В чем выражается конкретность художественного мира шолохова. Художественное своеобразие романа «Тихий Дон
Сочинения
Художественное своеобразие романа «Тихий Дон»
Писатель должен тесно сливать идею с формою и на нее налагать оригинальную, самобытную печать своей личности, своего духа.
Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова можно считать вершиной творчества писателя, лауреата Нобелевской премии. Это роман-эпопея: изображение реальных событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной бытовой жизни героев. С одной стороны, писатель глубоко вторгается в душевный мир человека, описывает тончайшие движения ума и сердца своих героев, показывает сложность внутреннего мира «простого» человека, его недюжинную натуру. С другой стороны, он дает описание крупномасштабных социальных картин, отражает трагический процесс умирания старого и рождение нового мира. При этом автор использует многообразные художественные приемы.
Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний.
В центре романа — история семьи Мелеховых. Сквозь призму личной судьбы каждого ее члена Шолохов показывает все важнейшие этапы жизни донского казачества: накануне и в период Первой мировой войны, во время войны гражданской. Такой прием позволяет особенно остро ощутить траги зм событий той эпохи, которые, словно катком, прошлись по судьбе каждого казака.
Большое место в романе занимает мир природы, в этот мир природы включены все герои Шолохова. Для Григория волосы Аксиньи «дурнопьяном пахнут, этаким цветком белым». Дети пахнут «солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они. как крохотные степные птицы». Природа спасает и очищает. Не раз, особенно после пережитых волнений, Григорий припадает к земле, словно ищет у нее защиты. В эти минуты у него обостряется слух и зрение, он видит и полет орла, и ползущего жука, и прекрасный цветок.
Чувства героев как бы материализуются через природу. К примеру, состояние Аксиньи после одного из разрывов с Григорием сравнивается с пустым и одичалым гумном, но есть и надежда: «встаетже хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца, поднимается втолченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову. » В другой раз Аксинья обращает внимание на растущий под кустом ландыш. И будто увидела она в этом цветке всю свою прошедшую жизнь. А Шолохов, описывая сон женщины, осыпанной розовыми лепестками шиповника, словно уже предугадывает ее будущий трагический конец.
Широко использует Шолохов такой прием, как одушевление. Солнце перед восходом «томится». Молния сравнивается с пахарем-работником. Серые волны гальки на берегу Дона «табунятся» и т. д.
Шолохрвские герои живут бурной, драматической жизнью. Иногда в силу своего природного характера. А иногда автор намеренно ставит их в центр драматических событий. Это еще один прием, позволяющий более полно высветить разные грани человеческого характера, показать падение или, наоборот, возвышение личности. В условиях драматических поворотов, трагических ситуаций, когда рвутся привычные связи, можно увидеть истинное лицо человека, его нравственную силу, его возможности.
Язык произведения богат народной речью. Здесь и диалектизмы (баз, курень, поречье и много других), и простонародная речь (теперя, теперича, нонешний, бечь, идти пеши, окромя, тяжельше и др.), и налет заимствований из украинского языка (нехай, дюже, зараз, хорониться, трошки). Текст также полон диалектных идиом: живет, как хохол на отживе; ходить козырем; чует кошка, чье мясо съела; молчи, как дохлая; всех слез не вычерпаешь; хлеба в закромах по ноздри; от ума отошел с перепугу и др. Такой подход позволяет автору окунуть читателя в атмосферу станичной жизни, придать своим персонажам индивидуальные черты. По речи можно определить принадлежность человека к социальной среде, оттенок характера, душевное состояние.
Шолохов не раз описывает, как на души людей воздействует народная песня: она очаровывает, уносит мысли вдаль, вызывает слезы, объединяет день сегодняшний с днем минувшим.
Язык Шолохова то суров и гневен, то нежен и печален, то исполнен крепким искрометным юмором, то скорбен и грустен.
В самом названии произведения «Тихий Дон» звучит скорбная ирония. Всем своим романом автор показывает, что Дон не тихий — он кипяший и бурный. В романе огромное число персонажей (более шестисот), большинство из них гибнет, однако, несмотря на это произведение Шолохова, не оставляет ощущения безысходности.
Вся совокупность использованных в романе «Тихий Дон» художественных приемов способствует этому, помогает достичь правдивости, достоверности, жизненности в изображении людей и событий.
Художественное своеобразие романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова можно считать вершиной творчества писателя, лауреата Нобелевской премии. Это роман-эпопея: изображение реальных событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной бытовой жизни героев. С одной стороны, писатель глубоко вторгается в душевный мир человека, описывает тончайшие движения ума и сердца своих героев, показывает сложность внутреннего мира «простого» человека, его недюжинную натуру. С другой стороны, он дает описание крупномасштабных социальных картин, отражает трагический процесс умирания старого и рождение нового мира. При этом автор использует многообразные художественные приемы.
Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний.
В центре романа — история семьи Мелеховых. Сквозь призму личной судьбы каждого ее члена Шолохов показывает все важнейшие этапы жизни донского казачества: накануне и в период Первой мировой войны, во время войны гражданской. Такой прием позволяет особенно остро ощутить трагизм событий той эпохи, которые словно катком, прошлись по судьбе каждого казака.
Большое место в романе занимает мир природы, в этот мир природы включены все герои Шолохова. Для Григория волосы Аксиньи «дурнопьяном пахнут, этаким цветком белым». Дети пахнут «солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они. как крохотные степные птицы». Природа спасает и очищает. Не раз, особенно после пережитых волнений, Григорий припадает к земле, словно ищет у нее защиты. В эти минуты у него обостряется слух и зрение, он видит и полет орла, и ползущего жука, и прекрасный цветок.
Чувства героев как бы материализуются через природу. К примеру, состояние Аксиньи после одного из разрывов с Григорием сравнивается с пустым и одичалым гумном, но есть и надежда: «встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца, поднимается втолченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову. » В другой раз Аксинья обращает внимание на растущий под кустом ландыш. И будто увидела она в этом цветке всю свою прошедшую жизнь. А Шолохов, описывая сон женщины, осыпанной розовыми лепестками шиповника, словно уже предугадывает ее будущий трагический конец.
Широко использует Шолохов такой прием, как одушевление. Солнце перед восходом «томится». Молния сравнивается с пахарем-работником. Серые волны гальки на берегу Дона «табунятся» и т. д.
Шолоховские герои живут бурной, драматической жизнью. Иногда в силу своего природного характера. А иногда автор намеренно ставит их в центр драматических событий. Это еще один прием, позволяющий более полно высветить разные грани человеческого характера, показать падение или, наоборот, возвышение личности. В условиях драматических поворотов, трагических ситуаций, когда рвутся привычные связи, можно увидеть истинное лицо человека, его нравственную силу, его возможности.
Язык произведения богат народной речью. Здесь и диалектизмы (баз, курень, поречье и много других), и простонародная речь (теперя, теперича, нонешний, бечь, идти пеши, окромя, тяжельше и др.), и налет заимствований из украинского языка (нехай, дюже, зараз, хорониться, трошки). Текст также полон диалектных идиом: живет, как хохол на отживе; ходить козырем; чует кошка, чье мясо съела; молчи, как дохлая; всех слез не вычерпаешь; хлеба в закромах по ноздри; от ума отошел с перепугу и др. Такой подход позволяет автору окунуть читателя в атмосферу станичной жизни, придать своим персонажам индивидуальные черты. По речи можно определить принадлежность человека к социальной среде, оттенок характера, душевное состояние. Материал с сайта //iEssay.ru
Шолохов не раз описывает, как на души людей воздействует народная песня: она очаровывает, уносит мысли вдаль, вызывает слезы, объединяет день сегодняшний с днем минувшим.
Язык Шолохова то суров и гневен, то нежен и печален, то исполнен крепким искрометным юмором, то скорбен и грустен.
В самом названии произведения «Тихий Дон» звучит скорбная ирония. Всем своим романом автор показывает, что Дон не тихий — он кипящий и бурный. В романе огромное число персонажей (более шестисот), большинство из них гибнет, однако несмотря на это произведение Шолохова не оставляет ощущения безысходности.
Вся совокупность использованных в романе «Тихий Дон» художественных приемов способствует этому, помогает достичь правдивости, достоверности, жизненности в изображении людей и событий.
Жанровое своеобразие романа М. Шолохова «Тихий Дон»
Над романом-эпопеей «Тихий Дон» М. Шолохов работал в течение 15 лет, с 1925 по 1940 год. В 1925 году молодой Шолохов решил написать большой роман о жизни донского казачества. Он хотел показать казачество в революции. Но рамки произведения постепенно расширялись. В конце концов, Шолохов создал четырехтомную эпопею об Октябрьской революции и гражданской войне, в которую закономерно вошли исторические судьбы донского казачества.
В жанровом отношении эта книга – роман-эпопея. М. Шолохов в «Тихом Доне» взял тему народа и революции. Эта тема была основной в 20-е годы 20 века. Жизнь народа в переломный момент исторического развития волновала писателя. Шолохов стремился показать закономерности революции, показать их влияние на все стороны человеческой жизни.
Создавая «Тихий Дон», писатель опирался, прежде всего, на богатый опыт русской классической литературы. Русская литература всегда интересовалась темой народа. Писатели пытались познать нужды народных масс, осмыслить роль народа в истории. Многие критики после выхода в свет «Тихого Дона» стали сравнивать его с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. Это сопоставление можно назвать правильным. «Война и мир» и «Тихий Дон» сближаются по широте охвата явлений действительности, по эпической многоплановости и драматизму повествования, по глубочайшему психологизму.
Произведение о революции и гражданской войне включает в себя большое количество событий, имеет глубокую «предысторию».
Первый том романа начинается с рассказа о Прокофии Мелехове, который вернулся с турецкой войны, с повествования о мирной жизни Мелеховых (казачьей семьи среднего достатка), и заканчивается картинами империалистической войны, сценами приезда Григория домой. Во втором томе рассказывается о революционных событиях 1917 года на фронте, в Петрограде, на Дону, о начале гражданской войны. Уже здесь особенность мастерства Шолохова проявилась в умении показывать исторические события и одновременно изображать быт, личную жизнь героев.
В третьей книге рассказывается о Верхнедонском восстании. Это один из трагических эпизодов гражданской войны. Восстание вспыхнуло в феврале 1919 года в тылу Красной Армии под лозунгами «За советскую власть, против коммунистов!» Шолохову пришлось включить эти события в сюжет романа. И чтобы быть правдивым, объективным, писатель сам провел исследовательскую работу. Он изучил материалы об истоках, причинах и последствиях восстания. Шолохов облек действительные исторические события в художественную форму.
Четвертый том произведения создавался в течение длительного времени. Работая над последней книгой романа, Шолохов стремился не только достичь психологической достоверности, но и прийти к глубокому социально-философскому осмыслению жизненного пути главного героя – Григория Мелехова. Шолохов совсем не ставил целью сделать этого человека типическим, массовым героем. У Мелехова индивидуальная судьба. Он не останется с белыми, но и большевиком не станет.
Писатель, работая над романом, пытался воссоздать в художественной форме закономерности исторического развития.
Могучий размах событий в эпопее Шолохова поражал силой и богатством красок, неожиданными поворотами в судьбах людей, богатством человеческих индивидуальностей. Все человеческие чувства: от жизнерадостного юмора до трагической безысходности – показал писатель на страницах книги.
В 1940 году роман был завершен. Сразу после публикации книга вызвала необычайный интерес. «Тихий Дон» стал событием народной жизни. Никто не отрицал художественной силы романа, но критиков интересовал образ Мелехова.
«Тихий Дон» – книга не только о революции, о годах гражданской войны. Наше воображение потрясает драма семьи Мелеховых, рассказ о трагической любви Григория и Натальи, Григория и Аксиньи. Огромное человеческое содержание этой книги наталкивает на размышления о вечной красоте материнского чувства, о силе женской страсти и верности в любви, об отцовской гордости, о вечном стремлении человека к счастью, о страданиях, которых немало выпадает на людскую долю.
Но здесь Шолохов дает нам пищу для размышлений над более серьезными, глобальными вопросами: как связана отдельная личность с историческими судьбами народа, что такое историческая необходимость и свобода выбора, обстоятельства, которые приводят к трагическим конфликтам.
Таким образом, «Тихий Дон» М. Шолохова можно по праву назвать романом-эпопеей.
Источники:
http://sochineniya.info/publ/1/1/khudozhestvennoe_svoeobrazie_romana_tikhij_don/4-1-0-1086
http://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/sochineniya/tihij-don/hudozhestvennoe-svoeobrazie-romana-m.-a.-sholohova-tihij-don
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/tikhij-don/9916-zhanrovoe-svoeobrazie-romana-m-sholokhova-tikhij-don