Владимир Маяковский — Что такое хорошо и что такое плохо: Стих. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Анализ стихотворения Маяковского
Примерный анализ стихотворения В.Маяковского
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Главная мысль стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» раскрывается в самом заглавии. Ясно, что поэт в нем хочет сообщить о сущности хорошего и плохого. Поэтому своим чтением заглавия учитель уже должен подготовить детей к восприятию тех положительных и отрицательных явлений, о которых предстоит им услышать.
Наибольшую смысловую нагрузку несут слова «хорошо» и «плохо». Они выделаны автором ее только в отдельную строку, но и разрядкой 1 . Поэтому их следует выдвинуть на первый план. Логическое ударение должно быть поставлено на них, а не на слове «что».
Основная идея стихотворения воспитательная: надо совершать только хорошие поступки. Задача чтения — показать детям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание «делать хорошо» и «не делать плохо».
Центральные образы стихотворения — отец и сын.
Отец — человек положительный, знающий жизнь. Он охотно соглашается ответить на вопрос сына и на конкретных примерах убедительно показывает ему, что хорошо и что плохо.
Примеры, которые приводит отец, просты, жизненны, доступны пониманию ребенка, часто хорошо ему знакомы.
Рассказ отца занимает в произведении центральное место. Передача его потребует от учителя живых, естественных разговорных интонаций, в которых проявляется теплое, доброжелательное отношение к ребенку, желание возбудить в нем отрицательное отношение ко всему плохому и вызвать стремление подражать тому, кто «поступает хорошо». Рассказ отца носит дидактический характер. Мораль вытекает, естественно, из конкретных жизненных случаев.
Читать слова отца следует неторопливо, убедительно, чтобы дать детям понять и почувствовать, что хорошо и что плохо, доказать им необходимость хороших поступков.
Места, в которых описывается дурное поведение, плохие пастушки, трусость, лень, должны быть преподнесены так, чтобы они были правильно восприняты учащимися и вызвали бы у них недовольство, осуждение, гнев, возмущение. Учителю необходимо при этом передать свое отношение к отрицательным явлениям, осудить тех, кто поступает плохо, подчеркнуть иронию, с которой поэт говорит о них. Так, читая строфу:
вставить в книжку, —
учителю следует выразить возмущение, которое у него вызывает поведение мальчика.
Наоборот, чтение мест, рисующих смелых, находчивых, трудолюбивых детей, совершающих хорошие поступки, потребует ласковых, теплых, мягких интонаций, выражающих удовольствие. О таких детях надо читать с похвалой, как бы ставя их в пример:
в жизни пригодится.
Слова «храбрый мальчик», «хорошо», «пригодится» надо подчеркнуть, чтобы вызвать у детей удовольствие похвалой храброму мальчику.
Второй образ стихотворения — «крошка-сын». Маяковский почти ничего не сообщает о нем. Но и то немногое, что сказано в стихотворении, дает возможность ясно представить себе образ.
Это маленький мальчик, «кроха», как ласково называет его автор, любознательный, умный. Он хочет знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Внимательно слушает рассказ отца и приходит к твердому убеждению:
Упоминание о сыне поэтом сделано дважды: в начале и в конце стихотворения. Вначале Маяковский описывает приход ребенка к отцу. Это место стихотворения надо прочитать тепло, задушевно, нежно выделив слова «крошка», «кроха», чтобы вызвать у детей симпатию к мальчику, пробудить в них интерес к вопросу, который он задал отцу.
В конце стихотворения автор дает вывод, к которому приходит сын после рассказа отца. Этот вывод имеет большое воспитательное значение: в нем содержится решение поступать только хорошо. Поэтому конец стихотворения читать надо убедительно, замедленно, с сильными логическими ударениями, паузами и вместе с тем радостно, так как «мальчик радостный пошел», удовлетворенный ответом отца, чтобы дети почувствовали решительность «крохи», разделили его радость, согласились с ним и последовали его примеру.
В стихотворении можно выделить три части:
1. «Крошка-сын к отцу пришел».
Каждая часть содержит законченную мысль, рисует определенную картину, поэтому три чтении должна отделяться от предыдущей длительной паузой.
Соблюдение ритмических пауз при чтении стихотворения обязательно, так как они выполняют определенную задачу в раскрытии смысла стиха:
чистит валенки, моет сам
хотя и маленький, но вполне хороший.
Постановка ритмических пауз после каждой строки делает слова особенно значимыми, а чтение — эмоциональным. Чтение текста без соблюдения этих пауз:
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он, хотя и маленький,
но вполне хороший —
лишит стих того ярко выраженного одобрительного оттенка, который помогает детям острее воспринять положительные явления.
Готовя стихотворение к выразительному чтению, надо обратить внимание и на эмоциональное значение звуковой организации поэтической речи Маяковского: рифму, аллитерацию. В стихотворении они тесно связаны с содержанием соответствующих стихов. Так, начиная рассказ отца, Маяковский прибегает к многократному повторению звука р, что усиливает впечатление разбушевавшейся бури:
Эту особенность поэтической речи Маяковского надо иметь, в виду при подготовке к чтению, чтобы эмоционально передать текст детям.
Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворения
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
1. Идея: «Буду делать хорошо и не буду — плохо».
2. Главные образы: отец и сын.
3. Сюжет: беседа отца с сыном.
4. Построение сюжета:
а) завязка — «крошка-сын к отцу пришел»,
б) развитие действия — рассказ отца,
в) кульминация — заключительные слова отца,
г) развязка — решение сына.
5. Задача чтения: показать хорошее и плохое с тем, чтобы воспитать в детях стремление поступать только хорошо.
«Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского
Наш мир устроен так, что любое понятие воспринимается только в противопоставлении с другим понятием. Так добро может быть до конца осознано лишь в контрасте со злом, черное – с белым. Так уж повелось в литературе, что именно на контрасте построены многие произведения. Поэтому возникли герои-антиподы, т. е. противопоставленные друг другу, появился прием антитезы, в котором для выразительности резко противопоставлены противоположные понятия, мысли или черты характера героев.
Очевидно, что для ребенка уже с малых лет важно знать, что такое хорошо и что такое плохо. Владимир Маяковский не был детским писателем, он был, скорее, глашатаем революции и новой республики. Но ближе к концу жизни написал несколько стихотворений для детей, самыми известными из которых стали «Кем быть?» и «Что такое хорошо и что такое плохо?». Об анализе второго из них и пойдет речь далее.
Видимо, чтобы вызвать доверие у юного читателя, автор препоручает рассказ о правилах поведения некоему отцу-рассказчику, к которому и пришел «крошка-сын». Прием довольно хорошо известный: еще Михаил Лермонтов в стихотворении «Бородино» рассказ о событиях Отечественной войны 1812 года вложил в уста старого солдата, ведь автор, как известно, родился через два года после войны, а значит, не мог сам достоверно поведать читателю о таком сражении.
Далее все стихотворение строится по принципу «это хорошо, а это плохо» — по сути, раскрываются нравственные представления о добре и зле. Удивительно, что слова «хорошо» или «плохо» используются поочередно в каждом четверостишии, но это не вызывает ощущения однообразного повтора. Кроме того, необходимо отметить, что мораль – это все-таки нечто отвлеченное, что взрослому-то не до конца ясно, а уж ребенку подавно. Поэтому перед автором стояла задача раскрыть эту самую мораль с помощью конкретных образов, близких к имеющемуся у детей жизненному опыту.
Уже начало стихотворения с помощью аллитерации, т. е. подбора взрывных согласных «г» и «р» имитирует начинающуюся грозу – время, не подходящее для прогулок. А дальше рассказик-отец, приводя в пример сначала хорошего, а потом плохого мальчика, на их противопоставлении ясно дает понять, кто их них поступает правильно, а кто нет.
Понятное дело, что если «сын чернее ночи» или «в грязь залез и рад», то это очень плохо, ведь чистоплотность – это залог будущего здоровья ребенка. А если «мальчик любит мыло и зубной порошок», а «также чистит валенки и моет сам калоши», то «он хотя и маленький, но вполне хороший». Осуждается, конечно, и бездельник, который «порвал подряд книжицу и мячик». А вот
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик.
А еще хороший мальчик не должен быть «дрянным мальчишкой», который бьет слабого, или «просто трусом», заохавшим по пустяковому поводу. Нет, по мысли автора, мальчик, «хоть и сам с вершок», должен быть храбрым, ведь в жизни это пригодится.
Интересно, что во всех стихах Владимира Маяковского есть приметы советского времени. Безусловно, самой яркой стал «серпастый и молоткастый» советский паспорт. Но вместе с советским прошлым канул в Лету и советский паспорт, и «коммунистическое далеко», и много всего такого, что создавало славу нашему государству, ставшему первым «лагерем социализма в отдельно взятой стране». Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» лишь вскользь упоминает октябрят, которые и называют отрицательного героя «плоховатым мальчиком».
Наверное, трудно объяснить современному ребенку, кто такие были октябрята. Зато с помощью этого стихотворения очень просто объяснить любому карапузу, как нужно и как не нужно поступать в разных жизненных ситуациях. Ведь недаром в конце произведения «мальчик радостный пошел», и решила кроха:
«Буду
делать хорошо
и не буду
— плохо».
Анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Ольга Перькова
Анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Анализ стихотворения В. Маяковского
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Главная цель и задача детской литературы – сформировать у ребенка понятия о природе, семье, ценностях, правилах поведения и о том, что такое хорошо, что такое плохо. Маяковский дает ответ на этот вопрос, противопоставляя понятия «хорошо» и «плохо». Аналогичным приемом контраста написано также стихотворение 1925 г. «Гуляем», которое носит дидактический характер
В стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?» рассказ ведется от лица отца, который отвечает сыну на вопрос. Возможно, такой лирический герой выбран по той причине, что ребенок всегда поверит быстрее папе, чем постороннему человеку.
Начало очень продумано: повествование следует выстроить таким образом, чтобы заинтересовать ребенка, поэтому известно, что поэт многократно менял некоторые строки.
В начале стихотворения встречаем аллитерацию: подбор согласных «г» и «р», которые имитирует начало грозы – время, не подходящее для прогулок. Дальше на противопоставлении раскрывается, кто поступает правильно, а кто — нет.
Далее подбираются автором такие жизненные примеры, чтобы соединить мораль с жизненным событием:
От вороны карапуз убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.
Аналогично составляются и другие строфы, где постоянно встречаются противопоставления: мальчик -грязнуля и чистюля, рваный мяч и книжица в руках хорошего малыша.
Если «сын чернее ночи» или «в грязь залез и рад», то это очень плохо, ведь чистоплотность – это залог здоровья. А если «мальчик любит мыло и зубной порошок», а «также чистит валенки и моет сам калоши», то «он хотя и маленький, но вполне хороший».
Также хороший мальчик не должен быть «дрянным мальчишкой», который бьет слабого, или «просто трусом». Даже тот, кто с вершок, должен быть храбрым.
Стихотворение состоит из четверостиший, в каждом употребляются слово «хорошо» и «плохо«, мораль раскрывается при помощи жизненных ситуаций и дается определение, кого считать плохим, а кого- хорошим. Показано, что ребенок должен быть трудолюбив, смел, правдив, что отражено в строчках про ворону и карапуза, книжицу и мячик. При этом повествование от лица отца ведется в спокойной манере.
Семантическое ядро заключатся в таких словах, как «мальчик» (повторяется 9 раз, «плохой» (6 раз, «сын» (5 раз).
В конце стихотворения речь отца подводит малыша к мысли, как надо поступать, на что и рассчитывал автор стихотворения. Именно поэтому окраска концовки сменяется на приподнятую, появляются глаголы повелительного наклонения «знай», «помни», местоимения обобщенного характера «любой», «каждый». И за всем этим следует такой же эмоциональный ответ малыша:
Буду делать хорошо, и не буду плохо.
С помощью этого стихотворения легко объяснить любому карапузу, как нужно и как не нужно поступать в разных жизненных ситуациях.
Как мы видим, в стихотворении В. Маяковсого «Что такое хорошо и что такое плохо?» прослеживается далекое советское время, когда нужен был своеобразный образец для поведения, идеал хорошего ребенка, на которого пожелали бы походить другие малыши.
Тематическая неделя в подготовительной группе «Неделя хороших манер» Понедельник. 1. Сюрпризный момент 2. Пальчиковая игра-упражнение «Доброе утро, здравствуй, Иван!» 3. Занятие-игра «День рождения куклы Аленушки».
Эколого-воспитательные игры (воспитатель МБДОУ №30 Яровенко Н. С.) «Угадай правило» Цель: закрепить с детьми правила поведения в природе; учить запоминать осознанно,.
Источники:
http://mydocx.ru/10-113572.html
http://goldlit.ru/mayakovsky/350-chto-takoe-horosho-analiz
http://www.maam.ru/detskijsad/analiz-stihotvorenija-v-majakovskogo-chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho.html