Восточные сказки: танец живота – история и современность. Не щадя живота своего – все о танце живота
Восточные сказки: танец живота – история и современность. Не щадя живота своего – все о танце живота
Мне уже не раз приходилось слышать весьма забавные вопросы, касающиеся танцы живота. Например, существует стереотип, начавшийся еще со времен первого показа сериала “Клон” – о том, что арабские жены непременно танцуют для мужа по ночам танец живота, или что под абайей (чадрой, паранджой) все одеты вот так:
А на крайний случай – вот так:
Спешу разочаровать вас, дамы и господа. Сие есть не что иное, как величайшее заблуждение.
Для начала стоит отметить, что арабы Персидского Залива в большинстве своем не очень-то жалуют этот самый танец живота. Если быть более точным, то не жалуют они танцовщиц. Их, кстати, никогда не бывает из числа заливских женщин. Все танцовщицы приезжают в ОАЭ из Египта, Марокко, Ливана и даже. из России. Репутация у них, что называется – не позавидуешь. Ни один мужчина в Заливе, узнав, что девушка или женщина танцует танец живота (читай: работает танцовщицей), с самого начала не станет воспринимать ее всерьез как потенциальную партнершу для брака, поскольку то, чем она занимается – танцует полуобнаженная на глазах у публики – воспринимается как позорище, такая женщина заранее обречена на клеймо “продажной”, даже если она чиста и непорочна, как весенний цветок. Если уж судить по максимуму – то правоверный мусульманин не станет даже смотреть на такой танец в исполнении чужой женщины.
Вспомнился случай: в одном из арабских ресторанов отеля “Атлантис” (того самого, что на Пальмовых островах) по вечерам, часов в 8, приходит танцовщица и исполняет белли-дэнс. Муж, услышав, что я зову его поужинать как раз в том самом ресторане, причем вовсе не из-за танцовщицы, а из-за вкусной еды и приятной атмосферы, наотрез отказался идти, сказав лишь: “Нет! Не хочу я смотреть на эту харами (грешную) женщину”.
Ну ладно, нет так нет. В другой раз я-таки сходила туда, правда, уже с подругой. Неподалеку сидели саудийцы, изо всех сил хлопавшие в ладоши в такт танцовщице.
Некоторые особо раззадорившиеся заливцы, бывает, бросают сотни долларов танцовщице просто так – за танец. Зрелище мягко говоря не ахти, учитывая то, какого они о ней мнения.
Что касается танцев, исполняемых женой для своего мужа, то в Заливе такого нет. Принято считать, что все арабки чуть ли не с рождения умеют танцевать, но это отнюдь не так. Среди заливских арабок нет моды на танец живота, хотя кое-какие движения арабки и могут показать, но до мастер-класса в подавляющем большинстве случаев им далеко.
Под абайей (чадрой, паранджой) расшитый пайетками и золотом лиф с юбкой никогда не носят, такое вы можете увидеть только в сказках 1001 ночи, либо в не менее сказочных фильмах о Востоке, где царит атмосфера патриархального незаблемого гарема во главе с султаном, окруженным сотней полуобнаженных чернооких гурий в разноцветных нарядах. В реальности такого нет, и миф так и остается мифом. Удивляет только то, что некоторые до сих пор верят, что такое еще возможно и имеет место быть на Востоке и даже в странах Залива. Как я говорила, заливские женщины носят под абайей либо джалабийю, либо в большинстве случаев – одежду от европейских дизайнеров.
Арабский танец живота – всего лишь древний танец, популярный в наше время все больше среди западной молодежи, чем среди арабского контингента; меж тем арабские женщины (да и мужчины) из стран Залива расценивают данный танец как откровенную эротику и стриптиз, а посему может и наблюдают за этим со стороны, но сами держатся от данного вида развлечений обособленно.
Камаль Баллан о преподавании танца живота
Танец живота – это жанр, соединивший душу с телом, открывший путь к радостям жизни. Он познакомит Вас впервые со своим телом и с новыми ощущениями от прикосновения воздуха вокруг…
В последнее время открылось много школ, претендующих на умение обучать танцу живота. Однако многие ученики испытали большое разочарование по поводу этих школ. Умения танцевать самому недостаточно, чтобы поставить себя на место педагога. Хореография, психология и многие-многие другие науки необходимы для общения с людьми в качестве преподавателя. Но не только. Ведь учить танцу живота и танцу вообще – это не просто учить соблазнительным движениям! Это, в первую очередь, обучение развитию координации – неумение соединить руки с ногами в движении нельзя называть танцем. Навык координированных движений вырабатывается специальными упражнениями, которые желательно повторять ежедневно. Грамотный учитель предложит Вам подходящие для этого движения, которые к тому же помогут развить пластику тела. А вот монотонное повторение «до семи потов» одних и тех же элементов за инструктором – серьезный повод задуматься. Единственное, что Вы гарантированно приобретете от такого занятия – «шварцнеггеровские» мускулы.
Второе, без чего невозможно полноценное обучение танцу – обучение правильному слушанию музыки. Музыка, особенно арабская, не предполагает произвольного танцевания – напротив. Повороты, тряски, восьмерки, даже супер-технично исполненные «звездной» танцовщицей, обязаны быть исполнены в музыку. То есть только тогда, когда это ей оправдано. К сожалению, даже самый именитый танцор и педагог может грешить полным непониманием музыкального материала.
Обучение танцу живота по видео тоже не самый лучший вариант. Это даже может быть вредно, если слепо копировать танцовщицу на экране. Дело даже не в том, что ряд обучающих записей содержит технические ошибки в исполнении элементов танца живота. У танцовщицы на видео другая натура и фигура, другая душа, другая индивидуальность. У Вас индивидуальность своя. Любите ее! Любите танец живота, который призван раскрыть уникальность каждой женщины! И приходите на уроки. Вам нужно живое общение с преподавателем, чтобы он смог решать конкретно Ваши задачи. Будет очень разумно начать обучаться танцам индивидуально, взяв хотя бы несколько уроков (не меньше пяти). Прежде всего, там Вам помогут выработать красивые (то есть подходящие лично Вам) позиции тела, рук, ног в танце, выправят осанку. Да, индивидуальные уроки обойдутся чуть дороже, чем групповые, но это колоссально ускорит Ваше понимание и знание и, кроме того, избавит Вас как начинающего танцора от психологического дискомфорта при вливании в танцевальную группу, где так или иначе каждый сравнивает себя с окружающими.
Подведем краткий итог. Выбирая школу танца живота для занятий, подойдите к этому вопросу серьезно. Вы делаете это для себя, вкладываете свое время, деньги и силы, и задача грамотного учителя – обеспечить полноценную отдачу. Учитель танца живота как профессионал должен знать музыку, хореографию, психологию и, желательно, арабский язык и арабскую культуру. Ведь подлинный танец живота, это древнейшее и благородное искусство, ничего не имеет общего с вульгарным танцем в ресторане «а-ля Восток». Только профессионал и истинный поклонник этого жанра привьет Вам любовь к нему. Только с грамотным преподавателем ваши первые шаги в танце однажды превратятся в уверенную походку по пути к окрыляющей радости от свободного владения своим телом.
Возвращайтесь к себе, любите себя, не разрешайте Вас обманывать, не жалейте времени на то, чтобы сделать нашу скоротечную жизнь прекраснее и счастливее. Все зависит от Вас. Я Вас жду.
Араб, композитор и хореограф Камаль Баллан
Все мы, вне зависимости от возраста, хотим нравиться противоположному полу. Восточные танцы – это своеобразное искусство легкого соблазнения. Глядя на то, как исполняется танец живота, невольно вспоминаешь восточные гаремы, где женская красота ценилась очень высоко. Изящные тела красавиц, красивые манящие движения бедрами, длинные черные ресницы, загадочный взгляд – завораживающие танцы восточных красавиц способны очаровать любого!
Но для того, чтобы произвести впечатление не обязательно быть суперкрасавицей, достаточно себя ею чувствовать. Ведь у всех разные вкусы на женскую красоту, но умение владеть своим телом, быть пластичной дает фору их обладательницам.
Женщина, исполняющая восточный танец живота, становится настоящей волшебницей. Она пленит своей магией окружающих, окуная их в волшебную сказку. Танец живота – это гипноз с помощью тела. Остаться равнодушным невозможно!
УРОКИ ТАНЦЕВ ЖИВОТА – ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Занятия восточными танцами укрепят мышцы брюшного таза, что весьма полезно для тех, кто собирается рожать или уже родил.
Улучшается также и общее самочувствие, посещающих занятия танцами живота, т. к. тренируются все группы мышц, особенно мышцы способствующие лучшему пищеварению. Весь организм держится в тонусе.
Для тех, кто хотел бы подробнее узнать о пользе танца живота, мы написали отдельную статью “Танец живота и его польза для здоровья женщины” .
ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ – ОБУЧЕНИЕ
Научиться восточному танцу можно в любом возрасте.
В нашей школе танцев Вы найдете уроки танцев живота для начинающих, где мы обучим Вас самым базовым движениям, поможем создать некую «азбуку», с помощью которой Вы сможете в дальнейшем с легкостью танцевать. Ведь танец – это импровизация, правда, хорошо подготовленная. Наша школа восточных танцев поможет Вам создать свою импровизацию! Вы откроете для себя свой собственный стиль, подчеркнете свои сильные стороны, создадите для себя свою сказку.
Посещая уроки восточных танцев для начинающих , Вы приобретете хорошее настроение, более совершенную фигуру и улучшение здоровья.
Для тех, кто уже занимался и имеет базовую подготовку, наша студия восточного танца предложит группы разного уровня подготовки, из которых Вы сможете выбрать подходящую по уровню именно Вам.
Танец живота в Москве – это способ снять напряжение делового дня, отдохнуть душой и поработать телом. Если Вы ищите восточные танцы в Москве – приходите к нам, мы подарим Вам волшебство восточной сказки!
Чтобы записаться на занятия восточными танцами (танцами живота) заполните форму записи или оставьте заявку по телефону: 8-926-497-03-21.
Танцы живота: история и современность
Тот, кому довелось лицезреть восточные танцы живота, причем вплотную, а не на экране, не в зале, не со сцены, оцепенеет от ощущения таинственной сказки, в которую ему довелось попасть. Это «Тысяча и одна ночь» перед его глазами! Он лишается дара речи, ничего другого не видит и не слышит. Его сознание переполняется ритмичной восточной мелодией. Внимание зрителя пленяют извивающиеся прекрасные движения танцоров, поражающие своей музыкальной пластичностью.
Блистающие пленительные наряды словно сотканы из воздуха. А томные и загадочные взоры исполнителей иногда вспыхивают задором, жгут огнем, сводят с ума. Ни мужчина, ни женщина не способны сохранить даже видимость равнодушия. Что же это такое, восточные танцы живота? Это сказка или реальность? Ведь зритель, даже может быть не желая того, все-таки принимает в них участие, хотя бы мысленно. Ему мерещится, что и он танцует вместе с исполнителями.
Это легко заметить, стоит только взглянуть на зрителя со стороны. Его тело и голова покачиваются, лицо приобретает «музыкальную мимику», брови и губы пытаются что-то выразить, глаза сверкают от удовольствия и восхищения, руки не могут удержаться и постукивают по подлокотникам… Именно такое магическое воздействие оказывают на зрителя восточные танцы живота, как только он погружается в их пленяющий душу мир.
Стоит иностранцу приехать на Восток, как он обязательно спешит посетить belly-dance-шоу. Это и есть знаменитое представление, где можно увидеть восточные танцы и среди них коронные номера — танцы живота. Только здесь наиболее талантливые танцовщицы и танцоры могут передать всю специфику этого великого искусства, покрасоваться пластичностью и красотой движений, грацией и женственностью. У местных жителей это в крови, будто впиталось с материнским молоком.
История возникновения этого искусства
Как и любой другой танец, этот так же имеет свою богатую историю. Искусствоведы утверждают, что первые упоминания о нем относятся примерно к первому тысячелетию до нашей эры. Танец зародился одновременно в Индии, Персии, Греции и Египте. Его исполняли в виде ритуального танца, желая задобрить богиню плодородия — богиню-Мать. И в Древнем Египте, и в Древней Греции ученые находили фрески, изображения в рукописях, описания этих восточных танцев. Их характерной чертой можно считать особый темперамент и невероятные движения живота, плеч, бедер и ног. Исполнение их возлагалось на главных жрецов или жриц храмов.
Первые танцы живота исполняли мужчины-воины. И только спустя века их начали танцевать женщины. Именно в их пластичном и эротичном исполнении танцы живота приобрели такую немыслимую привлекательность. Кроме особенностей и прелести женского тела, их популярность закрепилась благодаря великолепным нарядам и музыкальной ритмике. Танец «разгулялся» по всему миру: от Китая, Кореи и Вьетнама до Турции и даже Южной Америки. Каждый народ, впитавший в себя этот танец, вносил в него что-то новое, свое. Однако основа движений сохранилась:
- передергивание бедрами;
- вибрация живота;
- тряска живота;
- характерные движения плеч;
- неповторимые движения ног.
Распространение танца живота по миру и его видоизменения
Стоит проследить за примерами распространения элементов танца. Танцоры-цыгане, вышедшие когда-то из Индии, путешествовали по землям Востока и странам Европы. Так же они проходили и через Андалузию. Именно на этой земле зародился искрометный танец фламенко. В нем есть элементы индийских, арабских, испанских и конечно же цыганских танцев. В Европе танец живота начал распространяться с конца 19 века, благодаря искусству танцовщицы Мате Хари. В Америку этот танец попал благодаря Солу Блуму. Нужно отметить, что тогда он имел стриптизный вариант.
Все в мире меняется, и танцы тоже. Из гаремных, ритуальных или военных эти танцы превратились в празднично-развлекательные, для мужа или для небольшого числа зрителей. Изменилось и убранство. Поначалу наряд прикрывал тело. На бедро подвязывали платок, шарф или украшенный пояс. Этим подчеркивалась фигура и выражалась специфика танца. С течением времени наряды преобразились, сделались более открытыми и откровенными.
Лиф стал значительно более нарядным, а костюмы выразительными — с низкой (ниже пупа) посадкой. Это подчеркивает талию и бедра, дает возможность видеть все движения тела. Нужно отметить, что стоимость такого костюма довольно высокая (достигает 1000 долларов). Заказчик платит за ручную работу, выполненную по собственному эскизу. Пришиваются:
- стразы;
- перья;
- бисер;
- монетки;
- стеклярус и другие атрибутики личного дизайна.
Танцовщица рассказывает движениями о своем внутреннем мире, о красоте жизни, о прелести своего тела. Она может выступить совершенно по-разному. Представление может быть:
- Эротическим;
- Танцем души;
- Танцем, воспевающим женщину-мать;
- Танцем, рассказывающим о женщине-жене;
- Танцем, представляющим женщину-продолжательница рода;
- Рассказом о своей любви.
Такие представления всегда дорого стояли. А в некоторых странах Востока исполнительница танца живота еще и обязана развлечь нанимателя или умной беседой и мудрыми советами, или декларацией стихов, песнями и аккомпанированием. Ну чем не Шехерезада!
Польза от восточных танцев для женского здоровья
Вот и тянутся прекрасные представительницы разных народов к этому искусству. Поначалу нужно многому научиться тем, кого заинтересовали танцы живота для начинающих. В большом количестве открываются специальные школы. Так же проводятся конкурсы исполнительниц. Сперва в каждой стране отдельно, а после назначаются всемирные конкурсы. Эти действа делают женщину:
- раскрепощенной;
- отдыхающей;
- уверенной в собственной неотразимости;
- здоровой.
Уроки танца живота для начинающих содействуют подтягиванию всех мышц тела, заряжают организм мощной энергией. Особенно они полезны для подтягивания мышц живота, таза и поясницы. Постепенно женщина становится и крепче, и в то же время пластичней. А это очень важно для продолжения рода. На любом восточном празднике можно увидеть таких танцоров. Ни одно значимое событие, такое как свадьба, день рождения, юбилей, радость встречи или концерт не обходится без исполнителей восточного танца живота.
ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО ТАНЦА
(ТАНЦА ЖИВОТА, BELLYDANCE)
Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.
Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.
ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.
Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.
Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.
Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.
Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.
Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.
Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах – “Danse Du Ventre” («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.
Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.
Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.
На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».
Источники:
http://dvoris.ru/pricheski/vostochnye-skazki-tanec-zhivota—istoriya-i-sovremennost-ne-shchadya/
http://kubanaboom.com/tantsyi-zhivota-istoriya-i-sovremennost.html
http://www.renardance.ru/bellydance_history_1.php