361 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок литературы на тему «М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» («Печорин и «водяное общество»).

Содержание

М. Ю. Лермонтов «Княжна Мери» Система уроков по литературе в 9 классе Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую, — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИван Тимаков

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «М. Ю. Лермонтов «Княжна Мери» Система уроков по литературе в 9 классе Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую,». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 М. Ю. Лермонтов «Княжна Мери» Система уроков по литературе в 9 классе Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую, Молчу и жду: пора пришла; Я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишённый сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия.

2 Чем эта повесть отличается от предыдущих? Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде.

3 В этой повести: Ярче выступает незаурядность Печорина Ярче выступает незаурядность Печорина Показано непримиримое отношение Печорина к устоявшимся традициям «света» Показано непримиримое отношение Печорина к устоявшимся традициям «света» Ярче выявлено одиночество Печорина Ярче выявлено одиночество Печорина

4 В какой форме написана «Княжна Мери»? В какой форме написана «Княжна Мери»? Что предполагает эта форма? Что предполагает эта форма? Кто является рассказчиком? Кто является рассказчиком? Мы продолжаем углубляться в образ главного героя. Сначала он предстаёт перед нами глазами Максима Максимыча, простого и незатейливого человека. Потом рассказчик – офицер, очень похожий на Лермонтова. В «Тамани» рассказчик сам Печорин, но по глубине раскрытия образа «Княжна Мери» сильнее написана.

5 Печорин Вера Вернер Грушн ицкий Лиго вски е Драгун ский капита н Господи н с красной рожей Система образов

6 Вид Пятигорска Где происходит действие повести? Где происходит действие повести? Прочтите, как Печорин описывает пейзаж. Прочтите, как Печорин описывает пейзаж. Удивляет ли вас что-нибудь в этом описании? Удивляет ли вас что-нибудь в этом описании?

7 Описание «водяного общества» Перечитайте про себя описание «водяного общества» и приготовьтесь ответить на вопросы: 1. Каков тон повествования? 2. На какие группы Печорин делит «водяное общество»? 3. Над чем смеётся герой? Это тот фон, на котором будет разворачиваться повествование.

8 Образ Грушницкого Прочтите характеристику Грушницкого и приготовьтесь ответить на вопросы: 1. Каков эмоциональный тон всей характеристики? 2. Что о его манере говорить повествует Печорин? 3. Какое будущее ему предрекает? 4. Что о его уме говорит? 5. Какова цель его жизни? 6. Каков он в деле? 7. Как Печорин относится к Грушницкому? 8. Объективна ли его оценка? Княжна Мери и Грушницкий

9 С какой интонацией Печорин говорит о докторе Вернере? Перечитайте характеристику, данную доктору Вернеру Печориным. Выделите противоречия. (Проверка д/з Б)С какой интонацией Печорин говорит о докторе Вернере? Перечитайте характеристику, данную доктору Вернеру Печориным. Выделите противоречия. (Проверка д/з Б) Скептик, материалист, не написал двух стихов Скептик, материалист, не написал двух стихов Изучил человека Изучил человека Насмешник Насмешник Беден, мечтает о миллионах Беден, мечтает о миллионах Злой язык Злой язык Поэт Поэт Не воспользовался знанием Не воспользовался знанием Плакал над умирающим солдатом Плакал над умирающим солдатом Для денег не сделал лишнего шага Для денег не сделал лишнего шага Есть приятели Есть приятели

10 Комментарий Комментарий Грушницкий юнкер. Юнкер – это ученик военного училища. За боевые заслуги юнкеров производили в офицеры. В юнкера также могли разжаловать за дуэль или как участника декабрьского восстания. Печорин носил юнкерскую форму по особому роду франтовства, как говорит Печорин. Таким образом он хочет намекнуть на такую черту Грушницкого: он хочет казаться не тем, кем он является на самом деле. Ему стыдно признаться, что он юнкер по молодости лет.

11 Какого пушкинского героя напоминает Грушницкий? Чем? А в чём отличия? Сходство: Стоит рядом с главным героем Стоит рядом с главным героем Погибает от руки главного героя на дуэли Погибает от руки главного героя на дуэли Мог бы стать «мирным помещиком» Мог бы стать «мирным помещиком»Отличия: Пушкин любит Ленского, и Онегин его любит и жалеет, а Печорин и Лермонтов таких людей презирают Пушкин любит Ленского, и Онегин его любит и жалеет, а Печорин и Лермонтов таких людей презирают Ленский не смог бы поступить подло Ленский не смог бы поступить подло

12 Как вы думаете, за что Печорин ненавидит Грушницкого? Производит эффект, так как На голову стоит выше других Видит прекрасное Страдает истинно Любит производить эффект «Просто прекрасное его Не трогает» Изображает страдания и усталость от жизни ПечоринГрушницкий

13 Домашнее задание А. Как вы относитесь к словам Печорина: «…из двух друзей всегда один раб другого». Согласны ли вы с этим мнением? Есть ли, по- вашему, дружба. Если есть, что это такое? Б. Выписать противоречия Вернера, заложенные в его характеристике, данной ему Печориным. В. Какие события описываются в записи от 13 мая? Запишите

14 На каком приёме строится эта характеристика? На каком приёме строится эта характеристика? Вспомните: портрет Печоринав «Максим Максимыче» также строится на этом приёме. Уже таким образом автор намекает нам на то, что Печорин и Вернер – люди похожие. Поэтому-то Печорину и нравится Вернер. Почему же схожесть с Грушницким Печорина бесит, а схожесть с доктором нет? Почему же схожесть с Грушницким Печорина бесит, а схожесть с доктором нет? Чем Вернер привлёк героя? Чем Вернер привлёк героя?

15 Проверка д/з ряда А Печорин говорит: «Мы сделались приятели». Почему приятели, а не друзья? Прочитайте свои рассуждения на эту тему. Печорин говорит: «Мы сделались приятели». Почему приятели, а не друзья? Прочитайте свои рассуждения на эту тему. Чем занимались Вернер и Печорин? В чём состояло их приятельство? Чем занимались Вернер и Печорин? В чём состояло их приятельство? Чем довольны они? Чем довольны они?

16 Проверка д/з ряда В Вспомните, какие события описываются в записи от 13 мая 1. Вернер становится союзником Печорина в той интриге, которую он намерен завести с Мери и с Грушницким 2. Вернер не разубедил Мери, считающую, что Грушницкий разжалован за дуэль. 3. Княжна Мери с любопытством слушает рассказ своей матери о петербургских похождениях Печорина. Он делается героем её романа. 4. Вернер рассказывает Печорину, что у Лиговских остановилась одна дама 5. Печорин начинает на бульваре атаку на княжну Мери, стараясь её разозлить

Читать еще:  Рисунок к произведению мастер и маргарита. Гламурные иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» художницы по имени

17 Не кажется ли вам обидным, что два таких умных человека занимаются какими-то мелкими разговорами, обсуждая все эти мелкие события? Не кажется ли вам обидным, что два таких умных человека занимаются какими-то мелкими разговорами, обсуждая все эти мелкие события? Когда истинно взволновался Печорин? Когда истинно взволновался Печорин? Как вы думаете, о чём говорит это волнение? Как вы думаете, о чём говорит это волнение? Прочтите начало записи от 16 мая. Прочтите начало записи от 16 мая. Зачем после известия о приезде Веры идти на бульвар и продолжать свою игру с Мери? Зачем после известия о приезде Веры идти на бульвар и продолжать свою игру с Мери? Прочтём описание встречи Печорина и Веры. Прочтём описание встречи Печорина и Веры. Что о её внешности мы узнаём? Описывает ли её Печорин? Что о её внешности мы узнаём? Описывает ли её Печорин?

18 Портрет княжны Мери Прочтите, как он описывает Мери. Прочтите, как он описывает Мери. Что описывает в Мери Печорин? Что описывает в Мери Печорин? Почему же так отличаются портреты этих женщин? Почему же так отличаются портреты этих женщин?

19 Домашнее задание А. Тактика Печорина в отношении Мери А. Тактика Печорина в отношении Мери Б. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую я обольстить не хочу и на которой я никогда не женюсь? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь. Из чего же я хлопочу?» Действительно, почему? Хорошо ли это: любить одну женщину и быть ею любимым, а в то же время добиваться любви другой? Б. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую я обольстить не хочу и на которой я никогда не женюсь? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь. Из чего же я хлопочу?» Действительно, почему? Хорошо ли это: любить одну женщину и быть ею любимым, а в то же время добиваться любви другой? В. «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая прища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.» Как вы относитесь к этой фразе Печорина? Что, по-вашему, счастье? В. «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая прища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.» Как вы относитесь к этой фразе Печорина? Что, по-вашему, счастье?

20 Какое событие описывается в записи от 22 мая? Какое событие описывается в записи от 22 мая? Бал по подписке – как мы сейчас бы сказали, в складчину. Он проходил в дворянском собрании и на него были приглашены только офицеры, а Грушницкий – юнкер, он может любоваться на княжну Мери только через окно. Этим и решил воспользоваться Печорин, чтобы завоевать сердце княжны Мери

21 Проверка д/з группы А Как описывает Печорин княжну Мери во время вальса? Как описывает Печорин княжну Мери во время вальса? Какова тактика Печорина в отношении Мери? Какова тактика Печорина в отношении Мери? Нахал Нахал Смирение Смирение Вызвал жалость Вызвал жалость Разочаровал в Грушницком Разочаровал в Грушницком

22 Перечитаем разговор с Мери, описанный в записи от 3 июня. Заполните таблицу. Природные задатки Причина Следствие –рождение отрицательного качества

23 Природные задатки Причина Следствие –рождение отрицательного качества 1. Скромен Обвинили в лукавстве Скрытность 2. Чувствовал добро и зло Отсутствие ласки, оскорбления Злопамятность 3. Чувствовал себя выше других Ставили ниже Завистливость 4. Готов был любить весь мир Никто не понял Ненависть 5. Говорил правду Не верили лживость

24 На каком приёме троится исповедь Печорина? На каком приёме троится исповедь Печорина? Христос Антихрист Христос Антихрист Печорин Печорин Почему испарилась «христова» половина души Печорина? Почему испарилась «христова» половина души Печорина? Правду ли сказал Печорин? Правду ли сказал Печорин? Чем заполнена жизнь Печорина? Чем заполнена жизнь Печорина? Чем, по-вашему, должна быть заполнена жизнь мужчины? Чем, по-вашему, должна быть заполнена жизнь мужчины?

25 Домашнее задание (по вариантам) 1 вариант: Что называет Печорин жизнью? Как вы к этому относитесь? Можно ли это назвать жизнью? 1 вариант: Что называет Печорин жизнью? Как вы к этому относитесь? Можно ли это назвать жизнью? 2 вариант: Как вы оцениваете образ княжны Мери? Как вы к ней относитесь? Охарактеризуйте её: воспитание, манеры, образ жизни, качества характера. Какова её цель? Осуждаете ли вы её или жалеете? 2 вариант: Как вы оцениваете образ княжны Мери? Как вы к ней относитесь? Охарактеризуйте её: воспитание, манеры, образ жизни, качества характера. Какова её цель? Осуждаете ли вы её или жалеете?

26 Когда произошло перерождение Грушницкого? Когда произошло перерождение Грушницкого? Когда оно началось? Когда оно началось? Прочтите, как выглядит Грушницкий перед балом. Прочтите, как выглядит Грушницкий перед балом. Приведите примеры того, что он ни в чём не знает меры. Приведите примеры того, что он ни в чём не знает меры. Почему княжна Мери не реагирует на комплименты Грушницкого? Почему княжна Мери не реагирует на комплименты Грушницкого? Почему Грушницкий не понимает, что Мери его не любит? Почему Грушницкий не понимает, что Мери его не любит? В какой момент Грушницкий превращается из наивного мальчика в злобного и мелкого человека? В какой момент Грушницкий превращается из наивного мальчика в злобного и мелкого человека? В чём причина этого перерождения? В чём причина этого перерождения?

27 Портрет Печорина Прочтите цитату, где Печорин размышляет о своём назначении Прочтите цитату, где Печорин размышляет о своём назначении Какова его роль в жизни? Какова его роль в жизни? Почему ему грустно? Почему ему грустно? Что Печорин называет «жизнью»? Что Печорин называет «жизнью»? Как вы к этому относитесь? Как вы к этому относитесь?

28 Взаимоотношения Печорина и Мери Зачитайте в записи от 6 июня, что Печорин думает о Мери. Зачитайте в записи от 6 июня, что Печорин думает о Мери. Почему он произносит: «Какой вздор!»? Почему он произносит: «Какой вздор!»? Какова бы ни была свобода водяного общества, но, поцеловать руку девушке – это поступок. После этого нужно жениться. Но мы-то знаем, что Печорин не намерен жениться. Жалеет ли он Мери? Жалеет ли он Мери? Почему? Почему? Жаль ли вам княжну Мери? Жаль ли вам княжну Мери?

Конспект урока литературы «М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

В данной разработке представлен анализ повести «Княжна Мери» (первый урок) с применением проблемной технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы».

Цель: Проанализировать повесть «Княжна Мери», провести сопоставительный анализ Печорина и общества.

Создание проблемной ситуации.

«К полноте бытия моего недостает ощущение опасности. Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычной, необходимостью для развития моих способностей».

(Предположение ребят, что это слова Печорина. Это его мироощущение, лексика. Ищут фразы в романе, но их нет. Но показалось это не случайно).

Дочитываю до конца:

Читать еще:  Творческий проект в средней группе ДОО Кошутина.". Скачать бесплатно и без регистрации

«Здесь нет опасностей. В челноке переплываю Ангару, но волны ее спокойны. В лесах встречаю разбойников, они просят подаяния».

  • Уж не декабрист ли это? Да, это письмо из Сибири декабриста Лунина его сестре, письмо самого смелого декабриста.

Пушкин «Евгений Онегин» X глава (зашифрованные строки):

Друг Марса, Вакха и Венеры

Тут Лунин дерзко предлагал

Свои решительные меры.

  • Мы почувствовали, насколько близки слова Печорину. Как это объяснить? Как эта близость объясняет роман?

(Луначарский: «Творчество Лермонтова – последний отблеск декабризма».)

Мы все время считаем Печорина лишним человеком. Эта формулировка себя изжила. Эпоха, предшествующая декабристам, продолжается в его мироощущении, жажде бури .

  • Но тогда невольно напрашивается вопрос. Ждем его.
  • Разве видим мы в Печорине борьбу политическую?
  • Вспомним, чем занят Печорин, за какими опасностями он гонится: похищение Бэлы, в Тамани – вмешивается в дела контрабандистов, дуэль с Грушницким. Все это – житейские события, нет и намека на политическую борьбу. Чем объяснить? Может, все дело в безразличии Печорина к политическим проблемам? Тогда почему это герой времени Лермонтова? Подошли к самому трудному, интересному.

Ответы: эпоха 30 – 40 – ых годов необычна, обстоятельства, в которых оказывается герой Лермонтова, исключает политическую борьбу. Жизнь изменилась. Она лишена возможности направить Печорина в русло политической борьбы.

  • Какие возможности открываются у благородного, мыслящего человека эпохи Печорина?

Первая – жить, как все. Не делать подлости, но и не препятствовать им, ибо ты одинок. Не подчеркивать твоего неприятия аристократического мира, его устоев.

Вторая – сохранить идеалы, отстаивать их в поединке со светом, утверждать свои идеалы в борьбе со светом.

Печорин в романе абсолютно одинок, Доктор Вернер – единственный человек, равный Печорину. Но даже этот умница не понимает Печорина. Не понимает, зачем ему дуэль. Это Лермонтову важно, чтобы обострить одиночество Печорина.

  • Можно ли в одиночестве отстоять свои идеалы? Вот что мучает Лермонтова.
  • Много испытаний пришлось пережить Печорину, но самое суровое – впереди, на водах. Страницы, к которым переходим, кульминационные. Печорин и не предполагал, что ему уготовила судьба, автор.
  • В чем суть, тайна этих испытаний?

Только в повести «Княжна Мери» он в том обществе, которому принадлежит по происхождению, воспитанию. До сих пор был в мире инородном. Картина не менялась и в «Максим Максимыче». А здесь – его среда, его круг: Печорин на водах.

  • Чего же вы ожидали, когда приступили к чтению, какие сомнения мучили?

(Было интересно, примет ли Печорин законы общества, станет ли своим?)

  • Что привело на воды? (Желание отдохнуть).
  • И Печорину было с кем встречаться, говорить. Это люди его круга. И что же? Печорин – в «Княжне Мери». Как эти страницы объясняют сложного, неразгаданного лермонтовского героя?

(Оказавшись в окружении света, Печорин бросает ему перчатку нарочно открыто).

  • В чем тайна формы повести? (В форме дневника Печорина).
  • Какие уточнения, поправки должны сделать? (Вызов на страницах дневника).
  • Как относитесь к словам Печорина? Как воспринимаете страницы дневника?

(Печоринские слова – это поступки. Это предельно точное отражение его жизни, поведения).

  • Давайте вспомним, как отнеслось общество к приезду Печорина?

(Печорин –блистательный человек, богат, знатен, известен в Петербурге, образован, красив, умен. Во всех отношениях завидная партия. Вот почему так гостеприимно распахнуты перед ним двери Лиговских, эта исключительная благосклонность княгини (матери).

Здесь же встретился и с теми, кто может относиться к нему только враждебно. Ревность Грушницкого и его компании – им будет труднее быть в центре внимания рядом с Печориным.

  • И что же на фоне этого? Отношение Печорина к этому обществу? На одной из страниц журнала мы читаем: «Счастье – насыщенная гордость». Что это значит? Это честолюбие.
  • Что скажете?

(Печорин легко мог удовлетворить честолюбие, насытив гордость преклонением, став центральной фигурой, пользуясь благоговейным отношением к нему, безумной любовью к нему княжны Мери.)

  • Но Печорину этого не нужно! Его гордость иного склада. Со стремлением водяного общества блистать в свете его гордость ничего общего не имеет.
  • Тайна Печорина – быть самим собой, не променять свои идеалы ни на какие соблазны.
  • Печорин вступает в борьбу со светом с невиданной силой.
  • В чем это сказывается?

Кажется, что хочет сорвать маску с общества. Его дневник – меткая сатира на водяное общество. Большинство страниц носят негативный характер: читаем о водяном обществе; о Грушницком.

  • Белинский пишет: «Печорин отлично знает, чего ему не нужно». Неточность у Белинского по отношению к Печорину: Печорин не знает, что ему нужно.
  • Ваша позиция?

Страницы текста: хочет любви – мысли Печорина о себе,

Страницы текста– о противоречиях.

  • Чего он жаждет? Этого Печорин не проясняет, ему это не ясно в себе.

Но ясно одно – что он отрицает существующие формы отношений людей. Отрицание – форма утверждения. Его отрицание – не дух легкомыслия. Он, может быть, к идеалу устремляется с большей силой, чем к разрушению.

  • Важное слово об отношении Печорина к водяному обществу. Каким он его видит? Как о нем говорит? (прочитаем)

Ироничен, ехиден, желчен, это онегинский «огонь нежданных эпиграмм». Этим языком наполнены записи в дневнике.

Общество водяное. Это характеристика Печорина. Безжизненное, размытое, неопределенное. Мир, к которому нельзя отнестись серьёзно.

  1. Лицемерие. С одной стороны, петербургский покрой сюртука, с другой стороны, армейские эполеты. И от Печорина высокомерно отворачиваются. О нем судят не по его качесвам, а по покрою сюртука, эполетам. Если армейский служака – то не нашего круга!
  2. Праздность и пустота времяпровождения , капризы, притворство, откровенная низменность бытия. Печорин срывает маску, его слово точно бьет в цель: они пьют, но не воду. Это люди, бравирующие своими болезнями. Княгиня Лиговская потеет в ермоловской бане. – Лексический контраст – Княгиня – ермоловская ванна, названа именем генерала Ермолова. И простое слово потеет , неуважение к княгине.
  • Попробуйте сопоставить язык «Тамани» и «Княжны Мери».

Весь мир «Тамани» высоко поэтичен. Достаточно прочитать любую страницу. Мир «Тамани» овеян дыханием моря.

А в «Княжне Мери», особенно там, где водяное общество, нет поэзии. Доктор Вернер говорит о недугах. Вторжение чего – то медико – физиологического.

  • Задержались на общем портрете водяного общества. Но выпады Печорина – против конкретных лишений.
  • Произволен ли выбор Печорина? Кого он выбирает? (Грушницкого)
  • Почему? Справедлив ли Печорин?

Это самое заметное лицо на водах, вот – вот станет любимцем водяного общества. Умеет забывать симпатии. В нем все слабости водяного общества, все его пороки (по мнению Печорина, а по мнению водяного общества – достоинства).

  • Каким увидели Печорина в его отношении к Грушницкому? Вот что очень важно.

Печорину представляется смешной и нелепой страсть Грушницкого декламировать, стремление производить эффект, сделаться героем романа, не быть, а казаться. Его неумение и нежелание быть самим собой.

  • Но случайно ли это в Грушницком? (Как ему быть самим собой, если он ничтожен).
  • Понимает ли его Печорин? (Да, знает ему цену. Видит его позерство, понимает, для чего ему это надо).
  • Для Печорина лучше быть самим собой, обыкновенным, даже заурядным. Если делать вид, что ты героическая личность. Не будучи способным на бесстрашие, Грушницкий притворяется бесстрашным: махает шашкой – отступление от литературных норм.
  • Почему?

Через неправильность глагола чувствуем комичность показной храбрости Грушницкого. Ему мало быть юнкером, надо быть разжалованным, чтобы казаться загадочным.

  • Идеал Печорина – быть самим собой, простота, естественность, подлинность. Обозначим словами самого Печорина.

Грушницкий из тех людей, которые просто прекрасное не трогает.

  • Печорин же жаждет просто прекрасного. Вот откуда его страстный порыв к Бэле, ундине, Вере, в какой – то мере – Мери.
  • Печорин создает особенный прекрасный мир, который находится далеко от водяного общества.
  • Первые страницы повести. Прочитаем.

Посилился не в аристократическом центре, а на краю города у подошвы Машука.

  • К какому миру мы прикоснулись?
Читать еще:  Какие финно угорские народы населяют нашу страну. Расселение финно-угорских этносов на территории России

Его погружение в мир природы, то просто прекрасное, которое становится гармонией чистоты.

«Выхожу один я на дорогу» — мир не только лирического героя, но и мир романа.

  • Продолжите тему – как воплощена в повести?

Природа – воплощение печоринского идеала. Его дневник полон красок, запахов, звуков природы. Это его единственное надежное прибежище – природа.

  • Мы знаем, как много в его жизни значила любовь, но природа еще больше.

После свидания с Верой – мысли о любви и природе, которая сильнее любви к женщине.

  • Для Печорина природа – сама жизнь. Мы говорим о его бесстрашии. В чем тайна его дерзновенности? Что жизнь разлюбил?!

Глубочайшее заблуждение. Он очень жизнелюбивая натура. Жажда опасностей – с тем, чтобы выйти из столкновения с опасностью победителем.

Обостренное чувство природы – мера его жизнелюбия.

  • С этого мир начинается. Так было у Пушкина, так и сейчас. Пусть меня не будет, но живет природа. Это затем у Есенина и др. Человек – частица природы, продолжение природы.
  • Где печоринское погружение в природу достигает наибольшей силы.

Перед дуэлью. Читаем.

  • Что поразило? (Вглядывается в каждую мелочь, частицу природы. Замедленная съемка, крупный план).
  • Какая же может быть природа перед дуэлью?

(Его влюбленность в природу обостряется в минуту опасности).

Так как природа не умеет лгать, в отличие от людей. Ей незнакомо притворство, не знает моды. Она поразительно естественна, какой и должна быть жизнь человека.

  1. Ответить письменно на вопросы:
  • Мои впечатления о Печорине.
  • Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
  • Кто побеждает в поединке – Печорин или общество?
  1. Учебник «Печорин и «водяное общество», Печорин и Вернер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

Опорный конспект М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени.

Урок проведен в 6 классе по теме «Меры времени».

Урок математики по теме «Меры времени. Соотношения мер времени» проведен в 7а классе в .

Работа содержит 20 вопросов с вариантами ответов, ее можно использовать как зачетную после изучения главы «Княжна Мери».

Презентация к циклу уроков по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (уроки 1-2).

Система уроков по роману «Герой нашего времени&quot.

Психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сюжет и фабула в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия.

Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист».

Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1).

Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване)

Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула.

Фабула – хронологическая последовательность событий в литературном произведении.

Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет.

Сюжет – ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.

Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей.

Фабульная последовательность эпизодов романа

Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2).

Рис. 2. М.А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким»

Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии.

Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.

Сюжетная последовательность эпизодов романа

  • Предисловие. Знакомимся с автором и персонажами.
  • «Бэла».
  • «Максим Максимыч».
  • Журнал Печорина. Записки, рассказывающие о событиях, происходивших до «Бэлы»: предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» вышел двумя небольшими книгами, которые попали к Николаю I. Император Лермонтова не жаловал, но прочитал произведение внимательно. Первая книга ему понравилась, и он ее одобрил. Когда прочитал вторую, где изложены записки Печорина, Николай I разочаровался в произведении. Он неправильно понял название, решив, что «Герой нашего времени» – это Максим Максимыч. Простой верноподданный, хороший русский офицер, верный присяге, не имеющий душевных противоречий, внутренние переживания Печорина объясняет тем, что «маменька его избаловала». Это обманный ход Лермонтова. Он построил произведение с другим замыслом. Читатель погружается не вглубь событий, а проникает в душу самого героя. Этому сюжетному правилу подчинена композиция романа. Читатель движется кругами, знакомится с Максимом Максимычем и его глазами смотрит на Печорина в истории Бэлы. Затем предстает сам Печорин, холодный, презрительный человек, не похожий на романтического героя, каким его описывал Максим Максимыч. Затем записки самого Печорина, читатель погружается в его внутренний мир и смотрит на происходящее уже его глазами. Это важная особенность романа.

«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Важны не события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения. Автор не стремится помочь читателю. Каким должен быть Печорин? Должны ли его любить или ненавидеть, быть равнодушными или принимать его образ? Автор показывает три любовных сюжета, связанных с героем. Во всех Печорин выглядит как чудовище. Но женщины в него влюбляются, потому что ощущают силу, которую утратили современники. Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушек катастрофой. Но все равно читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит сложностям жизни, а не расшифровке простых формул.

Последняя из повестей романа «Фаталист», в ней говорится об основной проблеме: несет ли ответственность за свою судьбу главный герой или все фатально и предустановлено, и ничего изменить нельзя. Окончательного ответа нет. Серб Вулич, предчувствовавший смерть, играет с судьбой, и судьба оставляет его в живых: пистолет не стреляет. Чудом уцелев, Вулич погибает «от случайной шашки пьяного казака». Печорин бросается на казака, и у героя больше шансов погибнуть, но фатум присутствует в нашей жизни и Печорин остается в живых.

О том, в какой мере фатум определяет судьбу человека, автор постоянно размышляет. Читатель входит в мир души не только героя, но и рассказчика. Это двойной психологический роман. Два образа в центре внимания: герой и рассказчик. Отношения друг с другом такие же сложные, как и замысел романа. Печорин безысходен. Читатель встречается и прощается с ним в крепости. Герой не может выйти за пределы круга, очерченного вокруг его личности. Из этого противоречия не находит выхода и автор.

Домашнее задание

Виктор Золотусский в передаче «М.Ю Лермонтов. Таинственная повесть» рассказывает о влиянии природы Кавказа на восприятие и творчество поэта; рассуждает о сходстве и различии образов Печорина и Демона.

О трагической судьбе Печорина рассуждают участники программы «Игра в бисер».

П. Вайль и А. Генис в книге «Родная речь» предлагают свою интерпретацию лермонтовского романа.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/777267/
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/17/konspekt-uroka-literatury-m-yu-lermontov-geroy-nashego
http://interneturok.ru/lesson/literatura/9-klass/uroki-a-n-arhangelskogo-dlya-8-klass9/psihologicheskiy-roman-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector