Ван эйк работы. Ян ван Эйк – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Ван эйк работы. Ян ван Эйк – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Ян ван Эйк (1380 – 1441)

Ян ван Эйк (1380 – 1441). Северное Возрождение

В странах, расположенных к северу от Италии – в Нидерландах, Германии, Франции – в XV – XVI веках развивается культура, называемая Северным Возрождением. Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем.

В отличие от итальянского искусства, которое стремилось быть идеальным, Северное искусство более близко к реальной, настоящей жизни.

Итальянское искусство праздничное, а искусство Северного Возрождения более суровое, сдержанное.

В Италии искусство Ренессанса достигло высокого расцвета во всех видах – архитектуре, скульптуре, живописи, а на Севере новые взгляды на искусство проявились лишь в живописи и графике. Архитектура и скульптура оставалась, в основном, готической.

Религия по-прежнему занимала основное место в жизни общества. Но если раньше бог был далек от человека, а человек рассматривался как ничтожная песчинка, то теперь человек, как и бог, становится частью вселенной.

На рубеже XV-XVI веков в странах Западной европы появляется глубокий интерес к наукам, они очень бурно развиваются. В этот период между учеными в Северной Европе и религиозными деятелями происходят бурные споры – быть ли стране свободной или феодальной, с господством католической церкви. Эти споры переросли во всенародное движение – Реформацию (“очищение веры”), против феодализма, против засилья католической церкви.

В Германии в это время происходила Крестьянская война, в Нидерландах велась ожесточенная борьба зо освобождение от испанского владычества.

В таких исторических условиях складывалось искусство Северного Возрождения. Зародилось Северное Возрождение в Нидерландах.

Ян ван Эйк – это один из известных нидерландских художников, стал основателем станковой живописи в северном искусстве и первым стал писать масляными красками. Прославился как портретист. Сначала он работал вместе со своим старшим братом Губертом, а после его смерти уже один.

Самое прославленное произведение, которое создавал Ян ван Эйк вместе с братом, а после его смерти заканчивал один – это большой Гентский алтарь.

Створки грандиозного алтаря расписаны в два яруса – и внутри, и снаружи. На наружных сторонах – Благовещение и коленопреклоненные фигуры донаторов (заказчиков) – так выглядел алтарь закрытым, в будничные дни. По праздникам створки распахивались, в раскрытом виде алтарь становился вшестеро больше, и перед прихожанаим во всей лучезарности свежих красок Ян ван Эйка представало зрелище, которое должно было в совокупности своих сцен воплощать идею искупления человеческих грехов и грядущего просветления.

Наверху в центре Деисус – бог-отец на престоле с Марией и Иоанном Крестителем по сторонам. Эти фигуры больше человеческого роста. Затем обнаженные Адам и Ева в человеческий рост и группы музицирующих и поющих ангелов.

В нижнем ярусе – многолюдная сцена Поклонения Агнцу, решенная в гораздо меньшем масштабе, очень пространственно, среди широкого цветущего пейзажа, а на боковых створках – шествие пилигримов. Сюжет Поклонения Агнцу взят из “Откровения Иоанна”, где сказано, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, в котором не будет ночи, а будет вечный свет, и река жизни “светлая, как кристалл”, и древо жизни, каждый месяц дающее плоды, и город – “чистое золото, как прозрачное стекло”. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.

И, видимо, художники постарались вложить в картины Гентского алтаря всю свою любовь к прелести земли, к человеческим лицам, к травам, деревьям, водам, чтобы воплотить золотую грезу об их вечности и нетленности.

Мадонна канцлера Роллена (1434)


Знаменитое произведение Ян ван Эйка. На коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам – редкий случай в феодальном мире. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли человечества. Художник проецирует свои образы на этот прекрасный мир, связывая их значимость с идеей величественной вселенной.

Мадонна каноника ван дер Пале (1436)


Ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Дейк добивается осязаемой реальности людей и предметов. Буквально ощутима пергаментная кожа старика с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.

Читать еще:  Детское описание картины золотая осень поленова. Сочинение-описание картины Поленова «Золотая осень

Портрет молодого человека (1432)


Это довольно загадочное произведение. Несмотря на поясняющую надпись на каменной плите, на которую опирается молодой человек, и тщательное воспроизведение характерных черт лица, остается только строить предположения, кто именно здесь изображен. Однако интрига, скрытая в этом произведении, никак не умаляет его художественных достоинств. Простые и грубоватые черты лица персонажа совсем не мешают передаче его задумчивого выражения и отстраненно-мечтательного взгляда.

Портрет купца Арнольфини и его жены (1434)

Портрет написан по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейской живописи.

Художник изобразил супружескую пару в спальне своего дома, где они произносят клятву супружеской верности. Художник возводит в перл творения каждую деталь. С восхищением он передает красоту предметного мира: выпуклое зеркало в деревянной раме, бронзовую люстру, красный полог кровати, лохматую шерсть собаченки, коричневые и зеленые, громоздкие по моде того времени, одежды супругов.

Художник влюблен в каждую черту бледного длинного лица Арнольфини, который держит за руку свою кроткую жену, выполняя сокровенный церемониал.

И люди, и предметы – все застыло в торжественном предстоянии, в благоговейной серьезности. Все вещи имеют затаенный символический смысл, намекая на святость супружеского обета и домашнего очага: туфли олицетворяют преданность, статуэтка св.Маргариты – благополучные роды, апельсины – символ райского блаженства, зажженная свеча в люстре – присутствие бога, ну а собачка – это символ домашнего уюта.

Портрет человека в красном тюрбане (1433)


На полотне изображен немолодой человек с проницательным взглядом и резкими чертами лица. Личность изображенного человека установить не удалось. Однако совершенно очевидно, что художник хорошо знал этого человека и потому так точен в его психологической характеристике. Существует предположение, что это портрет олного из родственников Ван Эйка. Что касается головного убора, напоминающего восточный тюрбан, то такие были весьма модными в Европе XV века.

Мадонна каноника ван дер Пале. (1436) фрагмент

Праведные Судьи и Воинство Христово (фрагмент алтаря)

Поклонение Агнцу (фрагмент алтаря)

Алтарь Девы Марии. Благовещение (1437)

Благовещение (1420)

Гентский алтарь (Собор Святого Бовона. Гент)

Поклонение Агнцу (фрагмент росписи)

Бог-отец с Марией и Иоанном Крестителем (фрагмент алтаря)

Адам и ангелы (фрагмент алтаря)

Ангелы и Ева (фрагмент алтаря)

Шествие отшельников и пилигримов (фрагмент алтаря)

Райская музыка (фрагмент росписи)

Три Марии у гроба Христа (начало 15-го века)

Ван эйк работы. Ян ван Эйк – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Ван Эйк (van Eyck) Ян, нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.

Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый “Гентский алтарь”, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (“Тимофей”, 1432, “Портрет мужчины в красном тюрбане”, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.

Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, “Гентский алтарь” открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью. Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене “Поклонение Агнцу” в центре алтаря.

Читать еще:  Картины иеронима босха, биография художника, фото, репродукции. Иероним Босх: биография

Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р.Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в “Мадонне канцлера Ролена” воспринимается как собирательный образ Вселенной.

Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи , используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.

Творчество художника ван Эйка, ярчайшим образом воссоздававшее красоту и живое многообразие мироздания, в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина).

«Ян ван Эйк был здесь»: Как творил художник, с которого началась эпоха Северного Возрождения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Художник нидерландского Возрождения

Ян ван Эйк, во многом благодаря которому и возник нидерландский Ренессанс, родился в городке Маасэйк близ Маастрихта в провинции Лимбург. Точный год его рождения неизвестен – предполагается, что художник появился на свет с 1385 по 1390 годы. На занятия ван Эйка, безусловно, оказало влияние то, что его старший брат Хуберт был востребованным художником. Он и давал Яну уроки рисования. Впоследствии братья много работали вместе, выполняя заказы на роспись алтарей в соборах.

Младший ван Эйк, помимо живописи – своего главного занятия, интересовался географией, геометрией, химией, и благодаря своим способностям был на хорошем счету у знати. Он поступил на службу к графу Иоганну Баварскому, чей двор находился в Гааге, а позже стал придворным бургундского герцога Филиппа III Доброго. В 1427 году ван Эйк был направлен герцогом в Португалию, чтобы написать портрет его будущей невесты, принцессы Изабеллы. Художник создал два изображения, одно было отправлено Филиппу морем, другое – сушей, но до настоящего времени оба портрета не сохранились. Сам ван Эйк вернулся во Фландрию уже со свадебным кортежем.

Одним из самых значительных творений ван Эйка считается алтарь Собора Святого Бавона в Генте, над росписью которого начинал работу брат Хуберт. В 1426 году старший ван Эйк скончался, и завершал работу над алтарем уже младший Ян. Как отмечают искусствоведы, даже если бы ван Эйк не создал за свою карьеру ничего, кроме Гентского алтаря, в истории он все равно остался бы одним из величайших представителей Раннего Возрождения. На 24 панелях алтаря изображены 258 фигур, а все произведение демонстрирует новый, ванэйковский стиль живописи, который позже разовьется у других нидерландских художников и станет визитной карточкой Северного Возрождения.

Отходя от средневековых традиций в изобразительном искусстве, ван Эйк, сохраняя на большинстве своих работ религиозную тематику, делал ставку на реализм. Большое внимание он уделял деталям, которые, с одной стороны, придавали сюжету точность, объективность, а с другой – часто носили выраженный символический характер. Библейские персонажи и фигуры святых у ван Эйка оказывались помещенными в повседневную, «земную» обстановку, где каждый элемент был изображен тщательно и с любовью. В этом смысле отмечается влияние на творчество ван Эйка другого нидерландского художника, Робера Кампена, в настоящее время называемого родоначальником традиций Северного Ренессанса.

Читать еще:  Костенки — древнейшая стоянка первобытных людей в меловых горах придонья. Чем примечательно село костенки воронежской области

Кампен считается вероятным автором картин Флемальского алтаря и алтаря Мероде, выполненных с куда большей реалистичностью, чем все созданные к тому времени произведения соборной живописи. К сожалению, установить точное авторство работ художников Раннего Возрождения сложно, так как до XV века обычая подписывать свои картины не существовало.

Символизм и загадки картин ван Эйка

Здесь новатором опять же стал Ян ван Эйк – одна из первых картин с подписью художника носит название «Портрет четы Арнольфини». Это, вероятно, самое узнаваемое произведение нидерландского мастера – и репутация эта заслужена как удивительным качеством письма, создающим эффект трехмерности пространства, погруженности в интерьер на холсте, так и неоднозначной трактовкой происходящего на картине, равно как и смысла отдельных интригующих деталей.

Ван Эйку приписывается слава изобретателя масляных красок – на самом же деле он усовершенствовал состав, которым пользовались художники того времени. Краски на основе масел делали уже с XII века, но эти краски долго высыхали, а высохнув, быстро теряли цвет, растрескивались. Широкие интересы ван Эйка и его знания в области химии помогли художнику усовершенствовать состав, благодаря чему стало возможным наносить краски слоями, как плотными, так и прозрачными. Многослойные мазки позволяли добиться объемности изображения, игры света и тени – это стало особенностью фламандской манеры письма.

По всей вероятности, на картине изображен купец Джованни ди Николао Арнольфини в момент заключения брака. Произведение до настоящего времени вызывает споры и различия в трактовке сюжета. Несомненно, во всяком случае, то, что эта работа ван Эйка – первый парный портрет в истории европейской живописи. Интересна подпись, которую сделал художник. Она размещена не внизу картины, а между изображениями люстры и зеркала. Довольно неожиданны слова «Ян ван Эйк был здесь» – это напоминает не столько подпись автора, сколько свидетельство присутствия при некоем официальном событии.

Другие вопросы возникают, например, при взгляде на фигуру невесты – по всей видимости, не являющейся беременной, несмотря на кажущиеся признаки, на скинутую обувь, отражение в зеркале за спиной мужчины и женщины и еще на ряд символов, разгадка которых интересна и спустя более половины тысячелетия с момента создания картины.

Старые сюжеты и новая живопись

Значительная часть наследия ван Эйка посвящена религиозным сюжетам, среди них – большое количество изображений девы Марии. Мадонны ван Эйка помещены в весьма реалистичные интерьеры, где тщательно написана каждая деталь. При этом автору свойственно нарушать пропорции – как на картине «Мадонна в церкви», где фигура Марии кажется неестественно большой в интерьере храма.

«Мадонна канцлера Ролена» прославила советника Филиппа Доброго, канцлера Бургундии и Брабанта. Вероятнее всего, картина была заказана для фамильной часовни сыном Ролена. На полотне изображены три фигуры – Дева Мария, Младенец Иисус и сам канцлер. Но внимание зрителя не может не обратиться к пейзажу, который благодаря окну разделен на три части: за фигурой канцлера видны дома и городские постройки, за Мадонной – церкви. Эти две части разделяет река, проводя границу между светским и духовным. Берега реки символически соединены мостиком.

Начиная с 1431 года художник жил в Брюгге, где построил дом и женился. Крестным отцом первого из десяти детей ван Эйка и его жены Маргариты был герцог Филипп Добрый. Умер художник в 1441 году.
О творческом пути ван Эйка нидерландский искусствовед Карел ван Мандер отозвался так:
«То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».

Северное Возрождение имеет свои характерные черты. В отличие от мастеров итальянского Ренессанса ван Эйк и его последователи шли скорее по пути создания нового искусства, а не возрождения античных традиций. На картинах голландца во внешнем облике человека читается его личность, а вся композиция является гармоничной и продуманной, благодаря единству пространства. Ван Эйк открыл для живописи и ряд приемов – таких, как поворот три четверти. И, бесспорно, его творчество – кладезь сведений о быте, моде, традициях тех времен, своего рода документалистика периода Возрождения.

Картины прошлых веков, ставшие зеркалом ушедшей эпохи, в свою очередь порой хранят тайны зеркал – часто неразгаданные.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://cvetamira.ru/yan-van-eyk-1380-1441-severnoe-vozrozhdenie
http://artchallenge.ru/gallery/ru/50.html
http://kulturologia.ru/blogs/200119/42005/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии