Урок по литературному чтению “устное народное творчество”. Литературное чтение “устное народное творчество”
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество – фольклор
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
ТЕма урока “Устное народное творчество – фольклор”.
Урок проводится в школьном музее “Русская изба”. Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, скороговорки, считался, пословицы, песни. Этот урок позволяет развивать эстетическое чувство прекрасного, воспитывает любовь к родному краю, учит видеть богатсвто и красоту русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению. 4 класс.
Тема урока : Устное народное творчество- фольклор.
Цели: – познакомить с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки,дразнилки,.скороговорки,.считалки,пословицы,
-продолжить работу над формированием навыка беглого чтения,развивать речь,
-воспитывать любовь к родному краю,учить видеть богатство и красоту русского языка,
-развивать эстетическое чувство прекрасного,
- Организационный момент.
- Объявление темы .
Издавна говорили,что матушка Русь богата не только лесами, реками, красивы и необычны её слова, праздники,песни,игры. Сегодня мы с вами поговорим об устном народном творчестве- фольклоре .Фольклор- слово английское и в переводе означает «народная мудрость» : folk-народ, люди,свет, lore -учение
А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их?
А что такое скороговорки? Для чего они нужны?
Скороговорка- шуточная фраза,построенная так,что её трудно произносить . Нужна для развития артикуляции речи.
а) Берёза коренистенькая,
По корню- криволистенькая,
По вершинке- высококудреватенькая.
б) Саша любит сушки,
А Соня- ватрушки.
в) Звенит звонок. Звонок зовёт.
И Зоя в класс к себе идёт.
Давайте с вами вспомним ,как надо правильно работать над скороговоркой. Я буду вам задавать вопросы, а вы правильно отвечать, ставя логическое ударение в словах.
-Что звенит? (ставим логическое ударение на слово «звонок»)
-Что делает звонок? (звенит)
-Кто идёт в класс? (Зоя)
-Куда идёт Зоя? ( в класс)
-К кому в класс идёт Зоя? ( к себе )
-Что делает Зоя? (идёт )
А теперь посоревнуемся между девчонками и мальчишками.
3.Соревнования между девчонками и мальчишками .
С давних времён мальчишки и девочки любили играть ,а чтобы не ссорились, умели считалки говорить да и сами сочиняли их.
( учащиеся проговаривают считалки )
а) Раз, два, три, четыре,пять,
Будем в прятки мы играть.
Ты пойди-ка поводи.
б) Шла кукушка мимо леса
За каким-то интересом.
Выходи на букву «с».
А кто из вас знает другие считалки? Расскажите. (заслушиваем ответы детей)
Посчитались ,пора и в игры играть.
Игра «Золотые ворота» (По 2 человека учащиеся проходят в ворота,напевая песню)
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
5.Поиграли ,а теперь разминка для ума. Загадки.
Кто знает, а что такое загадки?
Знаете ли вы , что загадки появились в глубокой древности?
Человек хотел познать мир,объяснить себе явления природы. Гром,молния,дождь,звёздное небо,ветер- всё это было непонятно, пугало человека или радовало своим величием, всему этому надо было найти объяснение. И пытливый ум человека старался себе представить суть этих явлений.
Загадка- это символическое изображение жизненных и природных явлений в сочетании с требованием отгадать смысл. ( Дети в костюмах выходят и загадывают загадки )
а) Рассыпался горох,
Никто его не соберёт,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (звёзды)
б) Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица? (ветер)
в) Рычит, фырчит. ветки ломает,
Пыль поднимает, с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его. ( ураган)
г) Красное коромысло
Через реку повисло. ( радуга)
д) Летит огневая стрела,
Никто её не поймает,
Ни царь, ни царица,
Не белая рыбица. ( молния)
е) С неба пришёл
В землю ушёл. (дождь)
Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума. Но в древности роль загадки была более серьёзной. Сведения об этом сохранили сказки. Мифы, судя по которым решение загадок было каким- то испытанием мудрости человека и могло помочь ,а то и сохранить жизнь человека в минуты опасности.
Один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалёку от города Фивы, поселилось страшное чудовище- Сфинкс.
Он загадывал загадки всем, кто шёл по дороге к городу. Тех, кто не мог их отгадать- пожирал.
Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался плачь по погибшим.
Но мудрый юноша Эдин не побоялся сразиться со Сфинксом. Он пришёл к подножию скалы, и Сфинкс загадал загадку. (Кто ходит утром на 4 ногах, днём на 2 ногах,а вечером на 3?)
Человек , – ответил Эдин. В младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на 2 ногах, а в старости опирается на палку.
Сфинкс с позором кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.
- А теперь послушаем ,что такое приговорки и как человек их использовал в жизни.
Приговорки- обращение к животным, к природе.
(учащиеся выходят и произносят приговорки, разигрывая небольшие сценки)
Не густа, не редка,
До великого хвоста.
б) Улитка, улитка,
Дам кусок пирога
И кувшин творога.
А не выпустишь рога,
Забодай тебя коза!
в) Водичка, водичка!
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки розовели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб искрился зубок.
Вывод: Богатый урожай зависел не только от труда людей ,а также и от погодных условий. Поэтому люди часто обращались к таким явлениям природы как дождь,солнце и просили у них помощи , закликали.
Заклички- стихотворное обращение к явлениям природы . (выходят дети в костюмах и инсценируют)
«Устное народное творчество»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Углубить знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению. Тема «Устное народное творчество»
2 класс. Учитель Матанова В.А.
ГБОУ ООШ с. Студенцы муниципального района Хворостянский Самарской области
– познакомить учащихся с устным народным творчеством;
-развивать память, внимание;
-обогащать словарный запас;
-прививать интерес к чтению;
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
– Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
– Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
– Расширить знания детей о жанре устного народного творчества ;
– Прогнозировать содержание раздела.
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
коммуникативные : речевая деятельность, навыки сотрудничества
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
День сегодня расчудесный
И урок наш интересный.
Потому – что на уроке собрались ученики.
Эти дети не простые
А учёные большие.
Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.
В мир чудеснейших познаний
В мир открытий, испытаний
Всех нас манит, как магнит.
Я желаю вам успеха и удачи на пути,
Знания новые найти!
Выставка книжек – самоделок: “Моя первая книжка”.
(Каждая страница посвящена одной букве. Рядом предмет, на который она похожа. Подбери стихотворение. Сделай красивую обложку).
Обзор, выбор детьми самых лучших.
– находить ответы на вопросы;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
– развитие доброжелательности к людям
Постановка учебной задачи
Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами.
Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии.
Кто поможет восстановить порядок?
Что же у нас получилось?
Устное Творчество Народное
Совершенно верно. Мы отправимся в страну Устное народное творчество .
– С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств.
– С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
– Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
Особый вид искусства — устное народное творчество. Устное — означает передачу из уст в уста, то есть без записи текста. Особенностью фольклора является коллективное авторство, поэтому его называют творчеством народным. Фольклор
– Ребята, как вы думаете, какова наша цель на уроке? (Ответы детей)
1.Определить какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения.
– осознанное построение речевого высказывания
– определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)
Изучение нового материала
А сейчас давайте подумаем, а что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока.
Правильно, устное народное творчество включает в себя произведения, созданные народом и передающиеся устно.
Мы сейчас отправимся в путешествие по городам. Какие города есть в нашей стране? А у нас есть город Загадок.
Туда мы сейчас и отправимся. Я уверена, что вы уже встречались с загадками и можете мне привести примеры.
Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» – думать, рассуждать. Загадка – это «задачка», которую надо решить.
– А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.
– Как называют лягушку ласково? (толстушка)
– Что делает наша «толстушка»?
– Какого она цвета?
– Так, значит какой у нее живот? (зеленый)
– Живот, а по – другому? (брюшко)
– А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что поёт.
– А кого ест лягушка? (комаров, мошек)
– Вставьте слова в загадку.
– Прочитайте всю загадку.
Сидит в пруду толстушка,
– Молодцы, у вас тоже получилась загадка.
А мы покидаем этот город и едем в следующий – город Песенок.
— На интерактивной доске такая картина: деревенская изба; за маленьким окошком темно; изба освещается горящей лучиной. Посреди комнаты подвешена люлька. Около неё сидит крестьянка и тихонько покачивая люльку…
поёт колыбельную песню.
-Зачем? Чтобы уснул её ребёнок.
Девочка исполняет колыбельную песню.
-Какие ещё (кроме колыбельной) песни мы с вами пели, читали? Весёлые детские песни, праздничные песни и хороводные песни.
— Народные песни очень красивы и легко запоминаются. В песне наиболее ярко выражается внутренний мир человека, его чувства, горести и заботы, радости и печали.
Следующая остановка в городе Скороговорки.
— Скоро говорю – каким, словом можно заменить?
ско- ро- го- вор- ки
— Как нужно произносить скороговорки?
Быстро, но так чтобы каждое слово произносилось абсолютно правильно.
- Пётр Петру пёк пироги.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
На следующих уроках мы посетим города Сказок, Пословиц, Считалок.
-слушать и понимать речь других
– установление причинно-следственных связей
Урок литературного чтения по теме “Устное народное творчество (обобщение)”. 2-й класс
Класс: 2
Цели:
Обучающие: повторить жанры устного народного творчества (УНТ); повторить синонимичные понятия «фольклор-УНТ»; учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.
Развивающие: развивать образное мышление, расширять словарный запас учащихся.
Воспитывающие: прививать детям любовь к литературе, фольклору; приобщать к народным традициям русского народа.
Технологии: проблемное обучение; игровая; коммуникативное обучение, здоровьесберегающая.
Оборудование: презентация, дополнительные конверты с заданиями, цветок (с лепестками).
Ход урока
I. Вхождение в урок.
II. Ситуация интриги, постановки учебной задачи.
Учитель: Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы. (СЛАЙД 1А)
А) Старинное название губ(рта),+ное =устное
Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное
(СЛАЙД 1Б) Устное народное творчество
Учитель: УНТ-это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое?
(ответ: ФОЛЬКЛОР) (СЛАЙД 1 В)
Учитель: Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР – это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных.
III. Актуализация знаний.
1. Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора. И мы откроем первые лепестки нашего цветка. Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями.
(Капитаны берут листки для обсуждения в команды 1-2 минуты)
Конверт №1
«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают.» (сказка)
«ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости» (былина)
«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (поговорка)
– Что везёшь?
– Сено.
– Какое сено? Ведь это дрова!
– А коли видишь, так чего спрашиваешь? (шутка)
«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..» (небылица)
Дети зачитывают отрывок, учитель открывает лепестки ∆ на цветке: былина, сказка, поговорка, шутка, небылица
IV. Работа над пословицами.
Учитель: Ну вот, ребята, «Кончил дело – гуляй смело!»
Ой, ребята, что это я сказала? (Ответы: это Пословица) ∆На цветке – ПОСЛОВИЦА.
Учитель: Посмотрим, знаете ли вы пословицы: Соедините начало и окончание пословицы. (СЛАЙД 2А)
(От каждой команды выходит по одному человеку, выполняя задание)
(СЛАЙД 2Б) Читаем хором, объясняя смысл.
Учитель: Что скрывает каждая пословица? (ОТВЕТ: в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл – народная мудрость)
V. Загадка. Игра. Считалочка.
1. Конверт №2
Учитель: Чтобы открыть следующий лепесток, надо выполнить задание 2-го конверта.
(У каждой группы там разные загадки о МЕДВЕДЕ)
Учитель: Прочитайте задание. О ком идёт речь? (СЛАЙД 3) По каким признакам догадались, что это медведь? (ОТВЕТЫ) Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА – вывешиваем лепесток)
2. ФИЗМИНУТКА-игра.
А) Учитель: Отдохнём, поиграем. (Дети встают в круг.)Надо выбрать водящего. Как это сделать? (ОТВЕТЫ: надо посчитаться) Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?
(СЧИТАЛОЧКУ вывешиваем лепесток)
Водящему надеваем маску-медведя.
Б) Играем «У медведя во бору»
Дети:
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, всё на нас рычит.
Учитель: Каким жанром фольклора мы начали игру? (ОТВЕТ: Игровым приговором)
∆ Лепестки: игра, игровой приговор.
VI. Работа над потешкой.
1. Учитель: Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.
Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.
2. Вспомним одну из них – ИНСЦЕНИРОВКА.
– Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.
Вывешиваем лепесток – жанр – Потешка.
VII. Народная песня.
1. Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.
СЛАЙД 5А – ЧСТШК (ОТВЕТ: частушка) СЛАЙД 5Б – с ответом.
2. Учитель: Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.
– А к какому жанру мы отнесём частушку? (ОТВЕТЫ: к песне) Вывешиваем лепесток.
3. Послушаем частушки (СЛАЙД 5В)
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару в ней поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Всё равно пойду плясать,
Хоть и маленькая.
Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!
VIII. Закличка.
1. Слышим колокольный звон. (СЛАЙД 6А)
Учитель: Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? (ОТВЕТЫ)
– Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была и есть – встреча Весны. Ведь весна-это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие в дом; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.
2. Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное (СЛАЙД 6Б)
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
3. Учитель: Давайте и мы попробуем покликать Весну – добрую, радостную, солнечную, благополучную. Вы должны будете прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.
Конверт №3 (Капитаны сами выбирают себе закличку)
Вывешиваем лепесток – закличка.
А) Ау-ау, аукаем
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!
Ау-ау, аукаем!
Б) Ласточка, ласточка,
Милая касаточка!
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем побывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
В) Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетите,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!
Г) Весна, весна красная!
Приди Весна с радостью;
С радостью, с радостью
С огромной милостью.
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весна красна, на чём пришла?
На сомочке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.
Д) Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Куличики-мужички,
Скворцы-молодцы.
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!
(Дети зачитывают заклички по одному)
IX. Скороговорка.
Учитель: Вы хорошо потрудились.
– А сейчас вам надо поработать группой .Надо будет быстро говорить, очень СКОРО. О чём сейчас пойдёт речь? (ОТВЕТ: о скороговорке) Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. ДЕТИ зачитывают полученные скороговорки. Вывешиваем лепесток.
X. Рефлексия.
– Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ. (Капитаны выбирают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора – Конверт №4)
Источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/12/21/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-4-klass-tema-ustnoe
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/01/21/urok-po-literaturnomu-chteniyu-tema-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625106/