Василий шибанов на современном языке. Баллада “Василий Шибанов” А.К Толстого: анализ – perchik1967
А. К. Толстой. Василий Шибанов. Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку.
Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку.
В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозного. Есть в ней и завязка: решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного — Васьки Шибанова — отвезти это послание. Этот поступок — смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. И вот кульминация баллады:
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского князя Андрея!»
«Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает…
Затем царь отправляет Василия с Малютой Скуратовым в застенок.
Вскоре наступает трагическая развязка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.
Какую роль в развитии сюжета играют Курбский и царь Иоанн? Почему автор назвал балладу «Василий Шибанов»?
От царя Иоанна Грозного зависит жизнь всех людей в его государстве, в том числе и Василия Шибанова. От князя Курбского также зависит судьба его слуги. Но в сюжете баллады царь Иоанн и князь Курбский враждуют, и их противостояние определяет судьбу Василия Шибанова.
Какой эпизод показался вам самым убедительным для характеристики главного героя?
Василий Шибанов во всех эпизодах, которые описаны в балладе, ведет себя ровно и независимо. Однако не всегда это легко герою, и есть моменты, когда читатель остро переживает за него. Таков момент, когда царь пронзает своим жезлом его ногу, читая дерзкое письмо Курбского. Следя за тем, как ведет себя гонец под пытками, мы запоминаем более всего то, что «он славит свого господина». И это запоминается, поскольку эти же слова звучат и перед его казнью. Так, описание судьбы Шибанова достигает особой силы не столько за счет отдельного эпизода, сколько за счет умелой демонстрации главного его качества — верности.
Какие художественные приемы активно использует автор при характеристике своих героев и при описании событий?
Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творчеству и использует многие приемы произведений фольклора. В ней много простонародных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой. В письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.
Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.
Большую роль играют повторы. Запоминается фраза, которая говорит о верности стремянного: «Он славит свого господина!» и слова повторяют палачи, которым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино…
Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев?
Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями.
Сравните первую и последнюю строфы баллады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?
В первой строфе перед нами своеобразный пролог к событиям баллады. Князь
Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе — последние слова погибающего героя — развязка трагического сюжета баллады.
Создайте краткий рассказ об одном из героев баллады.
Главным героем баллады, конечно, является Василий Шибанов. Это верный своему хозяину стремянный. Рассказывая об этом человеке, можно использовать слово верность, и оно полностью охарактеризует его главное качество. Но рядом с этим словом мы можем применить много других определений: бескорыстие, бесстрашие, точное осознание места в той ситуации, которая сложилась. Шибанов не предаст, хотя отчетливо видит недостатки своего князя.. Его подвиг продиктован не трусостью, не страхом перед пытками, а твердыми убеждениями. Слуга предстает перед нами как человек, достоинства которого значительно выше качеств, которые демонстрируют князь Курбский и Иван Грозный.
Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевластии человек. Облик князя Курбского близок к такой же характеристике: он гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его местию дышит». В столкновении двух властителей оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь своих задач, удовлетворением своих амбиций.
В рассказе о царе можно привлекать иллюстративные материалы, например портреты, выполненные В. М. Васнецовым, которые помогают представить себе этого человека.
Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.
Начав выписывать слова с самого начала, мы получим заготовку для такого словаря. Затем расположим слова по алфавиту и у нас получится маленький словарик устаревших слов. А. К. Толстой с вниманием и любовью относился к прошлому, он ценил и слово летописей, и звучание произведений фольклора и многое привносил в строки своих произведений о былом. Обращение к устаревшим словам, образам, выражениям помогало ему воссоздать яркие и впечатляющие картины этого далекого времени.
Алексей Толстой — Василий Шибанов: Стих
Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь, конь измученный пал —
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану!»
И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода;
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает,
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом!»
Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То всё я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо!»
И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит;
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда залилася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.
Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли…
Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»
И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки!»
Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.
Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»
И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль — и внимает:
«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал Иоанну.
Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали,
И все в ожиданье молчали.
И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной!
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»
Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»
День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
— «Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:
„О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье —
Помилуй мои прегрешенья!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь —
И твердо жду смерти желанной!”»
Так умер Шибанов, стремянный.
Анализ баллады «Василий Шибанов» Толстого
Произведение «Василий Шибанов» принято считать наиболее удачной из ранних работ А. Толстого. Баллада рассказывает нам о патриотизме и смирении души русского человека.
Историческая составляющая произведения
1840 — х годах автор, несколько лет прослуживший в архиве, открывает для себя жанр исторической баллады. В своём произведении Толстой не придерживается строгой хронологии: бегство Курбского произошло раньше, чем была введена опричнина, но автор в числе царской свиты выделяет палачей — опричников.
Сюжетные линии произведения
В балладе представлены 2 сюжетные части:
- предательство Курбского, перешедшего на сторону литовского княжества;
- передача письма с обвинениями Грозному и мучительная смерть Василия Шибанова.
В первой части главный герой предстает перед нами простым рабом, преданным сторонником воеводы Курбского. Он отдаёт своему господину своего коня в момент опалы. Добравшись до Латвии князь пишет гневное, оскорбительное письмо Грозному с обвинениями, движимый лишь обидой и злостью. Здесь просматривается равнодушное, негативное отношение рассказчика к Курбскому. Он посылает на смерть верного слугу и, как будто в насмешку, предлагает ему деньги, но Василий отказывается от них: «Тебе здесь важнее твоё серебро, а я передам и за муки». Этим заканчивается первая сюжетная линия.
Далее автор показывает нам Москву, где обычный народ живет в постоянном страхе перед грозным царем: «И молится полный боязни, народ чтоб день миновался без казни». Василий передаёт гневное письмо Грозному, после чего мучительно погибает от пыток.
Как меняется личность главного героя
В начале баллады Василий Шибанов представлен человеком низшего сословия, который смиренно уходит на смертельное задание, движимый лишь «рабской верностью», при этом мы видим легкий намек на осуждение Курбского за измену в некоторых фразах главного героя: «Скачи князь до вражьего стану», «Вишь, наши меня не догнали». Литовцы для Василия так и остались «вражьим станом». Эти слова звучат, как насмешка над Курбским.
Во второй части образ Василия кардинально меняется. Он представлен не просто гонцом, вручившим оскорбительное письмо Грозному. Мы видим посланника, обличающего жестокого царя. Письмо, написанное со злости и с целью оскорбить, указывает Грозному на его пороки, с которыми он вынужден согласиться: » И молвил так царь: «да, боярин твой прав».
В заключении Василий Шибанов, умирая в муках, молится о спасении душ, противопоставленных ему героев. Он, как посланник свыше, страдает за грехи чужих и молится о спасении опального воеводы Курбского, царя Грозного и русского народа.
Краткое содержание стихотворения «Василий Шибанов» А.К. Толстого
Алексей Толстой подарил нам много замечательных произведений, среди которых и историческая баллада Василий Шибанов. Ее мы изучили в 7 классе школы на уроке и теперь готовы сделать анализ краткого содержания баллады.
Толстой: Василий Шибанов краткое содержание
Повествование баллады начинается с побега Курбского. Он бежит от гнева царя, направляясь к литовскому стану. Вместе с князем отправился и его верный стремянной Васька. По дороге, когда лошадь князя падает без сил, Шибанов отдает хозяину свою лошадь, сам же направляется пешим ходом. Пока слуга шел, Андрей Курбский уже будучи в литовских шатрах, пишет гневное послание Грозному. Вот только кто же это письмо отправит? Как раз в это время добрался до своего господина Василий. Несмотря на то, что он с дороги и уставший, он спрашивает Андрея, чем тот может ему помочь. И тут Курбской передает письмо, которое Васька должен доставить царю.
Продолжая краткий пересказ стихотворения Толстого, мы узнаем, как Шибанов добирается до царских покоев и вручает послание. Царь, просит дьяков прочитать содержание послания, а в это время он вонзает в ногу гонцу копье и опирается на него. Шибанова отводят в темницу и пытают, чтобы узнать, есть ли другие изменники среди товарищей Курбского, но Васька ничего не говорит, только восхваляет своего князя. Весь измученный издевательствами, стремянной умирает, перед этим он молится Богу и просит его простить все грехи как князя Курбского, так и царя.
Анализ стихотворения Толстого
Анализируя произведение Толстого, мы видим, что в его основе лежат исторические события, когда Курбский бежал в Литву и просит защиты и покровительства Литовского правителя.
По жанру данная работа является балладой, сюжет же нас знакомит не только с историческими событиями, но и показывает созданные автором образы героев, где мы видим предателя и изменника Родины Курбского. Знакомимся мы и с преданным и самоотверженным Шибановым. Показывает в своей работе автор и образ царя. Анализируя балладу, мы понимаем, что автор хотел показать не только настоящую любовь к своей Родине, не только преданность. Он говорит читателю, что любовь и преданность не должны быть столь самоотверженными. Государство держится только на тех людях, что отстаивают свою гражданскую позиция, у которых есть чувство собственного достоинства.
Главные герои баллады
Если говорить о главных героях баллады Василий Шибанов, то уже как говорили, героями являются царь, князь, и стремянной Шибанов.
В произведении мы видим царя, который одновременно жесток и бессердечен, но в то же время он внимателен и замечает, насколько преданным является слуга. Такого человека князь должен был ценить, однако тот не замечал преданности и без зазрения совести послал соратника Василия на верную гибель.
Курбский же вызывает только негативные эмоции. В нем мы видим жестокого человека, предателя, что бежал от гнева царя. К тому же он трус, ведь только на вражьей стороне смог выплеснуть в письме к царю весь свой яд. Отдал же письмо не самолично, а послав гонца — верного слугу Василия.
Василий — единственно положительный герой, которого автор называет рабом, за его рабскую покорность. Он наделен такими качествами, как смелость, преданность, стойкость и мужество. Именно его именем и названо произведение.
Источники:
http://vsesochineniya.ru/a-k-tolstoj-vasilij-shibanov-kak-postroena-ballada-najdite-zavyazku-kulminaciyu-i-razvyazku.html
http://rustih.ru/aleksej-tolstoj-vasilij-shibanov/
http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-stixotvoreniya-vasilij-shibanov-a-k-tolstogo.html