Викторина по произведениям чуковского для начальной школы. VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев»

Викторина по произведениям чуковского для начальной школы. VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев»

Викторина по произведениям чуковского для начальной школы. VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев»

Автор: Никулина Ирина Сергеевна

Организация: МБОУ «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального р-на

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Цели:

Для учителя:

-Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского;

-Путем использования различных заданий способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского.

– Воспитывать любовь к поэзии.

Для учащихся:

-Научиться доверять членам своей команды;
-Быть ответственным за общий результат;
-Вырабатывать способности быстро реагировать и принимать решения сообща;

Форма работы: групповая

Участники: команды из 6 человек вторых классов.

Ход викторины.

Представление команд (название, девиз, выбор капитана)

  1. Представление команд (название, девиз, выбор капитана)
  2. Вступительное слово учителя.
  3. I тур – «Вспомни сказку».
  4. II тур«Кто есть кто».
  5. III тур. «Конкурс знатоков».
  6. Вопросы болельщикам.
  7. IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
  8. V тур. «Отгадай загадку»
  9. VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
  10. Игра со зрителями.
  11. Сложи пазл.
  12. Подведение итогов и награждение победителей.

1.Представление команд(название, девиз, выбор капитана)

2.Вступительное слово учителя.

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».

Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

I тур. «Вспомни сказку».

– Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

1.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
2.Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»
3.Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
4.В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»

5.Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
6.Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
7.Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
8.А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
– Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

II тур. «Кто есть кто».

– Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – (доктор)
Бармалей – (разбойник)
Федора – (бабушка)
Каракула – (акула)
Мойдодыр – (умывальник)
Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
Цокотуха – (муха)
Рыжий, усатый великан – (таракан)

III тур. «Конкурс знатоков».

– Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.
  2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
  3. Имя мухи – именинницы.
  4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
  5. Умывальников начальник и мочалок командир.
  6. Кто вернул краденое солнце?
  7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
  8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

По вертикали :

  1. Первая сказка Чуковского.

Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).

Аукцион.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
  3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  4. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
  5. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  6. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  7. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
  8. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
  9. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
  10. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Проверка кроссворда.

Читать еще:  Театральная неделя для дошкольников в детском саду. «Театральная неделя» в детском саду

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».

– У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

  • Телефон (У меня зазвонил телефон)
  • Мыло (Вот и мыло подскочило)
  • Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
  • Термометр (И ставит им градусник)
  • Сито (Скачет сито по полям)
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

V тур. «Отгадай загадку»

(Обращение к портрету)
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

– Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети)

1.Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)

2.Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)
3.Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)
4.Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)
5.Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
6.Зубастая загадка.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)

VI тур« Расшифруйте имена сказочных героев».

– Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».

– Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам)

Зрительная разминка.

У вас рисунки- путаницы. Рассмотрите их, что напутал художник?

– Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Помыла свою посуду.

Вернул солнце в небо.

Спас Муху – Цокотуху.

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Игра чтение «Кто больше». (дети читают и меняются)

Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.

Итог урока.

Рефлексия.

Урок № 82

Тема: Сергей Михалков «Где очки?». Самуил Маршак «Вот какой рассеянный».

Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно и осо­знанно; совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса, по цепочке; формировать представления о творчестве С. Михалкова; развивать умение читать выразительно; совершенствовать умение на­ходить в тексте рифмующиеся слова и выражения; создавать условия для активной познавательной деятельности; содействовать развитию речи, внимания, наблюдательности, формированию уважительного от­ношения к пожилым людям.

Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, порт­рет писателя, выставка книг С. Михалкова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

Дыхательная разминка.

Упражнение «Цветочный магазин» . (вдыхать аромат воображаемых цветов, следить, чтобы не напрягались мышцы лица).

Упражнение «Крепкая опора» (напрягая язык, крепко прижмите его конец к небу. Вдохните. Через 3 – 4 сек расслабьте язык и челюсти. Выдохните

Артикуляционная разминка.

— Произнеси правильно звук [ф| в словах: фарфор, футбол, форточка, фартук, туфли, фуражка, флакон, фильм, форма, флаг.

Упражнение «Назойливый комар»

— Вытяните руки перед грудью ладонями друг к другу. Бы­стро вдохните через нос, разводя руки в стороны. Медленно вы­дыхайте со звуком «3-з-з-з» одновременно медленно, чтобы «не спугнуть комара», сводите руки до соприкосновения ладоней.

Читать еще:  Хорошее выступление классного руководителя на последнем звонке. Торжественная речь для учителя на выпускной, вручение аттестатов и последний звонок

Речевая разминка.

— Прочитайте, скороговорку, отчетливо произнося каждый звук: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».

— Причитайте слова: лакал, комок, заказ, казак, летел, та­щат. Прочитайте эти слова еще раз, но справа налево. Что в них удивительного? (Это слова-перевертыши. Они одинаково чита­ются слева-направо и справа-налево.)

IV. Подготовка к восприятию произведения

— Ребята, вы мною раз слышали слова «внимание», «внима­тельный». Где вы слышали эти слова? В каких случаях?

— Я часто прошу вас: «Будьте внимательными!». Почему я это говорю?

— Как вы думаете, какого человека можно назвать внима­тельным?

— Быть внимательным — это слушать кого-то, смотреть на него, не разговаривать с другими и не отвлекаться. Это так со­средоточиться на предмете или каком-нибудь деле, чтобы по­сторонний шум тебя не отвлекал.

— Назовите слова, противоположные по значению слову «внимательный » . (Невнимательный, рассеянный.)

— Что может произойти с невнимательным человеком?

— С невнимательным человеком могут произойти как смеш­ные, так и грустные истории. Если ученик невнимательно слу­шает учителя, значит он не поймет новую тему и не выполнит задание. Невнимательный пешеход может попасть под машину. Если невнимательно играть с мячом, то можно нечаянно уда­рить другого человека или разбить окно. Если не обращать вни­мания на других, то можно и не заметить, что им грустно или у них что-то болит.

Невнимательный, вечно думающий о чем-то отвлеченном, витающий в облаках человек, вызывает улыбку и смех. От своей не­собранности он часто попадает в глупые и комические ситуации.

С невнимательным человеком мы сегодня познакомимся на уроке. Эту историю для вас написал замечательный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак. Вспомните произведении, с кото­рыми вы уже знакомы. («Про мимозу», «Фома», «-Дядя Степа», «Лапуся» и т. д.)

— За долгую литературную жизнь поэт выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых: стихи, басни, сказки, пьесы для театра и кино. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)

— Как же получаются стихи для детей, такие радостные, сердечные, смешные? Оказывается, поэт помнит собственное детство, внимательно наблюдает за жизнью современных ребят.

Но одной наблюдательности мало. Требуется талант — особая, редкая способность чувствовать, находить нужные, самые точные слова, соединять их в звучные, почти музыкальные строчки. Впро­чем, и этого мало. Смех в детских стихотворениях С. Михалкова чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Давайте в этом убедимся.

Литературная викторина “В гостях у Корнея Чуковского”

План викторины:

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

I тур. «Вспомни сказку».

– Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»

Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
– Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

Читать еще:  Что поняла татьяна посетив кабинет онегина. Что понила Татьяна побывав в деревенском кабинете Онегина.(развернутое сочинение)

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
– Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»

II тур. «Кто есть кто».

– Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – (доктор)
Бармалей – (разбойник)
Федора – (бабушка)
Каракула – (акула)
Мойдодыр – (умывальник)
Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
Цокотуха – (муха)
Барабек – (обжора)
Рыжий, усатый великан – (таракан)

III тур. «Конкурс знатоков».

– Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.
  2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
  3. Имя мухи – именинницы.
  4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
  5. Умывальников начальник и мочалок командир.
  6. Кто вернул краденое солнце?
  7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
  8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

По вертикали:

  1. Первая сказка Чуковского.

Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).

Аукцион.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
  3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  4. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
  5. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  6. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  7. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели,Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
  8. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
  9. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
  10. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Проверка кроссворда.

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».

– У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

  • Телефон (У меня зазвонил телефон)
  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
  • Мыло (Вот и мыло подскочило)
  • Блюдце (А за ними блюдца)
  • Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
  • Термометр (И ставит им градусник)
  • Сито (Скачет сито по полям)
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
  • Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
  • Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

V тур. «Отгадай загадку»

(Обращение к портрету)
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

– Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети)

Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)

Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)

Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)

Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)

Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)

Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд)

Зубастая загадка.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)

VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».

– Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

Источники:

http://www.1urok.ru/categories/10/articles/13639
http://infopedia.su/3x1d4b.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518574/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии