В чем заключается своеобразие романа что делать. Cочинение «Художественное своеобразие романа «Что делать? Бытие определяет сознание

В чем заключается своеобразие романа что делать. Cочинение «Художественное своеобразие романа «Что делать? Бытие определяет сознание

Художественное своеобразие романа “Что делать?”

Огромная покоряющая сила романа Н.Г. Чернышевского заключалась в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни, убеждал, что светлое социалистическое будущее возможно и несомненно. Он отвечал на самый главный и живой вопрос эпохи: что делать людям, ненавидящим старое, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить прекрасное историческое завтра своей родины и всего человечества?
Многое в “Что делать?” поражало своей неожиданностью. Необыкновенен был его сюжет. Под пером Чернышевского будничная, казалось бы, история освобождения из домашнего плена дочери мелкого петербургского чиновника вылилась в бурную, напряженную историю борьбы русской женщины за свободу своей личности, за гражданское равноправие. Вера Павловна поистине не слыханным и не виданным ранее путем достигает материальной независимости. Она руководит артельной швейной мастерской и здесь, в сложном ведении дел, вырабатывает характер деятельный, целеустремленный, инициативный. Эта сюжетная линия переплетается с другой, показывающей осуществление новой женщиной еще более значительных жизненных целей — достижения духовной, нравственной и социальной независимости. В отношениях с Лопуховым и Кирсановым героиня обретает любовь и счастье в их подлинно человеческом высоком смысле. Наконец, в повествовании появляется третья сюжетная линия — рахметовская, которая, кажется, лишь внешним образом перекрещивается с двумя первыми. На самом же деле она не побочный эпизод, не “вставка” и не ответвление от главного сюжета, а самый настоящий его остов. “Особенный человек” и появляется в напряженнейший момент повествования, когда Вера Павловна трагически переживает мнимое самоубийство Лопухова, казнит себя за любовь к Кирсанову и намеревается круто переменить жизнь, расставшись с мастерской, в сущности, отступить, изменить идеалам. Умным, участливым советом Рахметов помогает Вере Павловне найти верную дорогу. Да и развязка романа связана с жизненной судьбой Рахметова.
Необыкновенна и композиция “Что делать?”. До романа Чернышевского в русской литературе не было произведений столь сложно построенных. Роман начинается “вырванной” из середины сценкой — кульминацией: самоубийством на мосту, таинственным исчезновением одного из основных действующих лиц произведения. Центральному же герою романа вопреки литературной традиции отведено в повествовании скромное место, всего-навсего одна глава. А сверх того, повествование то и дело прерывается посторонними эпизодами, теоретическими беседами, снами. А.В. Луначарский, написавший в советское время лучшую работу о беллетристике Чернышевского, заметил: автор “Что делать?” употребил глубоко продуманные композиционные приемы. Внутреннее построение романа “идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны”. Действительно, Розальских и Сторешниковых сменяют Лопухов, Кирсанов, Рахметов, появляются наиболее значительные символические образы в снах Веры Павловны. А завершается повествование хорошо зашифрованным эпизодом, занявшим в романе одну неполную страницу, без колебания названную автором главой, — “Перемена декораций”. И не случайно здесь предсказывалась победа революции, ради чего и писался роман.
Наконец, необычна и сама жанровая форма “Что делать?”. Это был тогда еще почти неизвестный русской литературе публицистический, общественно-философский роман. Особенность его в том, что “воспроизведение жизни” в контрастных картинах “грязного” дворянско-буржуазного мира и мира новых людей сопровождается в романе открытым авторским объяснением того и другого. Это объяснение отнюдь не скучно-назидательно. Оно осуществляется тонко и разнообразно, особой нитью вплетаясь в повествовательную ткань романа. Объяснение — это и яркая публицистическая страница, показывающая путем подробных хозяйственных под счетов выгодность коллективного труда; это и сложный психологический анализ душевных переживаний и поступков героев, убеждающий в превосходстве новой морали над старой, домостроевской; это и беспрерывно ведущиеся язвительные споры автора с “рабами” рутины, особенно с “проницательным читателем” (собирательный тип реакционного обывателя), глупым, невежественным, самодовольным, назойливо берущимся рассуждать и об искусстве, и о науке, и о морали, и о других вещах, в которых “ни бельмеса не смыслит”; это и философское обобщение событий и процессов вековой истории человечества, поражающее широтой познаний и глубиной теоретической мысли.
В романе публицистически явственно выносится, говоря словами эстетики Чернышевского, и “приговор о явлениях жизни”. Но отнюдь не в виде “прокурорских” речей, каких-то карающих излияний. Этот приговор произносится картиной новых семейственно-бытовых отношений. Судит настоящее авторский социалистический идеал, в “отблесках сияния” которого еще уродливее выступает неразумность жизни, нравов и понятий собственнического общества, и еще притягательнее Рахметовы, посвящающие себя революционной борьбе.
В романе избранной Чернышевским жанровой формы, естественно, заметную сюжетно-композиционную роль играл образ повествователя, авторского “я”. От главы к главе мы все ближе и ближе узнаем автора, его могучий ум, благородство и щедрость его души, его сердечное, непредвзятое понимание самых сложных побуждений человеческой личности, его иронию, его веру в лучшее будущее. Чернышевский задумал роман “Что делать?” как “учебник жизни” и блестящим образом реализовал этот замысел.

Читать еще:  Писательская деятельность. Может ли писательская деятельность дать финансовую независимость

21820 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В чем заключается своеобразие романа что делать. Cочинение «Художественное своеобразие романа «Что делать? Бытие определяет сознание

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА.

ЧТО ДЕЛАТЬ?-произведение в высшей степени своеобразное. Оно насыщено животрепещущим политическим, философским, нравственным содержанием. Значительное место в нем занимают личные отношения героев. Автор счел нужным ввести в него, главным образом в целях маскировки, и некоторые ситуации (положения), характерные для любовно-авантюрных романов: таинственные происшествия, неожиданные повороты в развитии событий, эффектные столкновения. Все это придает роману Чернышевского многоплановый характер, делает сложной его композицию. Что делать? называют иногда романом идеологическим, поскольку в центре внимания автора находятся идеи, взгляды, убеждения героев, постоянно проверяемые жизнью. Предшественником Чернышевского на путисоздания идеологического романа был Тургенев, автор Отцов и детей.

При всей зашифрованное – Что делать? автор стремится с полной определенностью выразить свои политические симпатии и антипатии и – в соответствии со своей эстетической теорией – вынести приговор изображаемым явлениям жизни.

Чернышевский вводит в роман многочисленные рассуждения, считает возможным знакомить читателя с различными научными теориями, открыто утверждает свои общественные идеалы – идеалы революционного демократа. Автор все время находится рядом со своими героями и с читателями; он увлекает нас остротой и новизной мысли, убеждает несокрушимой логикой, заражает своим волнением. Писатель спорит с идейными противниками, борется, негодует, издевается. Вспомним, например, как он атакует презираемого им проницательного читателя, в образе которого воплощен тип воинствующего и самодовольного рутинера .

Все это и придает роману ту публицистичность, которая становится существенной стороной художественного творчества Чернышевского. Под публицистичностью художественных произведений мы как раз и понимаем постановку общественно-политических проблем, открытое выражение автором – в рассуждениях, прямых высказываниях и оценках, логических доводах и разъяснениях – своей точки зрения, соих убеждений.

Вопрос Что делать? строится так,, что жизнь предстает в нем в ее прошлом, настоящем и ощущением прошлое – это мир хотя и существующий, но уже обреченный, мир паразитизма, невежества и насилия. Настоящее – это развивающиеся положительные начала жизни, это новые люди, складывающиеся новые человеческие отношения. В настоящем уже ощущается будущее – не только мечта о нем, но и очевидные ростки его. Сама композиция романа, передающая движение от прошлого к настоящему и будущему, несет в себе мысль о возможности революционного переворота в России. веру автора в его осуществимость.

Читать еще:  Красивые прически за 5 минут в школу. Легкие, быстрые и простые прически для девочек в школу на каждый день.

Чернышевский-художник был озабочен тем, как заинтересовать читателя волновавшими его проблемами и как одновременно усыпить цензуру. И вот появляются названия глав, столь обычные в любовных романах: Жизнь Веры Павловны в родительском семействе, Первая любовь Веры Павловны и законный брак, Замужество и вторая любовь, Второе замужество. Эти названия довольно точно передают ход событий в романе и в то же время не сразу обнаруживают истинное его содержание.

Изобретательность и остроумие Чернышевского, художника и политика, сказались в трех маленьких вводных главках: Дурак, Первое следствие дурацкого дела и Предисловие. Две первые целиком построены на шаблонных приемах любовных романов и повестей. Здесь есть все, чтобы заинтересовать наивного читателя,

1 Рутинёр – сторонник неподвижности, застоя в общественной жизни.

ймать его на удочку с приманкой эффектности: любовь, исчез-овение неизвестного человека из гостиницы, таинственная запис-н выстрел на мосту, поиски трупа предполагаемого самоубийцы и снова таинственная записка. Я смущал ваше спокойствие, я схожу со сцены. Не жалейте, я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте.

Все здесь окутано тайной. Кто он, этот ушедший со сцены человек? А кто они, кого он так любил? Как они поведут себя сейчас, узнав, что явились причиной самоубийства друга? Только третья главка круто меняет направление мысли читателя. Оказывается, автор не столько стремился потворствовать вкусам невзыскательной публики, сколько хотел высмеять и писателей, и читателей, падких до таинственности, эффектности и прикрас. Автор надеется на других ценителей: и на читателя-друга, единомышленника, который умеет читать между строк, разгадывать недосказанное, разбираться в тонкостях эзоповой речи, и на менее просвещенного, но пытливого читателя, который, заинтересовавшись личной судьбой героев, постепенно войдет в круг размышлений автора.

«Художественное своеобразие романа «Что делать?»»

Могущество мысли (по терминологии Белинского), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых — заинтересовать «простодушную публику».

Читать еще:  Надежда тэффи юмористические рассказы для детей. Надежда Тэффи - Юмористические рассказы (сборник)

Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный ранее оптимизм — это следствие новаторского решения Чернышевским проблемы взаимоотношения человека и среды, одной из важнейших для русского критического реализма. Понятие «среда» в революционно-демократической литературе усложняется, так как кроме обстоятельств, традиционно противостоящих герою, вводится представление об обстоятельствах, благоприятных ему, об окружении, помогающем формированию и развитию положительных черт характера. Герои Чернышевского уже не одиноки: у них есть своя среда, свое общество, свой круг, состоящий из друзей, готовых немедленно прийти на помощь.

Мастерство Чернышевского проявляется в новаторском использовании категорий художественного времени и пространства. События романа точно приурочены к определенному историческому периоду — эпохе первой революционной ситуации в России. Вместе с тем художественное время не замкнуто в сюжетных рамках, оно ведет читателя в огромный мир чуть ли не всей человеческой истории. Прошлое (вопреки существовавшей литературной традиции) не властно над героями: оно не занимает заметного места ни в их сознании, ни в авторском повествовании. Движение времени в романе не однолинейно: оно течет не только из настоящего в будущее, но и в обратном направлении. Будущее открыто для героев. Отсюда особая функция эпилога, который перенесен прямо в будущее. Художественное время в романе отражает пафос произведения — торжество человеческого разума, которому все подвластно, который выводит людей из мрачных подвалов, указывает путь к ослепительному будущему. « Новые люди» перерастают свое время, могут выходить из него. Это становится характерным и для их художественного пространства. Достаточно вспомнить четвертый сон Веры Павловны, где показано, как героиня чудесным образом возносится вверх и благодаря новой и неожиданной точке зрения получает возможность увидеть грандиозные пространства земли, населенные свободными и счастливыми людьми.

Особое значение в художественной структуре романа приобретает автор-повествователь, который является одним из действующих лиц произведения. В системе образов автор занимает наиболее высокое место. Он комментирует и в ряде случаев уточняет высказывания и поступки героев. Так, например, известная сцена, когда Рахметов, испытывая свою волю, спит на гвоздях, показательна для характера данного героя, но она вовсе не означает, что автор полностью принимает именно такой способ подготовки к будущим испытаниям. То же относится и к высказываниям Рахметова о невозможности личного счастья для революционера.

Реакционная критика, стремясь ослабить мощное воздействие романа на современников, пыталась дискредитировать его, утверждая, будто он крайне слаб в художественном отношении. Это мнение оказалось очень живучим. В начале XX в. В. И. Ленин решительно возражал против таких взглядов. Он говорил: «Я заявляю: недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? Он, например, увлек моего брата, он увлек и меня. Он меня всего глубоко перепахал, Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь. Такого Влияния бездарные произведения не имеют».

Источники:

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00076801184864130131
http://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/35-chernyshevskij-n-g-biografiya/115-chto-delat-xudozhestvennoe-svoeobrazie-romana.html
http://www.allsoch.ru/sochineniya/8585

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии