Виды декоративно прикладное искусство в детском саду. Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду средствами декоративно – прикладного искусства

Виды декоративно прикладное искусство в детском саду. Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду средствами декоративно – прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство-как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника
учебно-методический материал на тему

формирование художественного вкуса средствами народного искусства

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Березка» п. Лиственичный « Декоративно – прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Тема: « Русский сувенир»

Цель: Формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и народно-прикладном искусстве, и развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает.

Актуальность: необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка. Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств; воспитает лучшие черты народного характера смелость, гуманность , преданность гражданскому долгу , Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм ; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа.

Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное. Ключевая творческая идея традиционных промыслов – утверждение единства природного и человеческого мира.

  1. Приобщение детей к прекрасному через знакомство с народно-прикладным искусством, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети; – расширять представления о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей;
  2. Формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей; учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов
  3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, развивать художественно – творческие способности детей. Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Практическая значимость: естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений русского народного искусства. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается маленькими детьми ещё стоящих на первой ступеньке восприятия красоты окружающего его мира.

Программа основана на интеграции различных образовательных областей- комуникации, познание, художественное творчество и видов детской деятельности – художественно-речевая, музыкальная, игровая, изобразительная, театрализованная, в основе которых лежит ознакомление с народным искусством , при этом народному искусству уделяется особое внимание. Постепенно под влиянием педагогов дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом воспитании пути познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли является результатом пережитого в художественных образах. С годами удельный вес осмысления произведений увеличивается – дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений. Это обеспечивает ему успешное овладение учением и спокойную адаптацию в школе. Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей. C одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности в том числе и эстетического восприятия, с другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Методы и приемы:

Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров. Детей можно научить в первом новому приему построения узора на круге – заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям дают овал, треугольник, розетта и шестиугольник – формы, более сложные для построения узора. В старшей группе в количестве композиционного приема необходимо чаще применять принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элемента узора дети могут использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии , мазки, точки, круги) и более сложные формы -растительные ( листья, ягоды, цветы, ) , которые трудно повторить несколько раз. Ребятам нужно показывать новые приемы рисования кистью, прикладывание кисти к бумаге плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. В старшей группе детей можно научить использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний дети учатся видеть красоту цвета в определенной гаме: синий, голубой, белый, оранжевый, желтый, и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора. Например, тонких кружевных узоров снежинок кружева. В старшей группе детей необходимо учить составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Формы и методы ознакомления детей с искусством разнообразны. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям; самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений. Знакомя детей с народными игрушками, воспитатель должен стремиться вызвать у них эмоциональное отношение к образу, учить видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Воспитатель должен поощрять самостоятельное рассматривание, выслушивает рассказы детей. Основной метод при показе образцов декоративно-прикладного искусства – беседа. Показ диапозитивов о предметах народного искусства, способствует обогащению восприятия детей, активизирует их творчество, повышает художественное качество детских работ. Анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертание народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта.

Читать еще:  Ответить вопросы по русской литературе. Материал по литературе на тему: Шуточная викторина по литературе

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение П. Лиственичный , Кондинского р-она , ХМАО-Югры Детский сад «Березка» Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников Воспитатель 1 квалификационная категория Петрова Евстолия Анатольевна 2014 г.

Цель : Формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и народно-прикладном искусстве, и развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает. Основные задачи: Приобщение детей к прекрасному через знакомство с народно-прикладным искусством, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети ; – расширять представления о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей; 2.Формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей , творчества и способностей; учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. 3.Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству развивать художественно – творческие способности детей . Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой . Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

А ктуальность Необходимым условием построения современной системы Эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры Ключевая творческая идея традиционных промыслов утверждение единства природного и человеческого мира

Практическая значимость Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений русского народного искусства . Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Кроме того в программе «От рождения до школы» Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой соответствующей ФГОС немалое место в образовательных областях :художественное творчество, музыка познание уделено народно прикладному искусству. В образовательной, игровой, продуктивной и других видах детской деятельности )

Интеграция образовательных областей Программа основана на интеграции различных образовательных областей- коммуникации, познание, художественное творчество и видов детской деятельности – художественно-речевая, музыкальная, игровая, изобразительная , театрализованная , в основе которых лежит ознакомление с народным искусством , при этом народному искусству уделяется особое внимание . Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений . Это обеспечивает ему успешное овладение учением и спокойную адаптацию в школе . Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств . Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных художественной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей Прекрасно сочетается обучение народно-прикладному искусству с фольклором ( потешками , частушками, колыбельными). В Познавательном развитии – это знакомство с традициями народов, посуда, одежда, история родного края, материалы. Неисчерпаемый источник это игровая деятельность детей (народные игры, фольклорные Праздники, считалки, скороговорки) Да и само художественное творчество не ограничивается копированием оригинальных изделий народного творчества – это может быть как Нетрадиционное рисование по мотивам народных промыслов (пальчиковое, Изонить , печатонье и др.), так и использование методов на занятиях по лепке, аппликации.

Методы и приемы Работы с детьми по ознакомлению с народно-прикладным искусством выбор материалов, цветового решения Чередование элементов Показ диапозитивов о предметах народного искусства , способствует обогащению восприятия детей. Анализ образцов национальных изделий , чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертание народного орнамента , его композиционного строя и колорита. К мотивирующим методам при знакомстве с народно прикладным искусством можно отнести эмоциональный характер подачи материалы , создание ситуации занимательности и новизны . Направленность на зону ближайшего развития.

Технические приемы : Для воспроизведения узоров гжельской росписи следует сначала предлагать образцы окаймляющего орнамента, которые выполняются приемом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. Вертикальным положением кисти выполняются тонкие и волнистые линии, дуги, точки. След всей кисти на бумаге создает мазок. Его направление зависит от положения руки ребенка при рисовании движение по вертикали, горизонтали или наклона. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой; самостоятельными Высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов, музыкальным сопровождением.

Приемы рисования Приемы рисования в декоративном рисовании ничем не отличаются от Приемов применяемых в обучении дошкольников – это примакивание , Тычок, вытягивание и др. даже казалось бы самые трудные узоры в Хохломской или жостовской росписи это всего лишь накладывание мазков друг на друга. Рисование коней, птиц так же не будет сложно для понимания и воспроизведения, если правильно объяснить и наглядно показать технику рисования. Любая роспись это прежде всего народное искусство и начиналась любая роспись с народных мастеров т.е не имеющих специальных знаний и умений. Именно самобытность и доступность материалов и приемов народно-прикладного искусства делает её ценнейшим инструментов в деле эстетического развития дошкольников.

Достижения в развитии художественного творчества детей

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников

Декоративно-прикладное искусство вид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.

Декоративное искусство – это один из видов пластического искусства. С.В.Погодина и Н.М.Сокольникова делят декоративное искусство на: монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи); народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия); оформительское искусство (оформление выставок, экспозиций ) .

Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства: утилитарность, практическая принадлежность; нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения),сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий; коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства; традиционность, характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности; реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

Народное декоративно-прикладное искусство должно найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа),именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.

Д.С.Лихачев писал, что если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное»,то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства – как некоей радости, самостоятельной ценности. Народное творчество учит понимать условность творчества .

Читать еще:  Анализ драмы «Лодка» или «Царь Максимилиан». Народная героико-романтическая драма "царь максимилиан"

По образному выражению К. Д. Ушинского, ребёнок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями. Благодаря средствам декоративно-прикладного искусства человек учится видеть красоту. Но это не означает, что ребёнок в будущем должен быть художником или искусствоведом, он просто получить некоторый объём сведений из теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Потому что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий.

Когда говорят об использовании произведений декоративно-прикладном искусства в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев: резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка,— это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа.

Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Преобладание растительных форм – особенность русского народного искусства. «Напевность и ритмичность русского орнамента срони российским просторам и плавным ритмам народных песен», – отмечает Н.М.Сокольникова .

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее:

народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;

народном искусстве собран традиционный художественный опыт поколений;

произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

С.В.Погодина выделяет фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:

подготовительная – накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;

аналитическая – активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа;

творческая – самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;

оценочная – сравнение и оценка произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Всякое ознакомление включает в себя:

двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);

аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;

субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведения

народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развитие его художественно-творческих способностей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:

стадия целостного изучения – дети воспринимают целостный образ произведения;

стадия константности – дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

стадия структурности – дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;

стадия осмысленности – дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;

стадия избирательности – каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования методов, таких как: методы воспитания ( показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого ) и методы обучения ( показ, упражнение , объяснение, метод поисковых ситуаций ).

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники, посвященные народным традициям, народного искусства, с исполнением фольклорных старинных песен, хороводов. Организуются ярмарки с самодельными товарами. В таких праздниках принимают активное участие все — и стар и мал. Похожие праздники и развлечения организуются и в детских учреждениях. Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.

Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово). Игра как форма ознакомления доступна и многофункциональна: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры (игры-вкладыши, игры с карточками, игры с игровым полем, игры-пазлы, игры-конструкторы); подвижные и малоподвижные игры.

Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного декоративного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а следовательно вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Народное декоративно-прикладное искусство – сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в тоже время самое демократичное и доступное человеку с детства.

Виды декоративно прикладное искусство в детском саду. Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду средствами декоративно – прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формировании общечеловеческих ценностей. Использование в эстетическом развитии ребёнка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

В детском саду ребёнок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство – это один из видов пластического искусства. Делят декоративное искусство на монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи), народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия) и оформительское искусство (оформление выставок, экспозиций и т.д.).

Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого, выполняя определённую практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало. Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности. Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт.

В народном декоративно-прикладном искусстве практическая, обрядовая, эстетическая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий – быть полезными и красивыми. Когда мы говорим о декоративно-прикладном искусстве, важным понятием является народный художественный промысел.

Читать еще:  Рисунок на летнюю тему карандашом. Картинки для детей на тему “Лето” для занятий в детском саду и дома

Дошкольников знакомят с некоторыми промыслами: матрёшкой, с городецкой, хохломской росписями, с филимоновской и дымковской игрушками, керамикой Гжели. Сила искусства народных промыслов заключается в передаче оригинальных приёмов мастерства.

Знакомясь с разнообразием и богатством изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Народное искусство даёт пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям.

Знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребёнка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям.

В произведениях декоративно-прикладного искусства одним из основных компонентов, привлекающих к себе внимание, является форма. В ней закладывается несколько характеристик: она во многом определяет назначение предмета, выражает замысел мастера, служит неким символом. Эстетическую ценность предмет приобретает благодаря орнаменту. Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь, для которого характерно ритмическое расположение элементов рисунка. Орнамент – наиболее характерная черта, особый знак предметов крестьянского творчества. Орнамент позволяет говорить об эстетике предмета, его художественности.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Знакомство ребёнка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности. При рассмотрении элементов узора можно вносить элемент игры: найти одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.

Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостова).

С.В.Погодина предлагает строить работу по развитию детского декоративно-прикладного творчества в трех направлениях:
– знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;
– обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров;
– развитие детского декоративного творчества.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

Чему должны быть обучены дети
по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/10/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-hudozhestvenno
http://infourok.ru/dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-esteticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-1318300.html
http://ivushka10.ucoz.ru/publ/vospitateli/metodicheskaja_kopilka/dekorativno_prikladnoe_iskusstvo_kak_sredstvo_ehsteticheskogo_razvitija_doshkolnikov/4-1-0-174

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии