Уроки художественная литература как вид искусства. Литература как вид искусства, ее роды и жанры

Уроки художественная литература как вид искусства. Литература как вид искусства, ее роды и жанры

Уроки художественная литература как вид искусства. Литература как вид искусства, ее роды и жанры

1. ИСКУССТВО есть совокупность художественно-образных форм воспроизведения действительности.

2. ВИДЫ ИСКУССТВА это формы художественно-творческой деятельности человека, такие как живопись, музыка, театр, художественная литература.

3. Виды искусства могут иметь РОДЫ и ЖАНРЫ.

4. Существует три группы видов искусств:

1) ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ( развертывают свои образы в физическом пространстве) . К ним относятся: живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладные искусства, дизайн;

2) ВРЕМЕННЫЕ, СЛОВЕСНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ (образы строятся во времени)

3) ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (образы обладают одновременно и физическими и временными качествами). К ним относятся: танец, актёрское искусство и всё базирующееся на нём, синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т.д.).

5. Каждая из вышеперечисленных групп может пользоваться:

1) ЗНАКАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТИПА, т.е. предполагающими сходство образов с чувственно-воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика – так называемые изобразительные искусства, а также литература, актёрское искусство);

2) ЗНАКАМИ НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТИПА, т.е. не допускающими узнавание в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.

3) ЗНАКАМИ СМЕШАННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, свойственными синтетическим формам искусства – синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусства с изобразительными; словесно-музыкальному, песенному и актерско-танцевальному пантомимическому синтезу.

6. РАЗНОВИДНОСТИсловесное искусство (устное творчество, письменная литература), сценическое искусство ( драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, эстрада, цирк), танец ( бытовой, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и др.), музыка (вокальное искусство, разные типы инструментальной музыки).

7. РОДЫ искусства – литература (эпос, лирика, драма), изобразительное искусство (станковый, монументальный, декоративный, миниатюрный).

8. ЖАНРЫ искусства – живопись (портрет, пейзаж, натюрморт).

Литература как вид искусства, ее роды и жанры

Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.

Искусство – это творческое воспроизведение окружающей действительности посредством художественных образов. Оно существует как система видов, связанных между собой. Бесконечное многообразие существующих видов искусства объясняется сложностью и разнообразием мира. Основные виды сложились исторически и имеют различные способы творческого воплощения. В музыке – звуки, в танце и балете – пластика, цвет в изобразительных искусствах, объем в скульптуре, слово в литературе и т.д.

Читать еще:  Настоящая любовь в произведениях литературы. Любовь в произведениях русских писателей (ЕГЭ по литературе)

Наиболее распространенной является классификация видов искусства путем деления его на три группы. Первая группа включает пространственно-пластические виды искусства: изобразительное, декоративно-прикладное, искусство архитектуры и фотографии. Ко второй группе относятся такие динамико-временные виды, как литература и музыка. А к третьей группе классификация искусства относит такие пространственно-временные виды, как хореографическое, театральное и киноискусство.

Картину нашей сложной, постоянно меняющейся реальности не может отобразить самостоятельно ни один из видов искусства, только все их разнообразие благодаря системе выразительных форм способно приблизиться к созданию более или менее полного и всеобъемлющего изображения мира.

Литература как вид искусства использует для создания художественных образов слово. Это универсальный инструмент создания, отображения и пересоздания реальности. Слова дают возможность воплощения целостного художественного образа или картины мира, получаемой при помощи воздействия на все человеческие органы восприятия: осязание, слух, обоняние, зрение и вкус. Слово является универсальным инструментом, литература как вид искусства приобретает свою специфику благодаря использованию именно этого средства создания художественного произведения.

Литературу интересуют явления природы и общества, социальные вопросы, психологические и духовные проблемы личности и многое другое, что существует в реальном мире. Система литературных родов и жанров отражает те или иные аспекты реальности путем драматизации, эпического повествования или лирического погружения.

Классификация литературы может быть проведена путем разделения на художественную, научную, учебную, историческую и справочную. Кроме перечисленных, существует еще много других видов литературы и постоянно возникают новые.

В свою очередь, художественная литература как вид искусства подразделяется на следующие роды: эпос, лирику и драму. Эпос включает такие жанры, как эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ и т.д. Лирика включает поэму, балладу, стихотворение и т.д. Драма – трагедию, комедию и т.д.

Эпос – один из трех основных литературных родов, отражающий реальную жизнь через повествование, описание и рассуждение.

Лирика – основной род художественной литературы, отражающий реальность через разнообразные переживания личности. Основная форма лирики – поэтическая.

Драма, наряду с эпосом и лирикой, – основной род литературы, который представлен произведениями, созданными в форме диалогов и предназначенными, как правило, для постановки на сцене.

Литература как вид искусства – феномен исторический, все ее составляющие и отдельные элементы литературного процесса находятся в перманентном взаимодействии. Литература – живой и подвижный процесс, художественная система образов, которая чутко отзывается на все, даже малейшие изменения, происходящие в реальной жизни.

Урок-проект “Роды и жанры художественной литературы”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Читать еще:  Как научится рисовать человека поэтапно карандашом. Как рисовать тело человека? Пошаговая инструкция

Роды и жанры художественной литературы.

Цель урока : расширить представление учащихся о родах и жанрах художественной литературы, развивать коммуникативные навыки учащихся, умение выражать свою точку зрения, развивать творческие способности учащихся.

Организация работы : класс разделен на 4 групп: «Лирика», «Драма», «Эпос», «Лиро-эпика». Все последующие задания (поиск информации) группы выполняют в соответствии с тем родом, название которого носит их группа. После выполнения задания (продукт) – этап презентации.

1 этап. Теоретический. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

Лекция учителя. Вся информация конспектируется в тетради учащимися. (материал взят с сайтаhttp://www.yaklass.ru/material )

« Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского “Разделение поэзии на роды и виды”.

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование ; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать – в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание: Роды художественной литературы

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

Читать еще:  Как налогообложение игорного бизнеса в россии влияет на его развитие. Игорный бизнес в россии

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

2 этап. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Задание 1 . Каждая из групп должна выбрать из списка по три основных свойства рода и попробовать записать определение рода.

На слайде: 1. Объективность (отображает сторонний по отношению к автору мир),

2. Субъективность (внутренний мир самого автора)

3. Наличие сюжета.

4 Отсутствие сюжета

6. Лирический герой.

Задание 2 Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д

Распределите из списка жанры в зависимости от рода: рассказ, элегия, повесть, лирическое стихотворение, эпиграмма, комедия, ода, роман, драма, водевиль, мелодрама.

Задание 3. Найдите признаки рода в отрывках художественных произведений.

Для группы «Лирика»: найти признаки рода в стихотворении.

Для группы «Драма »: найти признаки рода в отрывке из трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Для группы «Лиро-эпика»: Найти признаки рода в басне И.А. Крылова.

Для группы «Эпос »: найти признаки рода в отрывке из рассказа А.П. Чехова.

3 этап. СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА

4 этап ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА.

Задание 4 Для группы «Лирика»: сочините стихотворение, используя предложенные рифмы (увядает – цвет- отлетает-след-рожденья-лет-наслажденья-нет)

Увядает цвет рябины,

Отлетает листьев след,

Осени пора рожденья

Так уж много тысяч лет.

В перерывах настроенья

Ищем в жизни наслажденья,

даже вечный цвет,

свой глубокий след,

Будет новое рожденье

Для группы «Лиро-эпика»: сочините былину.

Как во славном граде Протвине

Жил да был богатырь Лев Иванович.

Да любил тот Лев езду быструю,

Езду быструю на добром коне.

И был тот конь металлический

Да с двумя колесами и рулем.

Выходил удалой Лев на широкий двор,

Надевал доспехи богатырские

Да садился он на добра коня.

Выезжал богатырь в поле чистое,

В поле чистое разгулятися,

Свои косточки поразмяти.

Для группы «Драма »: напишите небольшую сценку, в которой могли бы быть такие авторские ремарки: «Баран выразил общее недоумение.. Заяц выразил общее опасение… Потом встал Лев и выразил общее мнение…»

Баран выразил общее недоумение:

-Почему у нас стригут шерсть?

Заяц выразил общее опасение:

– На нас охотятся!

Потом встал Лев и выразил общее мнение:

– Люди опасны для нашего рода!

Для группы «Эпос»: попробуйте сочинить продолжение к рассказу Чехова, с началом которого вам сегодня пришлось познакомиться. Помните, что новеллы отличаются от рассказа неожиданным поворотом события и такой же концовкой.

Источники:

http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/kratkaja_istorija_iskusstv/vidy_zhanry_i_rody_iskusstva/11-1-0-52
http://autogear.ru/article/524/55/literatura-kak-vid-iskusstva-ee-rodyi-i-janryi/
http://infourok.ru/urokproekt-rodi-i-zhanri-hudozhestvennoy-literaturi-522695.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии