Увлекательные уроки рисования в начальной школе. Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе

Увлекательные уроки рисования в начальной школе. Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе

Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства. Правополушарное рисование

Татьяна Иванова
Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства. Правополушарное рисование

История свидетельствует, что на протяжении тысячелетий художественное образование являлось двигателем в развитии общества, его образованности, духовного и культурного потенциала.

Сегодня многие дети занимаются творчеством, интересуются изобразительным искусством, любят рисовать. Ими движет страстное желание познать окружающий мир и передать его красоту в своих рисунках. Умение рисовать – это такая способность, которую трудно переоценить.

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах», – утверждал французский философ Д. Дидро.

Приходя на урок изобразительного искусства, который по учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за это отведенное мне время в классе из 25-30 человек я вряд ли выращу и воспитаю плеяду художников. Но я и не ставлю перед собой такой задачи. В первую очередь я серьезно задумываюсь над тем, как развить заложенные в ребенке творческие, художественные способности.

Цель уроков ИЗО и занятий художественно-эстетического направления – раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. Для реализации поставленной цели на уроках и внеурочных занятиях используются различные художественные материалы и техники, внедряются в образовательный процесс новые технологии, такие как:

– игровые технологии

– обучение в сотрудничестве

– индивидуальное и дифференцированное обучение и др.

Все большей популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Сегодня мне хотелось бы остановиться более подробно на инновационной методике – методике правополушарного рисования, которое позволяет научиться рисовать за короткое время.

Что же это за методика?

Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции.

Левое полушарие отвечает за логику, разумный подход, критичный взгляд на вещи. Именно здесь «хранятся» все наши правила, стереотипное восприятие и рациональная оценка.

Правое же полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами. Здесь все, что помогает мыслить креативно. Развитие именно правого полушария открывает для юного художника новые возможности, ведь оно отвечает за все то, что делает жизнь яркой, неповторимой и насыщенной.

Целью правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Ведь, что получается? Ребенок, приходя на урок рисования, хочет получить результат от своей работы. Результат в виде качественного рисунка. И очень часто он этот результат не получает. Если нет результата, пропадает вдохновение, ребенок зажимается, появляется неуверенность. И чем старше ребенок становится, тем больше становятся комплексы, и теряется интерес к творческой деятельности.

Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.

Оно спонтанное, построенное на непосредственном восприятии натуры в целом. Рисование ведется от детали к целому.

Основоположницей метода правополушарного рисования считается американская художница Бетти Эдвардс. Именно она разработала специальные упражнения, которые помогают переходить в так называемый «П-режим». Во время такого режима работа левого полушария на время подавляется, благодаря чему человек может, не анализируя, сразу переносить свое видение объекта на лист бумаги. Отключается оценка, вы не думаете, а как это должно выглядеть, вы просто рисуете.

Данная методика получили широкую известность во всем мире, и сегодня каждый художник уже имеет свои наработки в технике правополушарного рисования. К таким упражнениям относятся, например, рисование пальцами или рисование с игнорированием границ листа, преобразование кляксы в какой-то образ.

Читать еще:  Спортивные лотереи суперлото проверить билет. Белорусские лотереи суперлото проверка билетов

Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству, и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.

Они рисуют спонтанно, следуя своему представлению, как должен выглядеть объект.

Нередко это очень красиво, художественно, эмоционально. Этот подход имеет право быть, как и академический.

Обучение рисованию проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается, а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в человеке природой.

Что дает правополушарное рисование?

• Убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получиться».

• Полностью раскрывает “спящие” творческие способности.

Если ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий.

Еще один замечательный плюс правополушарного рисования в воспитании детей – это отличный способ отвлечения ребенка от телевизора и компьютера.

Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга.

Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка.

Современные образовательные технологии в ДОУ: классификация и характеристика Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Электронные образовательные ресурсы на занятиях изобразительного искусства в ДОУ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДОУ Практика работы в ДОУ показала, что информационные технологии,.

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии и их структура» Современные образовательные технологии в ДОУ Слайд 1 Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию.

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ДОУ» Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ДОУ». Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство».

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство – это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Современные образовательные технологии Консультация для воспитателей. Для достижения целей здоровьясберегающих образовательных технологий обучения применяются группы средств:.

Презентация «Современные образовательные технологии» Современная парадигма образования делает ставку на развитие функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые.

Современные образовательные технологии в работе с детьми Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает.

Какие нужны в школе уроки изобразительного искусства

Какие нужны в школе уроки изобразительного искусства.

Уроки искусства действительно нужны и важны в современной школе. Известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования или воспользуется лишь наглядными материалами, зависит качество творческой работы ученика. Педагогический рисунок – один из видов наглядности на уроках ИЗО и лучшее средство наглядного обучения.

Читать еще:  Нации и межнациональные отношения обществознание кратко. Доклад: Нации и межнациональные отношения

Первый вид – рисунок на классной доске – является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка – это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид – это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид – исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Коллективная деятельность в школе – это один из эффективных методов приобщения детей к изобразительному искусству. Задача преподавателя состоит в том, чтобы коллективная деятельность в школе была занимательно-игровой и художественно-творческой. В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность – одна из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Но она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Конечно же, уровень творческой активности детей на уроке во многом зависит от методики организации и проведения коллективной деятельности.

Исходя из практики, можно с уверенностью сказать, что дети с большим удовольствием вступают в игру и принимают активное участие в создании общей работы.

При индивидуально-коллективной деятельности, можно проследить и оценить вклад ученика в общее дело. При обобщении коллективной композиции важно выявить ошибки и найти пути исправления их, привлекая к этому весь класс. Игра, учеба, труд, творчество соединены воедино, а ученики, с таких уроков уходя радостными и воодушевленными, с нетерпением ожидают следующей встречи с изобразительным искусством.

Несколько человек молча рисуют на одном листе (например, настроение, какие-то чувства и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

«Котелок отличного настроения»

Ребятам предлагается стать волшебниками, и сварить отличное настроение! Для этого есть волшебный рецепт!

Введение в учебное пространство изобразительного искусства

Методы формирования художественного восприятия

Искусство — это художественно организованная действительность (А.В. Бакушинский)

Существуют разные подходы к преподаванию ИЗО в школе. Многие из них основаны на формировании художественных умений, а также на изучении деятелей искусства. Однако одного занятия в неделю недостаточно для того, чтобы сформировать у ребенка художественные навыки на высоком уровне. В результате школьник приобретает некоторые представления об искусстве, он представляет, что и как хотел бы нарисовать, но воплотить это не может. Из-за неуспешности ученик теряет интерес к урокам ИЗО.

Гораздо эффективнее изучать изобразительное искусство как часть окружающей действительности, способ построения целостной картины мира и входа в социум. Искусство можно использовать как форму, с помощью которой ученик познает нравственно-этические, эстетические представления и законы взрослой жизни. Уроки ИЗО и МХК позволяют учителю поговорить о том, что волнует его и учеников, а школьнику — задать любой вопрос и не бояться этого вопроса (учтем, что чем младше ребенок, тем глобальнее темы его интересуют).

Читать еще:  Шокирующие выходки малышевой. Аллергический ринит как распространенная причина частого чихания

Построение интересного урока ИЗО

Творческая деятельность в приоритете (перенос педагогического акцента с изучения памятников на детское художественное творчество, с приобретения навыков рисования на получение творческого опыта).

Междисциплинарный подход (использование знаний, полученных учеником на других уроках).

Субъект-объектные отношения (ребенок не только объект педагогического воздействия, но и полноправный участник учебного процесса).

Разнообразие художественных материалов, техник, видов деятельности.

Разнообразие форм работы (индивидуальная, коллективная, групповая).

Отсутствие репродуктивных и авторитарных форм образования (в искусстве нет правильного результата).

Формирование мировоззренческих, эстетических, духовно-нравственных основ личности ученика.

Психологический комфорт ученика (обсуждение «слабых» работ без явной критики, с точки зрения возможного улучшения).

Отсутствие физкультминутки (ребенок должен быть погружен в творческий процесс).

При подготовке к уроку ИЗО лучше сделать конспект, а уже на его основе — технологическую карту.

Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие;

Оборудование для ребенка;

Оборудование для педагога;

Зарисовка-эскиз предполагаемой работы, (ожидаемый результат занятия);

Учебные задачи для учащегося;

  • План занятия по минутам:

Организационный этап (1-3 минуты);

Беседа с учащимися (10-12 минут);

Самостоятельная работа (20-25 минут);

Подведение итогов, обсуждение работ (3-4 минуты);

Уборка класса (2-3 минуты);

Ход занятия с уточнением видов деятельности и формы работы ребенка.

Этапы изучения изобразительного искусства

1 класс. Человек рисующий. Знакомство с искусством как насущной потребностью человечества. Начало знакомства с изобразительным искусством. Обучение составлению сюжета, активизации зрительной памяти и воображения. Освоение всей поверхности листа (около, рядом), изображение предметов крупно.

2 класс. Художник и природа. Изучение образов природы в искусстве. Развитие дифференцированного зрения, умения замечать и видеть: соотношение величин, формы предмета, разнообразие цвета.

3 класс. Пространство мира в творчестве художников и личное пространство человека. Формирование представлений о красоте окружающей природы, чувства любования. Освоение фрагмента: что это такое, равновесие в листе, формат работы.

4 класс. Искусство, мировоззрение, культура. Изучение искусства как отражения памяти народа. Развитие зрительного восприятия, чувства цвета: оттенки цветов, гамма цвета, композиционный центр. Уклон на сопереживание, отражение впечатлений в собственных работах.

5 класс. Природа зарождения искусства. Взгляд на искусство и мифологическое мышление как на форму освоения древним человеком мира и понимания своего места в нем. Развитие композиционного мышления: законы передачи пространства на плоскости листа, линейная перспектива.

6 класс. Искусство и культура. Изучение места человека в пространстве искусства. Сравнение природы и рукотворного мира человека. Развитие пространственного мышления: передача предметов в объеме, воздушная перспектива.

7 класс. Искусство и наука. Взгляд на природу как на источник вдохновения и инженерного решения, базу существования истории и видов искусства.

8-9 классы. Самореализация человека в творчестве. Познание искусства как формы отражения мира, мировоззрения, эстетических и духовных основ. Освоение выразительных возможностей, изобразительной грамоты и языка изобразительного искусства.

Данная последовательность реализована в книгах «Изобразительное искусство» издательства «Российский учебник». Материалы созданы учеными ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» на основе полихудожественного подхода, разработанного выдающимся ученым-педагогом Б.П. Юсовым. Учебники содержат множество высококачественных иллюстраций, чтобы дети, проживающие в разных регионах, имели одинаковые возможности в развитии своих эстетических знаний. Также в УМК входят: рабочие программы, методические пособия, рабочие тетради, рабочие альбомы, электронные учебники. На платформе LECTA в сервисе «Классная работа» предложены готовые уроки ИЗО для 1 и 5 классов, в скором времени появятся материалы для всех школьных возрастов.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-obrazovatelnye-tehnologi-na-urokah-izobrazitelnogo-iskustva-pravopolusharnoe-risovanie.html
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1882
http://rosuchebnik.ru/material/vvedenie-v-uchebnoe-prostranstvo-izobrazitelnogo-iskusstva/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии