Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения. Сравнительный анализ

Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения. Сравнительный анализ

МЕТОДИКА 1. Художественные материалы и техники в практике обучения ИЗО.

Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания

Изобразительного искусства

1. Художественные материалы и техники в практике обучения изобрази­
тельному искусству.

2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.
Сравнительный анализ.

3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.

4. Методы научно- педагогических исследовании в области методики
преподавания изобразительного искусства.

5. Диагностика художественного развития учащихся средней школы.

6. Особенности педагогического общения на уроках ИЗО в школе.

7. Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном
образовании и воспитании школьников.

8. Содержание образования по изобразительному искусству в школе.

9. Изобразительный, музыкальный, литературный ряд на уроках ИЗО в
школе.

10.Методы педагогической драматургии в обучении ИЗО. 11 .Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12.Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

13. Структура программы обучений изобразительному искусству
Б.М.Неменского.

14. Внекласснач работа по изобразительному и декоративно-прикладному
искусству в школе.

15. Учебные и творческие задачи при работе над натюрмортом.
16.Реализация проблемного метода обучения на уроках ИЗО.

17.Формирование художественно-творческой активности школьников на

уроках ИЗО. 18.Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции “Приобщение к

мировой художественной культуре”

19.Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения. 20.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в

21. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства. 22.Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на

уроках ИЗО в школе. 23.Основные дидактические принципы преподавания ИЗО в школе, с позиции

концепции “Школа рисунка – графическая грамота”. 24.Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках и

во внеклассной работе с учащимися общеобразовательной школы. 25.Педагогические технологии и методики обучения изобразительному

искусству. Определения понятий.

МЕТОДИКА 1. Художественные материалы и техники в практике обучения ИЗО.

Техники художественные– в соответствии с изобразительными видами искусства техники художественные делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические).

Живопись– один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных

Среди изобразительных видов искусства живопись – наиболее популярный вид, не смотря на то что графика – самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изображение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении.

Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям sxd деталей нередко оказывается невозможной. Когда акварель употребляется с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, свойства этого материала меняются, приближаясь к гуаши.

Гуашь(от итал. «водяная краска») – 1. Красочный материал, сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большей кроющей способностью. Гуашью работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водою. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись гуашью ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании гуашь светлеет

2. Гуашь – техника, которую в отличии от акварели принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.

Мозаика– разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ – смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей и т.д. Изображение составляется из укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу предназначенном ей месте (стена, свод, и пр.) или на отдельной плитке, которая затем вделывается в стену.

Графика(от греч. «пишу», «рисую») – один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и в жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок. Цвет в графике ограничен избранной техникой и цветом основы (в большинстве случаев бумага – белая, тонированная, окрашенная или цветная, реже – пергамент, шелк).

Читать еще:  Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры. Русский реализм конца XIX – начала XX века и его развитие

К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже – акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим.

Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).

Пластические искусства– то же, что пространственные, визуальные (зрительные), изящные искусства С некоторой долей условности пластические искусства делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные, или тектонические: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

Скульптура(или в рамках школьной программы – лепка), (от лат. «ваять», «высекать») – вид изобразительного искусства.

Художественная выразительность скульптуры определяется выбором материала (мрамор, гранит, бронза, дерево, в рамках школьных уроков – пластилин, бумага, гипс, глина), способом обработки (высекание или лепка), особенностями формообразования и стиля. 2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.Сравнительный анализ.

ПрограммаЬ.М.Нсменскш о «Изобразительное искусство ихудожественный труд. 1-9 классы».

Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г.

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный

ТРУД

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических

навыков и навыков художественного воспитания.

Концепция и задачи Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:

– формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры;

– обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

– развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

– усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-
ценностных критериев жизни;

– развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности
детей.

Основные виды деятельности:

– Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– художественное фотографирование и видеосъемка;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ товарищей,результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Программа В.С.Кучина. «Изобразительноеискусство. 1-9 классы» (автор IM‘.Кучин, К.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.:

Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения. Сравнительный анализ.

К видам деятельности на уроках ИЗО относят то, что делает ребенок (рисует, конструирует, лепит ). Различие в видах деятельности можно проследить сравнивая различные программы обучения.

Возьмем 4 программы Неменского, Кузина, Юсова и Шпикаловой.

Кузин «Школа рисунка – графическая грамота»: учит профессионалов. Это академическая школа. Она учит школьников графической грамоте (основа рисунка реалистического, навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративное рисование, беседа.).

Виды деятельности: беседа, рисование с натуры, рисование по представлению и воображению, рисование на темы, ДПИ. Деятельность направлена на объекты окружающей действительности.

Программа Неменского «Приобщение к мировой художественной культуре как к части духовной культуры» воспитывает грамотных зрителей. Графическая грамота лишь средство. Идет смешение всех видов деятельности (их единство): дети рисуют, мастерят, лепят, конструируют. Помогают в этом З Мастера – Мастер Изображение (изо искусства со всеми видами и жанрами), Мастер Украшение (ДПИ), Мастер Постройки( конструктивные искусства – архитектура). Это принцип организации самого искусства.

Виды деятельности: изображение на плоскости, в объеме, с натуры, по памяти, воображению; декоративная и конструктивная работа, лепка, аппликация, объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность, худ. фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусств; обсуждений работ товарищей и результатов коллективного творчества; обсуждение худ. наследия, подбор иллюстраций, прослушивание литературных и музыкальных произведений, народных, классических и современных.

Читать еще:  Сведения о картине мальчишки художника федора решетникова. Презентация - Сочинение-описание по картине Ф.П

Принцип организации программы Шпикаловой через фольклор (связь с ремеслами). Традиционное искусство переходит в профессиональное. Дети изучают костюмы народные, орнаменты, растения используемые в орнаментах.

Виды деятельности: рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение декоративных композиций: сюжетно-тематические, натюрморт, орнамент, импровизация; моделирование и худ. конструирование изделий из бумаги; лепка, худ. роспись, аппликация, работа с тканью, работа с природными материалами; ценностно-ориентационная (диалоги об искусстве)

Программа Юсова «Взаимодействие интеграции искусств в поле художественного развития школьников» учит отношению к предмету через художественный образ.

Виды деятельности: практическая художественная деятельность в ИЗО, лепка, ДПИ, рисование на темы, беседы по искусству. С помощью эстетического восприятия действительности.

Декоративное искусство связано с повседневной жизнью и бытом человека, потому оно наиболее полно передает жизнь и хранит национальные традиции. Важно различать для учеников народное искусство и профессиональное народно-прикладное.

Народное искусство – созданное народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций.

Декоративно-прикладное – воплощает изделия с практическим применением в общественном и частном быту, и отличаются декоративной образностью.

Изучение народного и дпи удобно совмещать с краеведением, историей. Народное искусство, как часть духовной культуры, есть источник идей для профессиональных художников. Произведения дпи передают детям представление народа о красоте, добре.

Авторы программ Кузин, Неменский, Шпикалова уделяют внимание декоративному искусству.

Кузин вводит ДПИ понемногу на протяжении всех лет обучения. Оно осуществляется в процессе в процессе выполнения учащимися декоративных композиций. В содержании «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства воспитания эстетического, трудового, патриотического. Также любовь к родному краю, традициям родной земли, труду взрослых.

Неменский активно использует дпи в своей программе, уделяя год (7 класс). Ученики должны понять особенности дпи, его место в жизни человека, отмечать содержательный смысл художественно-образного языка, знать корни этого искусства, промыслы, и создавать свои проекты.

Шпикалова рассматривает народное искусство как часть материальной и духовной культуры. Считает, что восприятие мира ребенком происходит через дпи, где первоосновой является образ изделия. Программа Шпикаловой направлена на сохранение наследия народа и дпи рассматривается как часть современной жизни.

Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского

Из программы Неменского

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» – это целостный интегрированный курс, включающий в себя все основные виды искусства: живопись, графику, народное и дпи, скульптуру, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные виды искусства.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов худ деятельности – конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти 3 вида являются основой для деления визуально-пространственных искусств на виды (напр., Изо – живопись, графика, скульптура), также каждый из них присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всех видов искусства в единую систему, членимую по принципу вида худ деят-ти.

Приоритетной целью худ образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества

Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлимой части культуры духовной.

1. Целостная система введения в худ культуру (изучение всех основных видов пространственных искусств на единой основе)

2. «От жизни через искусство к жизни» (связь искусства с жизнью, привлечение жизненного опыта детей)

Рисование с натуры, по памяти и по представлениюна уроках ИЗО в общеобразовательной школе – все эти 3 вида деятельности есть во всех программах в разных пропорциях.

Первые 2 ярче всего представлены в программе Кузина:

Читать еще:  Нод рисование поздняя осень в подготовительной группе. План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Поздняя осень»

Рисование с натуры – изучение и отображение натуры на плоском листе

•Рисование по памяти с использованием натуры – показали → закрыли → ребенок рисует по памяти

Рисование по представлению рекомендуется в программах Неменского и Шпикаловой, оно является частью последовательного изучения натуры.

Рисование с натуры → рисование по представлению (фантазии) на основе полученных знаний

У Шпикаловой идет стилизация для орнамента

Рисование с натуры у Кузина и Неменского: например, натюрморт – композиционное решение, свет, цвет, пропорции, форма

По представлению – придумать натюрморт, который бы рассказывал о человеке (часто в декоративной технике)

То же самое с портретом:

•Портрет соседа (натура)

•Портрет мамы (по памяти)

•Портрет из фруктов (воображение)

Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции «приобщение к мировой художественной культуре» (Неменский).

• Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

• Формирование понимания роли искусства в жизни: роль искусства в организации форм среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира, о представлениях о прекрасном и безобразном.

• Формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира как средства размышления о нем, как формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры.

• Обеспечение поступательного художественного развития ребенка.

• Развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства.

• Усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-ценностных критериев жизни.

• Развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности детей.

• Принцип постоянства связи искусства с жизнью.

• Принцип целостности и неспешности, прочувствованности освоения материала каждой темы.

• Принцип единства воспитания и созидания;

• Принцип проживания как формы обучения и формы освоения художественного опыта

• Частично поисковый (эвристический).

• Изучение художественного наследия.

• Подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.

• Прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

• Восприятие явлений действительности и произведений искусства.

• Декоративная и конструктивная работа.

• Изобр. на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению).

Сравнительный анализ современных концепций методики преподавания изобразительного искусства

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г.

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный труд

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю. При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного воспитания.

Концепция и задачи:

– формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры;

– обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

– развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

– усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-
ценностных критериев жизни;

– развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности
детей.

Основные виды деятельности:

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– художественное фотографирование и видеосъемка;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Программа В.С.Кучина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (автор Кучин, К.В. Шорохов, Э.И. Кубышкина и др.) (М.:

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источники:

http://megalektsii.ru/s54612t1.html
http://infopedia.su/11x2bc2.html
http://studopedia.org/8-70948.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии