15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В России молодёжь забывает подвиг лётчика Алексея Маресьева. Какую ошибку допустил легендарный лётчик Маресьев

Содержание

Подвиг Маресьева, летчика и настоящего человека. Какой подвиг совершил Алексей Маресьев?

Подвиг Алексея Маресьева – легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Второй мировой войны, — сегодня известен всем. Сила воли и стремление к жизни героя сумели победить вначале смерть, а затем и инвалидность. Наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь. Подвиг Маресьева – надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы бороться и веру в себя.

Маресьев Алексей Петрович: детские и юные годы

20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (теперешней Волгоградской области), родился третий сын. Алексею было три года, когда отец его умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, которая работала уборщицей на заводе, выпала нелёгкая доля самой поднимать на ноги детей – Петра, Николая и Алексея.

Закончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года он работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и параллельно учился на рабфаке. Уже тогда у него появилось желание стать лётчиком.

Два раза он пробовал поступить в лётное училище, однако ему возвращали документы: перенесённая в детстве тяжёлая форма малярии серьёзно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто верил тогда, что Алексей станет лётчиком – ни мать, ни соседи не были исключением — однако он упрямо продолжал стремиться к своей цели.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправляется в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на Амуре. Работая механиком-дизелистом, он также занимается в аэроклубе, обучаясь лётному делу.

Три года спустя, когда Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил в звании младшего лейтенанта. Там же он был назначен на должность инструктора. В Батайске служил до самой войны.

Начало войны и истории подвига

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый из его боевых вылетов состоялся около Кривого Рога. Когда весной следующего года лётчик был переброшен на Северо-Западный фронт, на его счету уже числились четыре сбитых самолёта врага.

4 апреля 1942 года в ходе воздушной битвы в районе Старой Руссы (Новгородская область) был подбит истребитель Маресьева, а сам он получил ранения. Лётчик вынужден был совершить посадку в лесу – на территории вражеского тыла.

Восемнадцать суток Алексей Маресьев отчаянно сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда подвели раненые, а затем и обмороженные ноги, он продолжал двигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва живого, его обнаружили в лесу двое мальчиков из деревеньки Плав (Плавни) Валдайского района. Жители деревни укрыли лётчика у себя и попытались выходить, однако последствия ранения и обморожения ног были слишком тяжёлыми. Маресьеву требовалась операция.

В начале мая около деревни приземлился самолёт. Его пилотировал Андрей Дехтяренко – командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненого лётчика удалось переправить в Москву в военный госпиталь.

Безжалостный приговор врачей и… возвращение в строй

Всё, что происходит далее, и есть не что иное, как один долгий непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови лётчику медики чудом спасли жизнь, однако им пришлось ампутировать ему голени обеих ног. Ещё находясь на больничной койке, Алексей начинает изнурительные тренировки. Он готовится не просто к тому, чтобы встать на протезы и научиться передвигаться на них. В его планах – владеть ими настолько совершенно, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Тренироваться он продолжил и в 1942 году в санатории, делая ошеломительные успехи, которые стали результатом его железной воли и мужества.

Читать еще:  Чуваши к какой группе народов относятся. Вирьял (чувашские марийцы или марийские чуваши)

В начале следующего года Маресьева отправляют на медкомиссию, после которой он получил направление в Ибресинскую лётную школу в Чувашии. В феврале 1943 года он успешно провёл первый пробный вылет после своего ранения. Всё это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.

И снова в бою!

Просьба лётчика была удовлетворена в июле 1943 года. Но командующий 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того, как командир его эскадрильи Александр Числов, посочувствовавший Маресьеву, стал брать его с собой на боевые вылеты, которые оказывались удачными, доверие к возможностям лётчика возросло.

После того как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до окончания войны им было сбито ещё семь самолётов врага. В скором времени слава про подвиг Маресьева разнеслась по всему фронту.

Примерно в это время произошла первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты «Правда» Борисом Полевым. Подвиг лётчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке». В ней Маресьев выступил прообразом главного героя.

В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.

Окончание войны. Жизнь после неё – ещё один подвиг Маресьева

Год спустя Алексею Маресьеву предложили покинуть боевой полк и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-лётчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолётов противника.

В 1946 году Маресьев Алексей Петрович оказался уволенным из военной авиации, однако постоянно продолжал поддерживать великолепную физическую форму. Он катался на коньках, ходил на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Свой персональный рекорд он установил под Куйбышевом, когда переплыл Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.

Маресьев был очень известен в послевоенные годы, многократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он побывал в Париже, участвуя в Первом всемирном конгрессе сторонников мира.

Кроме того, он продолжил учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу ЦК КПСС, а четыре года спустя защитил в области истории кандидатскую диссертацию.

В 1960 году свет увидела книга «На Курской дуге», автором которой стал Алексей Маресьев (фото ниже).

Много времени Маресьев посвящал общественной работе. Он входил в состав Комитета ветеранов войны, был избран депутатом в Верховный Совет СССР, кроме того, возглавлял Общероссийский фонд инвалидов ВОВ.

Семья

Алексей Петрович Маресьев был женат. Галина Викторовна Маресьева (Третьякова), его супруга, была сотрудницей Главного штаба ВВС. У них родились два сына. Старший, Виктор (1946), в настоящее время руководит Фондом Маресьева. Младший, Алексей (1958), бывший инвалидом детства, скончался в 2001 году.

Смерть

За два дня до официального дня рождения великого лётчика, 18 мая 2001 года, в Театре Российской армии должен был состояться концерт по случаю восьмидесятипятилетнего юбилея Маресьева. За некоторое время до начала мероприятия у Алексея Петровича произошёл инфаркт, после которого его не стало.

Память о герое

Боевые и трудовые заслуги Маресьева были удостоены множества наград. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград своей Родины, он стал кавалером множества иностранных орденов и медалей. Также он стал почётным солдатом одной из воинских частей, почётным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов. Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже малая планета.

Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнелюбии и мужестве, которые по праву принесли ему славу человека-легенды, навеки останется в людских сердцах, служа примером для воспитания последующих поколений.

В России молодёжь забывает подвиг лётчика Алексея Маресьева

«Повесть о настоящем человеке» больше не изучают в школах

К юбилею Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке», Metro пообщалось с сыном прототипа главного героя книги

В апреле 1942 года самолёт Алексея Маресьева был подбит немцами и упал в зимнем лесу, где лётчик 18 суток искал спасения. Его нашли жители деревни Плав Новгородской области, затем лётчика перевезли в госпиталь, где врачи ампутировали ему обе ноги. После этого Маресьев героически вернулся в небо и продолжил сбивать немецких асов. А в 1943 году с ним встретился Полевой, который позже написал повесть.

– Полевой, как журналист, не мог пропустить историю про лётчика без ног, – рассказывает Metro Виктор Алексеевич Маресьев, сын Героя Советского Союза. – Они встретились в землянке, папа снимал перед ним протезы. Полевого впечатлило, что у отца всё ещё кровоточили культи.

На встрече Полевой что-то записывал в блокнот, а книгу написал на Нюрнбергском процессе, где он был в качестве корреспондента «Правды»:

– Там Полевой проводил время с военными преступниками и, чтобы расслабиться, во время перерывов писал книгу. Из Германии приехал с готовым текстом. Повесть опубликовали в 1946 году в журнале «Октябрь».

«ЕЖА ПАПА НЕ ЕЛ!»

Виктор Маресьев устал отвечать на вопросы, насколько правдивы события в книге. Многим, например, кажется подозрительным, почему в повести фамилия у главного героя Мересьев.

Читать еще:  Самые странные смерти рок-звезд. Сид вишес и музыканты, пошедшие по пути саморазрушения

– Полевой имел на это право! Отец говорил: «Я полагаю, он это сделал, так как боялся, что я сопьюсь. И тогда повесть запретят. Сколько было спившихся после войны? Вот и перестраховался».

Виктор Алексеевич не отрицает, что в историях Маресьева и Мересьева действительно есть расхождения.

– В деревне Плав отец провёл три дня, не больше, – говорит он. – Ещё папа не находил недоеденных консервов. И ежа не ел, как это описано в книге. Ему только ящерица попалась, она ему хвост отбросила. Или вот ещё момент. В госпитале отцу действительно принесли статью про лётчика-ампутанта, но не про нашего, а про британского.

В книге не упоминается интересная деталь – оказывается, сначала на лётчике врачи поставили крест и хотели даже отвезти его в морг.

– Его накрыли простынёй– он был еле живой, – говорит Виктор Маресьев. – И тут появляется профессор Теребинский. «Это что за цыган? – спросил он, поскольку у папы были чёрные-чёрные волосы. – Ну-ка, живо его в операционную». Отец потом вспоминал: «Он склонился надо мной и уточнил, как же я гангрену заработал. А я его попросил ноги сохранить. Потом провалился в черноту, а очнулся уже без ног».

Маресьев действительно танцевал на протезах перед членами медкомиссии, чтобы его вернули в авиацию. Но даже заступничества врачей оказалось недостаточно.

– Командир эскадрильи Александр Числов три раза подходил к начальнику, чтобы он позволил Маресьеву воевать на истребителе, – говорит Виктор Алексеевич об эпизоде, которого нет в книге. – И тот не выдержал: «Надоели! Хочешь с инвалидом возиться? Пиши расписку! Если что, пойдёшь под трибунал». И дядя Саша рискнул.

ВРЕМЯ ПОКЕМОНОВ

Виктор Маресьев прочитал повесть в шестом классе.

– Тогда ещё не задумывался, какая в книге заложена мудрость, – говорит Виктор Алексеевич. – Лишь повзрослев, понял! Автор хотел, чтобы у читателя появилось желание обладать такой же силой воли, как у отца.

Сын Маресьева подчёркивает, что благодаря книге многие люди, находясь на грани, понимают: нельзя отчаиваться, нужно бороться.

– Знаете лётчика Юрия Козловского? – говорит Виктор Маресьев. – Он тоже потерял ноги! Но взял пример с Маресьева. Или вот известен случай, как десантник наступил на мину и попал в инвалидную коляску. Но глаза у него – маресьевские! Даже машину освоил, ездит. Однажды отцу написала испанка. Врачи поставили смертельный диагноз её дочери, из-за чего женщина рассталась с любимым человеком. Тогда она стала задумываться о смерти, и тут ей попалась книга Полевого. Прочитав, она поняла, что нужно бороться за жизнь. В итоге дочь вылечили и она нашла нового мужа.

Несмотря на очевидную ценность книги, «Повесть о настоящем человеке» убрали из школьной программы.

– Сейчас в школе такую литературу не проходят, – вздыхает Виктор Маресьев. – Я много куда обращался, в том числе в Министерство культуры. Но не интересует эта книга! К слову, однажды я на телевидении спросил, почему нет программ о ветеранах? Мне сказали: «Не формат, Виктор Алексеевич!» Вот так. А ведь это наша история. Кто сейчас из молодёжи знает Маресьева? А покемона? Вот покемона знают все. Увы, произошла подмена ценностей!

«ПОЛЕВОЙ? НЕТ, НЕ СЛЫШАЛА!»

Metro провело опрос – мы поинтересовались у молодых людей, кто был прототипом главного героя повести Полевого. Варианты ответов предлагали такие: безногий лётчик, безногий танкист или безногий снайпер.

– Не знаю про такого, – сказала девушка, услышав имя писателя. Она предпочла не называть себя.

Ответ 18-летней Ольги тоже не порадовал.

– Я даже не читала эту повесть, – призналась она.

– А про Алексея Маресьева знаете? – даём подсказку.

– Нет, – отрезала девушка.

Программист Данила, выслушав варианты ответов, уверенно заявил, что прототипом был снайпер.

– Сложные вопросы задаёте, – расстроилась 17-летняя Юля. Но, услышав фамилию героя, девушка внезапно выпалила: – Лётчик!

– Как раз собирался прочитать – у меня бабушка учительница литературы, – пообещал Михаил. – Я барабанщик, у меня времени нет! Но знаю эту книгу. Каждый должен прочитать.

Итоги опроса таковы: твёрдую уверенность в знании произведения проявил лишь один человек из десяти. Уже отчаявшись, мы повстречали 22-летнего Николая Иванова, который хорошо знаком с повестью.

– О-о, Борис Полевой! – обрадовался он. – Книгу читал. У меня отец сам в авиации!

Николай стал единственным из опрошенных, кто сам назвал фамилию героя.

11 вражеских самолётов сбил Алексей Маресьев, из них 4 до ампутации, и 7 – после

Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без ног

4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева. Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих. После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.

Читать еще:  Значение тикамацу мондзаэмон в энциклопедии япония от а до я. Другие пьесы тикамацу мондзаэмон и их особенности

На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева

С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище. В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.

Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

«Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем» А.П. Маресьев

Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать. Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.

Алексей Маресьев после госпиталя

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным — четыре) до ранения и семь после.

«Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья» А.П. Маресьев

После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника

Правила жизни от героя Маресьева

«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев

Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй

Источники:

http://fb.ru/article/174731/podvig-mareseva-letchika-i-nastoyaschego-cheloveka-kakoy-podvig-sovershil-aleksey-maresev
http://www.metronews.ru/novosti/russia/reviews/v-rossii-molodezh-zabyvaet-podvig-letchika-alekseya-mareseva-1384023/
http://pomnisvoih.ru/geroi-i-ih-podvigi/lyotchiki-geroi/aleksej-maresev-i-ego-podvig-lyotchik-kotoryj-letal-i-voeval-bez-nog.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector