В Греции всё есть, или как Рим присвоил себе культуру. Словарь древнегреческой культуры

В Греции всё есть, или как Рим присвоил себе культуру. Словарь древнегреческой культуры

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями. Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов. Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальном у и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения. Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия. Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе. Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан. Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

Смотрите также

Азербайджан — один из древнейших центров виноделия. В некрополях Лейлатепе, Сарытепе археологами обнаружены глиняные сосуды для хранения вина — свидетельства развития виноделия в Азербайджане в эпоху поздней бронзы. Создание промышленного виноделия в Азербайджане относится к середине XIX века. В 1815 году по приказу императора Александра I немцы из Вюртенберга стали создавать колонии на Кавказе. В Закавказье переселилось около 500 семей. Первое появление немецких переселенцев в Азербайджане относится к декабрю 1818 года. Они разместились в пригороде Гянджи и были гостеприимно приняты азербайджанцами. Город Еленендорф (ныне Гёйгёль) стал первой немецкой колонией в этом районе, на протяжении XIX века были основаны также поселения Анненфельд, Георгсфельд, Алексеевка, Грюнфельд, Эйгенфельд, Траубенфельд и др.

Остров Самофраки является островом-рубином во Фракии. Расположен на северо-востоке Эгейского моря между островами Лимнос, Имброс и Тасос, и составляет 24 морских миль от Александруполис. Поверхность острова составляет 178 квадратных километров, самая высокая вершина Саос имеет высоту 1611 метров,поэтому остров является одним из самых высоких греческих остров.

Афины, площадь Керамейкос

Согласно древнейшим источником Керамейкосом называлось небольшое поселение мастеров гончарного дела. Территориально оно расположено к Северо-Западу Афинского Акрополя. Керамейкос представлял собой огромную площадь на берегу Эриданоса. Место было выбрано не случайно. По кромке этой реки греки обнаружили богатые залежи глины. Именно ее местные гончары использовали для изготовления своих неповторимых шедевров.

Остров Парос. Ночная жизнь, пляжи и развлечения на Паросе

История. Культура Древней Греции и Древнего Рима: общие черты и различия

История Древней Греции и Древнего Рима, культура этих государств и народов, их населяющих, не перестают привлекать к себе как профессиональных историков и искусствоведов, так и обычных людей, интересующихся достижениями античной цивилизации. Несмотря на кажущуюся удаленность времени расцвета Греции и Рима от наших дней (Греция была включена в состав Римской республики во II веке до н.э., а Западная Римская Империя пала под ударами германских племен в V веке), основные достижения античности не утратили своей актуальности. Люди в школе изучают евклидову геометрию, современное право во многом базируется на древнеримских принципах, любой философ начинает выстраивать свои концепции с упоминания Платона и Аристотеля.

Необходимо учитывать, что выделение античной цивилизации, как цельного этапа в истории человечества, базируется на чертах, общих для культуры Древней Греции и Древнего Рима. О различном же, проистекающем из разного отношения к миру, упоминается вскользь, будто бы это не более чем частный случай проявления одного из общих принципов. Между тем, особенности культуры Древних Греции и Рима проявились уже в формах государственного устройства: Греция – конгломерат демонстрирующих высокую степень автономности полисов (Афины, Спарта, Коринф), Рим – централизованная республика.

Читать еще:  Животные национальные символы стран мира. Национальные символы современной украины в историчес

Определение понятия культура

Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием культуры. Определение этого термина имеет множество вариантов, зависящих от подхода конкретного исследователя или философской школы. В самом широком смысле культурой называют все, созданное человеком, используя в качестве синонима определение “вторая природа”. Однако такой подход оставляет в стороне идейную составляющую человеческой деятельности. В связи с этим в научных трудах вводятся две составляющие культуры: материальная (строения, произведения искусства, костюм) и духовная, в которую входят искусство, наука и образ мыслей. Это разделение является зыбким, поскольку оба аспекта культуры всегда взаимосвязаны: идейная сфера определяет формы выражения (скульптура, живопись, архитектура), а материальные объекты стимулируют эволюцию мира идей (множество средневековых и ренессансных литературных произведений созданы с явной ориентацией на античные образцы).

Общее и особенное в идейной сфере

В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека. Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами. Они способны испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в “Илиаде” Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди. Пожалуй, главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.

При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды. Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок. От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.

Римский практицизм привел к тому, что между человеком и богами установились партнерские отношения: человек приносил жертву, а бог за это должен был выполнить просьбу. Постепенно это вело к обеднению духовной сферы. Вера становилась все более зыбкой, а боги не так уж и часто отзывались на молитвы. Заимствование соседних культов по мнению римлянина с одной стороны увеличивало могущество Рима, а с другой давало надежду, что чужеземный бог скорее откликнется на просьбу. В связи с этим пантеон становился все шире и в итоге рухнул, под натиском централизованной и детализированной христианской религии.

Воспитание и обучение в античной цивилизации

Для сравнения культуры Древней Греции и Древнего Рима особый интерес представляет процесс передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения к другому. В этом отношении античная цивилизация тоже сделала шаг вперед в сравнении с древневосточными: если в последних преобладали зубрежка и механическое запоминание правил, то римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.

Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом. Даже впоследствии, когда образовательные программы расширились, целью изучения, к примеру, классических поэтов и ораторов являлась имитациях их стиля, уже зарекомендовавшего себя как успешный. Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.

Античная культура – Древняя Греция и Древний Рим в этом едины – создавалась и распространялась прежде всего в мужской среде. Хотя женщины могли играть значительную роль в общественной жизни (известны поэтесса Сапфо, римские императрицы – Агриппина, Мессалина, выдающийся математик Гипатия), целью их воспитания прежде всего ставилось умение вести домашнее хозяйство. Разумеется, им преподавались элементарные знания – счет, письмо, но интеллектуальные разговоры, занятия философией в обоих государствах долгое время считались чисто мужским занятием.

Античное искусство

Если говорить о культуре древних Греции и Рима кратко, то все ее формы и разновидности сведутся к постулированию человека как центра мироздания. Одного взгляда на произведения росписи и рельефы, к примеру, Древнего Египта, достаточно, чтобы понять: изображался не конкретный человек, а некоторый идеальный образ. Иначе в Греции. Скульпторы стремились прежде всего придать своему творению портретные сходства с моделью. При этом представления о красоте требовали все же некоторых корректив. Афинский политический деятель Перикл обладал головой неправильной формы, напоминающей луковицу, именно поэтому скульптор Фидий на всех бюстах этого политика маскировал его дефект шлемом.

При этом греческие мастера стремились к аллегории и символизму. Во многом это связано с тем, что большая часть изображаемых сцен (например, росписи сосудов) бралась из мифологии. Фигура человека передавалась не в статике, а в динамике: таковы скульптурные изображения некоторых известных атлетов – победителей Олимпийских игр. В связи с этим греческое искусство открыто миру, находится во взаимодействии с ним.

В сравнении с культурой Древней Греции, Древний Рим больше внимания уделял анализу изображаемого. Греческая пластичность здесь уступает место живописности. Изображения императоров – Нерона, Калигулы, Клавдия – характеризуются реалистическим подходом к их созданию: римский скульптор передает мелкие детали внешности, не стремится к приукрашиванию своей модели.

Особенности архитектуры

Культура античного мира – Древних Греции и Рима – наиболее зримо воплощается в памятниках архитектуры. Греческая открытость миру выражалась в создании построек, по которым можно было перемещаться, не утрачивая связи с окружающей средой. По большей части культовые и общественные сооружения представляли собой лишь выделенное в мире место, предназначенное для исполнения какой либо функции. Характерная черта античного полиса – наличие агоры, то есть площади, на которой может собраться большое количество людей для обсуждения какого-либо вопроса. Отсутствие центральных органов управления в привычном смысле слова, полисная организация не требовали специфических зданий.

Рим же, как централизованное государство, неизбежно столкнулся с необходимостью создания инфраструктуры. Постоянный рост числа жителей города требовал возведения общественных сооружений: амфитеатров, цирков, бань, библиотек. Это потребовало введения новых строительных технологий. Если греки использовали определенное количество колонн, на которых лежат каменные плиты, исполняющие функцию потолка, то римляне применяли бетонную кладку, позволяющую возводить прочное здание за короткий срок. Воспринятые от греков эстетические категории (например, три ордера – дорийский, ионический и коринфский) очень быстро превратились лишь в декоративный элемент.

Литература

При упоминании литературы первое, что вспоминается из истории культуры Древней Греции и Древнего Рима – эпическая поэзия: “Илиада” и “Одиссея” Гомера и написанная в подражание и продолжение им “Энеида” Вергилия. Возможно, именно в этой сфере в наибольшей степени сказалось влияние культуры Древней Греции на Древний Рим. Оратор Цицерон назвал свои речи против Катилины катилинариями, как прежде греческий оратор Демосфен назвал свои речи по имени македонского царя филиппиками. От греков же было воспринято искусство театра и драматургия.

Греция имела богатую устную традицию, на базе которой возник эпос. С заимствованием и модернизацией финикийского алфавита оказалось возможным письменно зафиксировать народное творчество. Римский народ, в силу своей практичности, игнорировал эту область культуры, предпочитая записывать необходимые вещи: значительные события, договоры, речи политических деятелей. Это предопределило подражательность римского эпоса: создавать нечто оригинальное в условиях взаимодействия с греческой традицией оказалось невозможным. Первые писатели занимались лишь адаптацией классических текстов под римские реалии.

Читать еще:  Как делают фокус с переодеванием платьев. Секрет фокуса с переодеванием: как это происходит на сцене

В этом можно усмотреть и положительную сторону. От греков римляне заимствовали историографическую традицию, представленную прежде всего трудами Геродота и Фукидида. Римское стремление к анализу и скрупулезному описанию деталей привело к тому, что историческая наука распалась на несколько ответвлений. Самостоятельным стало географическое описание (например, “География” Страбона в семнадцати книгах). Историки же описывали как биографии известных деятелей (“Жизнь двенадцати цезарей” Светония), так и создавали обширные исследования (“История от основания города” Тита Ливия).

Если говорить кратко, культура Древнего Рима и Древней Греции на примере литературы демонстрирует высокую степень взаимопроникновения. Страбон, известный как римский географ, по происхождению был греком, и это касается многих других древних ученых.

Театр

Одним из наиболее значительных достижений античной культуры Древней Греции и Древнего Рима является драматическое искусство. Изначально представления были элементом священного действия во время жертвоприношений Дионису – богу виноделия. Со временем их формы усложнялись и к V веку до н.э. складываются основные театральные жанры: трагедия (чаще всего на мифологические сюжеты) и комедия (очень рано приобрела жесткую политическую направленность). О высоком качестве древнегреческой драматургии свидетельствует то, что и поныне трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида и комедии Аристофана продолжают ставиться на сценах ведущих театров мира.

Наличие театральных представлений является общим в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Различное же в данном случае проявилось во включении театра в программу празднеств, часто устраивавшихся в Риме. Постановки осуществлялись после гладиаторских боев или цирковых представлений. В отличие от греческого, римский театр не стал самостоятельным явлением духовной жизни. На это явно указывает тот факт, что актерская профессия воспринималась римлянином как урон чести и достоинству.

Письменность

Общее и различное в культуре Древней Греции и Древнего Рима достаточно ярко проявилось в способе фиксации знаний. Общим было наличие алфавитного письма, где отдельный знак обозначает отдельный звук, различия же проявились в фонетическом составе речи. Греки могли обходиться 24 буквами, римлянам же потребовалось 26 (включая те, которые требовались для передачи греческих звуков). Использование легкого способа письма, не требующего много материала, позволило зафиксировать многие достижения науки и искусства.

Научные знания

Сравнение культуры Древней Греции и Древнего Рима было бы неполным без обзора научных знаний в этих обществах. Греки, влекомые любопытством и стремлением во всем разобраться, способствовали дифференциации древней натурфилософии на отдельные научные дисциплины. Особую роль играла математика, в первую очередь – геометрия. Греки сформулировали принцип золотого сечения и решили ряд сложных задач, пользуясь лишь циркулем и линейкой без шкалы. Вместе с тем отмечается стремление к сакрализации математического знания: Пифагор и его ученики полагали, что в числе заключено знание обо всем мире. Поэтому они стремились найти особые числа: дружественные, простые, совершенные и так далее.

Римский практицизм не позволял увлечься изысканиями пифагорейцев. Вместо этого ученые занимались более практическими дисциплинами, такими как агрономия, правоведение и филология.

Бытовая культура

Как известно из истории культуры Древних Греции и Рима, мужчины играли преобладающую роль в обществе. К их распоряжению были различные объединения и союзы, где можно было пировать в компании единомышленников, а затем размышлять на сложные темы (особенно ярко это продемонстрировано в “Пире” Платона).

Особенностью культуры Древней Греции и Древнего Рима была сильная патриархальная власть внутри семьи. Она распространялась не только на домочадцев, но и рабов. Выдав опостылевшей жене личные вещи, муж мог отправить ее в родительский дом – это заменяло собой развод.

Римляне стали изобретателями фамилий в современном смысле слова. При рождении ребенок получал личное имя (их выбор был ограничен, наиболее частые: Марк, Гней, Тиберий, Гай) и родовое имя – прообраз фамилии (Семпроний, Юлий и так далее). Вольноотпущенники или принятые в виллу богатого человека иноплеменники получали родовое имя хозяина. За особые заслуги человеку присваивалось третье имя. Наиболее известные среди них: Цезарь, Август, Калигула.

Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима

Культуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть «античной» что в переводе на русский язык означает «древняя». В IX-VIII веках до н э начался процесс распада родового строя греческих племен и переход к классовому обществу, в результате чего росло значение городов-государств (полисов), которые постепенно становились самостоятельными политическими центрами Среди таких полисов с древнейших времен наиболее сильными были Коринф и Афины, а также ионийские города Малой Азии.

Как в литературе, так и в искусстве Древней Греции центральное место принадлежало образу человека, поэтому мы говорим о культуре Древней Греции, как о первой гуманистической культуре. Победа, одержанная греками над могучим Персидским государством, привела к еще большему укреплению полисов, особенно в Аттике (Афины), где в конце VI, начале V века до н. э. образуется рабовладельческая демократия, являвшаяся в древнем рабовладельческом мире высшей формой государственной власти.

В Древней Греции мы наблюдаем необыкновенный расцвет философии, литературы и искусства. Греки создали высокохудожественные памятники искусства и литературы, непревзойденные по мастерству. Карл Маркс писал о древнегреческих памятниках: «они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца».

Древнегреческое искусство было проникнуто идеалами гражданственности.
Служение своему народу, прославление благородства, мужества и красоты человека было основной его идеей. «Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет», сказал великий греческий поэт Софокл в своей трагедии «Антигона». В разных частях Греции художники по разному подходили к решению основных задач искусства, отсюда различные направления или школы в древнегреческом изобразительном искусстве: дорическая, ионическая и аттическая.

Искусство Древней Греции делится на несколько периодов:

  • Древнейший период (X-VI века до н. э.) называется архаическим.
  • Начиная с VII века, впервые появляются мраморные статуи, изображающие богов или атлетов. Они отличаются торжественной неподвижностью (например, фигура Аполлона Тенейского).
  • С VI века до н. э. начинается большое строительство храмов, вырабатываются греческие архитектурные ордера.

С первой половины V века до н. э. наступает период, называемый классическим, который характеризуется расцветом культуры и искусства Древней Греции. Художники в известной мере преодолевают условность архаического искусства. Наряду со статуями богов и мифологических персонажей, особое значение приобретают статуи атлетов победителей в спортивных состязаниях. В этих статуях скульпторы воплощают идеал свободного гражданина, «прекрасного и доблестного», способного защищать свою родину и служить ее процветанию. Статуи украшали городские площади и гимнастические школы-палестры, где происходили состязания. Эти статуи являлись примером для окружающих, показывали, каким должен быть свободный гражданин греческого полиса. Над образом героя-победителя работали величайшие мастера Древней Греции — Мирон, Поликлет и другие.

Вторая половина V века до н. э. является периодом наивысшего расцвета древнегреческого искусства и обычно называется искусством высокой классики. К этому времени относится строительство храма богини Афины Парфенос-Парфенона, скульптуры которого, проникнутые глубокой человечностью, были выполнены величайшим мастером Греции Фидием и его учениками.

Но уже в конце V века до н. э. намечается кризис полисной системы, особенно углубившейся вследствие Пелопонесских войн. Это вызвало ряд изменений в мировоззрении греков. В истории древнегреческого искусства наступает период поздней классики (конец V-IV веков до н. э.), для которого характерно появление различных художественных направлений. В искусстве этого времени возникает интерес к передаче личных переживаний человека. Величайшими мастерами этого времени были скульпторы Скопас, Пракситель, Лисипп.

Третий и первый века до н. э. называются эпохой эллинизма. Это был период проникновения эллинской, т. е. греческой культуры на Восток вследствие завоевания этих областей войсками Александра Македонского и появления новых государственных образований типа царства Селевкидов. Македонского царства, Пергама, Родоса и т. д. В результате взаимодействия греческого искусства с искусством стран Востока создаются памятники, отличные от классических. В архитектуре и скульптуре наблюдается стремление к грандиозному (Пергамский алтарь).

Читать еще:  Самый интересный момент сказки алиса в стране. Интересные факты об «Алисе в Стране чудес

Искусство Древнего Рима начало складываться в начале I тысячелетия до н. э.

История его развития происходила в тесной связи с искусством племен, населявших древнюю Италию. К III веку до н. э. Рим подчинил своей власти всю Италию, в том числе и Этрурию, заимствовав культуру последней. В I веке до н. э. Рим превратился в мировую державу. Влияние греческой культуры на римскую, было особенно плодотворно. Именно с этого времени римская культура стала ведущей в древнем мире.

Однако, заимствуя и перерабатывая культуру других народов, римляне создали своеобразные высокохудожественные памятники изобразительного искусства, отличающиеся реализмом и строгой ясностью художественных форм.

Стремление к точной передаче окружающей жизни нашло отражение, прежде всего, в искусстве скульптурного портрета.

Римское портретное искусство прошло сложный путь развития от раннереспубликанских портретов, передающих образ с необычайной тщательностью, со всеми мелкими особенностями лица и фигуры без попытки добиться пластической обобщенности (статуя АвлаМетелла) до портретов, раскрывающих внутренний мир и настроение человека, портретов психологических эпохи императорского Рима. Наиболее ранним образцом произведений такого рода является портрет Юлия Цезаря.

Римляне создали также замечательные памятники архитектуры, среди которых многие до сих пор являются непревзойденными по своей монументальности, красоте и архитектурно-техническому исполнению. Греческий архитектурный ордер воспринимался римлянами не только как основа конструкции, но иногда и чисто декоративно (например, полуколонны, украшающие Арку Тита). В римской архитектуре нашло отражение умение римлян рационально использовать внутреннее пространство помещения, что в совершенстве воплотилось в Колизее.

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в долине реки Нил, в северо-восточной части Африки, возникло рабовладельческое государство с очень сильными пережитками первобытнообщинного строя. Постепенное развитие производительных сил превратило Египет в сильную военно-рабовладельческую державу, занимавшую ведущее положение среди стран Древнего Востока.

Для изобразительного искусства Древнего Египта характерны две основные черты: необычайная устойчивость приемов изображения и создание строгих величественных монументальных образов. Памятники египетского изобразительного искусства отличаются необыкновенным своеобразием, совершенством исполнения и высоким художественным вкусом. До сих пор они сохранили для нас большой интерес и высокую эстетическую ценность.

История Древнего Египта условно делится на несколько периодов:

  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство и поздний период,

В эпоху Древнего царства Египет был еще примитивно-рабовладельческим обществом, наряду с рабами эксплуатировались и свободные общинники. Однако именно в это время закончилось становление государственной власти, сложились взаимоотношения между рабовладельческой знатью и общинниками, определились основные формы египетской культуры и искусства. Это был период зарождения и развития всех видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи (роспись и раскрашенный рельеф) и художественного ремесла. Ведущая роль принадлежала архитектуре: египтяне создали величественные и монументальные сооружения пирамиды и масштаба, служившие усыпальницами для царя и знати. Но самым значительным явлением в искусстве Древнего Египта было возникновение скульптурного портрета, обусловленного наличием у египтян культа мертвых. Жизненная сила, по-египетски «ка», покидающая человека после его смерти, согласно представлениям древних египтян, могла существовать лишь в том случае, когда сохранялось тело (отсюда и возник обычай бальзамировать труп умершего).

Статуи, помещаемые в гробницы, служили заменой мумии, поэтому лицам статуй старались придать сходство с умершими. Средства изображения фараона и знати были строго подчинены определенным правилам канонам. Умерший изображался стоящим или сидящим в спокойной величественной позе, руки его лежали на коленях или были вытянуты вдоль тела, взгляд устремлен вдаль (статуя фараона Хафры). Изображения на рельефах, покрывающих гробницы, были также подчинены канонам. Царь и вельможи занимают центральное место: они изображены значительно выше окружающих их слуг. При этом художник стремится показать фигуру покойного таким образом, чтобы все части ее были видны одновременно с разных точек зрения. Поэтому на рельефах человек всегда представлен так, что его лицо и ноги повернуты в профиль, плечи и глаз в фас, грудь и живот в три четверти (рельеф Иси).

При изображении слуг художник зачастую отступает от канона, создавая полные жизни и выразительности художественные образы (статуэтка служанки, готовящей пиво).

В конце Древнего царства в результате жестокой эксплуатации обострились внутренние противоречия, ослабившие царскую власть. Египет распался на ряд самостоятельных, борющихся друг с другом, областей-номов.

Время с 2000 до 1750 годов до н, э. принято называть Средним царством. После окончания борьбы между номами начинается бурный подъем производительных сил, укрепляется сельское хозяйство, процветают ремесла, растут города, развивается торговля, углубляются научные открытия в области математики и медицины, появляется письменная литература (сказки и повести). В изобразительном искусстве также происходят существенные изменения: исчезают пирамиды и мастаба, гробницы высекают теперь в скалах, стены их покрывают цветными росписями, для которых характерно реалистическое восприятие окружающего мира. Художник Иртисен, живший в период Среднего царства, так говорит о своем мастерстве:

«Я был художником, опытным в своем искусстве. Я умел передавать движение того, кто размахивает мечом, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего»

Большого расцвета достигает искусство скульптурного портрета, характерными чертами которого, в отличие от портрета Древнего царства, является создание психологического образа, наполненного большим внутренним содержанием. Портреты носят теперь менее обобщенный характер, в них очевидно стремление к индивидуализации черт лица портретируемого (Аменемхет III).

Падение Среднего царства было вызвано ростом внутренних противоречий, ожесточенной классовой борьбой, восстанием рабов и крестьян. В конце XVIII века до н. э. Египет был завоеван чужеземцами-гиксосами.

После изгнания гиксосов начинается период Нового царства, время правления фараонов XVIII династии, проводивших широкую завоевательную политику. Египет превращается в могущественную военнорабовладельческую державу. Для изобразительного искусства этой эпохи при сохранении монументальности характерны усиление реализма, с одной стороны, и поиски утонченной художественной формы с другой.

Наряду со строительством величественных храмов и созданием монументальных статуй, появляются сложные многофигурные композиции, многоплановые рельефы, изысканные статуэтки. Совершенно исключительное место в искусстве Нового царства, и вообще в древнеегипетском искусстве, занимает, так называемый, период «Эль Амарны» — время правления царя Эхнатона, который ввел культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска, и упразднил поклонение всем другим богам.Древнеегипетские художники, работавшие в это время, почти не идеализировали образы царя и его близких. Высоким качеством исполнения, отличаются скульптурные портреты из мастерской скульптора Тутмеса. В дошедших до нас портретах Эхнатона, его жены царицы Нефертити и дочерей, мы видим правдивую передачу живого лица и фигуры. Великолепны росписи этого периода, характерной особенностью которых является яркое и эмоциональное восприятие окружающего мира.

Искусство Эль Амарны оказало большое влияние на все последующее древнеегипетское искусство.

После недолгого расцвета Египта при РамсесеII, возродившем могущество и богатство страны, Египет постепенно приходит в упадок. Причиной этого были частые войны, истощавшие страну, острая классовая борьба и главным образом восстания рабов. В VIII веке до н. э. Египет был завоеван Ассирией, в VI веке до н. э Персией, в IV веке до н. э. -Александром Македонским во II веке н. э. Египет становится провинцией Римской империи.

В эпоху греко-римского господства в Египте сложился своеобразный стиль, в котором гармонично сочетались черты египетской и античной культуры. Особое место в искусстве позднего Египта занимают фаюмские портреты, названные так по месту их находок. Написанные восковыми красками, они точно воспроизводят лицо умершего, заменяя собой маски древнеегипетских саркофагов.

Памятники Древнего Египта до сих пор поражают нас своими высокими художественными качествами и являются ярким свидетельством большой творческой одаренности народа, населявшего Египет в глубокой древности.

Источники:

http://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/kultura-drevnej-grecii.html
http://fb.ru/article/379875/istoriya-kultura-drevney-gretsii-i-drevnego-rima-obschie-chertyi-i-razlichiya
http://kultyres.ru/uchebnie_materiali/tema_3_kultura_drevney_gretsii_i_dpevnego_rima.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии