В каком музее находится картина репина приплыли. Так какую картину написал Репин: “Приплыли” или “Не ждали”

В каком музее находится картина репина приплыли. Так какую картину написал Репин: “Приплыли” или “Не ждали”

Хочу все знать

Альманах для любознательных

Страницы

Картина Репина “Приплыли”

2018/07/30

Выражение — «картина Репина “Приплыли”» довольно часто встречается в разговорной речи. Как и многие другие фразеологизмы это крылатое выражение имеет интересную историю.

В этом выпуске альманаха для любознательных «Хочу всё знать» вы познакомитесь с этимологией выражения и его значением. А так же узнаете какое отношение имеет Илья Репин к этому фразеологизму.

Выражение «картина Репина “Приплыли”», значение и происхождение

Выражение — «картина Репина “Приплыли”», ставшее крылатым благодаря народному фольклору, относится к фразеологизмам разговорного стиля.

Значение

Фразеологические обороты используемые в устной речи, характеризуются большой образностью, нередко имеют шутливо-ироничную, шутливо-ласковую, и даже фамильярную окраску. Не является исключением и выражение — «картина Репина “Приплыли”», которое обозначает — конфуз, неловкое положение, или анекдотическую ситуацию.

Этимология

Разбираясь с историей происхождения этого выражения выяснилось, что у Репина нет и никогда не было картины с таким названием. Тогда откуда в русской разговорной речи появилось это крылатое выражение? Происхождением этого выражения мы, скорей всего, обязаны картине — «Монахи. Не туда заехали», написанной в 1870 году. Только принадлежит это полотно совсем не Илье Ефимовичу, а кисти художника Соловьева. Откуда же заблуждение о том, что это картина Репина?


В основе сюжета картины – сцена купания женщин. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение. Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник сумел передать эмоции и изумление на лицах участников этой встречи.
О картине этой знают, или по крайней мере слышали, многие, а вот автор — художник-пейзажист и иконописец Лев Григорьевич Соловьев, незаслуженно забыт. Прекрасный художник, скромный труженик, рисовал жизнь людей самого простого звания. И если бы не курьёзная ошибка, произошедшая на выставке, никто бы о нём и не знал….

В 30-х годах ХХ века эта картина Л.Г.Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина. Возможно малограмотные посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. Народная молва дала картине совсем другое название — «Приплыли», по аналогии с известной картиной Репина — «Не ждали».

Почему возникла такая путаница в общественном сознании? Возможно, потому, что есть некое сходство в осмыслении сюжетной коллизии, в отношении к героям и в изобразительной манере двух художников. Вот и появилась передаваемая из уст в уста легенда под названием «Картина Репина «Приплыли!». Со временем это выражение стало идиомой.

Таким образом полотно Л.Соловьева — «Монахи. Не туда заехали» получило известность как картина Репина «Приплыли». Ирония судьбы — единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты.

Так какую картину написал Репин: “Приплыли” или “Не ждали”?

Знаете ли вы что, что картина Репина «Приплыли» – вовсе не Репиным

написана, да и называется иначе – “Монахи (Не туда заехали)”. Обитает картина на Украине, в Сумском художественном музее им. Никанора Онацкого, а написал ее современник Репина, воронежский художник и педагог Лев Соловьев, который также много занимался иконописью.

Впрочем, сюжет картины, несмотря на другое название, вполне укладывается в смысл, который вкладывают, вспоминая якобы произведение Репина. Когда ситуация приводит к конфузу участников, когда смешно и немножко стыдно, когда за поворотом (буквальным или аллегорическим) оказывается совсем не то, что предполагалось, мы выдыхаем и говорим: «Ну вот, картина Репина «Приплыли!». И улыбаемся – весело или саркастически в зависимости от ситуации.

Читать еще:  История создания повести гробовщик. Евгения сафонова, петра-дубравская школа, самарская область

Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!

Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз. Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза. Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол».

По всей вероятности, на одной из выставок не туда заехавшие «Монахи» соседствовали с работами Ильи Репина. По ассоциации с афористичным названием другой его работы – «Не ждали» – могло возникнуть это «картина Репина «Приплыли».

Описание картины «Не ждали»

Картина Репина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина.

Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка. Совсем иным стал окончательный вариант.

Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?

Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно – здесь явно нет лишних средств. На стене – фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.

Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.

Читать еще:  Презентация на тему "Русская народная матрёшка". Презентация "история русской матрешки"

Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека. А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание». А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже, чем преступление, это – ошибка. Не ждали! Какая фальшь. ».

Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.

А вот это первый вариант-эскиз картины «Не ждали»:

Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку.

Картина Репина “Приплыли”

Все слышали это выражение – Картина Репина “Приплыли”? Слыхать-то слыхали – вот только нет у Репина такой картины и никогда не было. Так откуда же пошло это крылатое выражение?

А вот от этой самой картины:

Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».

Забавны фигуры монахов – застывший с открытым ртом молодой инок с веслом в руках и ничуть не смущенный, улыбающийся в окладистую бороду игумен, дескать: “Ну вот и приплыли, так приплыли..”

А теперь пришло время поближе познакомиться с самим художником.

Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919)

Прекрасный художник, скромный труженик, рисовавший жизнь людей самого простого звания. К сожалению, на сегодняшний день сохранилось лишь четыре его картины, одна из них – “Сапожники” (см.выше) хранится в Третьяковской галерее.

Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты.

Вот уж действительно – “приплыли”.

С вами сегодня был Иван Петрович @IvanPetr0vich , до новых встреч!

А с этого поржал

Когда видишь хохлосрач, но не хочешь в нем участвовать.

Когда зашел в комменты к видео с котиками.

Вот уж действительно никто не знал его. Все сразу полезли на Википедии смотреть))

Значит этот пост не отсюда?

Интерес подскочил 20 октября)

если верить моим поискам, 20 октября впервые этот пост появился на Одноклассниках: https://ok.ru/dzhankoyrusprav/topics

Чёт не заметил открытого рта.

Вон же, присмотритесь

Ты зачем полотно продырявил, демон?

Читать еще:  Сектора и зоны квартиры по фен шуй, накладываем Багуа или Ло-Шу на план. Зоны фен-шуй. Секторы фен-шуй.

видимо девицы очень понравились

P.S. Но вопрос почему продырявлен рот и священника и меня остается неотвеченным

Ты ЧЕМ полотно продырявил, демон?

Туда, батюшки! Туда!

а таки я действительно ни разу не задумалась от какой картины фразочка, спасибо, весьма любопытно

Спасибо за интересный пост.

На картине изображены монахи, которых коварное течение реки отнесло к купающимся женщинам.

Ну да, коварное течение во всём виновато, ага. Дайте мне тоже такое коварное течение.

Картина Репина “Не ждали”

Про приплыли впервые слышу

Вот это и правда – не ждали 🙂

(Кто не в курсе, напоминаю, что “Опять двойка” – лишь одна из трех картин, объединенных общим замыслом):

кокосу им на стол насыпь, смешнее будет)))

вот, теперь забавно))) Сразу начинаешь продумывать ситуевину и ее расклад)))

упс, с ногами косячок вышел.

Да не, нормально, в самый раз))

Картина Репина “Приплыли”: всю ночь гребли, а лодку отвязать забыли :))

Картина Репина “Приплыли”: сушите весла, мужики.)

Картина Репина “Мона Лиза”

Впервые слышу про “не ждали”. А “приплыли” на каждом шагу, все кому не лень говорят. Если в каком-то регионе “окают”, не значит что нигде не “акают”.

Я слышал в обеих вариациях. Автор- спасибо, с утра улыбнуло. Пили еще.

Ну всё, пиздец. Раз lash сказал, что впервые слышит, значит и правда, “обычно говорят “не ждали””.

Пацан куда-то в грудь ему смотрит

Ну а что , очень даже удачно приплыли ))

Пикабу познавательный . Прикольно, спасибо

Сам из Сум, в музее бывал неоднократно, эту картину ни разу не видел, а выражение по городу очень распространено, теперь хоть буду знать откуда )

Только “монахи не туда заплыли” Они же не ехали, а плыли.

больше на белое духовенство похоже

А что с остальными картинами случилось?

Не сохранились или разошлись по частным коллекциям (по ним нет информации).

В гос.музеях: две картины в галерее г. Острогоржска, одна в Третьяковке и вот эта.

мне одному показалось, что попы плотоядно улыбаются?

На самом-то деле им нужно на тот берег, где мужики и церковь, но течение такое течение

Дааа, конеечно, нужно им на тот берег))

Коварное течение их занесло говоришь?

У меня фраза “Картина Репина . ” всегда ассоциировалась и продолжает это делать с окончанием “. не ждали”. Мне теперь интересно, сабжевое “Картина Репина приплыли” действительно имеет широкое распространение, или это автор его специально придумал для того чтоб был повод пораскрывать покровы в своем ЖЖ, Пикабу и т.д.?

ни разу не слышал “не ждали”. приплыли – очень распространено

слушатель радио “Звезда” детектед

Пикабушник уже 10 часов и сразу модератор неизвестного сообщества? Очень интересно. А не мультиакк ли это?

скандалы, интриги, расследования. )

Петрович мой хороший знакомый, которого я лично попросил помочь мне в работе с сообществом. Пришлось даже объяснять, что, зачем, в чем идея сообщества.

Сам я в большей степени хочу нацелиться именно на авторские посты на исторические темы, чем я изначально на пикабу и занимался, но и забрасывать сообщество все же не буду.

Петрович мужик вполне адекватный, в меру упитанный и даже лысоват. С первым заданием запилить годный пост в сообщество “Годные посты” справился. Именно такое задание я дал ему в качестве испытательного теста.

Если кто-то другой сможет доказать мне, что он интересен как публикатор и автор, милости прошу к нашему шалашу. Обсудим видение развитие сообщества, и если наши взгляды совпадут, то обязательно приглашу его в одно из моих сообществ модератором.

Источники:

http://www.inqui.ru/2018/07/kartina-repina-priplyli.html
http://eugenpr.livejournal.com/409407.html
http://pikabu.ru/story/kartina_repina_priplyili_4569737

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии