну и автопортрет — апостол Лука — третий справа от Богородицы.

Эмилия Львовна

В этот период своей жизни Врубель был тесно связан с семейством Праховых, даже жил у них на даче на Дорогожичах. Естественно, он был вхож в тот круг, который Праховы создали вокруг себя.

И Врубеля угораздило влюбиться в хозяйку дома Эмилию Львовну.

Прахова, блестящая пианистка и очень образованный человек, действительно была необычайно интересна, хотя отпугивала многих своеобразной внешностью и ещё более своеобразным характером.

Художник Мурашко вежливо называл её «неудержимой крикухой», а внучка Александра писала без сантиментов: «Эмилия Львовна была дамой с придурью. В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю, ведь она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха». Кстати, имела основания так писать — благодаря маме не вышла замуж Елена Прахова, хотя её руки просил будущий знаменитый художник Михаил Нестеров.

Ко всему прочему Прахова была на 7 лет старше Врубеля. Но… красота, как известно, в глазах смотрящего.

Безусловно, никаких полноценных отношений возникнуть не могло, но влюблённость присутствовала. Прахов отлично это видел, но, понимая, что художнику нужно вдохновение, решил воспользоваться ситуацией по-своему. Он поручил Врубелю написание четырёх больших икон для модерного мраморного иконостаса и отправил его делать эту работу в Италию.

Венеция. Богоматерь

В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука — молодого художника, который проявил себя, исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Не обошлось без приключений: в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук (к слову сказать, не знавший ни слова по-итальянски), благополучно прибывший в Венецию, прождал его там два дня.

Художники сняли на двоих одну студию в центре города. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло.

Жить в Италии пришлось довольно долго, плохо было с русскоязычным обществом. Правда, Врубеля посетил там Дмитрий Менделеев. Их, кстати, и дальше связывали тесные отношения, Дмитрий Иванович помогал Врубелю в опытах с красками и смесями для керамики. День в истории. 23 февраля в Киеве родился Казимир Малевич

Ещё в Киеве, дома и на даче Праховых, Врубель сделал несколько карандашных набросков, изображающих Эмилию и Ольгу (младшую дочь) Праховых.

Картина писалась в уникальной технике — на листе цинка. Итальянцы воспользовались неопытностью художника и сделали основу не из одного куска цинка, а допаяли с правой стороны во всю вышину образа узкую полосу (общий размер иконы — 202 на 87 см.).

Краски стекали с металла, поэтому художник обратился в письме к Прахову за советом. Прахов проконсультировался у профессора химии Киевского университета Сергея Реформатского, который посоветовал протравить поверхность слабым раствором соляной кислоты, чтобы краска хорошо держалась. Однако таким образом были сделаны только три другие большие иконы местного чина («Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл»). «Богоматерь» осталась уникальной, и неудачное техническое решение доставляет много проблем реставраторам по сей день.

Иконографически эта икона относится к типу Панахранта (Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая, Всецарица). Для этого типа характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Такой тип изображения появился в Византии в XI-XII веках. «Русский Полифем». Великий футурист из Харьковской губернии

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).

Икона выполнена с учетом всех канонических требований, но необычайно выразительна и, безусловно, может быть отнесена к искусству модерна. Лицо Богоматери запоминается не только необычными чертами, но и выражением страдания — она-то уже знает, для какой миссии родила ребенка…

Строгий критик Михаил Нестеров оценил эту икону так: «Писал он их в Венеции под впечатлением старинных мастеров и приложил к этому свой удивительный талант, и вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но главное — это чудная, строгая гармония линий и красок».

Кстати, важный момент — у Эмилии Львовны глаза были синие, у Богоматери они тёмно-карие. По мнению специалистов, образ сборный, там присутствуют черты также Елены Праховой. Пребывая в Италии, Врубель постоянно переписывался со своей моделью. Эмилия Прахова пережила его на 17 лет. Перед смертью она уничтожила всю переписку со своим несчастливым кавалером. Историки страдают, но восхищаются — очень уж это было… по-человечески.

Читать еще:  Изостудия для ребенка: критерии выбора. Образовательная программа изостудии "мольберт"

Киев и Одесса. «Демон»

В 1885 году Врубель возвращается в Киев. Сразу по возвращении он направился к Адриану Викторовичу и… стал просить у него руки его жены! Совершенно фантастический случай, впрочем, вполне в духе фантазёра и романтика Врубеля.

Разумеется, ничего из этого плана не получилось. Праховы, конечно, были несколько удивлены, но сочли этот инцидент проявлением специфического темперамента художника (впрочем, нам-то не мешает помнить, что он закончил свои дни в психиатрической больнице…). Он даже не был отлучён от дома, зато, по воспоминаниям художника Константина Коровина, порезал себе грудь — «я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Пробыв в Киеве два месяца, он отправился в Одессу, где его старый товарищ Борис Эдуардс организовывал художественную школу. Позже к нему присоединился Серов.

В Одессе Врубелю не очень понравилось — отношение к искусству там было слишком коммерческим. Зато именно там он написал первую версию своего «Демона» — монохромную (точнее — белилами и сажей). К сожалению, видел этот набросок только Серов — позже, в Киеве, Врубель его уничтожил.

В конце концов, под новый, 1886-й, год художник вернулся в Киев, где надеялся присоединиться к бригаде, занятой росписью Владимирского собора.

И снова Киев

Увы, из этой затеи ничего не вышло. Смелые наброски Врубеля (а он создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» — росписи на сюжет, отсутствующий в Евангелиях и не характерный для православной иконописи, но встречающийся в искусстве итальянского Возрождения) оказались «непроходимыми» через церковно-государственную цензуру. Там трудно было реализовать идеи даже вполне классического Виктора Васнецова. Так что Врубелю в соборе принадлежат только растительные орнаменты, которые, однако, сами по себе являются шедевром, и «Дни творения» в одном из плафонов по эскизам братьев Сведомских.

Впрочем, Врубель общался с кружком «соборян» (так называли себя художники, работавшие во Владимирском соборе), знакомился с новыми людьми. Для заработка он давал частные уроки рисования и преподавал в Киевской художественной школе. День в истории. 28 декабря: родился самый знаменитый украинский бандурист и отец русского авангарда

Меценат Иван Терещенко заказал художнику картину «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Осилил только акварель, которая была подарена даме сердца, отвергнута и порвана им. Потом, правда, её сложили — она хранится в Киевском музее русского искусства.

Чтобы погасить долг, он написал портрет 13-летней Марии Дохнович (Дахнович) — дочери владельца ломбарда, куда периодически обращался художник (он сдавал туда свои картины, а заодно игрался с драгоценными камнями — очень ему нравились переливы цветов).

Ссудная касса Розмитальского и Дохновича располагалась на углу Крещатика и Фундуклеевской (Ленина), или Бибиковского бульвара (Шевченко), а сам Врубель жил около Андреевской церкви (сейчас — Десятинная, 14).

Сидящая в окружении вызывающей восточной роскоши девочка смотрит грустно. Она несоразмерно возрасту украшена (обвивающее шею ожерелье, перстни на пальцах). Не сразу заметно, что девочка держит в руках розу и кинжал — символическое послание, связанное с любовью и насильственной смертью.

Даже при написании портрета Врубель мыслит не как реалист и добавляет в полотно мистические и даже фантастические моменты. Тему «Девочки…» художник развил в «Гадалке» и в какой-то степени в «Демонах».

Картина очень темная из-за нарушения технологии — Врубель был нетерпелив (ему быстро надоедали его идеи) и использовал ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины.

Дохновичу картина не понравилась (она действительно жутковата). Но её в счёт долга приобрёл всё тот же Терещенко.

В 1890 году Михаил Врубель уехал из Киева в Москву, чтобы уже никогда туда не вернуться. Впереди — годы работы, Мамонтовский кружок, женитьба на Надежде Забеле, «Демоны», «Царева-лебедь», «Принцесса Грёза»…

Киев навсегда остался в сердце Врубеля. Ну где ещё может сидеть Демон, кроме как на днепровских склонах?

Михаил Врубель умер в 1910 году в Петербурге.

На доме возле Андреевской церкви, где он жил в последний свой приезд в Киев, установлена мемориальная доска работы замечательного украинского скульптора Ивана Кавалеридзе.

“Реальная” мистика в жизни. Художник Михаил Александрович Врубель

Несмотря на свой великий дар, при жизни Михаил Александрович Врубель так и не был понят. Вся его живопись была наполнена тайной. Редкий дар граничил с безумием. И за свой талант художник заплатил немалую цену.

Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Но, так или иначе, именно Михаил Врубель создал реальные демонические образы обитателей потустороннего мира.

Автопортрет с раковиной. 1905 г.

Всё странно в творчестве Врубеля. Свой крестный путь профессионального художника он начинал с иконописных росписей Кирилловского храма в Киеве. Он, животворивший демонов, писал с такой же одержимостью иконы, творил в красках Христа и Богоматерь, и многочисленных святых. Эти судорожные метания от Христа к демонам мрака будут сопровождать Михаила Врубеля всю жизнь.

Сошествие Святого Духа на Апостолов. 1885 г.

Примечательно, что в качестве натуры для апостолов с фрески «Сошествие Святого Духа» Врубель срисовал лица больных из психиатрической больницы. В истощённых силуэтах, в смятенных взглядах умалишённых он улавливал некое запретное знание, недоступное «нормальному» и, следовательно, ограниченному разуму. Врубель считал, что сумасшедшие знают нечто такое, чего не ведают здоровые, что они, отрезанные безумием от всего обыденного, способны пережить истинное духовное просветление.

Строительный комитет, который заказал Врубелю роспись на тему «Воскресения Христова» стены северного придела алтаря Владимирского собора в Киеве, работу художника не принял. Не была принята и роспись плафона на тему «Пятого дня сотворения мира — отделения воды от тверди». Не хорош, по мнению заказчиков, оказался и набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора».

И когда творческие неудачи наложились на личные проблемы, когда алкоголь сделался спасением и бедствием, демоническое стало тонкой змеистой струйкой втекать в душу художника, искушать, беспокоить, требовать своего воплощения.

Читать еще:  Герои романа хождение по мукам а толстого. Литературно-исторические заметки юного техника

А затем была опера А. Г. Рубинштейна «Демон». Для Михаила Врубеля, потрясённого дивными голосами певцов и самой постановкой, это стало рубежом, через который он с лёгкостью перешагнул.

Как изобразить ДЕМОНА? Вот отзыв об одном из первых демонов Врубеля: «Демон мне показался злою, чувственною отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый»

Эскиз же самого первого Демона Врубель уничтожил, недовольный сделанным. Отчаявшись написать Демона маслом, он попытался изобразить его в скульптуре, вылепить демоническую плоть руками. Но одна скульптура развалилась, вторая показалась художнику утрированной.

И лишь в мае 1890 года Врубель вдруг ощутил в себе силу творить ДЕМОНА. Он жаждал воплотить светлую божественность Демона, ангела богорожденного, но замаранного выхолощенным христианским мифом, жаждал показать миру Демона как добро, освободившееся от безгрешности.

Мир Врубеля. Демон сидящий. 1890

Врубель работал точно одержимый. И написанная плоть оживала, наполнялась реальной силой. Демон на глазах всё рос и рос, придвигался к краю картины, заполнял собой весь холст, не умещался на холсте, и Врубель собственноручно подшивал новые куски. Но Демон перерос и увеличенный холст — верхняя часть его головы кажется срезанной.

«Демон сидящий» — это пришелец, сидящий на краю иной Вселенной, где цветут прекрасные и безжизненные кристаллические цветы. Темное лицо, лиловый рот, чёрная масса волос, красные отблески в глазах и за ухом — признаки демонической натуры.

Никто и никогда до Врубеля не сумел так поразительно сочетать холодные и тёплые плоскости красок, как это было сделано в «Демоне сидящем». Мазки, точно стёклышки калейдоскопа, сверкают на полотне, сливаясь в объёмные фигуры. Своей кистью Врубель открыл двери мёртвого мира.

Иллюстрации к поэме Лермонтова “Демон”. Голова Демона на фоне гор Кавказа

И не случайным, а вполне закономерным и даже, наверное, неизбежным стал полученный Врубелем заказ на иллюстрирование готовящегося к изданию собрания сочинений М.Ю.Лермонтова.

Демон, живший до сего момента лишь в поэтических строчках, обрёл, наконец, свою красочную плоть. Демон Врубеля абсолютно соответствовал Демону Лермонтова в последнем варианте поэмы.

Это уже был не тоскующий юноша с огненным взором. Это был мятежный злобный, алчущий дух, чья плоть — от плоти скал. Это был Демон приземлённый, чувственный и страшный в своём беспощадном стремлении разрушать и покорять.

Демон объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет. В 1901 году у Врубеля, женатого к тому времени на актрисе театра Надежде Забеле, родился сын Савва. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Он родился с уродливой заячьей губой. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Художник сделался задумчивым, рассеянным, несговорчивым, у него стали случаться приступы дикой агрессии. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. И только один-единственный образ неистово взывал к действию.

Когда-то Врубель экспериментировал с фотографией кавказских гор, он часто переворачивал карточку и всматривался в перевёрнутый мир, как будто искал грани иной реальности. Эта летящая вниз реальность чётко обрисовалась на картине «Демона поверженного».

Врубель с маниакальным упорством пытался ухватить зыбкий образ адской красоты. Накладывал мазок за мазком и, не дожидаясь, когда краска подсохнет, залеплял неудавшиеся части картины кусками газет, а после рисовал прямо по газетам — поверхность получалась неровной, будто изрытой, именно такой, какой и должна быть реальность Демона.

Демон поверженный. 1902

Разум художника неумолимо погружался во мрак. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников.

«Демона поверженного» отправили на выставку. Врубель поехал следом. И даже когда картина уже висела на стене, художник прямо на глазах у публики вносил всё новые и новые исправления. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику.

Летящий Демон. 1899

Это были страшные месяцы хаоса. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, он собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился Скобелевым или Фрином. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело.

Из клиники Врубель вышел ненадолго. Через несколько месяцев умирает от крупозной пневмонии его двухлетний сын Саввушка. Огромное горе затопило отца целиком. Опалённый разум не выдерживал отвратительной беспощадной реальности, и Врубель сам попросил жену поместить его снова в психиатрическую клинику.

Там одна мучительная галлюцинация сменялась другой: художнику виделись враги, жаждущие его смерти, его оглушал хор призрачных голосов, обвиняющих в преступлениях. Врубель впадал в отчаяние и кричал, что его уже НИЧЕГО не ожидает, или корчился в приступах буйства. Когда наступало затишье и просветление, Врубель рисовал с натуры.

В августе 1904 года Врубель вышел из клиники. В том же году создана ещё одна знаменитая работа Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим» (Азраил). Зеленоватое лицо, на котором вместо глаз сверкают голубые ледяные кристаллы, мертвенно-чеканные оледенелые черты, лишённые страстей. И занесённый блистающий меч. Если это и ангел, то ангел смерти.

«Шестикрылый серафим» (Азраил)

Художник, писавший демонов, должен был испить свою горькую чашу до дна. Он начал постепенно слепнуть. Полуслепым пытался рисовать, потом лепить. А затем наступил непроницаемый мрак. Последние годы жизни Михаил Врубель провёл в абсолютной тьме. В клинике он бредил о «сапфировых» глазах, которые ему должен кто-то даровать.

Последними словами Михаила стали: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию». Врубеля не стало 1 апреля 1910 года. Он перешагнул тонкую линию, отделявшую бытие от небытия, и кто его встретил за той последней чертой — ангелы или демоны — мы не узнаем.

Источники:

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1766-mihail-vrubel-ot-ikony-do-demona-istoriya-novogo-stilya.html
http://ukraina.ru/history/20190317/1022994362.html
http://pikabu.ru/story/realnaya_mistika_v_zhizni_khudozhnik_mikhail_aleksandrovich_vrubel_5005831

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии