Влияние новейшей литературы на современную молодёжь. Исследовательский проект “классика и молодежь”
Влияние новейшей литературы на современную молодёжь. Исследовательский проект “классика и молодежь”
Прибрежненская модельная библиотека
МУК «Централизованная библиотечная система Новооскольского района»
Для жителей поселка Прибрежный библиотека является одним из центров культурной жизни. Сюда приходят и взрослые, и дети, чтобы узнать новое, поделиться впечатлениями о прочитанной книге. Библиотека пользуется у населения большой популярностью, о чем свидетельствуют показатели. Число пользователей (при общей численности населения 1241 чел.) составило 600 человек, из них: юношество – 109; посещений – 7300, выдано 13 342 экз. документов. Библиотека уже который год работает по целевой программе «Земля – наш общий дом», ведет работу по формированию книжной культуры населения, используя различные формы и методы продвижения чтения, проводя различные мероприятия.
Одним из основных направлений работы по продвижению чтения является воспитание любви к классической и современной литературе.
В начале 2005 года среди жителей было проведено анкетирование «Классика и молодежь», в ходе которого 40 % опрошенных ответили, что классику читают постоянно; от случая к случаю – 60 %, из них 30 % считают ее скучной и непривлекательной, 10 % – неактуальной, 20 % указали другие причины.
Больше 50 % опрошенных считают, что библиотека способна повлиять на популярность чтения классической литературы
В целях определения спроса на художественную литературу специалисты библиотеки провели изучение книжного фонда методом сплошного просмотра. Кроме того, по результатам анализа читательских формуляров и бесед с пользователями стало ясно, что классическую литературу молодежь читает не систематически, а, в основном, в рамках школьной программы, что побудило принять решение о создании проекта «Классика и молодежь».
Цель проекта – приобщить молодежь микрорайона поселка Прибрежный к чтению классической литературы, сформировать потребность в книге, сделать чтение привлекательным и престижным. Задачи проекта – сохранение литературного наследия писателей и знакомство с их творчеством, формирование потребности в чтении классической литературы, объединение любителей классики – создание клуба.
Библиотека строит свою работу совместно с Ниновским сельским поселением, ООО «Русьплемптица», МОУ «Неполная средне-образовательная школа», Домом культуры, молодыми семьями, студентами. Хотелось бы отметить особо тесное сотрудничество библиотеки с Домом культуры, в котором она территориально расположена.
Методы достижения цели проекта:
• Пополнение книжного фонда литературой и периодикой
• Создание объединения любителей классики
• Создание ежемесячной рубрики на информационном стенде.
План реализации проекта:
1. Организация работы с пользователями.
2. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
3. Проведение массовых мероприятий
4. Досуговая деятельность библиотеки.
5. Создание драматического кружка «Литературное наследие».
«ЧТЕНИЕ ЮНОШЕСТВА: проблемы и решения, опыт и размышления Рекомендательный список литературы Челябинск, 2009 ББК 78.303 Ч-77 Чтение юношества: проблемы и решения, опыт и размышления: . »
ЧТЕНИЕ ЮНОШЕСТВА:
проблемы и решения,
опыт и размышления
Рекомендательный список литературы
Чтение юношества: проблемы и решения, опыт и размышления:
рекомендательный список литературы / сост. Т.Р. Елисеева. –
Челябинск: ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека»,
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом
©ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека Социальная миссия чтения, по словам И.И. Тихомировой, состоит в том, чтобы привлекать подростков и молодежь к лучшим образцам литературы, открывать глубины жизни через классическую литературу, воспитывать гражданственность и гуманизм.
От того, что и как читают молодые, зависит, какой нравственный потенциал они принесут во взрослую жизнь.
Как воспитать читающее поколение, вернуть интерес молодых к чтению – этим озабочены и ученые, и практики библиотечного дела.
В профессиональной печати они делятся опытом, размышляют о причинах падения интереса молодежи к традиционному чтению, предлагают пути решения этой проблемы.
Рекомендательный список – попытка систематизировать материалы, посвященные вопросам чтения молодежи, опубликованные в профессиональной, в т.ч. периодической печати в период с января 2006 по июль 2009 гг.
Разделы списка отражают основные направления деятельности российских библиотек по продвижению книги и чтения, знакомят с опытом зарубежных коллег и специалистов Челябинской области.
Расположение материалов внутри разделов – в алфавите авторов и названий.
В рекомендательный список включены источники, имеющиеся в фонде ГУК ЧОЮБ.
Рекомендательный список литературы адресован библиотекарям-практикам, работающим с молодежью.
РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Буничева, Л. Как стать лидером. «Чтение как фактор социального успеха» / Л. Буничева // Библиотечное дело. – 2008. – № 15. – С. 14-16.
Варганова, Г. Читающая нация формируется с детства. Система работы с детьми и подростками / Г. Варганова // Библиотечное дело. С. 5-8.
Водатурская, А., Гришина, С. Библиотека как модель мира.
Формирование «базового доверия» ребенка к жизни / А. Водатурская, С.
Гришина // Библиотечное дело. – 2008. – № 19. – С. 31–36.
Громова, О. Откуда берутся нечитающие взрослые. Продвижение чтения: проблемы и возможности, или Три вопроса русской интеллигенции / О.
Громова // Библиотека в школе. – 2008. – № 1. – С. 2-9.
Гусева, Л. Чтение в России с точки зрения политики и наук
и. О наивном и критическом восприятии текста / Л. Гусева // Библиотечное дело. – 2009. – № 9. – С. 39–41.
Иванова, Е. Не читают. Кто виноват и что делать? Выступление на круглом столе «Чтение и грамотность: социокультурный аспект» в рамках XIII конференции РБА / Иванова, Е. // Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 10-14.
Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сборник материалов / ред.-сост. В.Д. Стельмах, Дж.Я. Коул. – М.: НФ «Пушкинская библиотека»: Белый город, 2006. – XIV, 274 с. :ил.
Кузьмин, Е.И. Национальная программа поддержки и развития чтения сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы / Е.Н.
Кузьмин // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 6-9.
Кузьминых, И.С. Роль чтения в гражданском воспитании юношества: опыт, перспективы / И.С. Кузьминых // Мастерская чтенияСвердл. обл. б-ка для детей и юношества. – Екатеринбург. – 2006. – С. 31–32.
Любченко, Т. Без компаса нельзя: [увлечь подростка чтением – важная воспитательная задача] / Т. Любченко // Библиотека. – 2006. – № 8. – С. 22–23.
Мелентьева, Ю.П. Модели, практики и приемы чтения: эволюция во времени и пространстве / Ю.П. Мелентьева // Библиотековедение. С. 59–63.
Мурашова, Е.В. Современный подросток: читать или не читать? / Е.В.
Мурашова // Молодежь. Чтение. Успех: сб. материалов науч.-практ.
конференции. – М.: Рус. шк. библ. ассоциация. – 2008. – С. 33-38.
Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека. – 2007. – № 1.-С. 10-28.
Некрасова, Н. Через библиотеки – к будущему / Н. Некрасова // Новая библиотека.- 2007. – № 6. – С. 29-31.
Никулина, О. Будущее есть только у читающей страны / О.
Никулина // Библиотечное дело. – 2006. – № 5. – С. 29-31.
Овчинникова, Е.А. «Читающий мир и мир чтения»: [круглый стол] / Е.А. Овчинникова // Новая библиотека. – 2006. – № 12. – С. 39-40.
Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве
России: сборник научно-практических работ / сост. В.Я. Аскарова. – М.:
МЦБС, 2007. – 272 с.
Скитневский, В.О. Вечный спутник духа и ума. Опыт философского осмысления проблем чтения / В.О. Скитневский // Библиотечное дело. С. 32-35.
Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / Н.Н.
Сметанникова // Как разорвать замкнутый круг / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. – С. 53–61.
Стельмах, В.Д. Книгу – в массы! Из российского опыта продвижения чтения / В.Д. Стельмах // Как разорвать замкнутый круг / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. – С. 62-68.
Тихомирова, И. Непреходящая ценность. Еще раз о высокой духовной миссии чтения / И. Тихомирова // Библиотечное дело. – 2007. С. 6-8.
Тихомирова, И.И. О творческом чтении, или Как воспитать талантливого читателя. Экскурс в историю вопроса / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2008. – № 8 – 9. – С. 44–51.
Тихомирова, И. «Откройте книгу детям»: [круглый стол, посвященный проблеме детского и подросткового чтения] / И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2006. – № 9 – 10. – С. 59–64.
Филиппова, Л. Роль юношеских библиотек в информационном обеспечении приоритетных национальных проектов / Л. Филиппова // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 21–24.
Homo legens – 3: сборник статей: Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936-2004); ред. Б.В. Бирюков. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 320 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып.7 – 8).
Черняк, М. Герой за школьной партой: [обзор-размышление о современной литературе для подростков и юношества] / М. Черняк // Библиополе. – 2008. – № 3. – С. 44–49.
Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей Международного научно-практического семинара / сост. Варганова Г.В. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 256 с. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1.).
Шуминова, И. Читающий человек равен двум / И. Шуминова // Новая библиотека. – 2008. – № 12. – С. 40-45.
ОБРАЗ МОЛОДОГО ЧИТАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИССЛЕДОВАНИЙ
Андрющенко, Е. О чем мечтают дети на селе: [итоги миниисследования «Книга и чтение в жизни детей села», Волгоградская ОДБ] / Е.
Андрющенко // Библиополе. – 2009. – № 2. – С. 18–22.
Безызвестных, И. Современный подросток. Каков он? По материалам социологического исследования / И. Безызвестных // Библиотека. – 2008. – № 12. – С. 36–39.
Боева, Л. Деловая книга теснит досуговую. Точка зрения практика:
[исследование интереса к чтению в Липецкой ОДБ] / Л. Боева // Библиополе.
Веденяпина, М., Стельмах, В. Чтение подростка и современный мир.
По материалам всероссийского социологического исследования / М.
Веденяпина, В. Стельмах // Библиотека в школе. – 2007. – № 23. – С. 7–11.
Гаева, Н. Вдохновение завтрашнего дня, или Что читают нынешние дети / Н. Гаева // Мастерская чтения-2 / Свердл. обл. б-ка для дет. и юнош. – Екатеринбург. – 2006.- С. 13–18.
Добрынина, Н.Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIXXX вв.: учеб. пособие. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 144 с. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 9).
Епифанова, И. Чтобы классика стала бестселлером: [исследование интересов чтения молодежи] / И. Епифанова // Библиотека. – 2006. -№ 6. С. 30-31.
Жданов, А.Ю. Специфика восприятия молодежью современных периодических изданий / А.Ю. Жданов // Молодежь. Чтение. Успех: сб.
материалов науч. – практ. конференции. – М.: Рус. шк. библ.
ассоциация. – 2008. – С. 30-33.
Маркова, А. Пока идет подсчет. Социологическое исследование:
местные наблюдения и некоторые выводы / А. Маркова // Библиотека в школе. – 2007. – № 3. – С. 15–17.
Матвеев, М.Ю. Человек, который хотел все знать. Эволюция образа читателя в художественной литературе / М.Ю. Матвеев // Библиотечное дело. – 2006. – № 6, 7.
Мелентьева, Ю.П. Культура чтения как фундамент информационной культуры личности. По материалам исследования 2007 года / Ю.П. Мелентьева // Библиотека в школе. – 2007. – № 17. – С. 15–18.
Мелентьева, Ю.П. Модели практики и приемы чтения: эволюция во времени и пространстве / Ю.П. Мелентьева // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 59-63.
Мелентьева, Ю.П. От нации читателей – к нации зрителей:
Эволюция чтения и его изучения / Ю.П. Мелентьева // Библиотечное дело.
Мелентьева, Ю.П. Что показал опрос. Современные тенденции в чтении молодых россиян / Ю.П. Мелентьева // Библиополе. – 2007. – № 12. С. 13-15.
Некрасова, Н. Что выбирает подросток?: [проблемы чтения] / Н.
Некрасова // Библиотека. – 2008. – № 1. – С.61-63.
Порощай, Н.С. «И каждый читатель как тайна…»: [опыт работы по изучению чтения молодежи в научной библиотеке Белгородского гос.
университета] / Н.С. Порощай // Новая библиотека. – 2008. – № 9. – С. 25-29.
Сазанова, Е. Информационные потребности пользователей – каковы они?: [исследование читательских интересов ярославских подростков и юношества] / Е. Сазанова // Библиотека. – 2008. – № 3. – С. 15-17.
Скурихина, Я. Молодые берут книгу только по делу. Какому?:
[исследование юношеского чтения в г. Ижевске в 2006 г.] / Я. Скурихина // Библиотека. – 2007. – № 7. – С. 8-9.
Чудинова, В.П. и др. «Сетевые» сообщества юных читателей.
Первые итоги исследования: [тема исследования «Художественная литература и подростки в Сети: сетевые сообщества юных читателей»] / В.П. Чудинова // Библиотечное дело. – 2008. – № 21. – С. 23–28.
ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ И КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ
Бибина, С. Наши читательские рекорды / С. Бибина // Мастерская чтения-2 / Свердл. обл. б-ка для дет. и юнош. – Екатеринбург. – 2006. С. 10-11.
Бойко, Л. Собеседник души моей: [продвижение книги и чтения в библиотеках Новосибирской области] / Л. Бойко // Библиополе. – 2007. – № 11, 12.
Бородина, В.А. Не стать Иванами, не помнящими родства.
Российская традиция работы с книгой / В.А. Бородина // Библиотечное дело. – 2006. – № 10. – С. 7–10.
Браже, Т. Чтение как способ саморазвития и самоидентификации.
«Заветные списки»: Исповедально-завещательная библиография / Т. Браже // Библиотечное дело. – 2006. – №1. – С. 31–32.
Буничева, Л. Молодежь голосует за романтику 60-х. Акция «Читающий студент» / Л. Буничева // Библиотечное дело. – 2006. – № 1. – С. 25–28.
Воробьева, Л.А. В поисках новых смыслов: [опыт Свердловской ОБДЮ] / Л.А. Воробьева // Библиотека. – 2006. – № 6. – С. 14-18.
Воробьева, Л.А. Время выбора. Библиотеки и новое поколение читателей / Л.А. Воробьева // Информационный бюллетень РБА. – 2008. – № 47. – С. 84–86.
Головко, С. Книгочей – тинейджер? Это реально! / С. Головко // Библиотека. – 2006. – № 10. – С. 6-10.
Громова, О.К. Откуда берутся нечитающие взрослые и как этому противодействовать? / О.К. Громова // Как разорвать замкнутый круг / сост.
Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007. – С. 38–52.
Дегтева, Л. Как воспитать талантливого читателя / Л. Дегтева // Библиополе. – 2007. – № 6, 7.
Ивашина, М. Лидеры чтения. Субъективные заметки о программе чтения подростков / М. Ивашина // Мастерская чтения-2 / Свердл. обл.
б-ка для детей и юношества. – Екатеринбург. – 2006. – С. 50–73.
Ивашина, М. Мастерская чтения: новые идеи и успешные технологии / М. Ивашина // Мастерская чтения-2 / Свердл. обл. б-ка для детей и юношества. – Екатеринбург. – 2006. – С. 6–9.
Карданова, М. Основа творческого мышления. Культура чтения:
историко-философские аспекты / М. Карданова // Библиотечное дело. – 2006. – № 1, 2.
Крупницкий, Д. Грани творчества. Руководство чтением старшеклассников в современных социальных условиях / Д. Крупницкий // Библиотечное дело. – 2008. – № 17. – С. 20-24.
Лаврикова, Е. Пеппи Длинный чулок из соседнего класса. Юноше, обдумывающему житье: [осмысленное чтение художественных текстов] / Е.
Лаврикова // Библиотечное дело. – 2008. – № 15. – С. 11-13.
Лаврикова, Е. Обсуждение книг в библиотеке – форма обучения чтению «с мыслью». Из опыта работы библиотечно-информационного центра № 6 МУ «ЦБС» г. Липецка / Е. Лаврикова // Новая библиотека. – 2008. – № 9. С. 19-22.
Лихачева, Т.Г. Путь к слову. Школа творческого чтения / Т.Г.
Лихачева // Мастерская чтения-2 / Свердл. обл. б-ка для дет. и юнош.
Источники:
http://www.bgunb.ru/bgunb/master/modellib/pribregnevskaya/press/press1.asp
http://net.knigi-x.ru/24raznoe/231968-1-chtenie-yunoshestva-problemi-resheniya-opit-razmishleniya-rekomendatelniy-spisok-literaturi-chelyabinsk-2009-bbk.php