3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вера Сергеевна Аксакова как прототип Лизы Калитиной — героини романа И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”

Вера Сергеевна Аксакова как прототип Лизы Калитиной — героини романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Роман был задуман в начале 1856 года, закончен осенью 1858 гола в Спасском, «накануне сорокалетия». В это время писатель окончательно бросил все помышления о семейной жизни, графине Елизавете Егоровне Ламберт писал: «Я не рассчитываю больше на счастье для себя, т. е. на счастье, в том опять-таки тревожном смысле, в котором оно принимается молодыми сердцами; нечего думать о цветах, когда пора цветения прошла»‘,

Тогда же Вера Сергеевна Аксакова в письме к своей двоюродной сестре Маше Карташевской писала: «Ты ошибочно употребляешь слово духовный вместо душевный, говоря, что я мирюсь с отсутствием счастья духовного, нет, с этим мириться невозможно, без этого жить нельзя. Но личное душевное счастье еще не духовное, и потому без него жить можно и даже жить не напрасно. «2

Как отмечает Е.И. Анненкова в своей прекрасной книге «Аксаковы»: «Эти слова выразили, подытожили некий духовный опыт Веры Аксакоцой, существо ее убеждений, обретенных в семье, но не в меньшей мере выношенных в глубине собственного сознания, изведавшего многие сомнения, однако последовательно, хотя и нелегко, движущегося к убеждению, что жизнь — это «трудный подвиг»3.

Внутреннее совпадение позиций И.С. Тургенева и Веры Аксаковой отразилось в романе «Дворянское гнездо», в его главной теме самоотречения, к которому пришли и Федор Лаврецкий, герой автобиографический, и Лиза Калитина, самая идеальная из всех тургеневских девушек. О Лаврецком в эпилоге романа сообщается, что он действительно перестал думать о собственном счастье»4. Лиза же изначально убеждена, «что счастье на земле зависит не от нас»‘.

Впервые о том, что Вера Аксакова — возможный прототип Лизы, высказалась Е.И. Анненкова, правда, оставила свое предположение под вопросом. Он может быть снят в ходе специального изучения. Творческая история романа свидетельствует о том, что вне, так сказать, аксаковского контекста он создан быть не мог.

Исследователи считают, что на «Дворянском гнезде» лежит славянофильская печать. Это можно объяснить влиянием аксаковской семьи на писателя. 1850-е годы в его жизни действительно прошли под знаком интенсивной переписки с Сергеем Тимофеевичем, Иваном и Константином Аксаковыми. Несколько раз Тургенев приезжал и в Абрамцево, ставшее именно тогда одним из важнейших русских дворянских культурных гнезд, Домом в духовном смысле. Тургенев, как и Гоголь, бесконечно странствуя по Европе, не случайно тяготел к аксаковскому гнезду.

Духовной доминантой в Абрамцеве было христианское смирение. Ольга Семеновна Аксакова в одном из писем Ивану назвала свой дом «абрамцевским монастырем». Вера Сергеевна в это время жила как монахиня в миру, все явления жизни поверяя нравственным христианским критерием. Так, ей не нравились повести графини Салиас, идеалом которой было благоденствие, счастье в жизни (будет ли оно заключаться в удобствах жизни или в удовлетворении личных потребностей, любви, — все равно). Искание только такого счастья Вера Аксакова считала безнравственным.

Вот другие ее высказывания 1854 года (когда Тургенев познакомился с ней): «Я думаю. большая разница между требованиями Божьими и требованиями человеческими»7. «В Москве я пришла к отчаянному убеждению, что мы столько согрешили и вместе с тем так мало способны к очистительному покаянию».

Сознание родового, сословного греха тяготило и Лизу Калитину. Ее пронизывает чувство вины за несовершенство окружающей жизни и своего сословия: «Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, и свои грехи, и чужие. Все это отмолить, отмолить надо. «

Типологическое сходство между героиней Тургенева и Верой Аксаковой большое: обеих можно отнести к типу православного аскетического самосознания, к тому высшей красоты положительному типу русской женщины, для которой «счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа», по словам Ф.М. Достоевского.

Е.И. Анненкова первая скрупулезно исследовала письма и дневник Веры Сергеевны и пришла к выводу, что «духовное смирение составляло ее естество, ее «я». «Она уже почувствовала, какого духовного труда стоит преодоление земной природы, и она будет пытаться этот подвиг совершить, неостановимо двигаясь по избранному пути»10.

Отметила исследовательница у Веры и Константина Аксаковых отсутствие «спасительного эгоизма личности, защитного самоудовлетворения». То же самое можно сказать о Лизе Калитиной. Современному читателю трудно понять мотивы ее решения уйти в монастырь, отказа от брака с Лаврецким, трудно понять, как можно по-христиански отказаться «от собственных своих желаний» (слова Веры Сергеевны).

Тургенев тоже не сразу пришел к этому идеалу. По началу Аксаковы считали его религиозную индифферентность безнрав¬ственной. Вере Сергеевне писатель при первых встречах активно не понравился. Восхищаясь А.С. Хомяковым, его «истинной разумной верой», Тургенева она воспринимала как «вполне ему противо¬положного человека и чуждого всем духовным интересам. Но уже в 1858 году она изменила мнение: «С Тургеневым происходит в настоящую минуту переворот к лучшему, и он маменьке говорил с полной откровенностью о себе, каясь в прежних грехах»13.

Читать еще:  Что нужно знать тем, кто начинает бегать. Что нужно знать тем, кто решил заняться составлением рекламных текстов

Эти заметки Веры Сергеевны вызывают ассоциации со сценой из «Дворянского гнезда», когда Лаврецкий, вернувшись с разбитым сердцем из-за границы, посещает дом Калитиных и поздно вечером сидит в комнате Марфы Тимофеевны, а она, «стоя перед ним. изредка и молча гладила его по волосам. Она. так все понимала, она. так сочувствовала всему, чем переполнялось его сердце. «

Написав роман. Тургенев послал его Сергею Тимофеевичу Аксакову со словами: «Посылаю на суд Вам мою последнюю повесть; желаю, чтобы она заслужила Ваше одобрение»14; причем, писатель рассчитывал и на мнение младших Аксаковых.

Всем Аксаковым «Дворянское гнездо» понравилось, по словам Веры Сергеевны, «в новой повести много простоты, искренности, теплоты». Заметила ли она, что Лиза Калитина напоминает ее? Ведь в характерах обеих прочен был религиозный стержень. Сам Тургенев его обозначил в письме к Елизавете Ламберт в начале 1858 года: «Я теперь занят другою, большою повестью, главное лицо которой — девушка, существо религиозное: я был приведен к этому лицу наблюдениями над русской жизнью».

Русский колорит в «Дворянском гнезде» несомненен. «Глубокое и сильное чувство родины» в Лаврецком — от автора. В Спасском и в Абрамцеве оно в нем укреплялось, как это видно из писем к С.Т. Аксакову. Со старшими Аксаковыми Тургенев особенно сблизился. С Сергеем Тимофеевичем его сближала любовь к природе, к охоте. Оба считали, что «должно учиться у природы ее нравственному и спокойному ходу, ее смирению. «17 В Ольге Семеновне Тургенев полюбил все русское, родное, которое в ней. по словам сына Ивана, особенно отчетливо проявлялось. С младшими Аксаковыми — братьями Константином и Иваном — писатель много спорил, но обоих уважал.

Нельзя все же согласиться с Е.И.Анненковой, что Вера Сергеевна ничем не заняла, не заинтересовала автора «Дворянского гнезда». Он не мог не заметить ее чувства долга, нравственного чутья.

Она олицетворяла их в семье в максимальной степени. В дневнике 1854-55 годов выразилась ее сокровенная религиозность — чувство личной вины, глубочайшей нравственной ответственности, духовной готовности к покаянию. И хотя эта религиозность была сокровенной, интимной, чуткий художник Тургенев мог угадать ее в старшей дочери Аксаковых.

Думается, ее обаятельный и чистый облик поразил его, привлек внимание к тем проявлениям русской духовности, которые он связывал, наряду с сильным гражданским духом, искусством, наукой, и с русской верой.

Не все Тургенев в ней углядел. Духовный потенциал Веры Сергеевны Аксаковой глубже, значительнее того, что предстал в Лизе Калитиной. Тайну человеческой души исчерпать нельзя. Автор «Дворянского гнезда» это понимал. Видимо, поэтому Лиза у него мало говорит. Она очень сдержанна в выражении своих нравственных и ‘религиозных чувств.

Но духовная, русская доминанта ее трагического образа конгениальна Вере Аксаковой, которую, на наш взгляд, можно считать идейным прототипом лучшей тургеневской героини. Писатель мог ее найти только в таком дворянском гнезде, как аксаковское Абрамцево.

1. Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем. Письма в 13 тт. Т. 2.- М.-Л.. 196!.-С. 365.
2. Цит. по: Анненкова Е.И. Аксаковы. Преданья русского семейства. -СПб.. Наука.- С. 201. Там же. С. 202.
3. Тургенев И.С. Поли. собр. соч. в 28 тт. Т. 7. — М.-Л.. 1964 -С.293.
4. Тамже. С. 221.
5. Анненкова Е.И. Указ. соч. С. 186.
6. Там же. С. 190.
7. Там же. С. 191.
8. Там же. С. 161.
9. Там же. С. 169.
10. Там же. С. 162.
11. Там же. С. 195.
12. Там же. С. 201.
13. Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем. Письма в 13 тт. Т. 2-С.261.
14. Анненкова Е.И. Указ. соч. С. 203.
15. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. Письма в 13 тт. Т. 2.-С.179.
16. Там же. С. 366.

В.В.БОРИСОВА,
доктор филол. наук. БГПУ

Дом Лизы Калитиной

Что же известно об этом Доме? Построен он был в 1855 году по проекту архитектора Лутохина И.П. Когда-то в нём жила девушка по имени Евдокия Коротнёва. Она, также как и героиня Тургенева, ушла в монастырь, стала монашкой Макарией.

С 1859 года Дом принадлежал приятелю Тургенева Африкану Васильевичу Сафонову, к которому Иван Сергеевич частенько наведывался в гости.

Строение оставалось жилым до начала третьего тысячелетия, менялись жильцы, делались перепланировки, а с середины 90-х по-соседству начали расти особняки. Литературной общественности Орла, всем неравнодушным жителям города удалось отстоять заповедный уголок, не допустить сноса Дома. Но найти деньги на его реконструкцию не удаётся на протяжении долгих лет.

В местной прессе, в интернет ресурсах регулярно появляются публикации на эту тему. Приведу отрывки из некоторых заметок разных лет*.

2006 год.
— Уже к 5-му августа дом обнесут строительным ограждением, но вот сама реконструкция планируется на конец текущего года — начало следующего. Однако если не появятся инвесторы, домик Лизы Калитиной рискует превратиться в очередной долгострой. (Симакова Светлана)

2010 год.
— 16 сентября в администрации Орла прошло очередное заседание Попечительского Совета по возрождению Дворянского гнезда. В частности, основной проблемой, обсуждаемой в этот раз членами Совета во главе с председателем М.В. Вдовиным, стал процесс перевода «Дома Лизы Калитиной» из жилого фонда муниципалитета в нежилой. Только в результате данной процедуры могут быть начаты работы по восстановлению объекта и сбору денежных средств на эти цели.
По информации начальника Управления культуры администрации Орла Т.В. Исаевой, в настоящее время ЗАО «Орелреставрация» провело обследование «Дома Лизы Калитиной». В результате чего составлен технический акт, в котором говорится о том, что восстановлению подлежит 66% объекта. В течение долгого времени дом эксплуатировался без капремонта. Тем не менее, восстановительные работы можно провести таким образом, чтобы объект сохранил статус памятника.
По словам В. А. Ливцова, руководителя Орловского областного отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры, не стоит «раскатывать Домик Калитиной по бревнышкам», полностью разбирать старый сруб. Можно провести восстановление самых ветхих бревен (как это было сделано в орловском музее им. Русанова).
В настоящее время дело – за составлением проекта по реставрационным работам. Однако данный документ не сможет появиться, пока не будет осуществлена передача объекта из жилого фонда в нежилой, а члены Попечительского Совета не выберут вариант того, что, собственно, должно получиться в результате реставрационных работ из «Дома Лизы Калитиной»

Читать еще:  Как нарисовать балерину из балета петрушка поэтапно. Как нарисовать танец карандашом поэтапно

2014 год.
— Депутаты горсовета никак не могут согласовать проект дома Лизы Калитиной. Очередная, третья по счету попытка, провалилась на последней сессии горсовета. Сметная стоимость реставрационных работ по восстановлению дома Лизы Калитиной — тридцать семь миллионов рублей — была названа еще в декабре. Проект будущей реставрации прошел госэкспертизу и получил одобрение в министерстве культуры, но депутаты утвердить его не могут до сих пор. Проект, который писали и согласовывали долгих 4 года, вновь отправлен на доработку. Через месяц с небольшим станет известно, какая компания приступит к реставрационным работам. До этого народные избранники должны успеть с положительным заключением уже трижды презентованного проекта.

2015 год.
— Губернатор Вадим Потомский поручил зарезервировать в бюджете 2016 года 31,5 миллиона рублей на реставрацию дома Лизы Калитиной. Страсти вокруг спасения этого памятника истории и культуры середины XIX века кипят уже давно. О планах его реконструкции толковали ещё десять лет назад, но до сих пор ничего не сдвинулось с мёртвой точки. Готовый проект дома одобрила госэкспертиза, но денег на него так и не нашли. Между тем дом Лизы Калитиной включён в список юбилейных объектов к 450-летию Орла. И теперь появилась надежда, что переломным в этой грустной истории станет 2016 год.

2016 год.
— Знаменитый дом, известный всем по роману Тургенева «Дворянское гнездо», хотели отреставрировать к юбилею Орла. Но пока он останется без ремонта. Причина – нехватка денег. Вместо необходимых 30 млн. рублей нашлось только четыре. Но финансы будут выделены – уверен председатель попечительского совета по возрождению «Дворянского гнезда», и, возможно, уже в конце года объявят торги. (Орловское информбюро, Алина Чабан)

2019 год
— Реконструкция объекта культурного наследия «Дом Лизы Калитиной» в составе литературного заповедника «Дворянское гнездо» в Орле требует не менее 58 млн. рублей, сообщил ТАСС в понедельник начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия региона Сергей Семиделихин.
В феврале 2019 года попечительский совет по возрождению «Дворянского гнезда» обратился к губернатору области Андрею Клычкову с просьбой провести реконструкцию дома в рамках мероприятий по благоустройству заповедника. Власти региона в течение 15 лет пытались безуспешно найти инвестора, готового восстановить объект культурного наследия, в котором, по преданию, жила прототип героини романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо». Тургенев неоднократно описывал заповедник в произведениях.
…Губернатор области Андрей Клычков в беседе с ТАСС подчеркнул, что «Промет» разработал только концепцию реконструкции, также требуется подготовить концепцию работы уже отреставрированного здания. «Я вижу смысл в реконструкции. Мы рассматривали возможность открытия ремесленнической мастерской», — заявил он, отметив, что инвестор для реализации проекта пока не найден. (ОРЕЛ, 4 марта. /ТАСС/).

… Годы идут, сменилось уже несколько губернаторов, Дом ветшает, сумма, необходимая для реставрации, с каждым годом увеличивается.
…А денег всё нет и нет…
Новенький красивый указатель не оставляет шансов усомниться – это тот самый Дом, где по преданию жила Лиза Калитина.

В 2019 году отмечалось 160-летие выхода в свет романа «Дворянское гнездо». Об этом красноречиво повествует афиша на заборе, который ограждает полуразрушенный, с выбитыми стёклами Дом-музей…

Дождётся ли он своей реконструкции?

*использована информация с сайтов infoorel, orel.bezformata и tass.ru

на фото автора — тот самый Дом Лизы Калитиной, указатель на этот Дом-музей, афиша на заборе, смотровая площадка Дворянского гнезда

Образ и характеристика Лизы Калитиной в романе «Дворянское гнездо» Тургенева: описание внешности и характера

Образ и характеристика Лизы Калитиной в романе «Дворянское гнездо» Тургенева: описание внешности и характера

«. на пороге другой двери показалась стройная, высокая черноволосая девушка лет девятнадцати – старшая дочь Марьи Дмитриевны, Лиза.» «. на Лизе было белое платье, перехваченное вокруг пояса широкой, тоже белой лентой; соломенная шляпа висела у ней на одной руке, – другою она с некоторым усилием поддерживала гнуткое удилище. Лаврецкий глядел на ее чистый, несколько строгий профиль, на закинутые за уши волосы, на нежные щеки, которые загорели у ней, как у ребенка. « «. не спуская глаз с доброго молодого лица. « «. она приблизилась к раскрытой двери и, вся белая, легкая, стройная, остановилась на пороге.» Возраст Лизы — около 19 лет:
«. девушка лет девятнадцати. « «Так росла она – покойно, неторопливо, так достигла девятнадцатилетнего возраста.» Лиза Калитина — добрая девушка:
«Ничего, ничего, – повторил он опять по‑русски, – вы добрая девушка… а вот кто‑то к вам идет. Прощайте. Вы очень добрая девушка.» «. пришел к тому заключению, что вы чрезвычайно добры.» «Вы добры, – повторил Лаврецкий. « Лиза — глубоко верующая девушка:
«– Она к обедне шла, – продолжал Лаврецкий. – Разве она богомольна? – Да, Федя, очень. Больше нас с тобою, Федя.» Лиза — девушка с чистой душой:
«. в течение этих двух недель я узнал, что значит чистая женская душа. « «. слово не выразит того, что происходило в чистой душе девушки. « Лиза — девушка без особенных способностей и большого ума, но усидчивая и трудолюбивая в учебе:
«Училась Лиза хорошо, то есть усидчиво; особенно блестящими способностями, большим умом ее бог не наградил; без труда ей ничего не давалось.»

Читать еще:  Прощание с матерой персонажи. Система образов в повести "Прощание с Матерой" Распутина В.Г

Лиза идет по жизни «своей дорогой» и не спрашивает у других, что делать:
«Читала она немного; у ней не было «своих слов», но были свои мысли, и шла она своей дорогой. Недаром походила она на отца: он тоже не спрашивал у других, что ему делать.» Лиза — очень милая девушка:
«Она была очень мила, сама того не зная. В каждом ее движенье высказывалась невольная, несколько неловкая грация; голос ее звучал серебром нетронутой юности, малейшее ощущение удовольствия вызывало привлекательную улыбку на ее губы, придавало глубокий блеск и какую‑то тайную ласковость ее засветившимся глазам.» Лиза — добрая и кроткая девушка, которая боится оскорбить кого бы то ни было:
«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного бога восторженно, робко, нежно.» Лиза Калитина — девушка справедливая, серьезная, с возвышенными чувствами (по мнению учителя Лемма):
«Лизавета Михайловна девица справедливая, серьезная, с возвышеннымичувствами. « Лиза любит беседовать с простыми крестьянами:
«Лизе и в голову не приходило, что она патриотка; но ей было по душе с русскими людьми; русский склад ума ее радовал; она, не чинясь, по целым часам беседовала с старостой материнского имения, когда он приезжал в город, и беседовала с ним, как с ровней, без всякого барского снисхождения.»

«. после того свидания, после того поцелуя – она уже колебаться не могла; она знала, что любит, – и полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь – и не боялась угроз; она чувствовала, что насилию не расторгнуть этой связи.» «Вы знаете, я вас люблю… да, я люблю вас, – прибавила она с усилием, – но нет… нет.» (Лиза — Лаврецкому) Потеряв надежду на счастье с Лаврецким, Лиза уходит в далекий монастырь:
«Я… я хочу… – Лиза спрятала свое лицо на груди Марфы Тимофеевны… – Я хочу идти в монастырь, – проговорила она глухо.» «. я решилась, я молилась, я просила совета у бога; все кончено, кончена моя жизнь с вами. Такой урок недаром, да я уж не в первый раз об этом думаю. Счастье ко мне не шло: даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо. Вас мне жаль, жаль мамаши, Леночки; но делать нечего; чувствую я, что мне не житье здесь; я уже со всем простилась, всему в доме поклонилась в последний раз; отзывает меня что‑то; тошно мне, хочется мне запереться навек. Не удерживайте меня, не отговаривайте, помогите мне, не то я одна уйду…» «. весною следующего года дошла до него весть, что Лиза постриглась в Б…м монастыре, в одном из отдаленнейших краев России.» Спустя 8 лет Лаврецкий посещает монастырь, где живет Лиза. Он видет ее там. Лиза тоже видит Лаврецкого, но проходит мимо, как будто не замечая его:
«Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, – увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо‑смиренной походкой монахини – и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть‑чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать – и пройти мимо.» Вероятно, Лиза Калитина остается в монастыре до конца своих дней.

Это был цитатный образ и характеристика Лизы Калитиной в романе «Дворянское гнездо» Тургенева: описание внешности и характера героини.

Источники:

http://aksakov.info/index.php?id=212
http://www.proza.ru/2019/10/13/567
http://www.literaturus.ru/2017/05/liza-kalitina-dvorjanskoe-gnezdo-obraz-harakteristika.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×