В чем основное отличие католичества от православия. Поможет ли встреча патриарха и папы сблизить две ветви христианства? Вероучение православия и сравнение с католицизмом

В чем основное отличие католичества от православия. Поможет ли встреча патриарха и папы сблизить две ветви христианства? Вероучение православия и сравнение с католицизмом

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

О различиях между Католической и Православной Церквями

12 февраля на Кубе, в международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване, состоится встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Важность этой встречи заключается вовсе не в том, что Патриарх Русской Православной Церкви впервые встречается с Главой Ватикана. Если бы встреча была значима сама по себе то, безусловно, она бы прошла в более торжественной обстановке (в Ватикане или в Москве). Важность этого мероприятия обуславливается вопросами, которые будут на нем обсуждаться, и, судя по всему, вопросы эти – неотложны.

Мнение о том, что Православных Церквей много и что каждая сама определяет характер и отношения с другими Церквями, в том числе с Католической, является заблуждением. В действительности деление Православной Церкви на поместные общины (Поместные Церкви) – условное, не нарушающее Церковного Единства. Именно поэтому аббревиатуры УПЦ (Украинская Православная Церковь), РПЦ (Русская Православная Церковь), БПЦ (Болгарская Православная Церковь) и др. означают лишь то, что на данной территории, в данной конкретной стране существует община православных христиан. Не более. По сути же своей все Поместные Православные Церкви мира (совокупность которых, согласно православному вероучению, и составляет Единую Церковь Христову) имеют одну природу, одно Священное Писание, единое вероучение, единый канонический корпус, святоотеческое учение, а также признают действительность обрядов рукоположений и имеют общение в Таинствах. В этом смысле каждая Поместная Православная Церковь может строить свои отношения с другими инославными Церквями исключительно в общих для всех Православных Церквей рамках, вероучительных канонических границах.

Почему Папа и Патриарх встречаются в аэропорту? Немного странное место для исторической встречи.

Скорее всего, возникла экстренная необходимость в такой встрече в связи с важностью вопросов, которые планируется на ней обсудить. Мнение же о том, что в Москве не хотят проводить подобную встречу на более высоком уровне (в Ватикане, Москве, Константинополе или Иерусалиме), опасаясь недовольства консервативных кругов РПЦ, можно считать необоснованным. Во-первых, если уж консерваторы и будут возражать, то прекословия эти будут касаться самой возможности проведения такой встречи, а не ее места (которое имеет третьестепенное значение). А во-вторых, потому что Патриарх Кирилл в бытность свою главой ОВЦС уже посещал Ватикан, где и встречался с Римским Понтификом.

Ранее в РПЦ действительно воздерживались от подобных встреч, но не из-за позиции неких мифических «консерваторов», которых, скорее всего, никто и в глаза не видел, а по причине множества нерешенных вопросов в отношениях между РПЦ и Католической Церковью, без которых подобное мероприятие лишалось бы всякого смысла.

Формально до 1054 года православные и католики составляли единую неразделенную христианскую Церковь. Но потом по причине некоторых богословских расхождений, а также из-за обострившихся политических, социальных и культурных разногласий между Западом и Востоком они прекратили общение. Оно до сих пор не восстановлено.

Расхождения по вопросу первенства Римского епископа в Церкви действительно являются одним из основных, но не единственным отличием между католичеством и православием. Католики считают Римского Первосвященника, ни больше ни меньше, «Главой» Церкви, «викарием» (т. е. замещающим Христа на земле). Именно так они интерпретируют слова Иисуса, обращенные к апостолу Петру: «И Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

В свою очередь православные уверены, что в данном случае Христос говорил о вере Петра, на которой и должна быть основана Его (Христа) Церковь. Именно такой трактовки придерживались святые отцы неразделенной Православной Церкви I тысячелетия. Так, например, вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени – т. е. на вероисповедании – созижду Церковь Мою. Этими словами Господь показывает, что отселе многие будут веровать, ободряет дух Петра и делает его пастырем» (1).

При этом православные указывают, что истинным Главой Церкви, «краеугольным камнем, сделавшимся главою угла», т.е. положенным в основание Церкви, является не Петр, а Господь наш Иисус Христос, что неоднократно подтверждал и сам апостол Петр (Деян. 4:10–12).

Так что православная позиция в этом вопросе имеет именно вероучительное, догматическое, а не административное основание.

К сожалению, сегодня невозможно решить разногласия вероучительного, догматического характера, которые имеют место между Католической и Православной Церквями в рамках встречи Римского Понтифика с одним из Глав Поместной Православной Церкви. Для решения таких вопросов требуется участие всей полноты Вселенского Православия. Но есть и другие сферы взаимоотношений между Католической и Православной Церквями, в которых можно и нужно решать возникшие разногласия (речь о них пойдет ниже).

Как отмечалось, все Православные Поместные Церкви имеют единое вероучение, а следовательно, общие вероучительные, богословские разногласия с Католической Церковью. Более того, сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что православие и католичество представляют собой принципиально различные религиозные мировоззрения. Проблема заключается в том, что западное христианство, в отличие от восточного, на протяжении всей своей истории мыслило в большей степени юридическими и моральными категориями, нежели онтологическими. Вот перечень некоторых вероучительных разногласий между Католической и Православной Церквями: юридическая концепция искупления, папский примат, филиокве, католическая мариология, католическая мистика и учение о духовной жизни и т. д. (2).

Читать еще:  Поздравления и пожелания на юбилей музыканту. Поздравления с днем рождения музыканту в прозе — поздравления своими словами

Поможет ли встреча Патриарха и Папы сблизить две ветви христианства?

Конечно. Во-первых, это сближение не обязательно должно быть в плоскости богословских разногласий. Во-вторых, оно может произойти в случае, если Ватикан ослабит свою экспансию на Восток. И в-третьих, как заявил недавно глава ОВЦС Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев): «Ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется “подлинный геноцид христианского населенияˮ, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквями. “В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениямˮ».

Основные отличия православия от католицизма

Католицизм имеет от православия достаточно много отличий, описать которые сразу не выйдет ввиду необходимости ссылок на многие религиозные источники и проведения исторических параллелей. Разбор основных отличий и небольшой исторический экскурс — читайте в статье.

Отличительные черты католицизма

Католицизм является первым по численности последователей (более 1,2 млрд). Во главе стоит Папа Римский, который фактически является верховным правителем святого престола, а не Патриарх. Тем не менее еще не так давно все епископы в католицизме также назывались папами.

Нужно также учитывать, что несмотря на обширное мнение касательно того, что Папа полностью непогрешим — это не так. Непогрешимыми являются исключительно его религиозные высказывания и принимаемые в рамках управления церковью решения.

Основные догматы

У католицизма также существуют догматы, которые кардинально отличаются от Евангельской истины, преобладающей в православии. В числе таковых можно отметить:

  1. Филиокве — утверждает, что Святой Дух исходит из Богов Отца и Сына.
  2. Целибат — фиксирует безбрачие духовенства.
  3. Чистилище — принимает существование такого места, в котором можно искупить свои грехи. Попадают в него после смерти и до попадания в ад или рай.
  4. Догма об исключительно непорочном зачатии девы Марии.
  5. Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.
  6. Включение в Священное Предание тех решений, что принимались после семи вселенских соборов.

И хотя это не все догматические различия, но те основы, которые должен знать каждый, неверующий человек в том числе.

Обоюдное влияние

И несмотря на наличие отличий, существует обоюдное влияние православия на католическое учение, и наоборот. К таковым относят:

  1. Тяга католиков к православным иконам, образы которых до сих пор можно встретить в церквях.
  2. Католиков также привлекают работы богословов из православия. Они не отрицают их и изучают, в полной мере поддерживая культурный уровень.
  3. До 19 века православная иконопись частично была подвержена влиянию католиков. Все это было частично, а не повсеместно и только до тех пор, пока православными мастерами не был совершен полноценный переход на академическую манеру.
  4. Перенятие богослужения из католицизма — пассии.
  5. Обоюдное влияние на архитектуру зданий друг друга. Православные архитекторы брали что-то из католических церквей, а католики от православных. При этом конфликтов на этой почве не возникало.

Православие и католицизм до сих пор продолжают заимствовать друг у друга культурные аспекты. Это наглядно подтверждает встреча Папа Римского с Патриархом в 2016 году. Именно в рамках этой встречи было произведено обсуждение важных для обоих направлений вопросов.

Главные отличия от православия

Итак, теперь что касается той фундаментальной разницы между католицизмом и православием. Она заключается в следующем:

  1. Соблюдение целибата в православии осуществляется только в монашестве. Все прочее духовенство имеет полное право вступить в брак.
  2. В православии Священное Предание не содержит в себе постановления из семи Вселенских соборов. Оно также не включает в себя решения всех тех соборов, что были после, и послания папы.
  3. Догмат о чистилище в православии отсутствует и никогда не существовал.
  4. Учение о том, что существует переизбыток добрых дел Христа, апостолов и других важных для церкви личностей отсутствует. В католицизме же он есть и переизбыток трактуется как «емкость», откуда верующий может черпать свое спасение. Если смотреть на это учение глубже, то только благодаря ему было допущено существование индульгенций, которые стали причиной конфликтов между католиками и протестантами. Более того, индульгенция была тем явлением, что возмутила Лютера, ведь изначально была цель не создать новое направление в христианстве, а «исправить» католицизм.
  5. Латинский культ сердца Иисуса не признается в православии. Причина, по которой он существует в католицизме, — видения монахини Маргариты Алякок. Она утверждала, что Иисус приснился ей и во сне показывал собственное сердце, попутно обучая почитанию сердца и давая наставления на распространение этого среди всех верующих. Никаких оснований признавать эти видения настоящими у православия нет.
  6. Православие во время литургии использует квасный хлеб, в то время как католики используют пресный.
  7. Католики принимают страсть и считают ее естественным для человека. Они верят, что именно страсть заставляет человека либо действовать, либо бездействовать. В православии же страсть приравнивается к греху и даже находит католический термин для обозначения — «порок».
  8. Точная дата Пасхи утверждена согласно александрийской пасхалии, а в католицизме по григорианской.
  9. Святой Дух в православии исходит только от Бога Отца, а в католицизме он исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Однако несмотря на все эти различия не стоит принимать католиков за людей, которые «неправильно» верят. Вера не может быть правильной или неправильной. Именно ввиду того, что есть расхождения с православием, нужно при возможности продемонстрировать и аргументировать неправильность учений. Это позволит найти в душе католиков путь к истине.

Читать еще:  «Собачье сердце» характеристика героев. Характеристика героев «Собачьего сердца Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Как показывает история, католики и православные особо не конфликтуют друг с другом и зачастую даже заимствовали друг от друга некоторые аспекты учения. Связано это с тем, что несмотря на наличие большего количества отличий, все они не настолько кардинальны, как в том же протестантстве. А встреча Папы Римского с Патриархом РПЦ лишний раз подтверждает то, что проблема гонения христиан общая для всех направлений религиозного учения, вне зависимости от любых различий между ними.

Главные различия православия от католицизма

Православная и католическая церковь, как мы знаем, — две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Читать еще:  Мэрилин Керро и Александр Шепс — супружеская пара экстрасенсов. Александр Шепс последние новости

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни , обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Источники:

http://pravlife.org/ru/content/o-razlichiyah-mezhdu-katolicheskoy-i-pravoslavnoy-cerkvyami
http://omolitvah.ru/eto-interesno/osnovnye-otlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma/
http://zen.yandex.ru/media/id/59eebc107ddde8c43d0151f0/5a0855678c8be3acf94b6c7c

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии