Внеклассное чтение Сказка Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы? Лингвостилистические особенности сказок киплинга Мотылёк, который топнул ногой.

Внеклассное чтение Сказка Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы? Лингвостилистические особенности сказок киплинга Мотылёк, который топнул ногой.

Внеклассное чтение Сказка Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы?»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10” Vвида

Сказка Редьярда Киплинга

«Откуда взялись броненосцы?»

Подготовила и провела:

Новокузнецкий городской округ

Цель занятия: познакомить воспитанников с творчеством Р. Киплинга; расширить читательский кругозор ; развить выразительное чтение, улучшить технику чтения, чувство юмора; привить интерес и любовь к книге; воспитать бережное отношение к книгам.

Материал для воспитателя

Редьярд Киплинг – поэт и прозаик большого дарования. Неистощимое богатство изобразительных средств, точный и смелый язык, яркое воображе­ние, острая наблюдательность, обширные и разносторонние знания – все эти замечательные свойства, соединенные вместе, делают Киплинга писателем, принадлежащим всему человечеству.

Шутливо-иронические «сказки» Киплинга привлекают юных читателей своеобразной выдумкой, яркостью красок и живым разговорным языком. Словно отвечая на бесчисленные детские вопросы «почему» и «отчего», автор рассказывает с лукавым юмором, откуда взялся у слона хобот, отчего леопард стал пятнистым, как появился у верблюда горб, почему у носорога шершавая шкура в складках, почему у кита узкая глотка, как было составлено первое письмо и как придумали первую азбуку, как появились домашние животные. Отвечая на все эти вопросы, Киплинг дает волю творческой фантазии и вмес­те с тем заставляет детей задуматься над многими вешами.

Сказки Киплинга насыщены забавными шутками и прибаутками. Его сказки неожиданно прерываются обращениями к маленьким слушателям. Основной текст дополняют веселые стихи и выразительные авторские иллюс­трации с остроумными пояснениями. Все это части единого замысла.

«Откуда взялись броненосцы» Расшифруйте название сказки

1620122151 393313101930 218161561516192429

Ответ: «Откуда взялись броненосцы».

Вопросы по содержанию

– Понравилась ли вам сказка?

– Какое впечатление она на вас произвела?

– Что особенно запомнилось?

– Где происходят события, описываемые в сказке? (На Амазонке.)

– Назовите главных героев сказки?

– Расскажите, как жили еж и черепаха?

– Как проводил время ягуар?

– Кто объяснил ягуару, как нужно ловить черепах и ежей?

– Какое наставление дала мать сыну?

– Расскажите, как произошла первая встреча ягуара с черепахой и ежом?

– Почему ягуару не удалось никого поймать?

– Расскажите, как животные запутали ягуара?

– Делал ли ягуар попытки снова поймать ежика и черепаху?

– Как ежу с черепахой удалось обмануть ягуара?

– Чему научился еж?

-Чему научилась черепаха?

– Какой вопрос задает нам сказка?

– В каких животных превратились черепаха и еж?

– Киплинг написал занимательную, интересную сказку, но приз­нать научным фактом ее нельзя. Почему?

– Где мы сможет получить достоверную информацию и научные ответы на вопросы: кто такие броненосцы? Что известно о жизни ежа и черепах? (Энциклопедии, справочные издания.)

Найдите в таблице героев сказки

По горизонтали: ежик, черепаха, броненосец. По вертикали: ягуар.

Воспитатель читает детям утверждения, если дети согласны с утвержде­нием, ставят 1 (единицу), если не согласны – 0 (ноль).

1. События в сказке происходят на реке Амазонка.

2. Черепаха ела лягушек. (Зеленый салат.)

3. Еж питался улитками.

4. Ежа называли Злючка-Колючка.

5. Черепаху называли Спешная. (Неспешная.)

6. Ягуара называли Расписной.

7. Еж не боится воды. (Боится.)

8. Мать учила ягуара ловить черепах и ежей.

9. Черепаха уколола ягуара. (Еж.)

10.Еж учился сворачиваться клубком. (Черепаха.)

11.Еж с черепахой превратились в броненосцев.
Ответы: 101 101 010 01.

в) Спешный клубок

в) Сворачиваться клубком

1. К кому обращается автор в сказке?
а) К девочке б) К родителям

2. На какой реке происходили события?
а) На Волге б) На Амазонке

3. Какая вода была в реке?

а) Мутная б) Чистая

4. Кто охотился за черепахой и ежом?
а) Леопард б) Ягуар

5. Как называли ежа?

а) Злючка-колючка б) Колючий бок

6. Как называли черепаху?

а) Торопышка б) Медлянка

7. Как называли Ягуара?

а) Расписной б) Заводной

8. Чему научилась черепаха?

а) Плавать б) Бегать

9. Чему научился еж?

а) Плавать б) Бегать в) Прыгать

10. Что появилось у черепахи и ежа после купания?

а) Чешуя б) Колючки в) Панцирь

11. В каких животных превратились еж и черепаха?

а) В ягуаров б) В черепах в) В броненосцев

Ответ: 1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — 6; 5 — а; 6 — в; 7 — а; 8 — в; 9 — а; 10 — а И – в.

Расшифруйте персонажей сказки

I. Зачеркните все повторяющиеся буквы и прочитайте слово.

Ответ: ягуар.

Ответ: ежик.

2. Соотнесите цифры из правого столбика с буквами левого столбика и прочитайте слово.

3. Читайте только русские буквы.

Игра: «Отгадайте, кто сказал?»

1. «Если, сынок, ты найдешь Ежа, скорее швырни его в воду. Еж
сам собою развернется в воде. А если найдешь Черепаху, выцара­пай ее лапой из панциря.»

2. «В воду я кинул другого зверька. Он сказал, что его зовут Черепаха, но я не поверил ему. Оказывается, то и вправду была Черепаха. Она нырнула в воду, в мутную реку Амазонку, и больше я еене видел. И вот я остался голодный и думаю, что нам нужно пере­селиться отсюда в другие места. Здесь в мутной воде Амазонки, все звери такие умные. Мне бедному с ними не справиться.»

3.«Ведь если, как ты говоришь, я говорила, что она говорила, то, что я говорила, то и выходит, что я говорила то, что она говорила. А если ты думаешь, что она говорила, будто ты должен развернуть меня лапой, а не бросать вместе с моим панцирем в воду, я здесь на при чем, не правда ли?»

4.«Ты сворачиваешься так хорошо – ну совсем как мои братья и сестры. Две дырочки, ты говоришь? Ладно, только не нужно так громко пыхтеть, а то услышит Расписной Ягуар. Смелее! Когда ты закончишь, я попробую нырнуть и подольше продержаться под во­ дою. Ты говоришь, это очень легко. То-то будет удивлен Распис­ной Ягуар! Но как сдвинулись щитки у тебя на панцире! Прежде они были рядом, а теперь один на другом.»

Ответы: 1. Мама ягуара. 2. Ягуар. 3. Черепаха. 4. Еж.

Восстановите деформированный текст. Вставьте пропущенные слова

«Милый. я опять расскажу тебе. о Далеких и Старинных Време­нах. Жил тогда Злючка-. Еж. Жил он на. реке. ел улиток и разные разности. И была у него . Черепаха. которая тоже жила на мутной реке Амазонке, ела разные разности и. салат. Все шло. не правда ли, милый мальчик?»

Слова для справок: мальчик, сказку, Колючка, мутной, Амазонке, подруга, Неспешная, зеленый, хорошо.

Ответ: «Милый мальчик, я опять расскажу тебе сказку о Далеких и Ста­ринных Временах. Жил тогда Злючка-Колючка Еж. Жил он на мутной реке Амазонке, ел улиток и разные разности. И была у него подруга, Черепаха Нес­пешная, которая тоже жила на мутной реке Амазонке, ела разные разности и зеленый салат. Все шло хорошо, не правда ли, милый мальчик?»

Откуда взялись броненосцы

Милый мальчик, я опять расскажу тебе сказку о Далёких и Старинных Временах. Жил тогда Злючка-Колючка Ёж. Жил он на мутной реке Амазонке, ел улиток и разные разности. И была у него подруга, Черепаха Неспешная, которая тоже жила на мутной реке Амазонке, ела разные разности и зелёный салат. Всё шло хорошо, не правда ли, милый мальчик?

Читать еще:  Кто является антиподом раскольникова. Урок-исследование "Двойники и антиподы Родиона Раскольникова в романе Ф.М

Но в ту же самую пору, в Далёкое и Старинное Время, жил на мутной реке Амазонке Расписной Ягуар. Он ел всё, что ему удастся поймать. Не удастся поймать обезьяну — съест лягушку или таракашку. А уж если нет ни лягушек, ни таракашек — он идёт к своей мамаше Ягуарихе, чтобы та объяснила ему, как нужно ловить черепах и ежей.

Изящно помахивая грациозным хвостом, мамаша часто наставляла его:

— Если, сынок, ты найдешь Ежа, скорее швырни его в воду. Ёж сам собою развернётся в воде. А если найдешь Черепаху, выцарапай её лапой из панциря.

И всё шло хорошо, мой милый мальчик.

Была прекрасная ночь на мутной реке Амазонке. Расписной Ягуар увидел, что под стволом свалившегося дерева сидят рядышком Злючка-Колючка Ёж и Черепаха Неспешная. Спастись бегством они не могли, и вот Злючка-Колючка Ёж свернулся шаром, потому что иначе он не был бы Ёж, а Черепаха Неспешная втянула ноги и голову под свой панцирь, потому что она была Черепаха.

Всё шло как следует, милый мой мальчик, не правда ли?

— Слушайте меня внимательно! — сказал Расписной Ягуар. — То, что я хочу вам сказать, имеет для вас большое значение. Моя маменька учила меня, что, если я увижу Ежа, я должен швырнуть его в воду, и тогда он сам собою развернётся, а если я увижу Черепаху, я должен выцарапать её лапой из панциря. Но кто же из вас Черепаха, а кто из вас Ёж, — клянусь моими пятнами, не знаю!

— Хорошо ли ты помнишь, что говорила тебе твоя маменька? — спросил Злючка-Колючка Ёж. — Уж не напутал ли ты? Может быть, маменька говорила тебе, что, когда ты развернёшь Черепаху, ты должен выцарапать её из воды, а когда ты поймаешь Ежа, ты должен бросить его прямо на панцирь?

— Хорошо ли ты помнишь, что говорила тебе твоя маменька? — спросила Черепаха Неспешная. — Уж не напутал ли ты? Может быть, она говорила тебе, что, когда ты смочишь водою Ежа, ты должен расцарапать его лапой, а когда встретишь Черепаху, ты должен снять с нее панцирь, чтобы она развернулась?

— Едва ли это так! — сказал Расписной Ягуар, но все же опешил немного. — Будьте добры, повторите еще раз, что вы сказали сейчас. И, если можно, яснее.

— Когда ты поцарапаешь воду когтями, налей её и разверни Ежом, — сказал Злючка-Колючка Ёж. — Запомни это хорошенько, потому что это очень важно.

Но,- сказала Черепаха Неспешная, — когда ты выцарапаешь воду из Ежа, ты должен полить этой водой Черепаху. Неужели ты и этого не знаешь?

— У меня от вашей путаницы даже пятна на спине заболели! — сказал Расписной Ягуар. — Я не спрашиваю ваших советов, я только спрашиваю, кто из вас Ёж и кто Черепаха.

— Не скажу, — ответил Ёж. — Но, если хочешь, изволь — попробуй-ка выцарапать меня из моего панциря.

— Ага! — сказал Расписной Ягуар. — Теперь я вижу, что ты Черепаха. Ты думала, что я не догадаюсь. А я догадался.

И хлопнул Ягуар лапой со всего размаха по Ежу, как раз в ту минуту, когда Ёж свернулся клубком. И конечно, в лапу Ягуара вонзились острые колючки Ежа. Это было бы, пожалуй, ещё ничего, но, к несчастью, Ягуар ударом лапы отбросил Ежа далеко-далеко в лес и не мог найти его в кустах, так как было очень темно. Тогда он сунул лапу себе в рот, но от этого иглы стали колоть еще больше. От боли он долго не мог говорить, а когда заговорил, сказал:

— Теперь я вижу, то была совсем не Черепаха. Но как мне узнать, Черепаха ли это?

И он почесал затылок той лапой, которая не пострадала от колючек Ежа.

— Я и есть Черепаха, — призналась Неспешная. — Твоя матушка учила тебя правильно. Она сказала, что ты должен выцарапать меня лапой из панциря. Это верно. Ну, принимайся за дело!

— Только что ты говорила, что она говорила одно, а теперь ты говоришь, что она говорила другое! — сказал Ягуар, высасывая колючки из лапы.

— Ты говоришь, что я говорю, что она говорила другое! — сказала Черепаха. — Что ж из этого? Ведь если, как ты говоришь, я говорила, что она говорила то, что я говорила, то и выходит, что я говорила то, что говорила она. А если ты думаешь, что она говорила, будто ты должен развернуть меня лапой, а не бросать вместе с моим панцирем в воду, я здесь ни при чём, не правда ли?

— Но ведь только что ты сама говорила, что я должен выцарапать тебя лапой из твоей скорлупы, — сказал Расписной Ягуар.

— Подумай хорошенько, и ты поймёшь, что я этого никогда не говорила. Я только говорила, что твоя мама говорила, что ты должен содрать с меня когтями мой панцирь, — сказала Неспешная.

— А что будет, если я сдеру с тебя панцирь? — осторожно спросил Ягуар и потянул носом воздух.

— Не знаю, потому что до сих пор никто ещё не сдирал с меня панциря, но говорю тебе правду: если ты хочешь посмотреть, как я уплыву от тебя, — брось меня, пожалуйста, в воду.

— Я тебе не верю! — сказал Расписной Ягуар. — Мама моя говорила одно, а ты говорила, что она говорила другое, и теперь всё у меня так перепуталось, что я не знаю, где у меня хвост, где голова. А теперь ты сказала простые слова, которые я понимаю, и это путает меня больше всего. Мама учила меня, чтобы я бросил одного из вас в воду, и так как ты говоришь, что тебе хочется в воду, ясно, что тебе не хочется в воду. Так прыгай же в мутную воду реки Амазонки. Живо!

— Хорошо, я прыгну, но знай: мама твоя будет очень недовольна. Пожалуйста, не говори ей, что я не говорила тебе, что она говорила…

— Если ты скажешь еще хоть одно слово о том, что говорила моя мама. — вскричал Ягуар, но не успел договорить, потому что черепаха как ни в чём не бывало нырнула в мутную воду реки Амазонки. Долго она плыла под водою и выплыла на берег, где её ждал Злючка-Колючка Ёж.

— Мы чуть не погибли! — сказал Ёж. — Не нравится мне этот Расписной Ягуар. Что ты сказала ему о себе?

-Я сказала ему правду. Я честно сказала ему, что я Черепаха, но он не поверил, заставил меня прыгнуть в воду и очень удивился, увидев, что я и в самом деле Черепаха. Теперь он пошёл жаловаться маме. Ты слышишь?

Читать еще:  Некоторые художники изображают солнце желтым. Афоризмы Пабло Пикассо о том, как найти свою оригинальность и обрести уверенность в себе как творческая личность

Было слышно, как среди кустов и деревьев, над мутной рекой Амазонкой, ревёт Ягуар и зовёт к себе мать Ягуариху. И она пришла.

/- Ах, сыночек, сыночек! — заговорила она, изящно помахивая грациозным хвостом. — Ты, кажется, делал такое, чего тебе не следовало делать.

— Я встретил над рекою одну зверюшку и хотел выцарапать её из-под панциря; она сама сказала, что ей хочется этого, и вот теперь у меня вся лапа в зано-о-озах!

— Ах, сыночек, сыночек! — сказала мать, изящно помахивая грациозным хвостом. — По этим занозам, которые впились в твою лапу, я вижу, что то был Ёж. Тебе следовало кинуть его в воду.

— В воду я кинул другого зверька. Он сказал, что его зовут Черепаха, но я не поверил ему. Оказывается, то и вправду была Черепаха. Она нырнула в воду, в мутную реку Амазонку, и больше я не видел её. И вот я остался голодный и думаю, что нам нужно переселиться отсюда в другие места. Здесь, на мутной реке Амазонке, все звери такие умные. Мне, бедному, не справиться с ними.

— Ах, сыночек, сыночек! — сказала его мать, изящно помахивая грациозным хвостом. — Слушай внимательно и запомни, что я скажу. Ёж свёртывается в клубок, и его колючки торчат во все стороны. По этой примете ты всегда узнаешь Ежа.

— Не нравится мне эта старуха, ох как не нравится! — сказал Злючка-Колючка Ёж. — Что ещё она скажет ему?

— А Черепаха не может сворачиваться, — продолжала Ягуариха, изящно помахивая грациозным хвостом. — Черепаха втягивает голову и ноги под панцирь. По этой примете ты всегда узнаешь Черепаху.

— Не нравится мне эта старуха, ох как не нравится! — сказала Черепаха Неспешная. — Даже Расписной Ягуар и тот не забудет такого простого урока. Ах, Злючка-Колючка, как жаль, что ты не умеешь плавать!

— Полно тужить обо мне, — отозвался Злючка-Колючка. — Тебе тоже кое-чего не хватает. Подумай: как было бы чудесно, если бы ты умела сворачиваться в клубок! Ах, в какую беду мы попали! Прислушайся, что говорит Ягуар!

А Расписной Ягуар сидел над мутной рекой Амазонкой, высасывал из лапы колючки и бормотал про себя:

Кто свернётся клубком,

Тот зовётся Ежом.

Кто в воде поплывёт,

— Этого он никогда не забудет, даже после дождика в четверг, — сказал Ёж. — Поддержи меня за подбородок, Неспешная, — я хочу научиться плавать. Это может пригодиться потом.

— С удовольствием! — сказала Черепаха. И она поддержала Колючку за подбородок, покуда Колючка барахтался в мутной реке Амазонке.

— Из тебя выйдет отличный пловец! — сказала она Ежу. — А теперь, будь так добр, распусти у меня на спине те шнурки, которыми стянут мой панцирь, — я попробую свернуться в клубок.

Злючка-Колючка Ёж распустил на спине у Черепахи шнурки, и Черепаха стала так ёжиться и корчиться, что ей наконец удалось чуть-чуть согнуться, — не совсем, а чуть-чуть.

— Очень хорошо! — сказал Ёж. — Но довольно, больше не надо. У тебя даже лицо посинело. А теперь, пожалуйста, поддержи меня в воде еще разок! Я попробую плавать боком. Ты говорила, что это очень легко.

И Ёж опять пустился вплавь. Это был его второй урок. Черепаха плыла рядом с ним.

— Очень хорошо! — сказала она. — Ещё немного, и ты будешь плавать не хуже Кита. А теперь, будь так добр, распусти-ка шнурки в моём панцире еще на две дырочки, я попробую наклониться вперёд. Ты говоришь, это очень легко. То-то будет удивлён Расписной Ягуар!

— Очень хорошо! — воскликнул Ёж, весь мокрый после купанья в мутной реке Амазонке. — Ты сворачиваешься так хорошо — ну совсем как мои братья и сестры. Две дырочки, ты говоришь? Ладно, только не нужно так громко пыхтеть, а то услышит Расписной Ягуар. Смелее! Когда ты кончишь, я попробую нырнуть и подольше продержаться под водою. Ты говоришь, это очень легко. То-то будет удивлён Расписной Ягуар! Но как сдвинулись щитки у тебя на панцире! Прежде они были рядом, а теперь один на другом.

— Это оттого, что я сворачиваюсь, — сказала Черепаха. — Да и с тобою произошла перемена. Прежде ты был похож на каштановый орех, а теперь сделался как еловая шишка. Все колючки склеились и стали чешуйками.

— Неужели? — воскликнул Ёж. — Это оттого, что я вымок в воде. То-то будет удивлён Расписной Ягуар!

Так до самого утра они помогали друг другу, а когда солнце поднялось высоко над землёй, они сели отдохнуть и обсушиться. И, глядя друг на друга, заметили, что стали совсем на себя не похожи.

Потом они позавтракали, и Черепаха сказала:

— Милый Ёж, я уже не такая, какая была вчера. Но я думаю, что теперь мне удастся позабавить Ягуара как следует.

— Я как раз хотел сказать то же самое, слово в слово! — воскликнул Еж. — По-моему, чешуя лучше всяких колючек, к тому же я теперь умею плавать. То-то будет удивлён Расписной Ягуар! Пойдём и найдём его.

Вскоре они нашли Ягуара. Он всё ещё возился со своей раненой лапой. Когда они предстали пред ним, он так удивился, что стал пятиться назад и три раза перекувырнулся через свой собственный хвост.

— Доброе утро! — сказал Злючка-Колючка Ёж. — Как бесценное здоровье вашей маменьки?

— Благодарю вас, она в добром здоровье, — ответил Ягуар. — Но не взыщите, пожалуйста, я плохо помню ваши имена.

— Ах, какой вы нелюбезный! — сказал Ёж. — Ведь только вчера вы пытались выцарапать меня из панциря.

— Но вчера у тебя не было панциря — вчера ты был весь в иголках. Кому же это и знать, как не мне? Посмотри-ка на мою лапу!

— Только вчера, — сказала Черепаха, — вы велели мне броситься в воду, чтобы я утонула в мутной реке Амазонке, а сегодня и знать меня не хотите. Вот какой вы грубый и забывчивый!

— Неужели вы забыли, что сказала ваша мамаша? — спросил Злючка-Колючка Ёж. — Ведь она ясно сказала вам:

Кто свернётся клубком,

Кто в воде поплывёт,

Тот зовётся Ежом.

Тут они оба свернулись клубками и как пошли кататься вокруг Ягуара — катались, катались, катались… У того даже глаза закружились, словно колёса в повозке.

Он убежал и позвал свою мать.

— Мама, — сказал он, там в лесу какие-то невиданные новые звери! Про одного ты сказала, что он не умеет плавать, а он плавает. Про другого ты сказала, что он не умеет сворачиваться, а он сворачивается. И кажется, они поделились одеждой. Прежде один был гладенький, а другой колючий, а теперь оба они в чешуе. Кроме того, они так кружатся, кружатся, кружатся, что у меня голова закружилась.

— Ах, сыночек, сыночек! — сказала мать Ягуариха, изящно помахивая грациозным хвостом. — Ёж — это Ёж, и чем же ему быть, как не Ежом? Черепаха — это Черепаха, и останется всегда Черепахой!

Читать еще:  Перспективный план по художественной литературе в поготовительной группе. Читаем художественную литературу с детьми в подготовительной группе детского сада Чтение худ литературы в подготовительной группе

— Но это совсем не Ёж! И совсем не Черепаха! Это немножко Ёж и немножко Черепаха, а как оно зовётся — я не знаю.

— Пустяки! — сказала мать Ягуариха. — У всякого должно быть своё имя. Я буду звать этого зверя Броненосец, покуда для него не найдётся настоящего имени. И на твоём месте я оставила бы его в покое.

Ягуар поступил, как ему было сказано; особенно свято выполнил он наставление маменьки — оставить этого зверя в покое. Но удивительнее всего то, милый мальчик, что на мутной реке Амазонке с того самого дня до сих пор Злючку-Колючку Ежа и Черепаху Неспешную все так и называют Броненосцем. Конечно, в других местах есть по-прежнему и Ежи, и Черепахи (есть они и у меня в саду), но лучшие, умнейшие из них — старинные Ежи и Черепахи, покрытые щитками, как еловые шишки, те самые, что в Далёкие Дни жили на мутных берегах Амазонки, — те всегда зовутся Броненосцами, потому что они такие разумные.

Чего же тебе ещё, милый мальчик? Всё устроилось отлично, не правда ли?

Урок «Особенности сказок Киплинга»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Бебнева Инна Фёдоровна, учитель Филиала МБОУ СОШ №1 г. Ковдора Мурманской области

Редьярд Киплинг

Тема. Особенности сказок Киплинга.

Цель. Познакомить с английским писателем Р. Киплингом и его сказкой «Кошка, гулявшая сама по себе». Сделать вывод о том, чем сказки Киплинга отличаются от народных сказок о животных.

Информация для учителя. Дома дети самостоятельно читают сказку «Кошка, гулявшая сама по себе».

I. Знакомство с автором.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с английским писателем Джозефом Редьярдом Киплингом (1865— 1936), который писал и для взрослых, и для детей. Он сочинял сказки, рассказы, романы, стихи.

Он не хотел, чтобы его судьбой интересовались, — «это был писатель почти «без судьбы», он своим поэтическим завещанием сделал вось мистишие, которым заканчивается любое издание его поэтических произведений» 1 :

Коль удалось мне вам помочь

И позабавить вас —

То пусть теперь коснется ночь

Моих усталых глаз.

Но если б снова в тишине

Пред вами я возник —

То вопрошайте обо мне

Лишь у моих же книг.

И все же знание его биографии помогает понять его творчество.

На протяжении своей долгой жизни он много путешествовал: родился и жил в Бомбее (в Индии), тогда бывшей английской колонии, молодость провел в США, почти десять лет «зимовал» на юге Африки и лишь в начале XX века поселился – в Англии. Хоть Англия и казалась ему «заграницей» (он хорошо знал быт, нравы и мифы и легенды Индии, в которой он родился, хотя большую часть жизни прожил вдали от родины), но он был патриотом Британской империи.

II. Аналитическое чтение сказки «Кошка, гулявшая сама по себе».

Учитель. Прочтите первые четыре абзаца сказки. Поделитесь своими впечатлениями.

Похоже ли это на сказки, которые вы читали до сих пор? На что это похоже?

Это похоже на обычную сказку, но в то же время напоминает своеобразную историю человечества вообще: как человек расстался со своей «дикой» жизнью и захотел жить по-другому.

Как вы понимаете эпитет дикий, многократно (14 раз!) повторенный автором? Есть ли в тексте антоним к этому слову?

«Дикий» — означает злой, одинокий, «гуляющий сам по себе», никому не нужный, живущий неустроенно, неуютно. Есть антоним «ручной», он тоже повторяется, правда всего лишь дважды. Ручной — значит домашний. Само понятие «домашний» предполагает наличие дома, обустроенного быта. В сказке дом — это уютная, сухая Пещера, где пол посыпан чистым песочком и в глубине горит костер. Дом бывает там, где есть семья: мужчина, женщина и ребенок.

А что еще, по Киплингу, должно быть в доме?

Давайте читать дальше. (Читаем весь фрагмент приручения пса до слов «И она пошла прочь, пробираясь по Дикому Лесу и дико помахивая своим диким хвостом».)

Еще должна быть вкусная еда, огонь, который создаст в доме уют и подарит тепло, прирученный Пес, который будет помогать и станет Другом.

Кого еще приручила Женщина?

Дикого Коня, Дикую Корову. Дикий Пес стал называться Первый Друг, Дикий Конь — Первый Слуга, Дикая Корова — Подательница Хорошей Еды.

Почему Кошка не захотела, чтобы ее приручили и осталась «гуляющей сама по себе»?

Кошка любит свободу больше, чем удобства. Она ценит свою независимость.

Учитель. Обратите внимание: сказка посвящена истории приручения диких животных, а называется — «Кошка, гулявшая сама по себе». Почему?

Кошка — главная героиня сказки.

Подберите определения, которые помогут лучше понять характер Кошки.

Свободолюбивая, независимая, умная, ловкая, хитрая, мудрая, сильная, бесстрашная.

Учитель. Давайте соберем воедино все, что думает и говорит Кошка о людях, о зверях и о себе, если понадобится, добавим что-нибудь свое – и у нас получится ее внутренний монолог. Мы назовем его «О чем мурлычет кошка у очага».

Что за глупцы эти дикие животные! Вот я — не друг и не слуга, я — Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе. Захочу — приду в пещеру. Захочу — уйду в лес, потому что я из Дикого Леса Дикая Тварь. Я умна и хитра, все могу: убаюкать ребенка или рассмешить его, поймать мышку — и никакие Псы и Мужчины не могут этому помешать. Я их не боюсь, я сама по себе. Так и быть, я готова играть с детьми, если они не будут слишком больно таскать меня за хвост. Я согласна ловить мышей, тем более что мне и самой это нравится. Но я никогда не подчинюсь Человеку и останусь кошкой, гуляющей сама по себе.

Как вы думаете, в чем особенность этой сказки, чем она отличается от остальных, которые мы до сих пор читали, от народных сказок о животных?

Эта сказка похожа на народные сказки о животных: из нее мы также узнаем о взаимоотношениях людей и зверей. Но вместе с тем сказка Киплинга больше напоминает миф: в ней рассказывается о том, что происходило когда-то давно, и объясняется, как это повлияло на жизнь сегодняшнюю. У Киплинга несколько таких сказок: «Откуда у Кита такая глотка», «Отчего у Верблюда горб», «Откуда у Носорога шкура», «Откуда взялись Броненосцы», «Слоненок». Это своеобразные мифы о том, как мир стал таким, каков он сейчас, как и почему звери приняли современный вид. В «Кошке, гулявшей сама по себе», кроме того, рассказывается о том, как человек приручил домашних животных, как стал он жить в более устроенном мире, отдельной семьей, о его первом шаге на пути к цивилизации.

1 Витковский Е. Империя по имени Редьярд Киплинг / Киплинг Р. Стихотворения. Роман. Рассказы. — М, 1998. — С. 8.

Источники:

http://pandia.ru/text/80/384/42061.php
http://hobbitaniya.ru/kipling/kipling4.php
http://infourok.ru/material.html?mid=110090

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии