24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем тайны художественной выразительности портрета печорина. Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)

Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как «портрет поколения». «История души» героя.

Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является вымышленный образ – Григорий Александрович Печорин. Это был умнейший, образованнейший человек своего времени. Для эпохи, в которую Печорину довелось жить, он был незаурядной личностью, поэтому и выделялся среди своих современников.

Природа подарила ему не только ум, но и привлекательную внешность в сочетании с завораживающим взглядом. Сам М. Лермонтов считает, что именно по глазам легче всего можно понять характер человека. О глазах Печорина автор говорит так: «Во-первых, они смеялись, когда он смеялся! – Вам не приходилось замечать такой странности у некоторых людей?». И сразу же следует вывод из этого наблюдения: «Это признак – или злого права, или глубокой постоянной грусти». Такое описание говорит о некой скрытности и двойственности Григория Александровича. Не это хорошая скрытность. Например, он мог скрыть свои настоящие чувства, но, несмотря на всю силу своего характера заставить смеяться глаза он все же не мог.

Далее М. Лермонтов замечает, что глаза героя романа «сверкали неким фосфорическим блеском». Этот блеск выдавал в нем огромное количество нерастраченных жизненных сил, которые искали своего применения. В то же время, этот блеск напоминал блеск стали – «ослепительный, но холодный». Кроме того, именно этот блеск обнаруживал холодность натуры Печорина, который, по его собственному признанию, давно привык жить рассудком, а не чувствами.

Автор показывает своего героя в самых разных обстоятельствах и изображает его поведение во взаимоотношениях с самыми разными людьми. А расположив все части романа в хронологическом порядке, можно проследить весь жизненный путь Григория Александровича.

Первая встреча читателя с Печориным происходит в новелле «Тамань». Здесь он показан любознательным человеком, который стремительно гонится за жизнью и пытается как можно скорее познать все ее тайны. Он чрезмерно романтичен и любую встречную женщину считает настоящей Ундиной, нереальным, сказочным существом.

В этой новелле Печорин пытается узнать тайну контрабандистов и ввязывается в довольно опасную историю. Бесцельное вмешательство постороннего человека в давно установившийся уклад жизни совсем незнакомых ему людей приносит им страдания и разрушает им жизнь, хотя Печорин и не хотел им зла. Он размышляет о своем поступке, понимает его бессмысленность и даже вред. Но он становится эгоистом, и ему нет никакого дела до радостей и горестей окружающих его людей.

Далее нам удается наблюдать жизнь Печорина на водах. Здесь он вынужден общаться с лицемерными, пустыми людьми. Но здесь ему улыбается судьба и он встречается с доктором Вернером. Они понимают друг друга с полуслова, их взгляды во многом схожи. Однако и этого Печорину мало. Он анализирует свои мысли и поступки, практически безразлично рассказывает почти незнакомому человеку и о добрых, и о злых своих делах.

За дуэль Печорина ссылают в крепость, где он встречается с Бэлой и добивается ее любви. Но и это светлое чувство приносит ему разочарование, из-за чего он опять приносит только горе. Жестоко обижен Казбич, умирает Бэла, гибнет ее отец. Но Григорий Александрович не покоряется судьбе и снова бросает ей вызов. Но это происходит в новелле «Фаталист», а вот в повести «Максим Максимыч» Печорин уже совсем другой. Становится заметно, что Григорий Александрович ужу устал бороться со злым роком, а Петербург заразил Печорина еще и своей холодностью.

Жизнь Печорина заканчивается в дороге, и его смерть оказалась такой же обыденной, как и его бесполезная жизнь, на которую он был обречен, как и любые другие незаурядные люди своего времени.

После прочтения романа возникает вполне закономерный вопрос: «А действительно ли Печорин – герой своего времени?». Однозначного ответа на этот вопрос нет. А вот что касается наших современников, то с большим сожалением можно констатировать, что Печорин вполне может быть обобщенным портретом большинства представителей нашего времени, безразличным ко всему и ко всем. А вот настоящим героем можно назвать тех, кто совершает подвиги на благо людей и во имя Родины, или, по крайней мере, приносит пользу другим людям. Печорин же хотя и был незаурядной для своего времени личностью, он ничего не делал, чтобы окружающем его людям чем-либо помочь, и растратил все свои силы по пустякам, при этом все, кто оказывался к нему ближе, становились несчастными или даже погибали.

Читать еще:  Уйгурский музыкально драматический театр открылся. Уйгурский театр музыкальной комедии

Но вина в том, как сложилась судьба Печорина и как складывается судьба наших современников, похожих на героя М. Лермонтова, не только в их самих, а и в окружающем их обществе. Однако, в любом случае, каждый из нас должен стремиться развивать данные ему природой способности, и тогда в нашем обществе, в самых разных сферах нашей жизни, станет намного больше талантливых людей.

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам. Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства. Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить. Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски. С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа. Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев. Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа. Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович. Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Читать еще:  Певец франции больной раком легких. О реальности бессмертия: мы живы, пока нас помнят и любят

Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни. Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком». Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина. Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 701 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Портрет Печорина

Портрет Печорина в романе «Герой нашего времени» выполняет важную смысловую функцию. Он дополняет психологическую характеристику центрального персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова.

  1. Внешность
  2. Одежда
  3. Детали

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Внешность

На начало повествования Григорию Александровичу Печорину было двадцать пять лет. Рассказчик отмечал, что с первого взгляда он ему не мог дать и двадцати трех лет, однако после знакомства подумал о целых тридцати.

Это был человек, который «имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».

У Печорина были густые вьющиеся белокурые кудри, которые «так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб». Несмотря на белокурый цвет волос, усы и брови Печорина были черные. Лицо героя еще было бледно, но свежо. Кожа Григория Александровича имела некую женскую нежность. Нос Печорина был немного вздернут, а зубы были «ослепительной белизны». Этим он привлекал всех окружающих.

Персонаж был среднего роста, отличался он своей стройностью и тонким прямым, будто без костей, станом с широкими плечами. Все это демонстрировало крепкое телосложение Печорина, что позволяло ему «переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов».

Одежда

К внешнему виду Печорин относился с трепетом: он носил довольно дорогую одежду, за которой тщательно следил. «Бархатный сюртучок» Григория был застегнут лишь на две нижние пуговицы. «Ослепительно чистое» белье героя позволяло говорить о порядочности Печорина. Перчатки персонажа всегда были чисты, а сапоги всегда были вычищены.

Как представитель светского общества, Печорин использовал духи.

Когда Печорин оказывается на службе на Кавказе, он одевается в национальные вещи. Как черкес, он носил бурку, бешмет, архалук, черкеску.

По одежде многие люди принимали Печорина за черкеса. Многие даже говорили о том, что в черкесском одеянии он похож на кабардинца больше, чем сами кабардинцы.

Сам Печорин признавался, что относительно одежды он был «совершенным денди»: «ни одного галуна лишнего», мех на шапке не длинный, но и не короткий, «ноговицы и черевики пригнаны во всевозможной точностью».

Детали

Портретная характеристика Печорина помогает полностью раскрыть сущность главного героя. Детали описания внешности указывают на особенности характера Григория Печорина.

«Маленькие аристократические руки», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны» говорят об аристократическом происхождении главного героя романа.

Читать еще:  Иносказание thread. Значение слова иносказание в словаре литературоведческих терминов

Как отмечает рассказчик, во время ходьбы Печорин никогда не размахивал руками – это было «верным признаком некоторой скрытности характера». В целом походка главного героя была небрежна и ленива.

Отличительной особенностью Печорина было то, что его лицо никогда не выражало ничего особенного. Даже смерть Бэлы на него не произвела особого впечатления.

Карие глаза Григория сияли «фосфорическим блеском» из-под полуопущенных ресниц. Блеск этот был похож на блеск гладкой стали, который был «ослепительным» и «холодным». Глаза Печорина никогда не смеялись, когда смеялся сам герой. Рассказчик называет это настоящей странностью и говорит, что такое явление – признак либо злого нрава, либо глубокой постоянной грусти. Взгляд у Печорина был «неприятный», «наглый» и «тяжелый».

СПАДИЛО.РУ

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» написан в 1840 г. Это первый психологический роман в русской литературе, исследующий внутренний мир главного героя – молодого дворянина, военного офицера Григория Александровича Печорина.

В «Предисловии» автор представляет нам Печорина как героя своего времени, «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии».

Раскрытие образа

Образ Печорина раскрывается постепенно. Вначале мы видим его глазами Максима Максимыча, пятидесятилетнего штабс-капитана. Старик рассказывает автору о том, что имел удовольствие знать весьма странного человека Г.А. Печорина. Он, по его словам, не простой «малый», обладающий рядом необъяснимых противоречий: мог целый день охотиться под моросящим дождем, а мог простудиться из-за открытой форточки; способен пойти на кабана один на один, но при этом испугаться стука закрывающегося окна. Максима Максимыча удивляла его способность молчать часами, а порой рассказывать так, что «животики надорвешь со смеха».

Мы узнаем также о богатстве Печорина, о его особенном предназначении: «Есть этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи!».

Проблема Печорина

Главная беда Печорина в том, что ему все быстро надоедает. В юности он обратился к свету, но высшее общество быстро наскучило ему, в образовании, которое он получал годами, Печорин не видит смысла. Надежда на обретение интереса к жизни на Кавказе также оказывается ложной: свист пуль тревожит его не более жужжания комаров. Бэла, юная черкешенка, была последним шансом для Печорина. Но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни».

Внутренние противоречия героя выражаются и в его внешности, представленной читателю глазами странствующего офицера – автора-рассказчика, близкого герою по возрасту и социальному положению.

В главе «Максим Максимыч» мы видим главного героя стройным статным офицером в отставке, одетым по последней моде. Он среднего роста, светловолосый, но при этом с черными усами и бровями. В небрежности походки и отсутствии размахивания руками автор видит скрытность характера. На первый взгляд лицо Печорина кажется моложавым, но при лучшем рассмотрении автор замечает следы морщин, в улыбке же его присутствует что-то детское. Показательно, что глаза героя не смеялись, когда он смеялся. Это говорит о злом нраве либо о большом и тяжелом жизненном опыте.

От штабс-капитана автору-рассказчику попадают личные записки Григория Александровича, которые тот публикует, узнав о смерти Печорина по пути в Персию.

Испытания Печорина

Как и многие другие литературные герои, Печорин проходит испытания любовью и дружбой, но не выдерживает их: убивает друга на дуэли, причиняет всем любящим его и любимым людям боль. Сам он говорит, что способен причинять людям лишь страдание, так как «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Он индивидуалист по натуре, для реализации своих жизненных целей ему никто не нужен, он способен решить все свои проблемы самостоятельно.

Действительно, Печорин жесток со многими близкими людьми. Взять даже его встречу после долгой разлуки с Максим Максимычем – он отнесся к старику, который считал его сыном, как к чужому. Но необходимо отметить, что он жесток и с собой. Нет ни одного требования к окружающим, которое он не выполнял бы сам. Многие его несчастья, столкновения с обществом происходят по причине его максимализма, требования от жизни всего и сразу, но невозможности получения должного удовлетворения.

На мой взгляд, Григорий Александрович Печорин – человек достойный, умный, сильный духовно. Но он не может найти применения своим необъятным силам и возможностям в условиях современного ему общества, не имеющего никаких духовных ценностей.

Источники:

http://studopedia.net/13_46059_obraz-pechorina-v-romane-myu-lermontova-geroy-nashego-vremeni-kak-portret-pokoleniya-istoriya-dushi-geroya.html
http://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/portret-pechorina-v-romane-harakteristika.html
http://spadilo.ru/obraz-portret-pechorina-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×