В какой главе Аркадий расстается с Базаровым? Роман “Отцы и дети”. Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием

В какой главе Аркадий расстается с Базаровым? Роман “Отцы и дети”. Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием

«Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием»

В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В своём романе Тургенев показал человека новой эпохи – это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам, по своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета, их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает». Т. е. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, с одной стороны прав, а с другой – нет. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья – революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий не готов к этому. Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд – необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней – работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа – объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения её красотой, он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в неё. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом и не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине.

Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его.

Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе». Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», т. е. Аркадий признаётся, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий – «ручной».

Читать еще:  Аниме с главным герой скрывает свою силу. Аниме, где главный герой притворяется слабым, но по факту силен

Базаров слишком требователен к себе, он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда – сухость Базарова даже к близким ему людям. Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом – конфликтность романа, выраженная приёмом контраста.Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия был неизбежен. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаётся с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их – для Базарова романтизм. Аркадий нашёл свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остаётся «либеральным баричем».

Если предпринимательство так выгодно для человека, то почему в нашей стране им занимаются только 10% населения?

Любой вид деятельности человека требует определённых знаний и умений. Предпринимательство является одним из видов деятельности человека, где кроме знания и умения необходим талант и начальный капитал. Не каждый человек может решиться начать своё дело, т. к. не у всех есть возможность вложить определённую сумму денег и в дальнейшем получить прибыль. А также многие, имея начальный капитал, боятся риска потерять его.

Также занятие предпринимательством требует от человека определённых организаторских способностей, умение правильно и в должном направлении преодолеть начальные трудности становления своего предприятия. Не каждый может найти тот невостребованный участок сферы деятельности, который в дальнейшем может стать ядром расширения его производства.

Предпринимательство требует от человека и умение руководить людьми, работать с коллективом, находить партнёров в сфере деятельности, уметь конкурировать с другими идентичными предприятиями, находить общий язык со своими конкурентами.

Человек, который решил заняться предпринимательством должен верить в свой успех, предвидеть наперёд многие положительные и отрицательные стороны своей деятельности, уметь найти выход из трудных ситуаций.

Поэтому занятие предпринимательством и является одной из сложных профессиональных видов деятельности человека. И заниматься им не под силу каждому человеку.

Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») (ЕГЭ по литературе)

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, в начале романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» приезжающие в Марьино, предстают перед читателем очень близкими товарищами, даже друзьями. Однако по мере того, как развивается действие в романе, Евгений и Аркадий постепенно отдаляются друг от друга. Так почему расстаются Базаров и Кирсанов-младший? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, чем схожи и чем отличаются герои.

В первых главах романа Базаров и Аркадий кажутся не просто друзьями, но и единомышленниками. Аркадий называет себя учеником Базарова в нигилизме. Оба молодых человека придерживаются философии отрицания авторитетов и опыта предыдущих поколений, непринятия ничего на веру. В разговоре Аркадия и Базарова с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем за вечерним чаем, в диалоге-споре Базарова и Павла Петровича, раскраиваются важные для понимания нигилизма аспекты.

Читать еще:  Аниме про демонов и любовь. Список аниме про демонов и школу: романтика, гарем и сенен прилагаются

Евгений говорит, что для нигилиста Рафаэль «гроша не стоит», природа является не храмом, а мастерской, в которой «человек-работник», отрицает существование души. Со всем этим гордо соглашается Аркадий. Любовь Базаров называет физической потребностью человека, такой же как еда и сон. К народу Евгений относится презрительно, говоря, что не хочет уважать тех, кто считает гром шумом от колесницы Ильи-пророка. Аркадий поддерживает Базарова во всех его высказываниях и, казалось бы, искренне разделяет взгляды своего «учителя».

Но довольно быстро читателю становится понятно, что Аркадий – нигилист только на словах. Кирсанов-младший ценит Пушкина и восхищается тем, как играет на рояле Катя Локтева, то есть понимает, принимает и любит искусство.

Он видит красоту в природе, например, много и с охотой гуляет в окрестностях Никольского. Верит Аркадий в высокую, романтическую любовь. Рассказывая Базарову историю любви Павла Петровича к княгине Р…, Аркадий не соглашается с тем, что это «чушь», а сочувствует любовной трагедии своего дяди. Когда Аркадий делает предложение Кате, он говорит о чувстве истинной любви, родившемся в его душе.

Расходятся взгляды Аркадия и Базарова и по народному вопросу. Это противоречие обнаруживается в сцене ссоры молодых людей на сеновале, во время того, как они гостят в деревне Базаровых. Евгений вспоминает слова Аркадия о том, что когда у каждого мужика будет добротная изба, народ будет счастлив. Базаров отказывается прикладывать все свои силы к тому, чтобы это произошло, ссылаясь, опять же, на невежество и неблагородность «Сидора или Федота».

Эпизод ссоры на сеновале показывает еще один, важнейший для понимая причины расставания Аркадия и Базарова момент.

В диалоге-споре, что характерно для «Отцов и детей», раскрывается философия героев. И становится очевидно, что назвать Аркадия нигилистом уже нельзя. Кирсанов младший говорит Базарову, что приходится согласится с темы, которые упрекают жить, не имея принципов, отрицая их. А такая позиция – все равно, что отказ от нигилизма.

Окончательный идеологический разрыв Базарова к Аркадию, переход Аркадия в лагерь «отцов» признает Евгений в сцене прощания с Кирсановым -младшим в Никольском. Базаров прямо говорит Аркадию, что тот-барин и желает бывшему другу обрести счастье, свив семейное гнездо по опыту «отцов».

Причина расставания Базарова и Аркадия становится, таким образом, ясна. Базаров-истинный нигилизм, уверенный в своей философии одиночка. Аркадий же – временный попутчик Базарова, подпавший под обаяние сильного характера Евгений. Аркадий не разделяет убеждений Базарова на самом желе, ему гораздо ближе ценности «отцов». Ложный нигилизм Аркадия проявляется только внешне, на словах. По-настоящему Аркадия – «мягкотелый барин», не способный пойти по новому, трудному пути «разрушения старого», на который становится Базаров. Идеологическая пропасть между Аркадием и Базаровым и есть причина их расставания.

В какой главе Аркадий расстается с Базаровым? Роман “Отцы и дети”

Ответ оставил Гость

Роман Тургенева «Отцы и дети» открывается приездом Аркадия Кирсанова вместе со своим «приятелем» Базаровым в поместье Кирсановых – Марьино. Друзей встречает отец Аркадия – Николай Петрович. Он не видел сына уже давно – его Аркаша возвращается после учебы в университете со званием «кандидата».
Вторая глава описывает непосредственно встречу отца и сына на постоялом дворе неподалеку от Марьино. Кроме того, она знакомит и Николая Петровича, и читателей с главным героем романа – Евгением Базаровым.
Автор показывает, как волнуется и радуется встрече с сыном Кирсанов-старший. Это мы понимаем по отдельным деталям, «разбросанным» в тексте: «твердил, умиленно улыбаясь»; «пошел торопливыми шагами…, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее»; «он словно потерялся немного, словно робел», «хлопотливо говорил» и другим.
Николай Петрович хочет угодить во всем Аркадию, ведет себя даже несколько подобострастно. В этом проявляется его огромная любовь к сыну, его добрая и «теплая» натура. Кирсанов хочет как можно лучше принять и друга своего сына – некоего Базарова, немного странноватого и высокомерного человека. Именно в этой главе мы впервые знакомимся с главным героем романа.
Аркадий представляет его как «доброго приятеля». Мы узнаем, что Аркадий много писал отцу о Базарове, значит, был увлечен этим человеком и, как мы узнаем позже, его идеями.
Другом Аркадия оказался высокий человек, одетый в «длинный балахон с кистями». Автор обращает внимание на цвет рук Базарова – они были красные. Понятно, что этот человек работает ими, не бережет от холода и зноя, не холит и лелеет. Эта деталь показывает «чужеродность» героя той среде, в которую он попал, аристократической среде Кирсановых. Позже мы узнаем, что Базаров по своему происхождению – разночинец, сын лекаря.
Кроме того, Тургенев добавляет такую деталь – Базаров не сразу подал руку Николаю Петровичу. Вообще, герой ведет себя по отношению и к Аркадию, и к Николаю Петровичу высокомерно, смотрит на все происходящее «сверху вниз».
Интересно и необычно лицо Базарова: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Важно, что писатель настоятельно обращает внимание на ум героя. Об этом говорит и такая деталь: «Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Тургенев не отказывает своему герою в выдающихся способностях, большом уме. Но только как герой потратил их, на что направил? С этим Тургенев крайне не согласен, как мы поймем из дальнейшего развития действия романа.
Помимо внешности героя, его ума и высокомерия из второй главы романа мы можем понять отношение Базарова к простому народу. Аркадий характеризует его как «чудесного малого, такого простого…» И действительно, Базаров совершенно не против того, чтобы ехать в тарантасе. Он с легкостью «вскочил» в него, что говорит о хорошей физической подготовке героя. Кроме того, интересна такая деталь: снобизм Базарова распространяется на аристократию, но в остальном герой совершенно прост и неприхотлив.
Базаров легко находит общий язык с простым народом – он обращается с ним грубовато, но действенно: «- Ну, поворачивайся, толстобородый! – обратился Базаров к ямщику. – Слышь, Митюха, – подхватил другой тут же стоявший ямщик с руками, засунутыми в задние прорехи тулупа, – барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».
Кроме того, данная глава дает характеристику и Аркадию Кирсанову. Этот молодой человек, приехавший из города в деревню, тоже снисходительно смотрит на отца. Но это, скорее, напускное. Он старается не показать своей любви к отцу перед Базаровым, которого побаивается и которым восхищается. Пока еще это герой не понимает, что нигилизм – это не его дорога, не его путь. Пока еще Аркадий увлечен этим модным поветрием и изо всех сил скрывает радость от встречи с отцом.
Таким образом, вторая глава романа несет большую смысловую нагрузку. Можно сказать, что она является вводной и знакомит нас со многими героями и, главное, с Базаровым. Также из этой главы мы начинаем понимать отношение автора к главному герою своего романа.

Читать еще:  Презентация "Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни?". Cочинение «Можно ли считать Чацкого лишним человеком

Источники:

http://www.allsoch.ru/sochineniya/20587
http://www.kritika24.ru/page.php?id=29314
http://www.shkolniku.com/literatura/task602829.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии