В каком веке основана третьяковская галерея. Когда была открыта Третьяковская галерея

В каком веке основана третьяковская галерея. Когда была открыта Третьяковская галерея

Узнай Москву в событиях

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Сотни тысяч людей ежегодно знакомятся с собранием Третьяковской галереи, посвященным исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли большой вклад в историю русского искусства
Москвичи этот музей называют тепло и с любовью – «Третьяковка». Он для нас знакомый и близкий с раннего детства, когда мы начали приходить туда с родителями. Уютный, по-московски теплый, расположенный в тихом Лаврушинском переулке среди улочек и переулков Замоскворечья, древнейшего района Москвы.
Основателем Третьяковской галереи стал московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
П. М. Третьяков, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. “Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие”, – писал П. М. Третьяков в 1860 году, добавляя при этом: “. . . я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников”. Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, не имевшим специального образования в области живописи. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Со временем высокий вкус, строгость отбора, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему “привилегии”, которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия. П. М. Третьяков покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на мнения критики и недовольство цензуры. Это было с такими картинами как “Сельский крестный ход на Пасху” В. Г. Перова, “Иван Грозный” И. Е. Репина. П. М. Третьяков ясно понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. И до сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

В 1892 году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя которым в начале был И. С. Остроухов, а с 1913 года — И. Э. Грабарь.
В начале 1913 года московская городская дума избирает Игоря Грабаря попечителем Третьяковской галереи.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь.
В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А.В. Щусев. В следующем году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
В 1932 году Галереи было передано здание церкви Святителя Николая в Толмачах, которое стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А.А. Иванова. В 1980 году перед зданием галереи установили памятник П. М. Третьякову, созданный скульптором А.П. Кибальниковым и архитектором И.Е.Рогожиным.
За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях.
Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений.

Читать еще:  Гауф Вильгельм: биография, карьера, личная жизнь. Смотреть что такое "Гауф" в других словарях

История

Здание в Лаврушинском переулке

Основное здание Галереи находится в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье – традиционно купеческом районе Москвы. Семья Третьяковых купила этот дом в конце 1851 года. В 1856 Павел Михайлович приобрел первые картины, положившие начало знаменитому собранию. По мере роста коллекции к жилой части особняка пристраивались помещения, специально предназначенные для произведений искусства. Однако рост собрания Третьяковской галереи постоянно превосходил ее экспозиционные возможности.

Фасад В.М.Васнецова

Эскиз фасада Галереи в «русском стиле». В.М.Васнецов

2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, видного художника, архитектора и историка искусства. Главное, чем ознаменовалась деятельность Грабаря, – реформы, превратившие Третьяковскую галерею в музей европейского типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя Галереи, реформированный музей был открыт для публики.

3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации директором Галереи был назначен И.Э.Грабарь. За первые годы Советской власти (1918–1922) коллекция Галереи увеличилась почти на 50% за счет многочисленных поступлений из Государственного музейного фонда. В связи с увеличением фондов многие экспозиционные залы были отданы под запасник для картин.
К 1923 году экспозиция, которую с таким вдохновением создавал И.Э.Грабарь, сильно изменилась.

Экспозиция Городской художественной галереи П.М. и С.М.Третьяковых. 1898

Академик архитектуры А.В.Щусев, ставший директором в 1926 году, много сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки нового.
В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.

К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1928 году коренным образом были переоборудованы отопление и вентиляция. В 1929 году Галерея была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей лишь в дневное время).

Запасник в здании закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. 1932

Здание закрытой в 1929 году церкви Святителя Николая в Толмачах в 1932 было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами заново выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А.А Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. В результате этих перемен увеличилась экспозиционная площадь музея и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.

В 1936 году завершилось строительство нового двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания. Сооруженный по проекту архитектора А.В.Щусева, мастерски соотнесенный с исторической частью и васнецовским фасадом, «щусевский корпус» органически вошел в панораму Лаврушинского переулка. Его просторные залы (четыре – в верхнем этаже и четыре – в нижнем) сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

Галерея в годы войны

Разрушения от попадания бомбы в здание галереи в августе 1941

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) Галерея пострадала от бомбежки. В ночь с 11 на 12 августа 1941 года в результате налетов немецкой авиации две фугасные бомбы упали на здание. На крыше в нескольких местах было разрушено стеклянное покрытие. Рухнуло межэтажное перекрытие верхнего зала № 6 и нижнего № 49. Пострадал главный вход. В гардеробе подвального этажа разбило полы. Вышли из строя отопительная и вентиляционная системы. Несколько месяцев спустя, в ночь с 12 на 13 ноября 1941 года, на территорию Галереи упала еще одна фугасная бомба. Был разрушен двухэтажный жилой дом по соседству. В 1942 году здание Галереи начали восстанавливать. К осени в 13-ти залах остеклили световые фонари крыши и окна, привели в порядок паркет, покрасили стены, починили отопление и вентиляцию. К 1944 году из 52 залов 40 было отремонтировано, а экспонаты, эвакуированные в Новосибирск и Пермь в 1941–1942 годах, вернулись на свои места.

Музейный комплекс в Лаврушинском переулке

Королёв Юрий Константинович. 1980

Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и другие), основанная на идее сохранения исторического облика здания. В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. В них в 1992–1994 годах проходила выставка шедевров из коллекции Галереи. В этом же здании была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название Инженерный корпус.

Строительство Депозитария. 1984

Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) после его восстановления и освящения. Храм был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет : с 1985 по 1995 год.

Ныне комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, – любимое место не только москвичей, но и многих гостей столицы. Сюда приезжают из различных краев, областей и городов Российской Федерации, чтобы увидеть любимые полотна, посетить храм и помолиться перед иконой Владимирской Богоматери.

Читать еще:  Определение слова эпос в литературе кратко. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея – художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Генеральный директор – Трегулова Зельфира Исмаиловна.

История Третьяковской галереи

История Третьяковской галереи берет свое начало в 1856 году и связана с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.

Павел Третьяков был родом из богатой семьи, принадлежавшей к известному купеческому роду. Он получил отличное образование и продолжил дело родителей – развитие фабрики.

Павел Михайлович был очень увлечен историей искусства.

О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.

В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался.

История здания Третьяковки — это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями.

По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.

Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Таким образом, к роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.

Третьяковская галерея сегодня

Сегодня Третьяковская галерея является центром по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека — еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.

Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.

Деятельность Третьяковской галереи

Произведения из собрания Галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах.

С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Это научное и наиболее полное многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.

Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской Галереи и изданию электронных каталогов выставок.

В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера. В 1999 году состоялись первые «Третьяковские чтения», посвященные проблемам комплектования музеев произведениями классического и современного искусства, роли меценатов и коллекционеров в комплектовании и взаимоотношений музея с ними.

В Третьяковской галерее проводятся научные конференции по проблемам экспертизы, атрибуции произведений и другим проблемам музейной жизни. В последние годы Государственная Третьяковская галерея была награждена дипломами, в том числе «За лучший мультимедиа CD-ROM по культуре и искусству» (2003). Ведется большая публикационная и популяризаторская работа: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской галереи и изданию электронных каталогов выставок.

Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М.Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства. В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М.Лужков.

Читать еще:  Единый государственный реестр культурного наследия. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ — Российская газета

В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

Здания Третьяковской галереи

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
  • Третьяковская галерея на Крымском Валу
  • Инженерный корпус
  • “Культурный центр в Толмачах”
  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
  • Музей-квартира А.М.Васнецова
  • Дом-музей В.М.Васнецова
  • Музей-мастерская А.С.Голубкиной
  • Дом-музей П.Д.Корина

Третьяковская галерея: выставки

Каждый год организуются выставки, вызывающие большой интерес публики, в их числе следует упомянуть экспозиции:

«Возрожденные сокровища России» (1995),

«К 150-летию И.Е.Цветкова» (1995),

«Сокровища музеев Подмосковья» (1996),

«Очарованные морем. К 300-летию основания флота России» (1996),

«Незабываемая Россия. Россия и русские глазами британских художников. XVIII – первой половины XIX века» (1997),

«Михаил Врубель в Третьяковской галерее, московских музеях и частных собраниях» (1997),

«Стиль жизни – стиль искусства. К 150-летию со дня рождения В.М.Васнецова» (1998),

«М.Ларионов – Н.Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись» (1999),

«К.П.Брюллов. К 200-летию со дня рождения» (2000), «Западно-европейское искусство XVI–XVIII веков из собрания Тульского музея изобразительных искусств» (2000),

«И.С.Остроухов – коллекционер, общественный деятель, попечитель Третьяковской галереи» (2001),

«Государственная Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны» (2002),

«Вернем Грозному музей» (2002),

произведений Н.Н.Сапунова (2003),

«Пленники красоты» (2004),

«М.З.Шагал. Здравствуй Родина» (2005),

«Пророк и мечтатель. М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов. Графика» (2005),

«Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» (2015-2016).

Третьяковская галерея: картины

Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов:

  • древнерусское искусство XII-XVIII веков – иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов);
  • живопись XVIII – первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений);
  • русская графика XVIII – начала XX века (свыше 30 тысяч произведений);
  • русская скульптура XVIII – начала XX века (ок. 1000 экспонатов);
  • коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Наиболее звестные картины Третьковской галереи

Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет

Серов В.А. «Девочка с персиками»

«Богатыри», Виктор Васнецов

И. К. Айвазовский. «Радуга»

«Неизвестная», Иван Крамской

Михаил Врубель «Сидящий демон»

Контакты Третьяковской галереи

Телефоны: 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78

Работа Третьяковской галереи

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

Третьяковская галерея на Крымском Валу

Адрес: 117049, г. Москва, Крымский Вал, 10

Проезд: Метро “Парк культуры” или “Октябрьская”, Троллейбус “Б” или “10” до остановки “Парк культуры им. М.Горького”

Режим работы постоянной экспозиции:

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

Инженерный корпус

Адрес: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12

Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

“Культурный центр в Толмачах”

Адрес: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1

Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”

открыт только в период проведения мероприятий

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Адрес: г. Москва, М.Толмачевский переулок, 9

Проход к Музею-Храму — через Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок, 10).

Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”

Справки по телефонам: 8-499-230-77-88, 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78

вторник – воскресенье — c 12.00 до 16.00 (вход до 15.30)

Музей-квартира А.М.Васнецова

Адрес: г. Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон “22”), 3 этаж

Проезд: Метро “Чистые пруды”, “Красные ворота”, “Курская”

Телефон для справок: 8-495-608-90-45

среда – воскресенье — с 10.00 до 17.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Дом-музей В.М.Васнецова

Адрес: г. Москва, переулок Васнецова, 13

Справки по телефонам: 8-495-681-13-29, 8-495-681-13-29

среда – воскресенье — с 10.00 до 17.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Музей-мастерская А.С.Голубкиной

Адрес: г. Москва, Большой Лёвшинский переулок,12, вход со двора

Проезд: м. “Парк культуры”, “Смоленская”, далее по Садовому кольцу; троллейбусы: Б, 10, 79 до остановки “1-й Неопалимовский переулок” или пешком 10 минут по внутренней стороне Садового кольца.

среда – воскресенье — с 10.00 до 17.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Дом-музей П.Д.Корина

Адрес: г. Москва, Малая Пироговская улица, 16, флигель 2

Источники:

http://um.mos.ru/contests/umevents/works/90501/
http://www.tretyakovgallery.ru/about/history/zdanie-v-lavrushinskom-pereulke/?special_version=Y
http://www.dk.ru/wiki/tretyakovskaya-galereya

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии