2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок литературы на тему «М.Лермонтов «Герой нашего времени» («Печорин и «водяное общество»). Сочинение на тему: Печорин и общество (роман «Герой нашего времени» М.Ю

Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Роман «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич, написал о конфликте одного персонажа и общества. В одной из глав этого произведения Лермонтов показал, как Печорин борется всеми силами с водяным обществом. В данном произведении читатель наблюдает, как столкнулись мнения и взгляды людей на жизнь.

По мнению самого писателя, водяное общество представляет собой дворянство, люди, показывающие всю сущность светской жизни. Печорин герои, который противостоит этому сообществу. Общество, где люди завистливые, постоянно ведут сплетни друг про друга. Для Печорина все это было чуждо. Именно это было причиной, чтобы противостоять им. Но, несмотря на все это, общество играет не маленькую роль в произведении. Благодаря этому, читателю лучше удается узнать главного персонажа романа.

Одним из представителей водяного общества был Грушницкий. В романе он представлен как никчемная копия Печорина. Его общество над ним насмехается, несмотря на то что он из кожи вон лез чтобы его заметили. Несмотря на то что герой романтичен, все его чувства проникнуты фальшью. Чтобы не терять своего самолюбия, он соглашается на дуэль.

Княжна Мери была очень умной, несмотря на свой юный возраст. Ее непорочность показывает нам настоящий эгоизм Григория. Который, пытается припереть всю ее доброту. Но именно с Княжной он делится всеми своими переживаниями и мыслями. Однако и в этой героине читатель выдает ее неестественное поведение.

Вернер единственный человек из общества, который противостоит Печорину в открытую. Несмотря на то что их взгляды были в чем то схожи. Вернер оказывается более практичным человеком. По характеру он очень пассивен. Он открыто показывает свое равнодушие к миру. Это становится заметно перед дуэлью с Печориным, когда тот спрашивает, оставил ли Печорин завещание.

Читателю помогает понять насколько был несчастен Печорин, Вера. Именно с ее появлением становится понятно, что Печорин неспособен к искренности и любви. Даже несмотря на то что это ему необходимо. Когда Вера уезжает, он пытается ее догнать. Потерпев неудачу, он впадает в истерику.

Кроме всех выше перечисленных героев произведения, которые относились неким образом к «водяному» обществу, так же можно отнести военных и молодежь. Которые, так же заинтересованы в интригах и сплетнях. Их объединяет чинопочитание и праздность их жизни. Все герои произведения комичны и смешны. Тем не менее, именно благодаря этому обществу, Лермонтову удалось ярче выпазить образ главного героя Печорина.

Этим произведением Михаилу Юрьевичу удалось с точностью описать высший свет, именно таким, какой он был в 19 веке.

Также читают:

Картинка к сочинению Водяное общество в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Роман Щедрина можно считать историей семьи, которая была обречена на распад из-за утраты между людьми человеческих отношений. По-особому это показал Порфирий Владимирович Головлев, которого прозвали Иудушкой.

Герасим – обычный деревенский мужик, обладавший неистовой силой и мужеством. Герасим – настоящий русский человек, именно таким себе представляешь рабочего крестьянина того времени

Каждый из нас заслуживает оценку со стороны благодаря собственным поступкам и действиям, которые нас и определяют. Одобрение или порицание окружающих нас людей иногда является важным моментом в становлении личностных

Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы.

Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи

Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова

Водяное общество – это представители дворянства, которые лечатся и отдыхают на кавказских минеральных водах. Среди них есть приезжие, а так же и местные жители. Об их образе жизни на водах повествует глава «Княжна Мэри». Печорин противопоставляет себя водяному обществу, считает себя выше других, но он один из них.

Молодой офицер приезжает в Пятигорск и первыми на его улицах встречает семейства провинциальных дворян – степных помещиков. Печорин догадывается о месте их жительства по старомодным потертым сюртукам мужчин. Их цель приезда – выгодно пристроить дочерей за дворянина из столицы, поэтому жены и дочери степных помещиков, в отличие от глав семейств, одеты в изысканные наряды. На каждого новенького приехавшего в Пятигорск они смотрят с любопытством, пытаясь разглядеть в нём потенциального жениха.

Жены местных чиновников встречают гостей иначе. Для их курортных романов хороши не только штатские, но и военные кавалеры.

Есть ещё особенный класс – это франты. Они пьют, но не минеральную воду, гуляют мало, почти не ухаживают за дамами, жалуются на скуку. Франты выражают презрение ко всему провинциальному и мечтают о столичном высшем свете, но их туда не пускают.

Читать еще:  Художественное мастерство Тургенева–прозаика в оценке современных литературоведов. О творческом методе И

Печорин с насмешкой наблюдает за нравами водяного общества, выбирая жертву для своих интриг. Ею становятся юнкер Грушницкий и хорошенькая княжна Мэри.

Молодой армеец — представитель франтов. Это недалёкий человек, любитель внешних деталей. Грушницкий прячет свою сущность за эффектной позой, пространными вычурными речами. Он любит производить эффект на окружающих, изображая из себя страдальца, мечтая стать героем романа. Самолюбие не позволяет Грушницкому отказаться от дуэли и признать свою вину в низком поступке, что приводит его к трагической гибели.

Княжна Мери – наиболее выразительный образ из дам водяного общества. Она красива, неглупа, обладает чувством юмора. Именно Мери Печорин посвящает в тайны своей души. Нравы высшего света ещё не наложили на её юный характер свой глубокий след. Княжна пока способна сострадать и любить. Печорин преподаёт ей жестокий урок, разрушает её неокрепшую душу.

Несколько особняком от водяного общества стоит приятель Печорина доктор Вернер. Он похож с главным героем независимым характером. Это единственный человек, мнение которого важно для Печорина. Вернер умён, ироничен, видит людей насквозь. В отличие от Печорина, который активно участвует в жизни, Вернер наблюдает за ней как бы со стороны. Доктор ещё более Печорина прагматичен в жизни, лишён романтических чувств. Перед дуэлью Печорин любуется красотой природы, а Вернера интересует наличие у друга завещания.

Всех представителей водяного общества объединяет чинопочитание, интриги, зависть, светские сплетни, пустое времяпровождение, духовная пустота. Оно являются копией высшего света Москвы и Петербурга.

Вариант 2

Печорина, главного действующего лица лермонтовского романа “Герой нашего времени” по традиции относят к категории “лишних людей”. Писатель, помещая своего персонажа в различные обстоятельства, сталкивая с разными людьми, сопоставляет его и окружающую среду.

Печорин противостоит “водяному обществу”, автор изображает взгляд героя на данное общество и среду в целом. “Водяное общество”, конечно, образ собирательный. Это представители дворянства, в поведенческой линии и образе жизни которых наблюдаются все типичные черты современного писателю времени. Столкновение отдельной личности и общества изображено не только для того, чтобы раскрыть характер Печорина, но и отобразить жизненные приоритеты “водяного общества”. Печорин с едва скрываемым пренебрежением отмечает чувство зависти представителей высшего света, их приверженность к козням и злословию. Нравы людей, над которыми вслед за автором иронизирует и его герой, определены историческими событиями и обычаями.

«Водяное общество” — антагонист Печорина, однако есть персонажи, которые не противоположны Печорину, а, напротив, сопоставимы с главным героем. Грушницкий, например, является в некотором роде карикатурой на главного героя. И то, что у Печорина есть сущность его натуры, у Грушницкого – эффектная поза, которой он рассчитывает произвести впечатление. Он позерствует, нередко ведет себя несообразно обстоятельствам. Участие Грушницкого в поединке низко, неблагородно, но он не может отступиться, так как крайне амбициозен.

Вернер — только один мужской персонаж, который сопоставим с Печориным. Их родственность обнаруживается во взаимоотношениях с обществом, остром уме, скептицизме. Но Вернер неактивен, менее глубок и сложен, чем главный герой.

Что касается женских образов в романе, то они необходимы также для выполнения главной задачи — раскрытия характера Печорина, его взгляда на любовь. Из представленных женских образов княжна Мери изображена более выразительно. Это романтичная натура, она молода, неглупа, остроумна. Чистая и наивная натура, на ее фоне эгоизм Печорина еще более явен.

Вера — нечеткий образ, описан штрихами, намеками. Она сопоставляется с Печориным и во взаимоотношениях с ней отчетливо чувствуется трагичность положения главного героя, его неумение подлинно любить.

Особенная категория в “водяном обществе” представлена статскими и военными мужчинами. Особняком стоит “водяная молодежь”. Но везде то же чинопочитание, те же балы, пустое провождение времени, сплетни, духовная нищета. Провинциальное общество копирует столичное.

«Водяное общество” — не случайная линия романа. Проблема личности, ее взаимосвязь с окружающим миром являются важнейшей задачей творчества М. Ю. Лермонтова.

Водяное общество в романе Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

Сочинения по произведениям Перро

Она – именно так называет Бунин главную героиню своего рассказа «Чистый понедельник». Более практически никаких подробностей не дается помимо указания на проживание ранее в Твери, богатство и красоту.

«Маленький солдат» – известное произведение, которое написал советский писатель Платонов. Рассказ повествует о военном времени и о том, как тогда было тяжело жить. Название произведение можно условно разделить на две части.

Для того, чтобы понимать всю философскую глубину и значение данного произведения, стоит обратиться к такому его элементу, как названию. Распутиным была проделана колоссальная работа по тому, чтобы читатель

Смысл поэмы в том, что семь освобождённых крепостных крестьян пытаются выяснить, как живётся людям на Руси. Они путешествуют по нашей необъятной стране.

Урок литературы на тему «М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» («Печорин и «водяное общество»)

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок русской литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

УРОК 4. «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Тема: «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Цель: Показать и увидеть то, как быстро меняются взгляды Печорина при встрече с Грушницким.

углубить представления ребят о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения;

Читать еще:  Дополнительные призы от CityPass. Памятники Каримову, Кошко и скульптурные портреты патриархов

формировать первоначальные понятия о жанре социально- психологического романа.

На уроках ученики следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мери» мы видели Печорина в кругу, социально более близком, однако столкновение с отдельными людьми показано здесь как конфликт с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мери» – самая большая по объему часть романа.

Изучению повести можно посвятить два урока. На первом из них сосредоточим внимание на поединке с «водяным обществом», в которой вступает Печорин. «Почему этот поединок оказывается неизбежным? Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?» — таковы центральные вопросы этого урока. Одного из учеников просим написать план на доске, выявляющий основные эпизоды повести. Такое задание обычно вызывает затруднение, ибо сюжет растворен в дневниковых записях, события – в оценках. Вместе с тем логика сюжета подчеркивает, как неумолимо нарастает напряжение, как одно столкновение следует за другим.

Чтобы учащиеся поняли, в чем причина остроты поединка, предлагаем им дать оценку каждого из событий (встречи с Мери у «колодца», в магазине, бал в ресторации, дуэль и т. д.) с точки зрения Печорина и других персонажей повести, мнения которых зафиксированы в журнале Печорина. Этот прием работы над текстом помогает увидеть несовместимость Печорина с «водяным обществом» и презрение к нему. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Поиски мотивов его поведения облегчены тем, что перед нами дневник, в котором он исповедуется бесстрашно, сам пытаясь понять противоречия своего характера и поведения.

«Одинаковым ли человеком предстает Печорин в обществе и наедине с самим собой? Зачем Печорин ведет дневник?» – спрашиваем у класса. Для Печорина при его одиночестве журнал – единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Вместе с тем дневник Печорина – и лаборатория естествоиспытателя, который неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой, делаю это, казалось бы, даже в самые неподходящие минуты.

Журнал имеет для Печорина еще одну ценность: это его душевная память. Жизнь Печорина, кажется, разменивается на пустяки, и потому ему особенно важно увидеть смысл событий, сохранить их след.

Далее предлагаем классу такие вопросы: почему Печориным владеет «отрадное чувство», когда утром он видит город и горы? Как меняется интонация повествования, когда от пейзажа Печорин переходит к описанию толпы? Почему Печорину удается привлечь внимание обожателей мери? Когда и почему против Печорина составляется «враждебная шайка»? Какие качества и действия Печорина разрушают все планы его врагов?

Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, «водяное общество» полагает, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету и гостиным. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу», не только не гордится своим превосходством, но в отличие от Онегина болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущее к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемой двумя различными чувствами. Первое было грусть: за что они меня все ненавидят? – думал я. За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство? И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу». Переход от иронии к грусти, от не к ядовитой злости, побуждающий действовать, чтобы не оказаться игрушкой в руках ничтожных людей, характерен для отношения Печорина к «водяному обществу» в целом и в частности к Грушницкому. И далее мы останавливаемся на отношении Печорина и Грушницкого. Печорин вводит в дневник спутников этого периода своей жизни характеристиками, точность которых предстоит проверить в дальнейшем течении событий.

Чтобы выявить представления учеников о Грушницком, показываем иллюстрацию Врубеля к «Герою нашего времени», на которой изображена Княжна Мери, подающая стакан Грушницкому. Таким ли ученики представляли себе героя в этот момент? Почему художник делает его скорее жалким, чем самолюбиво гордым в этой сцене? Выявив с помощью иллюстрации читательские впечатления, переходим к анализу текста. Как соотносятся характеристика Грушницкого с тем, что впоследствии раскрылось в нем? Первое представление о Грушницком пронизано с иронией. Однако в этой первой характеристике Грушницкий скорее смешон, чем страшен, скорее жалок, чем опасен. Печорин при всей ироничности довольно добр.

Зачем же Печорин дразнит Грушницкого, разрушает его ореол в глазах княжны, вступает в «состязание»? «Врожденная страсть противоречит» в Печорине не только признак его рефлексии, борьбы со своей душой, со своей судьбой, но следствие постоянного антагонизма в отношениях с обществом. Все окружающее так ничтожно, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на других, поступать вопреки, делать наоборот.

Беседа в классе развивается такими вопросами: почему Печорин «внутренне хохотал», разговаривая с влюбленным Грушницким? Кто более искренен в этом разговоре (Запись от 16 мая). Почему Печорин не скрывает своих намерений, обещая Грушницкому «волочиться за княжной»? Любит ли Грушницкий Мери? Почему Печорину удается одним ударом разоблачить Грушницкого, сказав Мери, что он юнкер? В чем проявляется «воинственный дух» Грушницкого? Почему в нем» борьба совести с самолюбием была непродолжительна»? Отчего Грушницкий постоянно оказывается мелким и смешным рядом с Печориным? Наблюдая за тем, как расходятся подлинные чувства и поведение Грушницкого (отношение к Мери, Печорину, эполетам…), ученики убеждаются в том, что он все время старается кому-то подрожать. В нем иногда проступают черты пародии на Ленского. Ситуация бала в записи от 5 июня напоминает именины Татьяны. (Упоминание имени Пушкина в предшествующем эпизоде как бы направляет поток ассоциаций в сторону его романа). Печорин, как Онегин Ольгу, приглашает Мери танцевать мазурку. Досада Грушницкого напоминает ревность Ленского:

Читать еще:  Пост на тему равнодушие или милосердие. Сочинение проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы егэ

« — Я этого не ожидал от тебя, — сказал он подойдя ко мне и взяв меня за руку.

Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. Она мне призналась.

Ну, так что ж? А разве это секрет?

Разумеется, я должен был этого ожидать от девчонки, от кокетки… Уж я отомщу!»

Однако, почти повторяя слова Ленского, Грушницкий далек от его патетического романтизма. Мстя Печорину и Мери, он совершает подлости. Всемогущество Печорина и беспомощность Грушницкого отменяют соперничество. Печорину до поры Грушницкий кажется настолько смешным, что не возбуждает в нем гнева. Однако низость Грушницкого рассердит Печорина всерьез: «…про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи». Предательство Грушницкого Печорина ранит, но он готов простить «приятелю» его злость, его мелкое самолюбие за минуту честности.

Готовность Печорина к человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет, не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в человеке, прежде чем совершить возмездие. И далее мы переходим к анализу эпизода дуэли. Почему Печорин идет на дуэль? Что говорит о его готовности к смерти? Какие стороны души Печорина открывает ночь перед дуэлью? Почему и как в поединке продолжает испытывать Печорин после дуэли? Ответы на эти вопросы помогают ученикам понять, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не за себя только, за то, что человек и перед смертью кривляться и лгать, за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком самолюбие оказывается сильнее честности.

В заключении урока рассматриваем иллюстрации Врубеля к эпизоду и обдумываем, почему художник избрал момент, когда Грушницкого на площадке уже не было, какие чувства заметны в лице и позе Печорина, чем отличаются друг от друга фигуры Вернера и капитана, расположенные к зрителю спиной, почему место дуэли нарисовано как голые скалы.

Дома предлагаем прочесть статьи учебника «Печорин и «водяное общество», «Печорин и Грушницкий»; ответить на вопросы: чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина?

. конфликт героя и общества как социального целого, как исторической среды, к пониманию которой обращается мысль героя для уяснения своих судеб.

Учебные проблемные ситуации:

Почему поединок Печорина с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Можно ли было избежать дуэли между вчерашними приятелями?

Есть ли в конфликте между героем и обществом победители и побежденные?

До сих пор мы следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.

Определите основной конфликт повести. Как вы думаете, почему журнал Печорина начинается с описания пейзажа? Как меняется интонация, когда от описания природы автор переходит к описанию «водяного общества»? Почему против Печорина составляется «враждебная шайка»?

I учебная ситуация.

Почему поединок с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?

В чем же причина остроты поединка, дадим оценку каждого их этих событий, которые мы увидели в этой повести: встреча Мери у «колодца», в магазине, в ресторации, дуэль, которые зафиксированы в журнале Печорина. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Одинаковым ли человеком предстоит Печорин в обществе и наедине с самим собой?

О биографии Грушницкого.

Почему же возникла дуэль между бывшими приятелями?

Чтение и анализ дуэли.

Какие стороны души Печорина открываются в ночь перед дуэлью и во время нее? Хотел ли Печорин смерти Грушницкого? Что же в поведении Грушницкого подтолкнуло его на жестокое решение? Как себя чувствовал Печорин после дуэли?

Работа с иллюстрацией .

Иллюстрация Врубеля к «Герою нашего времени». Таким ли представляли себе героя в этот момент? Почему художник делает его скорее жалким, чем самолюбиво гордым в этой сцене?

Как относится характеристика Грушницкого с тем, что впоследствии раскрывалось в нем? Зачем же Печорин дразнит Грушницкого, разрушает его ореол в глазах княжны, вступает в «состязание»? Почему Печорин «внутренне хохотал», разговаривая с влюбленным Грушницким? Почему Печорин не скрывает своих намерений, обещая Грушницкому «волочиться за княжной»? Любит ли Грушницкий Мери? Почему в нем «борьба совести с самолюбием была непродолжительна»? Отчего Грушницкий постоянно оказывается мелким и смешным рядом с Печориным? Почему Печорин идет на дуэль?

III учебная ситуация .

Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

Мы проследили борьбу Печорина с «водяным обществом», а также взгляд героя на Грушницкого.

Прочитать статью «Печорин и «водяное общество», «Печорин и Грушницкий», а также письменно ответить на следующие вопросы: чем отличается сцены дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина?

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/vodyanoe-obshchestvo-v-romane-geroj-nashego-vremeni
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/vodyanoe-obshchestvo-v-romane-geroj-nashego-vremeni
http://infourok.ru/urok_literatury_na_temu_m.yu.lermontov_geroy_nashego_vremeni-428426.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×