«Устное народное творчество». Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры
Жанры фольклора
Содержание
- Что такое фольклор?
- Фольклорные жанры
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
Что такое фольклор?
Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.
folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»
Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.
В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.
К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.
Фольклорные жанры
К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:
- Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
- Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
- Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
- Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.
К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:
- Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
- Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
- Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
- Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
- Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
- Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.
Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.
К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.
- Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.
Рис. 1. Список жанры фольклора.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.
Тема 1.2. Основные виды и жанры народного художественного творчества
Народное художественное творчество – это совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.
Классификация и систематизация различных видов народного художественного творчества может осуществляться по различным критериям:
• по направленности (виду) творчества (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное. ),
• по характеру освоения художественной культуры (утилитарное и эстетическое),
• по преобладающим функциям 4 (религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.),
• по времени формирования и функционирования (раннефольклорные, позднефольклорные или раннетрадиционные и позднетрадиционные; архаические и современные);
• по форме организации совместной деятельности (индивидуальные или коллективные),
• по социальной, половозрастной структуре (творчество крестьян, рабочих; творчество детей, молодежи. );
• по отношению к обряду (обрядовые и необрядовые).
Народное художественное творчество несет на себе ярко выраженные приметы национальной принадлежности: отражает национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления. Оно является своеобразным хранителем национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских воззрений народа.
В русском искусствоведении под словом «жанры» понимается не родовое, а видовое понятие. Жанр характеризует особые виды и способы художественной деятельности. Виды также распадаются на отдельные типы, жанры и формы художественных произведений.
Устное народное творчество включает в себя народную словесность и песенное творчество. Особенностями устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры, и в древние времена, до появления печатных сборников, его произведения передавались «из уст в уста», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества – вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Основными видами и жанрами устного народного творчества, прежде всего, являются произведения малой формы – пестушки,
4 Термин «функция» трактуется нами как синоним понятий «роль», «значение». Классификация функций народного художественного творчества может быть выполнена по следующим параметрам: по социально-бытовому применению, по территориально-общественному признаку, по социально-половому применению, по профессионально-ролевому статусу, по временному признаку.
потешки, загадки, считалки, дразнилки, приговорки или пустоговорки, поговорки, присловья скороговорки, чистоговорки, прибаутки и пустобайки.
Важнейшим жанром устного народного творчества является сказка. По происхождению он; связана с мифологической культурой. В свою очередь народные сказки можно подразделить на сказки ( животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них -сказки о животных.
К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос: песни, сказания, предание повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устныа путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древни» видом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись та) называемые былины. Все русские былины можно подразделить по месту создания и особенное™ содержания на два цикла – киевский и новгородский. Киевские былины – это героические песни 5 .
Народное творчество очень многообразно. Рассмотрим многообразие форм народного творчества на примере фольклора.
Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.
Традиционный фольклор – это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.
Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее “второй” волной в современной фольклорной культуре.
Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.
Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к XVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой – с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.
Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.
Аутентичный, или подлинный, фольклор – это народное искусство, не вычлененное из его исконного бытования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.
Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, – это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.
Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.
Так, для региональной дифференциации русского фольклора В.М. Щуров выделил следующие «внешние» моменты: различие в природном окружении (степь и лес, суровый север и теплый юг, горы и открытое поле); различные исторические обстоятельства (характер миграционных процессов, этническая обособленность одних районов и живые контакты, межэтнические влияния в других); хозяйственный и бытовой уклад (т.е. различия в хозяйственно-культурной типологии). Затем уже автор подключает факторы, связанные с творческой деятельностью самих носителей фольклорной культуры.
1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов,
танцоров, рассказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть
подлинные этнографические ансамбли).
2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не исполняемых в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли).
3. Исполнение произведений фольклора в обработке руководителей музыкальных, драматических или хореографических коллективов или в обработке профессиональных композиторов, балетмейстеров, режиссеров (так называемые стилизаторские фольклорные ансамбли).
Фольклоризм – явление, ориентирующееся на “рынок”, на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.
Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.
В современных условиях функционирования фольклора играет его функциональность.
К основным функциям фольклора относят: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и другие функции.
Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения. Фольклор обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими требованиями этнического социума. Будучи носителем значительной информации различного содержания, фольклор во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение.
Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фактической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения – функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.
Все вышеперечисленные художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и диалектическом взаимодействии.
Изучением и систематизацией жанров, видов и форм бытования народного творчества занимаются представители различных областей знания. Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок и т.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют фольклорные жанры; искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества; этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованиях семейно-бытовых традиций и укладов жизни, характерных для представителей той или иной национально-этнической группы и т.д.
Вплоть до начала 60-х годов чаще всего использовалось понятие «народное искусство», обозначавшее одновременно декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел (В.М. Василенко, B.C. Воронов и др.) и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.). В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с устным народным (поэтическим) творчеством. Применительно к некоторым конкретным видам художественной деятельности в искусствоведении стали использовать такие понятия, как «народное музыкальное творчество», «народный танец» и «народный театр», как бы отделяя эти области от поэтического творчества и в то же время обособляя их от декоративно-прикладного искусства.
Однако, устное народное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами народной художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей.
Таким образом, народное художественное творчество включает в себя фольклорную
инструментальную музыку, песню, народную словесность, пляску, танец и театр. Народное
декоративно-прикладное искусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как
оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском
зодчестве, в национальном костюме и вовсевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное
бытовое предназначение. Народное художественное творчество как духовная деятельность имело, а во
многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека. Элементы различных видов
искусства, органически соединяясь и переплетаясь, входят в празднично-обрядовые формы, дополняя
жизнь и быт человека труда.
/ В системе современного народного художественного творчества – центральный элемент или
институт художественной самодеятельности – жанровое обособление, письменная форма создания -‘->’ передача, хранение и организованность (управляемость).
) Ученые выделяют две основные тенденции развития народного художественного творчества:
Z? 1) возрождение традиционных форм в современных (городских) условиях,
^ 2) тенденция к профессионализации (народные хоры, ансамбли народного танца).
Современный фольклор – это явление сложное ив отдельных аспектах противоречивое. Оно находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на их основе возникают новые формы и произведения (песенный фольклор), другие сохраняются лишь частично. В каких-то отдельных группах населения трансформируются и переосмысляются; некоторые же забываются и отмирают (заговоры, некоторые художественные промыслы, ритуалы, некоторые жанры фольклорного театра).
Вопросы и задания для самопроверки:
Дайте наиболее полное определение фольклора.
Каков состав видов народного искусства, относящихся к фольклору?
Укажите основные признаки фольклора.
Раскройте содержание термина «фольклоризм».
Что такое фольклор и какие жанры он включает
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.
Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.
Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.
Фольклор — это наша генетика
Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.
Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.
До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.
Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.
Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.
Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.
Жанры фольклора
Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:
Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.
Выделяют следующие их виды:
- исторические;
- любовные;
- свадебные;
- похоронные;
- трудовые;
- дорожные (ямщицкие);
- разбойничьи;
- шуточные.
Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.
Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.
Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.
Особенности фольклорных произведений
Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:
- Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
- Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
- Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
- Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).
Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.
Русский фольклор
Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.
В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.
Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!
В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.
В чём смысл фольклорных произведений
Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:
В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.
Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.
Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.
К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.
Изучение фольклора
Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.
Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.
Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.
Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.
Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.
Источники:
http://obrazovaka.ru/literatura/zhanry-folklora-spisok-s-primerami.html
http://megaobuchalka.ru/2/8726.html
http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/folklor-chto-ehto-takoe-zhanry-proizvedeniya-folklora.html