В чем проявляется сложность образа лопахина. “Вишневый сад”, Лопахин: характеристика образа

В чем проявляется сложность образа лопахина. “Вишневый сад”, Лопахин: характеристика образа

Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Лопахин – один из главных героев «Вишнёвого сада», купец, который обладает большим умом, сообразительностью и рациональным подходом к делам. Он даёт бодрые советы о продаже сада представителям дворянства, которые считают продажу преступлением против красоты. Сам Лопахин прекрасно понимал эстетическую сторону сада, который строили его предки, но прежде всего он – купец, человек, который работает ради максимальной выгоды. А исходя из этого он принимает решения, которые, возможно, чужды его тонкой душевной натуре актёра, потому что другая часть его души – капиталистическая.

Несмотря на то, что в обществе он занимал положение выше обычных мужиков, свою значимость он не принимал, или делал вид, что не принимает, ибо говорил, что считает себя простым мужиком, что почерк у него такой, что перед людьми стыдно показывать, что отец был его идиотом, что бил его и потому сам Лопахин тоже идиот. Возможно, он говорил это искренне, но мне кажется, что он просто не хотел показаться зазнавшимся, стать белой вороной среди обычных мужиков. На деле же он прекрасно понимал, что разница в доходе между ним и обычными людьми колоссальна, а это и есть главное различие между сословиями.

Его образ, как капиталиста, раскрывается в том, что его автор называет зверем, который пришёл, чтобы забрать у всех то, что плохо лежит. Зверем, который будет вырывать зубами свою добычу даже у самых знатных господ. Трофимов в одном из диалогов так и говорит, что такие люди, как Лопахин, нужны для обмена веществ в обществе, что такие звери просто необходимы обществу.

После покупки вишнёвого сада самим Лопахиным автор даёт чётко понять, что Лопахин понимает, кто он теперь. Теперь для него деньги не проблема, он раскидывает их налево и направо, говорит, что за всё может заплатить. При всём при этом, в речи Лопахина слышатся жаргонизмы, присущие купцам, а не высшему сословию, что и делает его приземлённым в глазах зрителя, ещё не доросшим до высоких господ, хоть и имеющего много денег. Но его умение приспосабливаться делает его более привлекательным: среди господ он ведёт себя почтительно, говорит мягко и с уважением; среди тех, кто его теперь обслуживает он может подать и голос хозяина, с нотками приказания и строгости в голосе. Так или иначе, Лопахин – это человек, который много добился своим трудом и умом. Но счастлив ли он теперь?

Бесспорно, Чехов – гений. А его пьеса «Вишнёвый сад» показывает всему человечеству проблемы людей из разных сословий, разных поколений. Чехов своей пьесой открывают читателю взгляд на новый слой населения, который появляется на закате дворянства — на капиталистов.

Вариант 2

Не все знают, но свою последнюю пьесу «Вишневый сад» А. П. Чехов задумал как комедию. Об этом свидетельствуют противоречивые характеры героев. Ключевую роль в пьесе занимает Лопахин Ермолай Алексеевич. Это, говоря современным языком, удачный предприниматель, делец, достаточно молодой человек, выбившийся из «низов». Отец Лопахина был крепостным и служил у Раневских, а сам Ермолай (благодаря своему труду) свободно вхож в дом господ и чрезмерно этим гордится.

Чехов включил его в число «недотеп». Лопахин умеет работать с утра до вечера. Он не понимает праздной жизни хозяев имения. Ему нравится Варя и она готова выйти за него замуж, но в то же время ему вроде не хватает времени на проявление чувств. Он постоянно дразнит, доводит девушку. Ему нравится Любовь Андреевна, кажется, что он даже немного влюблен в нее, готов помочь ей и… при этом покупает имение и кичится этим.

Его внешний облик также противоречив. Это — «белая жилетка и желтые башмачки». На свой счет он не обманывается, сам говорит, что лезет «свиным рылом в калашный ряд», засыпает над книгой, имеет такой некрасивый почерк, что «перед людьми совестно». В начале пьесы мы видим, что Ермолай, несмотря на занятость, специально приезжает в поместье встречать Любовь Андреевну и… упускает поезд.

В то же время Петя Трофимов замечает в нем «тонкую, неясную душу», нежные как у артиста пальцы. Лопахин чутко ощущает несовершенство человека и жизни. Со слезами на глазах он мечтает, чтобы это несовершенство скорее прошло и люди стали счастливее. В то же время у него кружится голова от сознания того, что имение уже принадлежит ему и не дождавшись отъезда хозяев приказывает рубить деревья.

Будучи деловым человеком Лопахин общается с разными людьми и вполне реально их оценивает Его нельзя обмануть, проницательность Ермолая Алексеевича воистину удивительна. Он замечает хитрость, скупость, желание обмануть и бесцельность существования многих. Но ему не дано понять «непрактичных» господ, для которых сдать имение под дачи кажется такой пошлостью.

Читать еще:  Какие проблемы затрагиваются в мастер и маргарита. Философская проблематика романа мастер и маргарита

Одни считают его хамом, кулаком (Гаев), для Любови Андреевны он хороший, щедрый человек, а один из героев пьесы (Симеон-Пищиков) не без основания считает его человеком с громадным умом.

По сути собирательный образ «лопахиных» (а пьеса была написана в 1904 году), которых сейчас великое множество — это «новые хозяева», капиталисты, умеющие выжить в любом обществе. Но беда этих людей в том, что они видят и ценят красивое, но лишь как произведение искусства. Деловая жилка не позволяет им самим быть душевными, благородными людьми.

Сочинение про Лопахина

А.П. Чехов написал замечательное произведение «Вишневый сад», где один из героев позиционирует себя настоящим мужиком. Этого персонажа зовут Лопахин. Его образ можно назвать собирательным.

Так же Лопахин выступает в качестве яркого представителя нового времени. Потому, что он нашел способы заработать капитал с помощью новых условий. Он трудолюбив и целеустремлен. Лопахин благодаря своим стараниям смог добиться уважения представителей высшего общества. Для этого ему пришлось много работать и учится (заниматься самообразованием).

Лопахин относится к вишневому саду не как к любимому месту, а как к выгодной территории. Здесь он планирует построить дачные участки и сдавать их в аренду. Это выгодная идея для бизнеса. Такой проект очень быстро принесет Лопахину хорошую прибыль. Персонаж не стремится к изяществу, он приветствует простоту и практичность. Лопахин простой мужик, который действует.

Лопахину чужды высокие чувства и порывы. Он не любит вишневый сад с таким трепетом как его любили прежние владельцы. Для него это место где можно заработать большие деньги. Для него растущие деревья не значимы. Он способен с ними легко распрощаться.

В конце пьесы Лопахин начинает терять над собой контроль. Он как сумасшедший хватает топор и начинает рубить деревья в саду на глазах у прежних владельцев. Делает он это, чтобы поиздеваться над ними. Раньше его родственники работали в саду на хозяина, а сегодня Лопахин стал владельцем всего этого. Он стал считать себя королем всего мира. Лопахин всего добился самостоятельно и он очень этим гордится. В ситуации с вырубкой сада Лопахин показал свою хищническую натуру. Он выставил себя жадным к деньгам человеком.

Лопахин ни капельки не стыдится своей неграмотности и не компетентности в некоторых вещах. Он прекрасно знает, что интеллектуально уступает помещикам, но его это не беспокоит. Он стремится только заработать деньги, внутренний мир для него не важен и не интересен.

По своей натуре Лопахин простой, неотесанный и грубый мужчина. Он вспоминает про хорошие манеры только тогда, когда ему это выгодно. Благодаря своему напору и грубой силе он достиг таких высот.

Чехов под вишневым садом подразумевал Россию. Поэтому он показал, то, что пока в правительстве была элита, то и страна цвела и благоухала как ухоженный сад. Но когда к власти пришел простой мужик как Лопахин, то государство превратилось в обычный дачный участок.

Несмотря ни на, что Лопахин не является негативным персонажем. Чехов его изобразил как человека, который должен прийти на смену изнеженной власти. Лопахин сочетает в себе практичность, силу и суровый нрав.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Шукшин написал огромное количество разных произведений и каждое из них достойно внимания. В этой статье будет рассказано об одном произведении «Гринька Малюгин».

Василий Макарович Шукшин – уникальный самобытный советский автор. В центре его произведений, как правило, очень простые люди из деревни. Их характеры прописаны в типичным для Шукшина народным юмором и немного шутливо

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

Екатерина Петровна занимает важное место в жизни своего внука по имени Витя. Дочь Екатерины Петровны утонула в реке. Героиня проводила обряды и читала заговоры и просила у матери – природы вернуть ей дочь. После ее смерти бабушка взяла Витю к себе.

Для каждого человека пройденный этап в жизни оставляет свой отпечаток на душе. Каждый такой этап отражает особенности развития и взросления человека как личности.

В чем проявляется сложность образа лопахина. “Вишневый сад”, Лопахин: характеристика образа

ВИШНЁВЫЙ САД. ОБРАЗ ЛОПАХИНА

На смену неприспособленному дворянству, изображённому в пьесе, приходит Лопахин – умный, энергичный делец новой формации. Лопахин – купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы- всё это выделяет Лопахина на фоне тех нежизненных настроений, которыми живёт дворянская группа.

Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишнёвого сада и даёт им практический совет. Совет этот кажется Гаеву «хамством», непониманием красоты и значения вишнёвого сада. Но то, что Гаеву и Раневской кажется хамством, есть в сущности трезвый, реалистический подход к действительности.

Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его предков. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется. »

Читать еще:  Кем был берлиоз мастер и маргарита. Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова: образ и характеристика, описание в цитатах

Лопахин не похож на традиционный тип кулака-хищника. Он, правда, засыпает над книгой. Но он в то же время не лишён эстетического чувства и восторгается картиной цветущего на его полях мака. Трофимов отмечает, что у него «тонкие, нежные пальцы, как у артиста. тонкая, нежная душа». Человек он вообще добрый и сердечный, что яснее всего вытекает из его отношения к Раневской. Но все эти черты отнюдь не изменяют и не заслоняют стяжательской, хищнической сущности Лопахина. Истинная роль Лопахина как представителя капитала в пьесе ясна. Эта роль характеризуется словами Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Речь Лопахина обычно ясна и логична. «Вот мой проект. Прошу внимания!» – деловито обращается он к Гаеву и Раневской и развивает далее свой проект спасения вишнёвого сада. В его тоне слышится уверенность дельца: «Решайтесь! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет!» Особенно отчётливо этот тон Лопахина-дельца звучит в кульминационной сцене в третьем действии:

Любовь Андреевна: Продан вишнёвый сад? Лопахин: Продан. Любовь Андреевна: Кто купил? Лопахин: Я купил. (Пауза.)

Гордость и сознание экономического могущества слышится в его торжествующих фразах. «Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада. За всё могу заплатить!» В речи Лопахина много слов и оборотов купеческого жаргона («Заработал сорок тысяч чистого», «надавал сорок», «он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти», «вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода»).

Однако в зависимости от обстановки и отношения Лопахина к другим персонажам речь его приобретает разные оттенки. Она звучит то шутливо («До свиданция!», «Это называется вылакать» , то повелительно («Пускай всё, как я желаю», «Квасу мне принесёшь!», «Музыка, играй отчётливо!»), то грубо («Отстань. Надоел!», «Некогда мне разговаривать»). «.Мужицкое» происхождение Лопахина сказывается в таких словах и выражениях, как «со свиным рылом в калашный ряд», «я хам, я кулак», «огромадная», «нос дерём», «какого дурака свалял». А иногда его речь неожиданно окрашивается нотками нежного лиризма: «Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Я забыл всё и люблю вас, как родную. больше, чем родную». Таким образом, сложность и противоречивость образа Лопахина нашли себе выражение и в его языке.

Характеристика Лопахина из «Вишневого сада»

Введение

«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении!

Жизненный путь Лопахина

Судьба Лопахина, Ермолая Алексеевича с самого начала тесно переплетена с судьбой семьи Раневской. Его отец был крепостным у отца Раневской, торговал «на деревне в лавке».

Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.

В то же время Лопахина нельзя назвать стяжателем или беспринципным «купцом-хапугой», подобно тем купцам, образы которых так любил рисовать Островский. Об этом может свидетельствовать хотя бы та легкость, с которой он расстается со своими деньгами. По ходу пьесы Лопахин не раз даст или предложит денег в долг (вспомним диалог с Петей Трофимовым и вечного должника Симеонова-Пищика). А самое главное – Лопахин искренне тревожится о судьбе Раневской и ее имения. Купцы из пьес Островского никогда бы не стали делать того, что приходит в голову Лопахину – он сам предлагает Раневской выход из ситуации. А ведь прибыль, которую можно получить, сдав вишневый сад под дачные участки, совсем не маленькая (Лопахин сам ее и подсчитывает). И куда выгоднее было бы дождаться дня торгов и втихомолку купить доходное имение. Но нет, герой не таков, он не раз предложит Раневской подумать о своей судьбе. Лопахин вишневый сад покупать не стремится. «Я вас каждый день учу» – с отчаянием говорит он Раневской незадолго до торгов. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи – это «так пошло», на это Раневская никогда не пойдет. Но он, Лопахин, пусть не уходит, с ним «все-таки веселее»…

Читать еще:  Рассказ о мироновых из капитанской дочки. Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка

Характеристика Лопахина глазами других персонажей

Итак, перед нами предстает незаурядный персонаж, в котором деловая хватка и практичный ум сочетаются с искренней привязанностью к семье Раневских, а эта привязанность в свою очередь противоречит его желанию нажиться на их имении. Чтобы составить боле точное представление об образе Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова, посмотрим на то, как отзываются о нем остальные герои. Диапазон этих отзывов будет широким – от «громаднейшего ума человека» (Симеонов-Пищик) до «хищного зверя, съедающего все на своем пути» (Петя).

Яркая негативная характеристика принадлежит брату Раневской, Гаеву: «хам, кулак». Несколько украшает Лопахина в глазах Гаева то обстоятельство, что он «Варин женишок», и все же это не мешает Гаеву считать купца человеком ограниченным. Однако же посмотрим, из чьих уст звучит в пьесе подобное описание Лопахина? Сам Лопахин и повторяет его, причем повторяет беззлобно: «Пускай говорит». Для него, по его собственным словам, важно одно-единственное – чтобы «удивительные, трогательные глаза» Раневской глядели на него «как прежде».

Сама же Раневская относится к Лопахину с сердечной теплотой. Для нее он – «хороший, интересный человек». И все же из каждой фразы Раневской явствует, что они с Лопахином люди разного круга. Лопахин же видит в Раневской нечто большее, чем просто старую знакомую…

Испытание любовью

На протяжении всей пьесы то и дело заходит разговор о женитьбе Лопахина и Вари, об это говорится как о деле уже решенном. В ответ на прямое предложение Раневской взять Варю в жены герой отвечает: «Я не прочь… Она хорошая девушка». И все же свадьбы так и не состоится. Но отчего?

Разумеется, можно объяснить это практичностью Лопахина-купца, не желающего брать за себя бесприданницу. К тому же, Варя имеет определенные права на вишневый сад, болеет за него душой. Вырубка сада встает между ними. Варя объясняет себе любовную неудачу еще проще: по ее мнению, у Лопахина просто нет времени на чувства, он – делец, неспособный любить. С другой стороны, и сама Варя не подходит Лопахину. Ее мир ограничен хлопотами по хозяйству, она суха и «на монашенку похожа». Лопахин же не раз проявляет широту своей души (вспомним его высказывание о великанах, которых так не хватает на Руси). Из бессвязных диалогов Вари с Лопахиным становится понятно: они абсолютно не понимают друг друга. И Лопахин, решая для себя гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», поступает честно. Понимая, что не обретет с Варей счастья, он, словно уездный Гамлет, говорит: «Охмелия, иди в монастырь»…

Дело, однако, не только в несовместимости Лопахина и Вари, а в том, что у героя имеется другая, не высказанная любовь. Это – Любовь Андреевна Раневская, которая он любит «больше, чем родную». На протяжении всей пьесы лейтмотивом проходит светлое, трепетное отношение Лопахина к Раневской. Он и предложение-то Варе решается сделать после просьбы со стороны Раневской, но здесь пересилить себя так и не может.

Трагедия Лопахина состоит в том, что он так и остался для Раневской тем мужичком, которого она когда-то заботливо умывала. И в тот момент, когда он окончательно понимает, что то «дорогое», что он хранил в своей душе, не будет понято, случается перелом. Все герои «Вишневого сада» теряют нечто свое, заветное – не исключение и Лопахин. Только в образе Лопахина вишневым садом выступает его чувство к Раневской.

Торжество Лопахина

И вот свершилось – Лопахин приобретает с торгов имение Раневской. Лопахин – новый хозяин вишневого сада! Теперь в его характере и вправду проступает хищническое начало: «За все могу заплатить!». Понимание того, что он купил имение, где некогда, «нищим и безграмотным», не смел зайти дальше кухни, опьяняет его. Но в голосе его слышится ирония, насмешка над самим собой. Видимо, Лопахин уже понимает, что его торжество не продлится долго – он может купить вишневый сад, «прекраснее которого нет на свете», но купить мечту не в его власти, она развеется, как дым. Раневская еще может утешиться, ведь она, в конце концов, уезжает в Париж. А Лопахин остается один, отлично это понимая. «До свиданция» – вот и все, что может сказать он Раневской, и нелепое это слово подымает Лопахина до уровня трагического героя.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/obraz-i-harakteristika-lopahina-v-pese-vishnyovyj-sad
http://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/63-chehov-a-p-russkaya-literatura/363-vishnyovyj-sad-obraz-lopaxina.html
http://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/lopahin-harakteristika-obraza-v-pese.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии