Урок по литературному чтению “устное народное творчество”. Литературное чтение “устное народное творчество”

Урок по литературному чтению “устное народное творчество”. Литературное чтение “устное народное творчество”

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество – фольклор
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

ТЕма урока “Устное народное творчество – фольклор”.

Урок проводится в школьном музее “Русская изба”. Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, скороговорки, считался, пословицы, песни. Этот урок позволяет развивать эстетическое чувство прекрасного, воспитывает любовь к родному краю, учит видеть богатсвто и красоту русского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению. 4 класс.

Тема урока : Устное народное творчество- фольклор.

Цели: – познакомить с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки,дразнилки,.скороговорки,.считалки,пословицы,

-продолжить работу над формированием навыка беглого чтения,развивать речь,

-воспитывать любовь к родному краю,учить видеть богатство и красоту русского языка,

-развивать эстетическое чувство прекрасного,

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы .

Издавна говорили,что матушка Русь богата не только лесами, реками, красивы и необычны её слова, праздники,песни,игры. Сегодня мы с вами поговорим об устном народном творчестве- фольклоре .Фольклор- слово английское и в переводе означает «народная мудрость» : folk-народ, люди,свет, lore -учение

А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их?

А что такое скороговорки? Для чего они нужны?

Скороговорка- шуточная фраза,построенная так,что её трудно произносить . Нужна для развития артикуляции речи.

а) Берёза коренистенькая,

По корню- криволистенькая,

По вершинке- высококудреватенькая.

б) Саша любит сушки,

А Соня- ватрушки.

в) Звенит звонок. Звонок зовёт.

И Зоя в класс к себе идёт.

Давайте с вами вспомним ,как надо правильно работать над скороговоркой. Я буду вам задавать вопросы, а вы правильно отвечать, ставя логическое ударение в словах.

-Что звенит? (ставим логическое ударение на слово «звонок»)

-Что делает звонок? (звенит)

-Кто идёт в класс? (Зоя)

-Куда идёт Зоя? ( в класс)

-К кому в класс идёт Зоя? ( к себе )

-Что делает Зоя? (идёт )

А теперь посоревнуемся между девчонками и мальчишками.

3.Соревнования между девчонками и мальчишками .

С давних времён мальчишки и девочки любили играть ,а чтобы не ссорились, умели считалки говорить да и сами сочиняли их.

( учащиеся проговаривают считалки )

а) Раз, два, три, четыре,пять,

Будем в прятки мы играть.

Ты пойди-ка поводи.

б) Шла кукушка мимо леса

За каким-то интересом.

Выходи на букву «с».

А кто из вас знает другие считалки? Расскажите. (заслушиваем ответы детей)

Посчитались ,пора и в игры играть.

Игра «Золотые ворота» (По 2 человека учащиеся проходят в ворота,напевая песню)

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

5.Поиграли ,а теперь разминка для ума. Загадки.

Кто знает, а что такое загадки?

Знаете ли вы , что загадки появились в глубокой древности?

Человек хотел познать мир,объяснить себе явления природы. Гром,молния,дождь,звёздное небо,ветер- всё это было непонятно, пугало человека или радовало своим величием, всему этому надо было найти объяснение. И пытливый ум человека старался себе представить суть этих явлений.

Загадка- это символическое изображение жизненных и природных явлений в сочетании с требованием отгадать смысл. ( Дети в костюмах выходят и загадывают загадки )

а) Рассыпался горох,

Никто его не соберёт,

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (звёзды)

б) Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица? (ветер)

в) Рычит, фырчит. ветки ломает,

Пыль поднимает, с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его. ( ураган)

г) Красное коромысло

Через реку повисло. ( радуга)

д) Летит огневая стрела,

Никто её не поймает,

Ни царь, ни царица,

Не белая рыбица. ( молния)

е) С неба пришёл

В землю ушёл. (дождь)

Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума. Но в древности роль загадки была более серьёзной. Сведения об этом сохранили сказки. Мифы, судя по которым решение загадок было каким- то испытанием мудрости человека и могло помочь ,а то и сохранить жизнь человека в минуты опасности.

Один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалёку от города Фивы, поселилось страшное чудовище- Сфинкс.

Он загадывал загадки всем, кто шёл по дороге к городу. Тех, кто не мог их отгадать- пожирал.

Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался плачь по погибшим.

Но мудрый юноша Эдин не побоялся сразиться со Сфинксом. Он пришёл к подножию скалы, и Сфинкс загадал загадку. (Кто ходит утром на 4 ногах, днём на 2 ногах,а вечером на 3?)

Читать еще:  Самые известные могилы на новодевичьем кладбище. Как добраться до новодевичьего кладбища и монастыря на метро

Человек , – ответил Эдин. В младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на 2 ногах, а в старости опирается на палку.

Сфинкс с позором кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.

  1. А теперь послушаем ,что такое приговорки и как человек их использовал в жизни.

Приговорки- обращение к животным, к природе.

(учащиеся выходят и произносят приговорки, разигрывая небольшие сценки)

Не густа, не редка,

До великого хвоста.

б) Улитка, улитка,

Дам кусок пирога

И кувшин творога.

А не выпустишь рога,

Забодай тебя коза!

в) Водичка, водичка!

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб искрился зубок.

Вывод: Богатый урожай зависел не только от труда людей ,а также и от погодных условий. Поэтому люди часто обращались к таким явлениям природы как дождь,солнце и просили у них помощи , закликали.

Заклички- стихотворное обращение к явлениям природы . (выходят дети в костюмах и инсценируют)

«Устное народное творчество»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Углубить знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению. Тема «Устное народное творчество»

2 класс. Учитель Матанова В.А.

ГБОУ ООШ с. Студенцы муниципального района Хворостянский Самарской области

– познакомить учащихся с устным народным творчеством;

-развивать память, внимание;

-обогащать словарный запас;

-прививать интерес к чтению;

формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

– Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;

– Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

– Расширить знания детей о жанре устного народного творчества ;

– Прогнозировать содержание раздела.

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

коммуникативные : речевая деятельность, навыки сотрудничества

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому – что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

А учёные большие.

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

В мир чудеснейших познаний

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

Выставка книжек – самоделок: “Моя первая книжка”.

(Каждая страница посвящена одной букве. Рядом предмет, на который она похожа. Подбери стихотворение. Сделай красивую обложку).

Обзор, выбор детьми самых лучших.

– находить ответы на вопросы;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

– развитие доброжелательности к людям

Постановка учебной задачи

Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами.

Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии.

Кто поможет восстановить порядок?

Что же у нас получилось?

Устное Творчество Народное

Совершенно верно. Мы отправимся в страну Устное народное творчество .

– С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств.

– С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

– Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

Особый вид искусства — устное народное творчество. Устное — означает передачу из уст в уста, то есть без записи текста. Особенностью фольклора является коллективное авторство, поэтому его называют творчеством народным. Фольклор

– Ребята, как вы думаете, какова наша цель на уроке? (Ответы детей)

1.Определить какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения.

– осознанное построение речевого высказывания

– определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)

Изучение нового материала

А сейчас давайте подумаем, а что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока.

Правильно, устное народное творчество включает в себя произведения, созданные народом и передающиеся устно.

Мы сейчас отправимся в путешествие по городам. Какие города есть в нашей стране? А у нас есть город Загадок.

Туда мы сейчас и отправимся. Я уверена, что вы уже встречались с загадками и можете мне привести примеры.

Читать еще:  Отцы и дети отношение в доме кирсановых. Сочинение «Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых

Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» – думать, рассуждать. Загадка – это «задачка», которую надо решить.

– А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.

– Как называют лягушку ласково? (толстушка)

– Что делает наша «толстушка»?

– Какого она цвета?

– Так, значит какой у нее живот? (зеленый)

– Живот, а по – другому? (брюшко)

– А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что поёт.

– А кого ест лягушка? (комаров, мошек)

– Вставьте слова в загадку.

– Прочитайте всю загадку.

Сидит в пруду толстушка,

– Молодцы, у вас тоже получилась загадка.

А мы покидаем этот город и едем в следующий – город Песенок.

— На интерактивной доске такая картина: деревенская изба; за маленьким окошком темно; изба освещается горящей лучиной. Посреди комнаты подвешена люлька. Около неё сидит крестьянка и тихонько покачивая люльку…

поёт колыбельную песню.

-Зачем? Чтобы уснул её ребёнок.

Девочка исполняет колыбельную песню.

-Какие ещё (кроме колыбельной) песни мы с вами пели, читали? Весёлые детские песни, праздничные песни и хороводные песни.

— Народные песни очень красивы и легко запоминаются. В песне наиболее ярко выражается внутренний мир человека, его чувства, горести и заботы, радости и печали.

Следующая остановка в городе Скороговорки.

— Скоро говорю – каким, словом можно заменить?

ско- ро- го- вор- ки

— Как нужно произносить скороговорки?

Быстро, но так чтобы каждое слово произносилось абсолютно правильно.

  1. Пётр Петру пёк пироги.
  2. Проворонила ворона воронёнка.
  3. Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

На следующих уроках мы посетим города Сказок, Пословиц, Считалок.

-слушать и понимать речь других

– установление причинно-следственных связей

Урок литературного чтения по теме “Устное народное творчество (обобщение)”. 2-й класс

Класс: 2

Цели:

Обучающие: повторить жанры устного народного творчества (УНТ); повторить синонимичные понятия «фольклор-УНТ»; учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Развивающие: развивать образное мышление, расширять словарный запас учащихся.

Воспитывающие: прививать детям любовь к литературе, фольклору; приобщать к народным традициям русского народа.

Технологии: проблемное обучение; игровая; коммуникативное обучение, здоровьесберегающая.

Оборудование: презентация, дополнительные конверты с заданиями, цветок (с лепестками).

Ход урока

I. Вхождение в урок.

II. Ситуация интриги, постановки учебной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы. (СЛАЙД 1А)

А) Старинное название губ(рта),+ное =устное

Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное

(СЛАЙД 1Б) Устное народное творчество

Учитель: УНТ-это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое?

(ответ: ФОЛЬКЛОР) (СЛАЙД 1 В)

Учитель: Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР – это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных.

III. Актуализация знаний.

1. Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора. И мы откроем первые лепестки нашего цветка. Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями.

(Капитаны берут листки для обсуждения в команды 1-2 минуты)

Конверт №1

«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают.» (сказка)

«ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости» (былина)

«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (поговорка)

– Что везёшь?
– Сено.
– Какое сено? Ведь это дрова!
– А коли видишь, так чего спрашиваешь? (шутка)

«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..» (небылица)

Дети зачитывают отрывок, учитель открывает лепестки ∆ на цветке: былина, сказка, поговорка, шутка, небылица

IV. Работа над пословицами.

Учитель: Ну вот, ребята, «Кончил дело – гуляй смело!»

Ой, ребята, что это я сказала? (Ответы: это Пословица) ∆На цветке – ПОСЛОВИЦА.

Учитель: Посмотрим, знаете ли вы пословицы: Соедините начало и окончание пословицы. (СЛАЙД 2А)

(От каждой команды выходит по одному человеку, выполняя задание)

(СЛАЙД 2Б) Читаем хором, объясняя смысл.

Читать еще:  Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар). Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке Бемоли и диезы для трубы какие клапана

Учитель: Что скрывает каждая пословица? (ОТВЕТ: в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл – народная мудрость)

V. Загадка. Игра. Считалочка.

1. Конверт №2

Учитель: Чтобы открыть следующий лепесток, надо выполнить задание 2-го конверта.

(У каждой группы там разные загадки о МЕДВЕДЕ)

Учитель: Прочитайте задание. О ком идёт речь? (СЛАЙД 3) По каким признакам догадались, что это медведь? (ОТВЕТЫ) Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА – вывешиваем лепесток)

2. ФИЗМИНУТКА-игра.

А) Учитель: Отдохнём, поиграем. (Дети встают в круг.)Надо выбрать водящего. Как это сделать? (ОТВЕТЫ: надо посчитаться) Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?

(СЧИТАЛОЧКУ вывешиваем лепесток)

Водящему надеваем маску-медведя.

Б) Играем «У медведя во бору»

Дети:

У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, всё на нас рычит.

Учитель: Каким жанром фольклора мы начали игру? (ОТВЕТ: Игровым приговором)

∆ Лепестки: игра, игровой приговор.

VI. Работа над потешкой.

1. Учитель: Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.

Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.

2. Вспомним одну из них – ИНСЦЕНИРОВКА.

– Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.

Вывешиваем лепесток – жанр – Потешка.

VII. Народная песня.

1. Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.

СЛАЙД 5А – ЧСТШК (ОТВЕТ: частушка) СЛАЙД 5Б – с ответом.

2. Учитель: Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.

– А к какому жанру мы отнесём частушку? (ОТВЕТЫ: к песне) Вывешиваем лепесток.

3. Послушаем частушки (СЛАЙД 5В)

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару в ней поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Всё равно пойду плясать,
Хоть и маленькая.

Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!

VIII. Закличка.

1. Слышим колокольный звон. (СЛАЙД 6А)

Учитель: Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? (ОТВЕТЫ)

– Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была и есть – встреча Весны. Ведь весна-это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие в дом; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.

2. Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное (СЛАЙД 6Б)

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

3. Учитель: Давайте и мы попробуем покликать Весну – добрую, радостную, солнечную, благополучную. Вы должны будете прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Конверт №3 (Капитаны сами выбирают себе закличку)

Вывешиваем лепесток – закличка.

А) Ау-ау, аукаем
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!
Ау-ау, аукаем!

Б) Ласточка, ласточка,
Милая касаточка!
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем побывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.

В) Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетите,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!

Г) Весна, весна красная!
Приди Весна с радостью;
С радостью, с радостью
С огромной милостью.
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весна красна, на чём пришла?
На сомочке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.

Д) Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Куличики-мужички,
Скворцы-молодцы.
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!

(Дети зачитывают заклички по одному)

IX. Скороговорка.

Учитель: Вы хорошо потрудились.

– А сейчас вам надо поработать группой .Надо будет быстро говорить, очень СКОРО. О чём сейчас пойдёт речь? (ОТВЕТ: о скороговорке) Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. ДЕТИ зачитывают полученные скороговорки. Вывешиваем лепесток.

X. Рефлексия.

– Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ. (Капитаны выбирают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора – Конверт №4)

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/12/21/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-4-klass-tema-ustnoe
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/01/21/urok-po-literaturnomu-chteniyu-tema-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625106/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии