Ведущие направления в литературе и их особенности. Справочный материал «Литературные направления и течения
Ведущие направления в литературе и их особенности. Справочный материал «Литературные направления и течения
Классицизм – XVIII – начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства – нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила “трех единств”: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: “высокие” – эпическая поэма, трагедия, ода; “средние” – дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; “низкие” – басня, комедия, фарс.
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)
Сентименатализм – XVIII – начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема – тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм – конец XVIII – XIX век
1) “Космический пессимизм” (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея “эскапизма” (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм – XIX – XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои – не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм – последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса – быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия “плохих” сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов “Петербургские углы”,
В. И. Даль “Уральский казак”, нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм делится на:
Символизм – 1870 – 1910 годы
1) Символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия – праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и “соответствиям” в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм – 1910-е годы (1913 – 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова (“лирика безупречных слов”), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты)
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм – 1909 г. (Италия), 1910 – 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
Импрессионизм – последняя треть XIX – начала ХХ века.
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
Ги де Мопассан, П. Верлен,
М. Пруст (Франция)
Экспрессионизм – 1910 – 1920-е годы (Германия)
1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
Черты экспрессионизма – в тв-ве
Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,
А. Белого (Россия)
Экзистенциализм – середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны)
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе
Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)
Из истории мировой литературы
Литература, по-видимому, возникла позже некоторых других видов искусства, так как ее материалом является слово, речь. Разумеется, все искусства могли появиться только после того, как человек овладел членораздельной речью, но для возникновения словесного искусства требовалась высокая степень развития языка в его коммуникативной функции и наличие довольно сложных грамматических форм. По-видимому, ранее всего появилось изобразительное искусство. Первые декорированные деревянные и костяные предметы (женские статуэтки) относятся примерно ко времени за 25 тыс. лет до н. э. Классические памятники европейской пещерной живописи — изображения животных к XXV—X тыс. до н. э.
Интересные факты о литературе
А знаете ли вы, что одним из предков М.Ю. Лермонтова был легендарный шотландский поэт-мистик? Поэт всегда знал, что отец его, Юрий Петрович Лермонтов, прослеживает свой род от шотландского офицера Георга Лермонта. Тот служил наемником в польском войске, а в 1613 году, защищая Белую крепость, был взят в плен и перешел на сторону России, где и стал родоначальником многочисленных потомков.
А вот о самом знаменитом своем предке – Томасе Лермонте, поэте древней Шотландии, жившем в XIII веке, М.Ю. Лермонтов, скорее всего, не догадывался. До наших дней дошли лишь немногие стихи Томаса Лермонта, часто оформленные как предсказания, гораздо больше сохранилось преданий о нем.
Рассказывают, что на древнем Эйлдонском холме, где покоятся, согласно легенде, король Артур и его рыцари, стоял Эйлдонский дуб, в котором был вход в царство фей. В юности Томас влюбился в фею, и она забрала его в свое царство на 7 лет. Там он и получил свой вещий дар, и, вернувшись, пророчествовал об исходе войн, о судьбе королей и городов, а потом снова ушел к своей фее – навсегда. Слава Томаса из Эрсильдауна была сродни славе Мерлина или Нострадамуса.
Увлекаясь Вальтером Скоттом, М.Ю. Лермонтов, конечно, читал его балладу «Thomas the Rymer». Но в балладе фамилия Томаса не названа, В. Скотт называет его Томас-Рифмач, так что, скорее всего, Лермонтов не знал о своем вероятном поэтическом предке. Шотландский поэт пророчил, что когда-нибудь он вернется на землю молодым. Может, его пророчество сбылось, и он вернулся, но уже в России? Иначе откуда через 500 с лишним лет в стихах его далекого потомка звучит такая мистическая и мрачноватая пророческая сила?
Из истории мировой литературы
Свадебный обряд у многих народов имеет черты своеобразного обрядово-религиозного действа, отчетливые элементы театральности. То же следует сказать и о различных календарных аграрных народно-обрядовых играх, изображающих смену зимы весной или летом в виде борьбы, спора двух сил, в виде «похорон» куклы или актера, воплощающих побежденную, умирающую зиму.
Более сложные формы календарных действий связаны с культом умирающего и воскресающего бога. Таковы древнеегипетские культовые мистерии об Осирисе и Исиде, древневавилонские новогодние празднества в честь Мардука, древнегреческие мистерии в честь богов плодородия Деметры и Диониса. (Таковы, в сущности, по своему генезису и средневековые христианские мистерии.)
С дионисийскими мистериями связывается происхождение античного театра. Выявляя первобытное наследие в древнегреческой трагедии и комедии, А. Д. Авдеев в своей книге «Происхождение театра» (М., 1960) высказал предположение, что первоначально основу трагедии составляла зоопантомима, а источником дальнейшего ее развития в качестве драматургического жанра стал дифирамб, излагавший предания о Дионисе. Еще очевиднее проявляется первобытное наследие в традиционном театре Индонезии (яванский топенг), Японии (средневековый театр Но), Китая, Индии, Бирмы и других стран Дальнего и Среднего Востока, где отчетливо прослеживается связь с культом предков, применяются маски, большое место занимают зооморфные образы, демоны и т. п.
В древних формах театра пантомимический элемент господствует над словесным текстом, в ряде случаев небольшая словесная часть передана особому «актеру» (эта черта до сих пор сохранилась в традиционном театре Японии и Индонезии). Превращение обрядово-театрального зрелища в драму происходит уже в исторически развитом обществе путем отрыва от ритуала и гораздо более интенсивного проникновения элементов словесного искусства, часто уже с помощью письменности.
Выдающийся русский ученый А. Н. Веселовский в своей «Исторической поэтике» именно в народном обряде увидел корни не только танца, музыки, но и поэзии. Первобытная поэзия, согласно его теории, первоначально представляла собою песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. В песне словесный элемент естественно объединялся с музыкальным. Таким образом, поэзия возникла как бы в недрах первобытного искусства, объединенного рамками народного обряда. Роль слова на первых порах была ничтожна и целиком подчинена ритмическим и мимическим началам. Текст импровизировался на случай, пока наконец сам не приобретал традиционный характер.
Интересные факты о литературе
Литературные направления
Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений, но и умением их избирать среди множества имеющихся. А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.
Классицизм
Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.
XVII – XIX вв. ( 17-19 вв)
Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции.
А. Д. Кантемир;
В. К. Тредиаковский;
А. П. Сумароков;
М. В. Ломоносов;
- разум – превыше всего (метод рационализма Р. Декарта);
- строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в “высоких жанрах”, а философские конфликты в “низких”);
- использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром;
- герои делятся на строго положительных и отрицательных;
- главный конфликт – конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает);
- соблюдение “трех единств” для драматических произведений (места, времени, действия);
- изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства.
Высокие: трагедия, ода, поэма.
Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира.
Сентиментализм
Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.
Литературное течение. Литературные направления и течения
Литературное течение – это то, что часто отождествляют со школой или литературной группировкой. Означает группу творческих личностей, для них характерно программно-эстетическое единство, а также идейно- художественная близость.
Классицизм
Это направление и художественный стиль в литературе и искусстве Европы начала 19 века. Название происходит от латинского слова «classicus» — идеальный.
Литературные течения 19 века имеют свои особенности:
1. Обращение к формам и образам античного искусства и литературы как эстетическому эталону, на этой почве выдвигается принцип «подражания природе», подразумевающий соблюдение строгих правил, которые почерпнуты из античной эстетики.
2. Основу эстетики составляет принцип рационализма (от латинского «ratio» означает разум), утверждающего взгляды на художественные произведения как на создание искусственного — сознательно сотворенного, разумно организованного, логически построенного.
3. В классицизме в образах нет индивидуальных черт, так как в первую очередь они призваны запечатлевать родовые, устойчивые, со временем непреходящие признаки, которые выступают как воплощение многих духовных и социальных сил.
4. Социально-воспитательная функция искусства. Воспитывается гармоническая личность.
Сентиментализм
Сентиментализм (в переводе с английского sentimental означает «чувствительный») — течение в литературе и искусстве Европы 18 века. Просветительский рационализм подготовил при помощи кризиса, в Просвещении является завершающим этапом. В основном хронологически предшествовал романтизму, успел передать ему некоторые свои черты.
Литературные течения, поэзия этого периода имеет свои особенности:
1. Сентиментализм остается верен идеалам нормативной личности.
2. Если сравнивать с классицизмом и его просветительским пафосом, сердцевиной «человеческой природы» объявлялся не разум, а чувство.
3. Условием формирования идеального человека считалось не «грамотное мировое переустройство», а совершенствование и высвобождение «природных чувств».
4. Литературные герои сентиментализма больше индивидуализированы: по происхождению (или убеждению) они демократичны, обогащенный духовный мир простолюдинов является одним из завоеваний сентиментализма.
5. Сентиментализм не знает об «иррациональном»: противоречивое настроение, импульсивные душевные порывы воспринимаются как доступные рационалистическим истолкованиям.
Романтизм
Это наиболее крупное литературное течение в литературе Европы и Америки конца 18 — начала 19 века. В эту эпоху романтическим считалось все необычное, фантастическое, странное, которое встречается только в книгах.
Романтическая литература 19 века в России характеризовалась:
1. Антипросветительской направленностью, которая проявивлялась еще в предромантизме и сентиментализме, а уже в романтизме достигла своего пика. Общественно-идеологическими предпосылками можно назвать разочарование в результатах революции и плодах социума вообще, протесты против обыденности, пошлости и прозаичности жизни буржуазии. Реальность историй неподвластна «разуму», иррациональности, полноте тайн и непредвиденностей, а типичное мироустройство враждебное личности человека и его природной свободе.
2. Общей пессимистической направленностью являются идеи «мировой скорби», «космического пессимизма» (как пример, литературные герои Дж. Байрона, А. Виньи и т.д.). Тематика «страшного мира, лежащего во зле» особенно красочно отразилась в «драмах рока» или «трагедиях рока» ( Э. Т. А. Гофман, Э. По).
3. Вера во всемогущий дух человека, в его призыв к обновлению. Литкраторы открыли непознанную сложность, глубину индивидуальности. Люди для них — микрокосмос, небольшая вселенная. Отсюда пошла абсолютизация личностных начал, философия индивидуализмов. Центром романтических произведений всегда был сильный, исключительный человек, противостоящий обществу, его морально-нравственным нормам и законам.
Натурализм
С латинского означает природа — литературные течения серебряного века, которые окончательно сложились в Европе и США.
1. Стремление к объективным, точным и бесстрастным изображениям человеческого характера и реальности, которые обусловлены физиологической средой и природой, понимаемые в большинстве случаев, как непосредственное материальное и бытовое окружение. При этом не исключается социально-исторический фактор. Основная задача натуралистов – изучение общества с такой же полнотой, с какой естествоиспытатели изучают природу, художественные познания уподоблялись научным.
2. Все художественные произведения рассматривались как «человеческие документы», основными эстетическими критериями считались полноценность и завершенность осуществленных в нем познавательных актов.
3. Литературоведы отказались от морализаторства, предполагая, что изображенная действительность достаточно выразительна сама по себе. Они думали, что литература так же, как и точные науки, не имеет права в выборе материала, будто для писателей нет недостойных тем или непригодных сюжетов. Из-за этого в произведениях того времени часто появлялись общественное безразличие и бессюжетность.
Реализм
Реализмом называется художественное и литературное течение начала 20 века. Свое начало берет в Возрождении («Ренессансный реализм»), а также в эпохе Просвещения («просветительский реализм»). Впервые реализм отметился в средневековом и древнем фольклоре, античных легендах.
Основные черты течения:
1. Художники изображают внешний мир в образах, которые соответствуют сути явлений самого мира.
2. В реализме литература обозначается средством познания личности и окружающего социума.
3. Познание сегодняшнего дня идет с помощью образов, которые создаются из-за типизации фактов действительности («в типической обстановке типические характеры»).
4. Реалистическим искусством выступает жизнеутверждающее искусство, даже при трагических разрешениях конфликтов. Это имеет философское основание — гностицизм, правдоподобие в познаваемости и адекватности отражения окружающего мира, которое отлично от романтизма.
Серебряный век
Литературные течения серебряного века имеют такие черты:
- предположение о существовании двух миров (реальный и потусторонний);
- отождествление в символах действительности;
- особые взгляды на природную интуицию как на посредника в изображении мира и его постижении;
- разрабатывание звукописи в виде отдельного поэтического приема;
- постижение мира со стороны мистификации;
- многоплановость содержания (намеки, иносказание);
- искания религиозного вида (« религиозное свободное чувство»);
- реализм оттрицается.
Литература 19 века в России
Зарождение художественных направлений в России связывают с социально-идеологической атмосферой жизни русских людей — общенациональным подъемом после Первой мировой войны. Это послужило началом не только становления, но и особого характера направлений поэтов-декабристов (примером выступают В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский), чье творчество было одушевлено идеями гражданского служения, проникнуто пафосом борьбы и вольнолюбия.
Характерная особенность романтизма в России
Самым важным аспектом является форсированность литературного развития в России в начале 19 века, которое обусловлено «набеганием» и совмещением различных стадий, пережившихся поэтапно в других странах.
Ахматовское течение
Литературное течение Ахматовой внешне приукрашивает язык, подводя одновременно к логически обоснованной, совершенно простой мысли (так как сам по себе акмеизм стремится избавиться от перегруженности, которая царила в литературе тех лет).
Лирические героини Ахматовой более приземленные, устремленные в настоящую жизнь. Они и мыслят иными категориями. Они – женщины, разочаровавшиеся в любви, которым кажется, что они открыли тайну: любви как таковой не существует. Но ведь совсем недавно и героини жили с розовыми очками на глазах, как все в счастливом неведении. Они так же ждали свиданий, опасались разлук с любимым, пели ему «любовные песни». Но все закончилось в один момент. Собственное прозрение вовсе не радует их. В стихах проскальзывают строки «с тех самых пор все как будто больна». Даже сложные зашифрованные послания становятся предельно ясными. Каждая женщина, которая столкнулась с потерей любви, будет ощущать себя подобным образом.
Маяковский
Поэтический русский процесс, а также литературное течение Маяковского на протяжении двух десятилетий ( до 1920-х годов) характеризовались особым богатством и многообразием: именно эти годы стали началом зарождения и становления наиболее современных литературных групп и течений, с их историей развития связан расцвет творчества известнейших художников слова. Как раз на рубеже этих событий развертывался творческий путь писателя В. Маяковского.
Есенин
Есенин познал литературу в трудные для нее времена. Империалистическая война, в которую Россия была втянута, обозначила раскол еще резче. Раскол намечался в рядах художественной русской интеллигенции на протяжении двух веков с углубленной революцией 1907 года. Литературное течение Есенина представляло собой своеобразное декадентское направление, порвавшееся с традиционной для литературы того времени прогрессивной гражданственностью, его произведения объединялись под прызвами “война до победного конца”. Также с поддержкой войны в России выступали правые эсеры и меньшевики, которые имели в кругах русской интеллигенции большое влияние. Поддерживал войну и великий поэт. Между тем литературные течения Серебряного века со своими устоями сошли на нет. Интеллигенция и особенно русская социал-демократия не смогли упрочнить положение литературы и искусства, приблизить или отодвинуть изменения.
Русский акмеизм
Литературное течение акмеизм отличалось повышенным интересом к культурным ассоциациям, оно вступало в перекличку с минувшими литературными эпохами. “Горесть по убывшей мировой культуре” – так О.Э.Мандельштам впоследствии определил акмеизм. Настроения и мотивы “экзотических романов” и традиции лермонтовских “железных стихов” у Гумилёва; образ старорусской письменности Данте и психологические романы у А.А.Ахматовой; идея натурфилософии Зенкевича; античный мир у Мандельштама; мистический мир Н.В Гоголя у Нарбута, Г. С. Сковороды – и это далеко не весь перечень культурных слоёв, которые затронуты акмеистами. Каждый из акмеистов при этом имел творческое своеобразие. Когда Н.С.Гумилев в своей поэзии раскрыл “сильной личности”, а произведения М.А.Кузмина таили в себе характерное акмеизму эстетство, то творчество А.А.Ахматовой и Есениной развивалось более прогрессивно, переросло и без того узкие границы акмеизма, в которых возобладало реалистическое начало и патриотические мотивы. Открытия акмеистов в сфере художественной формы до сих пор используются некоторыми современными поэтами.
Литературные течения 20 века
Прежде всего, это ориентирование на классическую, архаическую и бытовую мифологию; модель циклического времени; мифологические бриколажи – произведения строятся как коллажах реминисценций и цитат из известных произведений.
Литературное течение того времени имеет 10 составляющих:
Источники:
http://morozov1974.mya5.ru/literatura/literaturnye-napravleniya/
http://lit-ege.ru/literaturnye-napravlenija/
http://fb.ru/article/197584/literaturnoe-techenie-literaturnyie-napravleniya-i-techeniya