Виды музыкальных инструментов и особенности их классификации. Музыкальные инструменты для детей Перечислить все группы музыкальных инструментов

Виды музыкальных инструментов и особенности их классификации. Музыкальные инструменты для детей Перечислить все группы музыкальных инструментов

Виды музыкальных инструментов

Кто и когда «изобрел» самый первый музыкальный инструмент, история умалчивает. И, наверное, подробности начала музыкального старта человечества не удастся точно узнать никогда. Ведь различные специальные приспособления для извлечения звуков использовались еще первобытными людьми. Самая древняя находка – подобие флейты из лебединой кости. По приблизительным оценкам, ей около 35 тысяч лет! С тех пор в мире появились сотни разнообразных музыкальных инструментов. Некоторые из них давно остались в прошлом, другие прошли через многие столетия и до сих пор продолжают радовать нас великолепными звуками. И хотя многие виды музыкальных инструментов с картинками и названиями вы можете найти в энциклопедиях, но до сих пор нет «реестра», где были бы собраны все наименования. Но существуют классификаторы, разделяющие инструменты на группы. Систем такого подразделения есть несколько, поэтому, когда вы, например, станете искать, к какому виду музыкальных инструментов относится челеста, то можете обнаружить различные ответы.

Но наиболее распространена классификация по способу извлечения звука, выделяющая 5 классов: духовые, струнные, клавишные, ударные и язычковые инструменты. В эти классы «вписываются» как известные всем инструменты, как скрипка, труба, аккордеон и прочие, так и архаичные, современные и совсем необычные. Ярким примером последнего является ханг – музыкальный инструмент в виде летающей тарелки. Несмотря на уникальную разработку, эксклюзивное производство и прочие «фишки», ханг по всем классификационным признакам – представитель «семейства» ударных.

Каждая группа имеет также внутреннее подразделение на подгруппы, базирующееся на определенных особенностях.

Виды ударных музыкальных инструментов

Когда говорят об ударных, первое, что приходит на ум, — это барабаны. На самом деле этот класс намного шире. И «барабанами» часто называют инструменты, похожие по форме. Например, ударный музыкальный инструмент в виде котла – это литавра, древнейший инструмент, уже з 17-го столетия входящий в состав симфонических оркестров.

литавра

Самые первые ударные изготовляли из всевозможных полых предметов – колод, скорлупы больших размеров. К последнему варианту относится маракас – мексиканский музыкальный инструмент в виде погремушки. Для его изготовления использовали плоды горлянкового дерева.

ударные

С появлением керамики для производства «барабанов» стали применять глиняные горшки, на которые натягивали высушенную кожу животных. Впоследствии ударные приспособления «эволюционировали», в разных странах появлялись местные разновидности. А о том, что эволюция продолжается, свидетельствует появление уже упоминаемого ханга, или, как многие говорят, музыкального инструмента в виде тазика. Хотя лично мне больше нравится сравнение с летающей тарелкой, тем более, что звучание у этого инструмента очень космическое.

На самом деле ударных приспособлений очень много, а их вида всего два: с определенным, постоянным звуком (колокольчики, ксилофон, маримба и пр.), и со звуком неопределенной высоты (тарелки, бубны, дембек и т.д.) Отдельный подвид составляют клавишно-ударные (фортепиано, челеста, ксилофон, клавикорд, металлофон).

Виды духовых музыкальных инструментов

Духовых инструментов также огромное количество – от всевозможных мелких свистулек до огромных трембиты и карная. Некоторые из них сейчас уже практически не используются, как, например, джаг (африканский музыкальный инструмент в виде сосуда), который лишь изредка задействуют в фольклорной музыке. Без других уже невозможно представить музыку, столь богат и весом их вклад.

духовые

Особенностью этой группы является наличие трубки. Колебания воздуха внутри нее и создают звук. В отличие от других групп, главное подразделение здесь идет по материалу изготовления. Выделяют медные и деревянные музыкальные инструменты. Что примечательно, не всегда «деревянные» музинструменты выполнены из дерева. К примеру, саксофон всегда сделан из металла, но относится к «деревянной» категории. Некоторые инструменты из этой подгруппы могут быть пластиковыми (кларнет, гобой) и даже стеклянными (флейта). Аналогично далеко не всегда для изготовления «медных» инструментов используют собственно медь. Их делают из латуни и других металлов.

Второе подразделение базируется на первоисточнике колебаний. У всех медных духовых инструментов – мундштучная система, при которой вибрации возникают из-за воздействия губ музыканта. Если в мундштуке расположен язычок, колебания которого создают вибрации, такая система называется язычковой. Такой способ образования звука имеют, например, кларнет, саксофон, гобой. Флейты «работают» по лабиальной системе: струя воздуха рассекается об острый край стенки трубки, и возникают колебания.

К духовым инструментам, как особую разновидность, относят также орган – самый большой музинструмент по габаритам из существующих в мире, и самый сложный конструкционно. Он имеет как язычковые, так и лабиальные трубы, в которые воздух нагнетается с помощью мехов.

Виды струнных музыкальных инструментов

Струнные инструменты также появились еще в глубокой древности. Их «прародителем» называют охотничий лук, издающий звук при натяжении тетивы. Одни из старейших специально созданных человеком струнных приспособлений для игры – лиры и арфы. Как свидетельствуют археологические находки, этим музинструментам не менее 4,5 тысяч лет!

Читать еще:  Скандинавские женские имена и их значение. Шведские женские имена: список и значения Женские имена нордов

струнные

Эта группа также подразделяется на две большие подгруппы: смычковые и щипковые. Подразделение основано на технике запуска колебательных движений струн. У смычковых (виолончель, альт, скрипка и др.) это происходит с помощью смычка, а у щипковых (гитара, бандура, домбра, балалайка, арфа, гусли и пр.) – с помощью щипка.

Третья подгруппа значительно меньше. Она включает инструменты, во время игры на которых происходит удар по струнам. К ударному виду смычковых относят цимбалы, фортепиано, клавикорд.

Виды клавишных музыкальных инструментов

Главной особенностью клавишных музинструментов является наличие клавиатуры. Существует несколько разновидностей, отличающихся способом извлечения звуков и типом звукообразования:

  • духовые (орган, баян, аккордеон, гармонь);
  • струнные (фортепиано, рояль, клавикорд, клавесин);
  • ударные самозвучащие (челеста);
  • электронные (электроорган, синтезатор);
  • электромеханические (клавинет, электропиано).

Виды язычковых музыкальных инструментов

К язычковым музинструментам относят приспособления, в которых для звукоизвлечения используются язычки. Самая большая подгруппа в этой категории – деревянные духовые инструменты. Вторая подгруппа – музыкальные инструменты с несколькими язычками, издающими звуки разных тонов. Так играют гармоники – аккордеон, баян, фисгармония, органола, губные гармошки, мелодические гармоники, и др. Частично к язычковой группе причисляют и орган, поскольку часть его труб имеет язычки.

Классифицируют эти инструменты и по типу язычков, которых выделяют три: бьющие, проскакивающие свободно, металлические.

Виды детских музыкальных инструментов

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы (ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые).

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

  • 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
  • 2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,– свирели, дудки, рожки.
  • 3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
  • 4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их рассмотрим подробнее:

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы). Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки. Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона – более насыщенный, у триолы симоны – яркий и даже резковатый.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Ударные инструменты и игрушки (как инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных Карлом Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены.

Ксилофон – ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Имеются два варианта палочки, которыми ударяют по пластинам, – с деревянными или резиновыми шариками на концах.

Читать еще:  Самая короткая сказка бажова название. Сказы Бажова и их использование в сказкотерапии

Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.

Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя этапам:

  • * знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов
  • * умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)
  • * овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Одни из них обладают “стучащим” тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) – “звенящим тембром: треугольники, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи ( по типу погремушек) имеют “шуршащий” тембр: маракасы, погремушки, коробочки. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Таким образом, в детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, обучения детей начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.

Классификация музыкальных инструментов

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

Имени Янки Купалы»

Фурса Елена Станиславовна

БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студентки 2 курса группы СЗП-144

заочной формы обучения

Преподаватель Куровская Светлана Николаевна

Содержание:

1. Классификация музыкальных инструментов.

2. Белорусские народные инструменты и их история.

3. Системы и методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

4. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.

5. Методические рекомендации по организации детского оркестра.

6. Разработки упражнений, игр, занятий по приобщению дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

Большое внимание уделяли обучению игре на детских музыкальных инструментах педагоги Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной, Бублей С.П. «Детский оркестр», Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». В «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной дана подробнейшая классификация музыкальных инструментов и музыкальных игрушек, которые используются в работе с детьми.

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К.Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в 1-2 вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники. Через всю историю русского народа прошла любовь к незатейливым народным инструментам.

Методические рекомендации по организации детского оркестра

Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов разновидностей детского оркестра: шумовой, включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда; ансамбль, состоящий из одинаковых или однотипных инструментов; смешанный оркестр, включающий в себя разные группы инструментов.

Наиболее простой, доступный из них – шумовой оркестр.

Комплектование смешанного оркестра: цитр-6-8; металлофонов-5-7; аккордеонов-1-2; триол-2-3; кастаньет-2-3; треугольников-2-3: барабанов, бубнов, тарелок – по одному инструменту. Размещение детей в оркестре: детей рассаживают так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева-высокие. Ударные размещаются сзади, произвольно.

Шумовой оркестр можно организовать с младшими детьми, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли такта, отмечать метр музыки.

В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки как: колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка.

Важно подбирать тембры инструментов, которые выразительно бы подчеркивали характер музыки, элементы изобразительности.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры.

Читать еще:  Урок литературы на тему "М.Лермонтов "Герой нашего времени" ("Печорин и "водяное общество"). Сочинение на тему: Печорин и общество (роман «Герой нашего времени» М.Ю

Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Одна из разновидностей шумового оркестра – ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.)

Прежде чем создать смешанный оркестр, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например, металлофонов, цитр.

Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека).

Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми – сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов, определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии. Чтобы определить соотношение длительностей звуков прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят её на музыкальном инструменте.

В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний – «играть музыку».

Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образны детских музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевой игре. Ко вторым относят уменьшенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.

Классификация музыкальных инструментов

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые. В свою очередь инструменты подразделяются на виды: беззвучные и звучащие.

Беззвучные: изображение музыкальных инструментов с немой клавиатурой. Такой вид развивает творческое воображение.

Звучащие:неопределенно звучащие, с фиксированным звуком или мелодией, мелодические инструменты.

Ударные: звук возникает при ударе рукой, палочкой, встряхивание (бубен, барабан, румба ит.д.)

Струнные:звук возникает от прикосновения пальцами или медиатором к струне (арфа, цитра).

Духовые: звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента (флейта, триола).

Клавишно-язычковые: звук возникает, когда нажимают клавишу (баян, гармонь, аккордеон).

Ударно-клавишные: звук вызывает удар молоточка по пластинам, когда нажимают клавишу (пианино).

Электро-музыкальные: работают от сети и батареек («Пиле», «Фаэми»).

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Источники:

http://eduardsurzhyk.org/vidy-muzykalnyh-instrumentov/
http://studwood.ru/760044/kulturologiya/vidy_detskih_muzykalnyh_instrumentov
http://megaobuchalka.ru/10/32842.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии