Урок мхк художественная культура мезоамерики. Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

Урок мхк художественная культура мезоамерики. Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

Художественная культура Мезоамерики.
презентация к уроку по мхк (10 класс) по теме

Урок МХК в 10 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Художественная культура Мезоамерики 10 класс

Доколумбовая Америка (до 1492 г.)

Территория Центральной и Южной Америки Возникли культурные цивилизации: Ольмеков Ацтеков Майя Инков

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков . Проживали на побережье Мексиканского залива во 2-1 тысячелетия до н.э. У ольмеков были спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно – прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь.

Архитектура Архитектура сохранилась плохо. Мировую известность получила огромная каменная голова высотой до 3м и весом до 40т. Не известно её предназначение, вероятно – культовый характер.

Новая цивилизация Город Теотиуакан в Центральной Америке. Сохранилось два главных храма, посвящённых Солнцу и Луне. С. 54 аб.2

Художественная культура ацтеков В 11 веке с севера пришли завоеватели – ацтеки, которые создали свою цивилизацию. Основной чертой искусства охотничьих племён ацтеков было поклонение богам.

Главным местом поклонения богам были храмы. Поражала великолепием столица ацтеков Теночтитлан , или Мехико – ныне столица Мексики. Центр города находился на острове посреди озера.

Скульптура ацтеков Монументальные статуи божеств носили абстрактный и условный характер. Статуя Коатликуэ – богиня земли и весеннего плодородия. Она выполнена из початков кукурузы, когтей и клыков ягуара, человеческих черепов и ладоней, перьев, змей, лап орлов и т.д.

Чтение. С. 56 аб 1 снизу, с.57 Погребальная маска Ювелирные изделия

Художественная культура майя Племя майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, использовали понятие нуля, предсказывали солнечное и лунное затмение, изобрели иероглифическую письменность.

Архитектура . Отличие. (с. 58 аб.1) Египетские пирамиды Храм Надписей ацтеков

Стадионы – сооружения с площадками для культовой игры в мяч . Правила игры с. 59 аб.1 снизу

Художественная культура инков. Империя инков – индийский народ, живущий с 11 в. На территории современного Перу. Существуют легенды о появлении империи инков ( с.61 аб.2)

Скульптура. Рельеф на вратах Солнца в Тиауанако

Домашнее задание: Искусство первобытного человека Художественная культура Передней Азии Архитектура Древнего Египта Художественная культура Мезоамерики . ПОВТОРИТЬ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение.

В перезентации педставлены материалы о хужожественной культуре Мезоамерики.

Презентация “Художественная культура Древнего Рима”. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р.

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой “Мировая художественная культура” 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты.

Рабочая программа по МХК. Профильный уровень.

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси&raquo.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп.

Презентация на тему: Искусство доколумбовой Америки

Искусство доколумбовой Америки МХК. Ученица 10-го класса МОУ СОШ № 22 г. Сыктывкара, Эживинского района

План урока Общие сведения о континенте. Художественная культура ольмеков.Искусство ацтеков.Художественная культура майя.Искусство инков.

К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света (когда это произошло?), этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами, лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария— в Мезоамерике и Андах — испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации.

На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее «открытия», в 1492 г , там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.

В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Она подразделяется на два района северный — Мезоамерика и южный — Андская область (Боливия — Перу), с Промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и не поднялись до вершин государственности и цивилизации.

Новый Свет представляет собой и уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30— 20 тыс. лет назад)—времени заселения континента из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску—и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей.

Художественная культура классического периода «Первая цивилизация» Мезоамерики—культура «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус). Население этих областей в начале I тыс. до н. э. (800— 400 гг. до н. э.) достигло высокого уровня культуры: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.

Читать еще:  Откуда мы узнаём о прошлом? Откуда мы знаем о прошлом. Что мы знаем о нашем прошлом или версии краеведа

Цивилизация ольмеков, корни которой восходят к XIV-XV векам до н.э., остается на сегодня едва ли не самой таинственной и неизученной на территории Мексики. Ольмеки считаются одним из первых народов на всем континенте, создавшим государственность и культуру, которая оказала мощное влияние на все последующие доколумбовые цивилизации Мексики и Центральной Америки. Верования, мифы, мировосприятие ольмеков были унаследованы в той или иной степени империями древних майя и ацтеков. До сих пор остаются загадкой причины исчезновения этой цивилизации, оставившей многочисленные памятники в мексиканских штатах Веракрус, Табаско и Герреро.

Теотихуакан В 50 км к северо-востоку от г. Мехико, там, где высокие горные хребты расступаются, образуя большую и плодородную долину, находятся руины Теотихуакана — в прошлом столицы древнейшей цивилизации Центральной Мексики. По подсчетам ученых, к 600 г. н. э.— моменту наивысшего расцвета— общая территория города составляла свыше 18 кв. км, а население— от 60 до 120 тыс. человек.

Искусство ацтеков После гибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки). Ацтеки пришли в долину Мехико с севера и в XIV веке основали свою столицу Тенотчитлан. В 1427 в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население долины Мехико и всей центральной Мексики. В 1519—21 ацтеки были завоёваны испанцами.

Ацтекская скульптура Человеческий череп, покрытый мозаикой из бирюзы и обсидиана Серьги. Доколумбова эпоха

Ритуальная урна (деталь). I в. до н. э. Культура ацтеков.

«Солнечный камень» –солнечный календарь индейцев-ацтеков. Этот каменный календарь, где за основу расчета времени были приняты закономернос-ти движения Cолнца Современная копия, выполненная в металле

Художественная культура майя

Как ни удивительно, но более двух веков после испанского завоевания ни ученые, ни авантюристы не придавали особого значения полуострову Юкатан. Может быть, из-за жаркого климата, а скорей всего, из-за явного недостатка там минеральных ресурсов. Лишь в XIX веке там было обнаружено множество величественных городов, сооруженных древними майя.

Майя, словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба они изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуля, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Храм Кастильо. XI — 1-я половина XII в. Чичен-Ица (Мексика). Культура майя.

ТАИНСТВЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ:следы великой цивилизации

ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН. Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»).

Художественная культура инков Империя инков – богатая и высокоразвитая страна, владения которой занимали большие пространства на западе южноамериканского континента. Власть и авторитет инков распространялись от современной южной Колумбии на севере до Чили на юге, захватывая нынешние Эквадор, Перу и Боливию. Столица царства располагалась в городе Куско, Город Куско своими очертаниями напоминает силуэт гигантской пумы. Город Пумы – так его называют сегодня современники

Золотая маска периода культуры инков. Сосуд. Керамика. Культура инков. Инки (правильнее инка) – создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век).

Здание Кариканче (храма Солнца) в Куско было опоясано карнизом из чистого золота, впаянного в камни. Не только статуя Солнца, но и статуи других богов (бога-творца Виракочи, бога грома и молнии и т.д.), а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку, — были сделаны из золота. В храме находились и многочисленные золотые музыкальные инструменты, например, барабаны, украшенные к тому же еще и драгоценными камнями.

Золото инков К зданию Кариканче примыкало еще одно чудо из чудес — так называемый «золотой сад Куско». Древняя легенда рассказывает, что все, что в этом саду росло, цвело и летало, тоже было сделано из чистого золота. Все, что жители великой империи видели вокруг себя, они воспроизвели в этом саду: клочки полей, маис, стада лам с их детенышами, 24 индейских пастуха, «срывающих» золотые плоды с золотых яблонь.

РИТУАЛЬНЫЙ НОЖ ИНКОВ

Характерные особенности искусства народов доколумбовой Америки Утверждение всемогущества и величия священного божестваКульт предковПраславление побед над врагамиВозвеличивание правителей и верховной знати

Читать еще:  Нужно прожить жизнь так. Как прожить жизнь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? (Школьные сочинения)

Урок МХК «Искусство доколумбовой Америки»

Тип урока: комбинированный.

– познакомить учащихся с художественной культурой народов доколумбовой Америки.

дать представление о наиболее значительных достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки;

познакомить с характерными особенностями культуры народов доколумбовой Америки;

с способствовать творческой деятельности учащихся;

продолжить работу над формированием приемов и навыков работы с информацией и ее применения в нестандартной ситуации.

формировать чувства прекрасного, уважения к культуре страны и людям, ее творившим;

формировать ответственное, бережное отношение к памятникам культуры как непреходящей ценности всего человечества

Воспитывать познавательную активность.

Оборудование: диапроектор, компьютер + компьютерная презентация, учебник под редакцией Даниловой.

Организация учащихся на уроке.

Сообщение темы, целей урока.

Работа по теме урока:

1)Проверка домашнего задания (в форме фронтального опроса)

2)Изучение нового материала и обобщение ранее изученного:

«Жизнь коротка, искусство долговечно» – так говорили древние.

Сегодня еще раз убедимся в истинности этих слов, слов древних .

Задолго до 1492 года, времени открытия Христофором Колумбом Американского континента, на территории Центральной и Южной Америки возникали и приходили в упадок древние цивилизации. Это цивилизации тольтеков, ольмеков, ацтеков, майя и инков. Об этих цивилизациях и пойдет речь.

Первое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры ольмеков.

Древнейшая цивилизация классического периода –II-I тысячелетия до н.э.

Границы этого государства проходили по территории современных штатов Мексики – Веракрус, Табаско, Герредо (побережье Мексиканского залива).

Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные:

Предметы декоративно-бытового искусства

Архитектура сохранилась плохо из-за строительного материала: земля, щебень, штукатурка.

Скульптура ольмекской культуры отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости обобщенных объемов с поразительной жизненностью моделировки внутренне напряженных лиц.

Представлена огромными каменными головами высотой до 3 метров и весом до 40 тонн.

На голове шлем с наушниками, украшенный рельефным узором. Обнаружены в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо.

(вопрос по ольмекской культуре) Назовите характерные черты лица в этой скульптуре? (Голова из Сан-Лоренсо)

Второе проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры г.Теотиуакан. Цивилизация классического периода – II-VII вв. до н.э. Располагалась в Центральной Америке в Мексике, недалеко от города Мехико.

Представлена двумя храмами, посвященные Луне и Солнцу, расположенных на вершине огромной пирамиды (высота 64,6 м), состоящей из четырех усеченных пирамид, находящихся одна на другой. Пирамида одновременно служила «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия.

(вопрос по культуре города Теотиуакан) Чем отличаются пирамиды Египта от пирамид города Теотиуакана? («Пирамида Солнца» в Теотиуакане)

Третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.

Тольтеки – индейский народ. В 8 в. до н.э. Тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство.

В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана, стали легендарным народом (статуи воинов (атланты храма) в Туле).

Четвертое проблемное задание – справка: искусство культуры тольтеков.

третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.четвертое проблемное задание – справка:

В искусстве тольтеков преобладали военные темы.

Их культура оказала большое влияние на формирование ацтеков, завоевателей, воинственного народа, известного своими многочисленными походами и кровавыми сражениями.

Колонные залы – отличительная черта тольтекской архитектуры (Пирамида бога Кецалькоатля. Тула).

Ацтеки – самоназвание – астека, наиболее крупная индейская народность Мексики. Язык ацтеков – науатль.

Пятое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры ацтеков.

В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера, вторглись в долину Мехико и обосновались в ней; в 14 в. основали поселение Теночтитлан. В 1427 г. в союзе с городами – государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и центральной Мексики.

Столица ацтеков Теночтитлан, в переводе означает «плодовое дерево, растущее из камня», выстроена на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была порезана каналами. «Озерная Венеция» была разрушена в XVI веке испанскими завоевателями – конкистадорами.

(вопрос по культуре ацтеков) Пофантазируйте, о чем могли думать зодчие, строя такой город?

Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики – тольтеков и других племен и народностей.

В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия.

Читать еще:  Фокус с исчезновением сахара в ладони разгадка. Глазами фокусника: раскрываем секрет трюка

Статуя Коатликуэ – лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет лица, ни головы, ни рук, ни ног. Выполнена из различных материалов: кукурузные початки, когти ягуаров, человеческие черепа и ладони, перья, лапы орлов, извивающие змеи.

Монументальные статуи божеств ( Статуя Коатликуэ) носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ – богини земли, смерти и весеннего плодородия, матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Вот описание одного из очевидцев ювелирного искусства ацтеков:

«Они могут отлить птицу с движущимся языком, головой и крыльями или отлить обезьяну или другое животное с подвижным языком, головой, и ногами и руками, а в руки вложить игрушку, так что кажется она танцует с ней. Более того они берут слиток, половина которого из золота, а половина – из серебра, и отливают рыбу со всеми ее чешуйками, причем одна чешуйка золотая, а другая серебряная.»

(вопрос по культуре ацтеков) с каким русским умельцем можно сравнить мастеров ацтеков?

Шестое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры майя.

Майя создатели одной из древнейших цивилизаций Америки. Существовали с 300 года до н.э. по1500 год н.э. на территории юго-восточной Мексики (полуостров Юкатан), Гватемалы и Гондураса.

Свидетельства высокого уровня культуры народов майя (бурный расцвет на VII-VIII вв. н.э.):

Скульптура (существование канонов);

Росписи на сосудах;

Резьба по дереву, кости, перламутру;

Представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости государства проявилось в древних сооружениях майя:

четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченных вершинах которых находились небольшие храмы;

Узкие длинные здания – резиденции правителей, жречества и знати;

Ритуальные площадки для игры в мяч;

В 1 тысячелетии н.э. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке.

В период расцвета архитектуры – художественными центрами были Ушмаль, Чичен-Ица, Майяпан.

Пирамиды в Чичен-Ице – вершина зодчества майя.

Культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру и внесла существенный вклад в сокровищницу мирового искусства. Гибель цивилизации – конец IXстолетия.

(вопросы по культуре майя)

Были ли канонические установки в изобразительном искусстве племен майя и являются ли они спутниками прогресса?

Какие сферы жизни воспроизведены в скульптуре?

Как вы думаете, что могло послужить причиной гибели цивилизации майя?

Седьмое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры инков.

Империя инков – индейский народ, живший с XI в. на территории современного Перу, Боливии, южной части Эквадора, севере Чили и Аргентины. Столица империи – Куско близ озера Титикака.

Земля империи инков считалась собственностью правителя – Верховного Инки, власть которого была окружена сакральным ореолом; первый мифический правитель – Манко Капак – почитался как Сын Солнца. Лама считалась собственностью верховного Инки.

Назначение ламы – магическое. Считается, что в империи не было человеческих жертвоприношений. В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном – лам. Трех в день: утром и днем – белую, вечером – черную. Изображения лам изготавливались для специальных церемоний, которые увеличивали поголовье этих животных.

Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам зданий: дворцы, храмы, обсерватории, амфитеатры, крепости. Зодчество отличалось геометрической простотой, почти полным отсутствием декора.

(вопрос по культуре инков) как развивалась городская жизнь?

Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных сооружений является рельеф на Вратах Солнца в Тиуанако.

(вопрос по культуре инков) назовите какие темы и сюжеты стали приоритетными в скульптуре инков?

Сохранились до нашего времени и произведения ювелирного искусства и керамики. Заслуживают внимания керамические сосуды, в т.ч. фигурные, с блестящей черной поверхностью.

Главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов.

3) Закрепление материала (вопросы по пройденному материалу):

Расскажите о наиболее значимых достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки.

В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер.

Вывод: Что же характерно для искусства народов доколумбовой Америки? Прежде всего, утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличение правителей и верховной знати.

Подведение итогов. Домашнее задание:

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2012/10/21/khudozhestvennaya-kultura-mezoameriki
http://ppt4web.ru/mkhk/iskusstvo-dokolumbovojj-ameriki.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_mhk__iskusstvo_dokolumbovoj_ameriki_002030.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии