В чем состоит художественное своеобразие повести временных. Анализ «Повести временных лет

В чем состоит художественное своеобразие повести временных. Анализ «Повести временных лет

Анализ повести временных лет

Культура в древнерусском государстве стала активно развиваться после христианизации. Основной задачей архитектуры, живописи и литературы того периода было обучение русского народа христианской вере, ее устоям и правилам.

Летопись как художественный жанр

Одним из основных жанров в литературе была летопись. В Европе такого рода произведения называются «хрониками». В летописи повествование идет по годам. За основу берется какая-то законченная история. Древнерусские летописцы добавляли в свои произведения не только хронологические события, но и повести, притчи, библейские истории, предания, а в конце делали свое заключение. Таким образом, получался целый летописный свод. Однако летописцы не включали в свою работу истории о простых людях или бытовых происшествий. В летописях описывали только значимые события в истории, либо же повествовали о выдающихся личностях.

Создание «Повести временных лет»

Одной из самых значимых летописей на Руси является «Повесть временных лет». В ней изложена история объединения славян, описываются первые правители, и важнейшие события до XII века. Автором летописи был монах Нестор. Его литературный талант, широкий кругозор и образованность помогли создать не просто художественное произведение, а целую историю Руси. Грамотно изложенные факты, дополняются фольклорными элементами и представляют собой выдающийся памятник древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» имеет несколько переписанных образцов. Оригинал был написан монахом Нестором в начале XII века в Киево-Печерской лавре. Отсюда и ее второе название «Нестерова летопись». К сожалению, до наших дней оригинал не сохранился. Но были созданы две копии: Лаврентьевская и Ипатьевская.

Лаврентьевская летопись (1337 год) получила название честь ее автора монаха Лаврентия. Он написал ее по приказу Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича. В этот сборник автор помимо «Повести временных лет» добавил также «Суздальскую летопись», хронология которой доходит до начала XIV века.

Ипатьевская летопись (начало XV века) находится в Костроме в Ипатьевском монастыре отсюда и ее название. В нее также добавлено несколько летописей, и повествование доходит до 1202 года.

«Повесть временных лет» по праву считается одним из главных и первых летописных сводов. В ней описывается история образования русского государства, военные столкновения, рассказываются легенды и предания славян. Эта летопись является основным источником информации о формировании древнерусского государства. Сведения о первых русских князьях, их жизненный путь и управление Русью стали главной темой в «Повести временных лет». В летописи можно выделить, как самостоятельные тексты несколько рассказов: о набегах печенегов, о Мудрой княгине Ольги, о невероятной смерти князя Олега и другие.

Идейное содержание летописи

Основной идеей «Повести временных лет» было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям. Монахи Киево-Печерской обители невольно стали историками и нравственными учителями. Русский народ представляется как единое крепкое государство. И вся литература того периода была направлена на нравственное и духовное просветление общества. Его объединение и появление национального самосознания.

Главные герои «Повести временны лет» – первые русские князья. В летописи описываются как героические подвиги князей, так и светская жизнь. Так, например, о Владимире Мономахе говорится, как о талантливом писателе. Известно его уникальное произведение «Поучение детям».

Предание о Вещем Олеге

Особое внимание в летописи уделяется князю Олегу. Он предстает сильным, храбрым и мудрым правителем. Он смог объединить северные и южные племена славян, захватить Киев и создать крепкое государство – Киевскую Русь. Известна и легенда о смерти князя. Так рассказывается о предсказании волхвов Олегу. Они предупредили князя о его смерти от любимого и верного коня. Но несмотря на недоверие, Олег все же приказал увести преданного друга и заботиться о нем до конца его дней. Когда же он узнал о смерти коня, то вспомнил о предостережении и усмехнулся. Находясь на могиле, он наступил ногой на череп, из которого выползла змея, от укуса которой он и погиб. От яда князь скончался. Так было исполнено предначертанное. Этой историей автор хотел показать важность и значение судьбы.

«Повесть временных лет» – это не только исторические факты, но и поэтическое произведение. В ней присутствует большое количество фольклорных элементов и народно-песенного творчества, ведь всю информацию автор собирал из устных источников. Язык летописи выразительный и поэтичный. Часто используются пословицы и поговорки. Несмотря на историчность летописи, чувствуется авторская оценка и назидание читателям.

«Повесть временных лет», краткий анализ

История создания

«Повесть временных лет» представляет собой наиболее ранний из дошедших до нашего времени памятников исторической древнерусской письменной хроники. Эта летопись датируется примерно XII веком. Летопись была составлена в Киеве, на сегодня есть несколько редакций летописи с незначительными несоответствиями в тексте.

Это произведение названо по первой его фразе «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

Считается, что автором «Повести временных лет» является монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор. Нестор был известным агиографом XI-XII веков. В XVIII веке ученые считали, что Нестор был первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первая древнерусская летопись. Однако позже ученые пришли к выводу, что были и более ранние древнерусские литературно-исторические источники.

Следует отметить, что на сегодняшний день не сохранилась «Повесть временных лет» в виде отдельной книги. До наших дней дошла вторая редакция летописи в тексте Лаврентьевской летописи и третья редакция в тексте Ипатьевской летописи.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источником для автора первой редакции послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы.

Читать еще:  Йен и нина добрев встречаются. Йен Сомерхолдер и Нина Добрев: причина расставания знаменитой пары

По мнению русского историка и лингвиста А.А. Шахматова первая редакция «Повести временных лет» была написана монахом Нестором примерно в 1110-1112 годах, вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в 1116 году, третья редакция была составлена по просьбе новгородского князя Мстислава Владимировича в 1118 году.

Каткое содержание

В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.

Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.

852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.

В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.

В летописи описана смерть Олега от укуса змеи, после него государством начинает править Игорь. Он воевал с древлянами, печенегами и греками. Деньгами у русов были гривны. В то время русы были язычниками и поклонялись богу громовержцу Перуну.

Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.

После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.

После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.

Литературный анализ

«Повесть временных лет» была создана для того, чтобы показать какое место русский народ занимал среди других народов мира. Автор рассказывает нам о зарождении русской земли. В этом произведении присутствует как эпическое, так и поэтическое описание исторических событий. Данное произведение является как историческим, так и поэтическим памятником древней Руси. Автор использует такие методы передачи событий, что поэтическое и историческое начало находятся в постоянном взаимодействии на страницах этой летописи. Это произведение было создан на основе устных рассказов. В связи с этим в «Повести временных лет» используется сжатый, но в то же время яркий и выразительный язык. В основе повести лежит историческое начало, в то время историзм предполагал идеализацию, поэтому в произведении читатель не найдет психологического портрета героев, не увидит их характер. Однако в летописи мы явно видим оценку автора относительно описываемых им событий.

Отличительной чертой «Повести временных лет» является нетипичный для того времени выразительный поэтичный слог. О6разная речь включает в себя частое обращение к прямой речи, к пословицам и поговоркам. В летописи присутствует много церковнославянской лексики и русской разговорной лексики. Летопись воспроизводит ту речь и тот язык, который был в обиходе в то время.

Особенность «Повести временных лет» заключается в том, что это произведение помогло связать историю Русской земли с мировой историей. Данная летопись представляет собой памятник культурной жизни русского народа. «Повесть» оказала большое влияние на русскую литературу многих периодов. Сюжеты из летописи были взяты многими поэтами и писателями.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

«Повесть временных лет». Анализ произведения

История создания

Древнерусская литература складывается после принятия хри­стианства и охватывает семь веков. Основная ее задача – раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиоз­ной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная лето­пись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произве­дений русской литературы. Оно создано в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры летописцем Нестором. В названии летопи­си Нестор сформулировал свою задачу: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть», Оригинал «Повести. » до нас не дошел. В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые известные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года — хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV века — хранится в библиотеке Академии наук РФ (Ипатьевская летопись). Лаврентьевская летопись названа по имени её писца — монаха Лаврентия, который переписал её для Суздаль­ского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году и по­ставил в конце свое имя. Лаврентьевская летопись — это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама «Повесть временных лет» и «Суздальская летопись», доведённая до 1305 года. Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения — Ипатьевскому мо­настырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей и в том числе «Повесть временных лет». В дан­ном документе повествование доводится до 1202 года. Главное раз­личие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись дово­дит повествование до 1110 г., а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.

Читать еще:  Как выражается классицизм в произведении. На пути к классицизму XVIII века: черты классицизма, появление в русской литературе

Жанр, род

Летопись — это один из жанров средневековой литературы. В Западной Европе он назывался «хроники». Обычно это описание ле­гендарных и реальных событий, мифологических представлений. Академик Д.С. Лихачев по этому поводу говорил, что у древнерус­ской литературы был один сюжет — «мировая история» и одна тема — «смысл человеческой жизни». Летописцы не заносили в свои за­писи события частного характера, не интересовались жизнью про­стых людей. Как отмечал Д.С. Лихачев, «попасть в летописные запи­си — само по себе событие значительное». Русские летописцы не только записывали события в хронологической последовательно­сти, но и создавали свод письменных источников и устных преда­ний, а затем на основе собранного материала делали свои обобще­ния. Итогом работы становилось некое поучение.

Летописный свод включает в себя как краткие погодные записи (то есть записи о событиях, происшедших в определенный год), так и другие тексты различных жанров (повести, поучения, притчи, предания, легенды, библейские сказания, договоры). Основным в летописи становится рассказ о каком-либо событии, имеющий за­конченный сюжет. Прослеживается тесная связь с устным народным творчеством.

«Повесть временных лет» содержит изложение древнейшей ис­тории славян, а затем и Руси от первых киевских князей и до начала XII в. «Повесть временных лет» не только историческая хроника, но одновременно и выдающийся памятник литературы. Благодаря го­сударственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет», по словам Д.С. Лихачева, явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто истори- ко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, лите­ратурно изложенной историей Руси».

Тематика

«Повесть временных лет» — первый общерусский летописный свод. В ней собраны исторические сведения о жизни Древней Руси, записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образовании государства Русь. Предания, записанные в «Повести временных лет», представляют собой практически единст­венный источник сведений по формированию первого древнерус­ского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Сине- уса, Трувора, Аскольда, Дира, вещего Олега не встречаются в других источниках того времени, хотя делаются попытки отождествить не­которых исторических персонажей с перечисленными князьями. Роль первых русских князей (Олега, Игоря, Святослава, Владимира) в борьбе с врагами, становление Киевского княжества — основопо­лагающая тема «Повести временных лет».

Среди летописных текстов: рассказ о мести Ольги древлянам (945-946 гг.); рассказ о юноше и печенеге (992 г.); осада печенегами Белгорода (997 г.) — рассказ о смерти Олега от коня (912 г.) занима­ет особое место.

Идея

Основной идеей «Повести. » является осуждение автором рас­прей мевду князьями, призыв к объединению. Русский народ пред­ставлен летописцем как равный среди других христианских наро­дов. Интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, чтобы «поучить» князей — совре­менников политической государственной мудрости, разумному управлению государством. Это и побудило монахов Киево- Печерской обители стать историками. Таким образом, древнерус­ская литература выполняла задачу по нравственному воспитанию общества, формированию национального самосознания, выступала носителем гражданских идеалов.

Основные герои

Героями летописей являлись в первую очередь князья. В «Повес­ти временных лет» рассказывается о князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневеко­вой Руси. Например, в центре внимания одной из редакций повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Моно­маха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о визан­тийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи. И это не случайно. Как известно, Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг. Он был известен народу как пат­риот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не толь­ко полководцем и государственным деятелем, но и писателем. В ча­стности, он написал «Поучение детям ».

Среди первых русских князей Нестора привлекает князь Олег. Князь Олег (? — 912) — первый киевский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кри­вичей, двинулся на юг. Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: «Это будет мать городов русских». Объединив славянские племена се­вера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание. По счету ле­тописца, Олег княжил 33 года, с 879 г. (год смерти Рюрика) по 912-й. Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и пре­дусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестест­венными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь- воин прозван «вещим», т.е. волшебником (правда, при этом летопи­сец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «с могилой Ольговой», которая «есть. и до сего дни». Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже «вещий» князь, не в силах.

Читать еще:  Рекомендованная литература для детей 4 5 лет. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред

Легендарного князя Олега можно назвать первым русским дея­телем общенационального масштаба. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, уме­ние предсказывать будущее, его талант великолепного военачаль­ника, умного, бесстрашного и находчивого.

Сюжет, композиция

Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал к себе волхвов- прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И волхвы от­ветили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опеча­лился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.

Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старо­го коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».

Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дож­дями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея — и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.

По словам летописца, «оплакивали его все люди плачем великим».

Художественное своеобразие

«Повесть временных лет», рассказывая о месте русского народа среди других народов мира, об истории его становления, вводит нас в атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской ис­тории. В «Повести временных лет» наличествует как эпическое изо­бражение, так и поэтическое отношение к родной истории. Вот по­чему «Повесть временных лет» — это не только произведение русской исторической мысли, но и русской исторической поэзии. Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве. Перед нами лите­ратурное произведение, созданное на основе устных рассказов. Именно устным источникам «Повесть временных лет» обязана и сво­им великолепным, сжатым и выразительным языком. Историзм, ле­жащий в основе древнерусской литературы, предполагал некую идеа­лизацию изображаемого. Отсюда художественное обобщение, отсутствие изображения внутренней психологии героя, его характе­ра. Вместе с тем в летописи явно прослеживается авторская оценка.

Особенностью «Повести временных лет» является необычайно для того времени поэтический слог. Стиль летописи лаконичен. 06- разная речь включает в себя частое обращение к прямой речи, к по­словицам и поговоркам. В основном летопись содержит церковно­славянскую лексику, которая тесно переплетается с разговорным русским языком. Отражая действительность, летопись отражает и язык этой действительности, передает речи, которые были на самом деле произнесены. В первую очередь это влияние устного языка ска­зывается в прямой речи летописей, но и речь косвенная, повество­вание, ведущееся от лица самого летописца, в немалой степени за­висит от живого устного языка своего времени — прежде всего в терминологии: военной, охотничьей, феодальной, юридической и т.д. Таковы были те устные основы, на которых зиждилось своеоб­разие «Повести временных лет» как памятника русской историче­ской мысли, русской литературы и русского языка.

Значение произведения

Нестор был первым древнерусским феодальным историогра­фом, который связал историю Руси с историей восточно­европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью по­вести является ее прямая связь со всемирной историей.

«Повесть временных лет» — это не только образец древнерус­ской литературы, но и памятник культурной жизни народа. Сюжеты летописи широко использовали в своем творчестве многие поэты. Особое место принадлежит знаменитой «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Поэт рассказывает о князе Олеге как о былинном бо­гатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, «предания ве­ков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. В стихотворении зву­чит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, созвучная древнему представлению вера в то, что по­эты — провозвестники высшей воли.

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по пред­сказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, ко­гда он думает, что опасность миновала — конь мертв, судьба насти­гает князя. Он трогает череп коня: «Из мертвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала».

Рассказанная А.С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наво­дит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и дру­зей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

Источники:

http://www.istmira.com/drugoe-noveyshee-vremya/18067-analiz-povesti-vremennyh-let.html
http://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/povest_vremennyh_let_kratkiy_analiz/
http://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/analiz-stikhotvoreniya-proizvedeniya/7746-povest-vremennykh-let-analiz-proizvedeniya

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии